Зеничев Дмитрий Николаевич

Артист

Дмитрий Николаевич Зеничев, артист драмы, родился 13 сентября 1971 г. В 1996 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и был зачислен в труппу Малого театра.

С первых же дней работы харизматичный молодой артист активно включается в текущий репертуар. Дмитрий вводится в спектакли «Чудаки» М.Горького (Васенька Турицын и Николай Потехин), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого (князь Хворостинин), «Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского (Тишка), «Свадьба Кречинского» по А.В.Сухово-Кобылину (Тишка), «Недоросль» Д.И.Фонвизина (Кутейкин).

Первой премьерой с участием Зеничева стала комедия «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве. Дмитрий сыграл бестолкового Бабьеку, которому император Карл V случайно выбил глаз во время игры в мяч и в качестве компенсации пожаловал должность придворного курьера. Бабьека наделён кипучей неуёмной энергией, вот только работник из него никудышный, поскольку все его мысли заняты исключительно легкомысленной супругой Санчетой. Уморительно смешной курьер и его неверная жена – пружины многочисленных интриг, разворачивающихся при дворе испанского императора.

Среди других ролей, исполненных артистом, – Кай и принц Клаус («Снежная королева» Е.Шварца), Попплтон («Корсиканка» И.Губача), Неизвестный и Василиск Перцов («День на день не приходится» А.Н.Островского), Погуляев («Пучина» А.Н.Островского), Тарелкин («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), Дон Адриано де Армадо («Усилия любви» У.Шекспира), Брат Верность («Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова), доктор Бартоло («Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше).

Дмитрия Зеничева отличает бесспорный талант, природная органика, сценическое обаяние, пластичность. Одна из отличительных черт дарования Зеничева – его скрытый темперамент. Это актёр, за которым всегда интересно наблюдать, независимо от того, играет ли он центральную роль или выходит на сцену в небольшом эпизоде.

В числе лучших работ Дмитрия Зеничева в Малом театре – Чепурин, владелец дома, в котором разворачивается действие спектакля «Трудовой хлеб» А.Н.Островского. Лаконичными штрихами актёр рисует портрет, казалось бы, ничем не примечательного человека, на поверку оказывающегося добрым и сострадательным. Обстоятельный и немногословный, неловко чувствующий себя в компании своих весёлых жильцов, именно он в тяжёлую минуту приходит на помощь отчаявшимся героям. Эта роль как нельзя лучше соответствует амплуа артиста: Зеничев – классический резонёр. Вместе с тем, он щедро наделён и чувством юмора, и столь необходимой в актёрском деле самоиронией.

Репетилов Дмитрия Зеничева помогает расставить точки над «i» в образе Чацкого, снимая с того романтический флёр («Горе от ума» А.С.Грибоедова). Схожесть этих персонажей прослеживается буквально во всём – в первом появлении на сцене, костюмах, и, самое главное, в репликах героев. В результате становится очевидным, что идейный революционер мало чем отличается от пустого болтуна – разве что в постановке Сергея Женовача Репетилов предстаёт куда более человечным.

Дмитрию Зеничеву часто приходится вводиться в готовые спектакли, но он никогда не повторяет уже имеющийся рисунок роли. Пример тому – Иван Мизинчиков в комедии «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому. Обаятельный прощелыга, «разжалованный в нищие», Иван Иванович с насмешливым интересом наблюдает за фантасмагорией, творящейся в злополучном селе. Природная страсть к авантюрам и проигранное состояние толкают его в погоню за приданым богатой полусумасшедшей девицы, однако даже в такой ситуации Мизинчиков пытается соблюсти «приличия»: он претендует только на часть средств, остальные деньги собирается оставить своей убогой «жертве».

Сегодня Дмитрий Николаевич плотно занят в репертуаре театра. Исполненные им роли позволяют говорить о Зеничеве как о блестящем острохарактерном артисте. На его счету двуличный Бургомистр («Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта), бесцеремонный фабрикант Мерлюш («Таинственный ящик» П.Каратыгина), сующий нос не в свои дела таксист Джо и сыплющий афоризмами Малачи Стэк («Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера), наивный глуповатый Оргон («Тартюф» Ж.Б.Мольера). Выразительный пластический рисунок сочетается с тонким пониманием психологии персонажей – Зеничев играет, но никогда не заигрывается. Критика особо отмечала его работу в спектакле «Слуга двух господ» К.Гольдони: «Крупными мазками написан Дмитрием Зеничевым портрет венецианского купца Панталоне Деи Бизоньози. В этой роли не по возрасту молодой актёр предстаёт воплощённой старостью с её осмотрительностью, бережливостью, подагрой, близорукостью и шарканьем больных ног» (Алла Шевелёва, специально для газеты «Малый театр»-№5 (157), 2017 г.).

Вскоре после окончания училища Дмитрий Зеничев активно занялся педагогической деятельностью. С 1998 по 2011 гг. он преподавал в актёрских классах московской школы № 232 при ВТУ им. М.С.Щепкина. В дальнейшем многие выпускники продолжили обучение в высших театральных учреждениях, и на сегодняшний день являются актёрами театра и кино, в их числе Александр Ильин, Клавдия Коршунова, Анна Хилькевич, Мила Макарова, Денис Васильев.

С 2000 г. Зеничев работает в ВТУ им. М.С.Щепкина, где преподаёт на корейском курсе (мастерская В.С.Сулимова). Со своими студентами Дмитрий поставил дипломные спектакли «Тартюф» Ж.Б.Мольера, «Пигмалион» Дж.Б.Шоу, «Провинциалы» («Провинциалка» И.С.Тургенева и «Предложение» А.П.Чехова), «Бесприданница» А.Н.Островского. Ученики Дмитрия Зеничева успешно работают в Южной Корее как актёры, режиссёры, преподаватели театральных дисциплин.

С 2012 г. Зеничев – педагог курса мастерской В.И.Коршунова. С 2013 г. преподавал мастерство актёра в тувинской студии мастерской Д.Г.Кознова, где поставил «Любовь под вязами» Ю. О’Нила (спектакль шёл на тувинском языке). В настоящее время доцент Д.Н.Зеничев работает в мастерской Д.Д.Кознова (Киргизская студия).

В числе других постановок Дмитрия Николаевича в ВТУ им. М.С.Щепкина, – «Тысяча дней Анны Болейн» М.Андерсона, «Игроки» Н.В.Гоголя, «Эвридика» Ж.Ануя, «Бумбараш» Ю.Кима. «Эти свободные бабочки» Л.Герша и «Иванов» А.П.Чехова стали дипломными спектаклями 4 курса Мастерской Д.Г.Кознова (Башкирская студия) и студентов Мастерской В.С.Сулимова соответственно.

В качестве режиссёра-постановщика в 2009 г. Дмитрий Зеничев выпустил спектакль «Love» М.Шизгала, который игрался в Театральном центре им. В.Высоцкого. В 2010 г. он поставил «Тайну целомудренного бабника» А.Крыма в Московском драматическом театре им. Р.Симонова.

Артист активно снимается в кино и на телевидении. Среди наиболее известных проектов с его участием – сериалы «Графиня де Монсоро», «Возвращение Мухтара», «Сатисфакция», «Не родись красивой», «Дополнительное время», «Атлантида», «Общая терапия», «Кружева», «Александра», «Голубка», «Хозяйка моей судьбы», «Без следа», «Склифосовский», «И шарик вернётся», «Сухарь», «Скорая помощь-5», «Четвёртая отрицательная» и др.

Роли в Малом театре:

31.03.1996 (ввод) Вася Турицын «Чудаки» М. Горького

06.10.1996 (ввод) князь Хворостинин «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого

10.10.1996 (ввод) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого

20.10.1996 (ввод) 2-й разбойник «Снежная королева» Е.Шварца

01.11.1996 (ввод) солдат, шут «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна

21.12.1996 (ввод) Тишка «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского

30.12.1996 (ввод) парень «Волки и овцы» А.Н. Островского

24.02.1997 (ввод) повар «Чайка» А.П. Чехова

02.03.1997 (ввод) гость «Вишневый сад» А.П. Чехова

11.09.1997 (премьера) игрок «Свадьба Кречинского» мюзикл по пьесе А.В. Сухово-Кобылина

18.09.1997 (ввод) Тишка «Свадьба Кречинского» мюзикл по пьесе А.В. Сухово-Кобылина

04.10.1997 (ввод) Кутейкин «Недоросль» Д.И. Фонвизина

19.10.1997 (ввод) Николай Потехин «Чудаки» М.Горького

24.10.1997 (премьера) Бабьека «Тайны мадридского двора» Э.Скриба, Е. Легуве

15.03.1998 (ввод) Кай «Снежная королева» Е. Шварца

10.10.1998 (премьера) Чепурин «Трудовой хлеб» А.Н. Островского

14.11.1998 (премьера) художник «Воскресение» Л.Н. Толстого

01.11.2000 (премьера) Репетилов «Горе от ума» А.С. Грибоедова

21.05.2001 (ввод) придворный «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба, Е. Легуве

03.02.2002 (ввод) Грязной «Князь Серебряный» А.К. Толстого

03.11.2002 (ввод) принц Клаус «Снежная королева» Е. Шварца

27.12.2002 (премьера) прохожий «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского

27.12.2003 (ввод) Попплтон «Корсиканка» И. Губача

05.01.2004 (премьера) Неизвестный «День на день не приходится» А.Н. Островского

09.11.2004 (ввод) Погуляев «Пучина» А.Н. Островского

13.11.2004 (ввод) Василиск Перцов «День на день не приходится» А.Н. Островского

06.11.2005 (премьера) Тарелкин «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина

09.01.2006 (ввод) стражник «Царь Борис» А.К. Толстого

22.03.2007 (ввод) Дон Адриано де Армадо «Усилия любви» У. Шекспира

21.11.2009 (премьера) Брат Верность «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова

27.12.2009 (премьера) Генерал, «Умные вещи» С.Я. Маршака

17.11.2013 (ввод) Иван Мизинчиков, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского

20.12.2016 (премьера) Панталоне Деи Бизоньози, «Слуга двух господ» К.Гольдони

30.04.2019 (премьера) Таксист Джо, «Всегда зовите Долли» Т.Уайлдера

01.10.2021 (ввод) Бургомистр, «Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта

28.01.2022 (ввод) Малачи Стэк, «Всегда зовите Долли» Т.Уайлдера

27.01.2023 (ввод) доктор Бартоло, "Женитьба Фигаро" П.О.Бомарше

28.03.2023 (ввод) Мерлюш, "Таинственный ящик" П.А.Каратыгина

31.08.2023 (ввод) Рафаэле, "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо

07.12.2023 (ввод) Оргон, "Тартюф" Ж.Б.Мольера


Дмитрий Николаевич Зеничев, артист драмы, родился 13 сентября 1971 г. В 1996 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и был зачислен в труппу Малого театра.

С первых же дней работы харизматичный молодой артист активно включается в текущий репертуар. Дмитрий вводится в спектакли «Чудаки» М.Горького (Васенька Турицын и Николай Потехин), «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого (князь Хворостинин), «Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского (Тишка), «Свадьба Кречинского» по А.В.Сухово-Кобылину (Тишка), «Недоросль» Д.И.Фонвизина (Кутейкин).

Первой премьерой с участием Зеничева стала комедия «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве. Дмитрий сыграл бестолкового Бабьеку, которому император Карл V случайно выбил глаз во время игры в мяч и в качестве компенсации пожаловал должность придворного курьера. Бабьека наделён кипучей неуёмной энергией, вот только работник из него никудышный, поскольку все его мысли заняты исключительно легкомысленной супругой Санчетой. Уморительно смешной курьер и его неверная жена – пружины многочисленных интриг, разворачивающихся при дворе испанского императора.

Среди других ролей, исполненных артистом, – Кай и принц Клаус («Снежная королева» Е.Шварца), Попплтон («Корсиканка» И.Губача), Неизвестный и Василиск Перцов («День на день не приходится» А.Н.Островского), Погуляев («Пучина» А.Н.Островского), Тарелкин («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), Дон Адриано де Армадо («Усилия любви» У.Шекспира), Брат Верность («Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова), доктор Бартоло («Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше).

Дмитрия Зеничева отличает бесспорный талант, природная органика, сценическое обаяние, пластичность. Одна из отличительных черт дарования Зеничева – его скрытый темперамент. Это актёр, за которым всегда интересно наблюдать, независимо от того, играет ли он центральную роль или выходит на сцену в небольшом эпизоде.

В числе лучших работ Дмитрия Зеничева в Малом театре – Чепурин, владелец дома, в котором разворачивается действие спектакля «Трудовой хлеб» А.Н.Островского. Лаконичными штрихами актёр рисует портрет, казалось бы, ничем не примечательного человека, на поверку оказывающегося добрым и сострадательным. Обстоятельный и немногословный, неловко чувствующий себя в компании своих весёлых жильцов, именно он в тяжёлую минуту приходит на помощь отчаявшимся героям. Эта роль как нельзя лучше соответствует амплуа артиста: Зеничев – классический резонёр. Вместе с тем, он щедро наделён и чувством юмора, и столь необходимой в актёрском деле самоиронией.

Репетилов Дмитрия Зеничева помогает расставить точки над «i» в образе Чацкого, снимая с того романтический флёр («Горе от ума» А.С.Грибоедова). Схожесть этих персонажей прослеживается буквально во всём – в первом появлении на сцене, костюмах, и, самое главное, в репликах героев. В результате становится очевидным, что идейный революционер мало чем отличается от пустого болтуна – разве что в постановке Сергея Женовача Репетилов предстаёт куда более человечным.

Дмитрию Зеничеву часто приходится вводиться в готовые спектакли, но он никогда не повторяет уже имеющийся рисунок роли. Пример тому – Иван Мизинчиков в комедии «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому. Обаятельный прощелыга, «разжалованный в нищие», Иван Иванович с насмешливым интересом наблюдает за фантасмагорией, творящейся в злополучном селе. Природная страсть к авантюрам и проигранное состояние толкают его в погоню за приданым богатой полусумасшедшей девицы, однако даже в такой ситуации Мизинчиков пытается соблюсти «приличия»: он претендует только на часть средств, остальные деньги собирается оставить своей убогой «жертве».

Сегодня Дмитрий Николаевич плотно занят в репертуаре театра. Исполненные им роли позволяют говорить о Зеничеве как о блестящем острохарактерном артисте. На его счету двуличный Бургомистр («Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта), бесцеремонный фабрикант Мерлюш («Таинственный ящик» П.Каратыгина), сующий нос не в свои дела таксист Джо и сыплющий афоризмами Малачи Стэк («Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера), наивный глуповатый Оргон («Тартюф» Ж.Б.Мольера). Выразительный пластический рисунок сочетается с тонким пониманием психологии персонажей – Зеничев играет, но никогда не заигрывается. Критика особо отмечала его работу в спектакле «Слуга двух господ» К.Гольдони: «Крупными мазками написан Дмитрием Зеничевым портрет венецианского купца Панталоне Деи Бизоньози. В этой роли не по возрасту молодой актёр предстаёт воплощённой старостью с её осмотрительностью, бережливостью, подагрой, близорукостью и шарканьем больных ног» (Алла Шевелёва, специально для газеты «Малый театр»-№5 (157), 2017 г.).

Вскоре после окончания училища Дмитрий Зеничев активно занялся педагогической деятельностью. С 1998 по 2011 гг. он преподавал в актёрских классах московской школы № 232 при ВТУ им. М.С.Щепкина. В дальнейшем многие выпускники продолжили обучение в высших театральных учреждениях, и на сегодняшний день являются актёрами театра и кино, в их числе Александр Ильин, Клавдия Коршунова, Анна Хилькевич, Мила Макарова, Денис Васильев.

С 2000 г. Зеничев работает в ВТУ им. М.С.Щепкина, где преподаёт на корейском курсе (мастерская В.С.Сулимова). Со своими студентами Дмитрий поставил дипломные спектакли «Тартюф» Ж.Б.Мольера, «Пигмалион» Дж.Б.Шоу, «Провинциалы» («Провинциалка» И.С.Тургенева и «Предложение» А.П.Чехова), «Бесприданница» А.Н.Островского. Ученики Дмитрия Зеничева успешно работают в Южной Корее как актёры, режиссёры, преподаватели театральных дисциплин.

С 2012 г. Зеничев – педагог курса мастерской В.И.Коршунова. С 2013 г. преподавал мастерство актёра в тувинской студии мастерской Д.Г.Кознова, где поставил «Любовь под вязами» Ю. О’Нила (спектакль шёл на тувинском языке). В настоящее время доцент Д.Н.Зеничев работает в мастерской Д.Д.Кознова (Киргизская студия).

В числе других постановок Дмитрия Николаевича в ВТУ им. М.С.Щепкина, – «Тысяча дней Анны Болейн» М.Андерсона, «Игроки» Н.В.Гоголя, «Эвридика» Ж.Ануя, «Бумбараш» Ю.Кима. «Эти свободные бабочки» Л.Герша и «Иванов» А.П.Чехова стали дипломными спектаклями 4 курса Мастерской Д.Г.Кознова (Башкирская студия) и студентов Мастерской В.С.Сулимова соответственно.

В качестве режиссёра-постановщика в 2009 г. Дмитрий Зеничев выпустил спектакль «Love» М.Шизгала, который игрался в Театральном центре им. В.Высоцкого. В 2010 г. он поставил «Тайну целомудренного бабника» А.Крыма в Московском драматическом театре им. Р.Симонова.

Артист активно снимается в кино и на телевидении. Среди наиболее известных проектов с его участием – сериалы «Графиня де Монсоро», «Возвращение Мухтара», «Сатисфакция», «Не родись красивой», «Дополнительное время», «Атлантида», «Общая терапия», «Кружева», «Александра», «Голубка», «Хозяйка моей судьбы», «Без следа», «Склифосовский», «И шарик вернётся», «Сухарь», «Скорая помощь-5», «Четвёртая отрицательная» и др.

Роли в Малом театре:

31.03.1996 (ввод) Вася Турицын «Чудаки» М. Горького

06.10.1996 (ввод) князь Хворостинин «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого

10.10.1996 (ввод) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого

20.10.1996 (ввод) 2-й разбойник «Снежная королева» Е.Шварца

01.11.1996 (ввод) солдат, шут «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна

21.12.1996 (ввод) Тишка «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского

30.12.1996 (ввод) парень «Волки и овцы» А.Н. Островского

24.02.1997 (ввод) повар «Чайка» А.П. Чехова

02.03.1997 (ввод) гость «Вишневый сад» А.П. Чехова

11.09.1997 (премьера) игрок «Свадьба Кречинского» мюзикл по пьесе А.В. Сухово-Кобылина

18.09.1997 (ввод) Тишка «Свадьба Кречинского» мюзикл по пьесе А.В. Сухово-Кобылина

04.10.1997 (ввод) Кутейкин «Недоросль» Д.И. Фонвизина

19.10.1997 (ввод) Николай Потехин «Чудаки» М.Горького

24.10.1997 (премьера) Бабьека «Тайны мадридского двора» Э.Скриба, Е. Легуве

15.03.1998 (ввод) Кай «Снежная королева» Е. Шварца

10.10.1998 (премьера) Чепурин «Трудовой хлеб» А.Н. Островского

14.11.1998 (премьера) художник «Воскресение» Л.Н. Толстого

01.11.2000 (премьера) Репетилов «Горе от ума» А.С. Грибоедова

21.05.2001 (ввод) придворный «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба, Е. Легуве

03.02.2002 (ввод) Грязной «Князь Серебряный» А.К. Толстого

03.11.2002 (ввод) принц Клаус «Снежная королева» Е. Шварца

27.12.2002 (премьера) прохожий «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского

27.12.2003 (ввод) Попплтон «Корсиканка» И. Губача

05.01.2004 (премьера) Неизвестный «День на день не приходится» А.Н. Островского

09.11.2004 (ввод) Погуляев «Пучина» А.Н. Островского

13.11.2004 (ввод) Василиск Перцов «День на день не приходится» А.Н. Островского

06.11.2005 (премьера) Тарелкин «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина

09.01.2006 (ввод) стражник «Царь Борис» А.К. Толстого

22.03.2007 (ввод) Дон Адриано де Армадо «Усилия любви» У. Шекспира

21.11.2009 (премьера) Брат Верность «Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова

27.12.2009 (премьера) Генерал, «Умные вещи» С.Я. Маршака

17.11.2013 (ввод) Иван Мизинчиков, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского

20.12.2016 (премьера) Панталоне Деи Бизоньози, «Слуга двух господ» К.Гольдони

30.04.2019 (премьера) Таксист Джо, «Всегда зовите Долли» Т.Уайлдера

01.10.2021 (ввод) Бургомистр, «Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта

28.01.2022 (ввод) Малачи Стэк, «Всегда зовите Долли» Т.Уайлдера

27.01.2023 (ввод) доктор Бартоло, "Женитьба Фигаро" П.О.Бомарше

28.03.2023 (ввод) Мерлюш, "Таинственный ящик" П.А.Каратыгина

31.08.2023 (ввод) Рафаэле, "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо

07.12.2023 (ввод) Оргон, "Тартюф" Ж.Б.Мольера


Публикации

ВВОД В СПЕКТАКЛЬ

23 апреля в спектакле "Петр I" Д.С.Мережковского роль Кикина первый раз сыграет артист Дмитрий Зеничев. Желаем успеха!

Подробнее >

ВИРТУОЗНЫЙ «ТАРТЮФ»

«Тартюф» Мольера в Малом театре не появлялся аж с 1884 года. Вообще, спектакли по пьесам французского автора в этой труппе достаточно редки — в советское время, например, они практически тут не ставились. Лишь в XXI веке Мольер был возвращен сцене дома Островского. Сейчас в репертуаре театра 3 постановки по пьесам драматурга. И первая из них, на которой побывал Филипп Геллер — «Тартюф» в режиссуре Владимира Драгунова (2018). "БезФальши", 22.02.2024

Подробнее >
Отзывы