Jane
17 апреля 2005 г.
Уже сутки живу вместе со своими впечатлениями от просмотра последнего "Мудреца" в этом сезоне.
Как я счастлива, что благодаря Springie не стала откладывать возможность просмотра спектакля с Вершининым в главной роли на потом
В прошлый раз меня меня очень взволновало созвучие тем комедии Островского сегодняшнему дню и их замечательное воплощение на сцене Малого театра.
Сегодня я хотела бы остановиться на "качестве" актерской игры.
Итак, А. Вершинин в роли Глумова.
Поразительным фактом является то, что именно Глумов Вершинина, а не Зотова соответствует сути своей фамилии Глумов.
(Глумиться - смеяться, насмехаться, издеваться над кем.)
На протяжении всего спектакля от первой сцены до последней А.Вершинин демонстрировал большое разнообразие способов этого глумления. Сначала в первом действии он дал нам возможность посмотреть на себя "настоящего". Никаких истерик. Очень трезвые размышления. Приятный тембр голоса. Четкая дикция. Светлая голова.
Красивые руки. Открытый ясный взгляд. (В противовес дерганиям и экзальтированным выходкам Зотова).
Замечательно сыгранная сцена с Манефой (когда Манефа, вылив из фарфоровой чашечки воду, прячет ее в сумку). Глумов-Вершинин всей своей пластикой, еле уловимыми движениями головой и руками без единого звука, так красиво и много сказал... Кто-то проворчит:"А, мелочь...". Но таких мелочей было множество. И какое очарование они придают всем мизансценам!
Далее... Вершинин, чувствуя "вкус" каждого героя комедии Островского, подобрал каждому из них свой отдельный способ глумления. С дядюшкой - один, с его женой - другой, с Городулиным - третий, с Крутицким - четвертый. В результате для зрителя Глумов постоянно меняется, он интересен в любой отдельно взятый момент.
К примеру, сцена чтения тракта Криутицким вместе с Глумовым-Зотовым кажется затянутой. Потому что к этому моменту зрители устали, не смотря на предшествующий антракт, от одинаково натянутого как стрела и напряженного Зотова (это не только мое мнение).
Эта же сцена с Вершининым - замечательна. Особенно это - "духовная" близость Крутицкого и Глумова во время лежания на шкуре у ног "рыцаря". И вообще, дуэт Крутицкий-Глумов "звучит" в этом случае гармонично и насыщенно.
Еще одним моим "открытием" явился тот факт, что рядом с Глумовым- Вершиным игра Моисеевой, Потапова, Муравьевой, Клюквина, Клюева тоньше и чувственна. Особенно это заметно в отношении Моисеевой. В роли матери Глумова-Зотова она смотрелась очень бледно, а вчера щеки ее действительно пылали, а глаза сверкали!
В сцене парадного сговора Зотов-Глумов вообще "потерялся" и "нашелся" только, когда спрыгнул в зал. А Вершинин - это всем женихам жених Жених на все времена! Им действительно все "околдованы". И вот это "колдовство", магическоек действие и на зрителей, и на партнеров подарил нам вчера маг, волшебник, чародей - актер Александр Вершинин
Специально для Дианы скажу, что Курчаев-Фоменко по сравнению с Курчаевым-Вершининым гусар-пенсионер. Это, может быть, было самым "большим" минусом вчерашнего спектакля, потому что перед глазами стоял том самый обаятельный Курчаев из спектакля 20 марта!
И права Springie, что даже сами актеры не были готовы к такой буре оваций и уже стали расходиться по углам сцены, когда по "требованию" благодарных зрителей распахнулся занавес, и зал, стоя, продолжал аплодировать и аплодировать
Спасибо всем актерам, спасибо Малому театру за этот спектакль
Желаю бурных гастролей и жду "Мудреца" в новом сезоне