Первого сентября таинство новых знаний ждало не только школьников Москвы, Малый театр — в рамках подготовки к премьере «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» — пустил некоторое количество журналистов в свои производственные мастерские. Довольно большой по своей площади комплекс представляет собой два близстоящих здания: собственно мастерских и складов кассетного типа.
В одном здании расположены живописный и бутафорский цеха, цех мягких декораций, во втором — склад хранения декораций текущего репертуара (декорации и реквизит выведенных из афиш спектаклей, как правило, утилизируются — это связано с исполнением обязательств по договору авторского права; в подбор и на переделку отправляются считанные единицы изделий; ошибочная версия портрета одного из российских императоров висит на стене одного из цехов).
Пресс-тур проводила заместитель заведующего производственными мастерскими Людмила Марьянова, в процессе экскурсии можно было свободно наблюдать за работой сотрудников и даже задать им какие-то вопросы — не всегда было сподручно отвлекать людей от работы, но по-хорошему поразил общий позитивный настрой и терпение к интервьюерам (будем честны, не все вопросы и поведение участников группы были в рамках театральной этики).
Малый театр — один из немногих, кто имеет полный цикл собственных производств, то есть самостоятельно изготавливает и костюмы, и реквизит, и декорации (но, конечно же, в рамках разумной экономии: сухоцветы и искусственные цветы проще все же купить). Мастерские работают по историческим документам, но стремятся к использованию современных материалов и технологий (то есть костюм, например, должен быть исторически правдив снаружи, но его функционал и поддевы будут прежде всего удобными для носки и ухода за изделиями). Афиши тоже печатаются самостоятельно — а среди них «путешествует» сквозь время и плакат из бязи, расписанный вручную: «Малый вперед!»
В процессе перемещения по цехам Людмила Марьянова рассказывала также о некоторых тонкостях постановочного процесса: художник-постановщик всегда включается в процесс подготовки спектакля с самого начала, когда режиссёр еще только формулирует задачи, художник уже думает, как это возможно воплотить на сцене. В первом же помещении — переговорной — был макет основной декорации будущей премьеры: растительный английский лабиринт, а также визуалы нескольких задников сцены и даже образцы тканей для лабиринта и деревьев; затем можно было увидеть воочию, как создается собственно задник: его тканевые зеленые составляющие прибиты гвоздиками к полу — и вручную пришиваются к черной сетке (иногда это занимает месяцы работы!). В следующих мастерских художник докрашивал в зеленый цвет миллиметры не зашитых зеленью металлических остовов лабиринта; а также кропотливо вырезались по уникальным шаблонам деревья. Один из готовых задников был растянут на высоте на штанкете, чтобы он успел отвисеться (но не успел покрыться деревянной стружкой, например — ведь параллельно уже почти год делаются декорации для «Анны Карениной»; и для нее же в 12 оттенков черного (вручную и тушью!) красится паркет для планшета сцены).
Художником «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» является Максим Обрезков; он придумал, в том числе, шапки, с помощью которых будет достигаться эффект шевелящихся а лабиринте кустов (в этих шапках будут перемещаться артисты — на фото в таком кусте на голове позирует начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова).
К слову, мастерские считают свою премьеру состоявшейся тогда, когда по акту приемки сдают свою работу — самое позднее, когда все декорации должны быть переданы в театр — за неделю до сдачи собственно спектакля.
Было довольно интересно приобщиться к замкнутому миру театральных художников и декораторов (тут нередки и творческие династии), побродить среди огромного количества ящичков с пуговицами и фрагментами деревянных деталек, подивиться на бесконечные запасы вдохновения и материалов, вдыхать ароматы дерева и слышать шум самых разных станков — и, к слову, несмотря на творческий беспорядок, везде поразительно чисто!
Ольга Владимирская специально для MuseCube, 03.09.2025
[GALLERY:967]
Посмотреть фоторепортаж Ольги Владимирской полностью вы сможете на сайте MuseCube: https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/press...
В театральной мастерской работа кипит: все готовятся к старту 270-го, юбилейного сезона.
Малый театр одним из первых открыл новый, 270-й сезон. Впереди – восемь премьер. Но успешный спектакль – это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудится множество работников. По театральным цехам прогулялась Виктория Тальберг.
Вот так, сидя на полу перед огромной театральной сеткой, вручную сшивают детали будущей декорации. Вековая традиция, которую до сих пор не могут заменить современные технологии. Мужской набор из молотка и гвоздей в женских руках превращает обычное полотно в искусство!
"Театральная сетка на сцене, из зала ее не видно, видно только зеленый мех, который будет изображать дерево", – пояснила начальник мастерской по изготовлению мягких декораций Малого театра Ирина Новикова.
В театральной мастерской работа кипит. Все готовятся к старту 270-го, юбилейного сезона. "Весьма остроумная и превеселая комедия о виндзорских женушках" Уильяма Шекспира. Времени осталось мало – премьера 20 сентября. В этой мастерской собирают одну из самых сложных декораций – лабиринт. Конструкция состоит из многих частей. Здесь уже можно потеряться. И, по сути, лабиринт является неким символом хитросплетения судеб главных героев. Профессиональные мастера даже могут создать копию спорткара, который не отличишь от настоящего. Бюджетная версия.
"Мы изготавливали автомобиль Bugatti. Вы придете на премьеру – увидите. Автомобиль замечательно выглядит – смотрится как настоящий Bugatti, но на самом деле это фанера, ткань и краска", – рассказала заместитель заведующего производственными мастерскими Малого театра Людмила Марьянова.
Пока в одном зале гул от сварки конструкций, в другом – звук шпаклевки. Здесь со стен смотрят – Баба Яга, Чумной доктор, Венецианская дама. Маски настолько правдоподобные, что временами становится даже страшно. И создают их тут поколения мастеров!
"Дедушка работал в Малом театре, занимал должность начальника бутафорского цеха. Мама работает здесь до сих пор. Я ведущий бутафор", – поделился ведущий бутафор Малого театра Александр Киреев.
В этом театральном сезоне Малый вновь готов удивлять даже самых искушенных зрителей: "Анна Каренина", "Защита Лужина", "Бесприданница". Любители высокого классического искусства уже могут составлять свою культурную афишу!
В первый день осени в производственных мастерских Малого театра состоялся пресс-тур. Журналистам показали макеты и элементы декораций для готовящейся премьеры – «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках».
Экскурсию проводила заместитель заведующего производственными мастерскими Людмила Марьянова: «Мы используем современные материалы и технологии, но работаем по историческим документам. Всё – от декораций до костюмов – делаем сами. Только искусственные цветы покупаем – из них составляем букеты», – рассказала она.
Художник-постановщик всегда включается в процесс подготовки спектакля с самого начала – пока режиссёр формулирует задачи, художник уже думает, как это возможно воплотить на сцене.
Большая часть декораций для спектакля «Весьма остроумная комедия о виндзорских женушках» уже установлена на сцене, остальные детали – в финальной стадии сборки.
«Актёр не может сказать, что декорации неудобны. Но он может попросить добавить крючок, подставку – что-то для удобства. Ведь, в процессе подготовки к премьере, актёр учит не только текст, но и «учит» декорации», – добавила ведущая экскурсии.
Малый театр остаётся верен классике, но активно сочетает традиции с современными технологиями, сохраняя аутентичность и высокое качество сценического оформления. Работа производственных мастерских – это важнейшее звено в создании спектакля, обеспечивающее высокий художественный уровень постановок и визуальную достоверность сценического пространства.
Посмотреть фоторепортаж полностью вы можете на сайте журнала «Театрал»: https://www.teatral-online.ru/news/38552/
Вероника Якимова, «Журфак Театрала», 02.09.2025
Фото автора
[GALLERY:966]
4 сентября на Основной сцене в спектакле «Пётр I» Д.С. Мережковского роль Петра Андреевича Толстого впервые сыграет заслуженный артист России Василий Дахненко.
Желаем успеха!
2 сентября показ спектакля «Мёртвые души» Н.В. Гоголя посвящается памяти народного артиста СССР Родиона Щедрина. В нашем спектакле звучит музыка этого великого композитора, создавая особую атмосферу. Для него Николай Гоголь оказался особенным автором, как и для Малого: над оперой «Мёртвые души» Родион Щедрин работал 10 лет, создав уникальное музыкальное произведение. Малый театр также дождался своего времени: название не появлялось в нашем репертуаре после революции.
«Для меня, - рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Алексей Дубровский, - не исключая гениального юмора Николая Васильевича, одной из основных тем спектакля, как ни странно, является одиночество. Внимательно перечитав поэму, я обнаружил, что практически у всех основных персонажей есть слова и целые монологи по этому поводу. Да и сам Чичиков в финале говорит, что он затеял всю эту мошенническую комбинацию лишь для того, чтобы «иметь жену и детей, исполнить долг человека». Прибавьте к этому «бродячие» по России души умерших крестьян и одинокую птицу-тройку, от которой «косясь, постораниваются и уступают ей дорогу другие народы и государства», и словосочетание «мёртвые души» начинает приобретать новый смысл».
2 сентября на Историческую сцену выйдут Ирина Муравьева, Василий Бочкарев, Михаил Филиппов, Владимир Носик, Александр Клюквин, Алёна Охлупина, Алексей Фаддеев и другие любимые зрителями артисты.
[GALLERY:965]
30 августа на Сцене на Большой Ордынке в спектакле «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в 19:00 состоятся два ввода: роль Гринёва впервые сыграет Кирилл Шварценберг, а роль Капитана Следствия – заслуженный артист России Александр Белый.
Желаем успеха!
Сегодня ночью скончался народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственных премий России Родион Щедрин.
Произведения этого выдающегося пианиста и композитора знакомы и любимы как ценителями классической музыки, так и широкой зрительской аудиторией: его авторству принадлежат семь опер, пять балетов, три симфонии, четырнадцать концертов, произведения камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Родион Константинович создал музыку и для спектакля Малого театра «Гроза» А.Н. Островского в постановке В.Н. Пашенной и М.Н. Гладкова, премьера которого состоялась 19 января 1962 года. Спектакль стал событием в культурной жизни столицы: пьеса давно не шла в Доме Островского, предыдущий раз «Грозу» ставили в 1911 году, в роли Кабанихи выступала сама Вера Пашенная, Катерину играла Руфина Нифонтова, Тихона – Виталий Доронин. Отмечали критики и работу «молодого музыканта» Родиона Щедрина. А. Штейн писал в «Советской культуре», что художник Б. Волков и композитор Р. Щедрин помогли раскрыть поэтическую, песенную природу пьесы. Б. Медведев в газете «Труд» отметил: «Эту давящую, каменную силу косности, невежества и страха несет в себе весь строй спектакля: и его мастерски решённые массовые сцены, и удивительные декорации Б. Волкова, и истинно театральная и истинно драматическая музыка Р. Щедрина».
И в наши дни музыка уже всемирно признанного мэтра продолжает звучать со сцены Малого театра –– в постановке Алексея Дубровского «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, причем Родион Константинович был у нас в гостях и видел спектакль.
Мы выражаем искренние соболезнования родным и близким Родиона Константиновича, его друзьям и коллегам, поклонникам его таланта. Его музыка будет жить вечно!
Сегодня мы предлагаем вам почтить память великого композитора и прослушать полную запись спектакля «Гроза» из «Звукового архива Малого театра»: https://www.maly.ru/news/2929
[GALLERY:964]
Уважаемые зрители!
16 сентября на Сцене на Большой Ордынке отменяется спектакль «Мой нежный зверь» А.П. Чехова. Полная стоимость билетов, приобретённых на сайте театра, будет автоматически возвращена на банковскую карту, использованную при оплате в установленные банком сроки. Для возврата билетов, оплаченных наличными или картой в кассах, просим обратиться по месту приобретения до 16.09.2025.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
Государственный академический Малый театр готовит для зрителей восемь премьерных спектаклей в новом театральном сезоне. Об этом сообщил главный режиссер Государственного академического Малого театра Алексей Дубровский в пресс-центре МИЦ «Известия» 27 августа в ходе пресс-конференции, посвященной открытию 270-го театрального сезона в этом театре.
Уже в середине сентября на малой сцене филиала на Ордынке состоится премьера спектакля «Защита Лужина» по Владимиру Набокову в постановке Владимира Даная, победителя режиссерской лаборатории театра. Затем, в 20-х числах сентября, зрители увидят комедию о виндзорских женушках, где одну из главных ролей сыграет народная артистка Светлана Аманова. Режиссером выступит Александр Вельмакин.
В ноябре на сцене театра будет представлена «Анна Каренина» по Льву Толстому в постановке Андрея Прикотенко с Полиной Долинской в заглавной роли. Зимой на Ордынке впервые в России поставят пьесу императрицы Екатерины.
«Впервые будет поставлена ее пьеса «Расстроенная семья», поставит Андрей Максимов. А на нашей новой сцене, которую недавно мы открыли, это на Серпуховской, выйдет спектакль по новеллам Стефана Цвейга. Поставит режиссер Ася Князева», — уточнил режиссер.
Весной на исторической сцене театра пройдет премьера «Белой гвардии» по Михаилу Булгакову в постановке Дубровского. В филиале на Ордынке представят «Пигмалион» режиссера Глеба Подгородинского. Завершит сезон спектакль «Гиперболоид инженера Гарина» Владимира Драгунова.
Также театр запланировал гастроли по России. В сентябре коллектив отправится в Казань со спектаклями «Женитьба Бальзаминова», «Игроки», «Бесприданница» и «Женитьба». Малый театр откроет 25-й юбилейный Волковский фестиваль в Ярославле спектаклем «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка». В Нижнем Новгороде в рамках юбилея госкорпорации «Росатом» покажут спектакль «Физики», а в ноябре в Самаре будет представлена «Смута. 1609-1611 гг.» по произведению Владимира Мединского. Гастрольные спектакли будут показаны в полном формате, с декорациями и костюмами, без каких-либо сокращений.
«Известия», 27.08.2025
https://iz.ru/1943752/2025-08-27/malyi-teatr-anons...
Фото: Андрей Эрштрем, «Известия»
[GALLERY:963]
Государственный академический Малый театр объявил планы на сезон 2025/2026. Одной из восьми премьер станет постановка Андрея Максимова по пьесе императрицы Екатерины II "Расстроенная семья острожками и подозрениями".
Грядущий сезон для Малого театра - юбилейный, 270-й. Сбор труппы, на котором директор Тамара Михайлова и главный режиссер заслуженный артист РФ Алексей Дубровский озвучили названия новых спектаклей в репертуаре, состоялся на Исторической сцене во вторник.
"В юбилейном сезоне нас ждет целых восемь премьер <…>. Зимой 2026 года на Малой сцене на Большой Ордынке впервые в России будет поставлена пьеса императрицы Екатерины II "Расстроенная семья [острожками и подозрениями]" в режиссуре Андрея Максимова", - сказал Дубровский.
Набоков, Шоу, Цвейг и другие премьеры
Первой премьерой сезона 2025/2026 - ее выпустят 16 сентября - станет спектакль "Защита Лужина" по одноименному роману Владимира Набокова, режиссер - Владимир Данай. Постановку представят на Малой сцене на Большой Ордынке. "20 сентября на Большой сцене на Большой Ордынке выйдет спектакль "Весьма остроумная и превеселая комедия о виндзорских женушках" в режиссуре Александра Вельмакина", - добавил заслуженный артист. В основе работы - пьеса Уильяма Шекспира "Виндзорские насмешницы".
7 ноября же, по словам главного режиссера Малого театра, на Исторической сцене состоится премьера работы Андрея Прикотенко "Анна Каренина" по одноименному роману Льва Толстого. Кроме того, зимой 2026 года на Камерной сцене на Серпуховской будет поставлен спектакль по новеллам австрийского писателя Стефана Цвейга, режиссер - Ася Князева. "На Сцене на Большой Ордынке весной запланирована премьера спектакля "Пигмалион" по Бернарду Шоу в постановке Глеба Подгородинского", - продолжил мастер.
Работы Дубровского и Драгунова
Сам Алексей Дубровский готовит спектакль по произведению Михаила Булгакова "Дни Турбиных". Он получил название "Белая гвардия" - именно этот роман лег в основу пьесы Булгакова. Премьера постановки намечена на март 2026 года. "Мы собрали замечательную команду: сценограф Максим Обрезков, композитор Александр Чайковский, с которым мы делаем уже не первую работу. И актеры тут прекрасные: Ангелина Стречина, моя ученица; Игорь Петренко, с которым я тоже много работаю; Андрей Чернышов, Виктор Низовой, Владимир Носик, Андрей Чубченко. И многие другие", - заметил режиссер.
Завершающей премьерой сезона станет постановка заслуженного артиста РФ Владимира Драгунова "Гиперболоид инженера Гарина" - эту театральную интерпретацию одноименного романа Алексея Толстого покажут на Сцене на Большой Ордынке. В сезоне 2024/2025 с большим успехом Драгунов поставил "Маленькую оперу" Славы Сэ, в сезоне 2023/2024 - роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна": сегодня спектакли идут с аншлагом.
Гастроли
Говоря о гастрольной программе, главный режиссер напомнил, что в сентябре артистов ждет поездка в Казань, где на сцене нового здания Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала состоятся сразу восемь показов спектаклей. Труппа представит "Женитьбу Бальзаминова", "Женитьбу", "Бесприданницу" и "Игроков".
В октябре спектаклем "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" Малый театр откроет XXV международный Волковский фестиваль в Ярославле. А в ноябре постановка "Смута 1609-1611 гг." будет показана в Самарском академическом театре оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича. "В конце октября 2025 года в рамках юбилея Росатома в Нижнем Новгороде пройдет показ спектакля "Физики", - добавил Дубровский.
Лаборатория и новые артисты
В сезоне 2025/2026 Малый театр проведет лабораторию - третью по счету: первая была посвящена творчеству Александра Островского, вторая - творчеству Антона Чехова. "Благодаря лабораториям наш репертуар пополнился уже пятью спектаклями. В этом году при поддержке Министерства культуры РФ мы решили реализовать проект в третий раз: он будет называться "Россия. Время героев: от XX к XXI веку" (название уточняется - прим. ТАСС)", - пояснил Дубровский. Главный режиссер выразил надежду на то, что, помимо новых имен в области режиссуры, так он сможет открыть для себя и новые имена среди современных писателей. Заявки будут приниматься до 31 октября 2025 года, сама лаборатория пройдет весной 2026 года.
Одним из важных событий дня стало приветствие новых, молодых артистов труппы - четырех выпускников Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина: Александры Годованец, Анастасии Ермошиной, Арсения Сидякина и Дениса Косикова. Кроме того, к актерскому коллективу Малого театра присоединилась заслуженная артистка РФ Алла Юганова, Ангелина Стречина и Ксения Лукьянчикова.
Под занавес
На сборе труппы директор театра Тамара Михайлова подвела итоги уходящего сезона. Всего было проведено 118 мероприятий, выпущено шесть премьер, на стационаре сыграно 706 спектаклей, причем 117 из них - для детей. В сезоне 2024/2025 Малый театр посетили порядка 400 тыс. зрителей.
В этот день прозвучали поздравления в адрес юбиляров и тех, кто работает в культурном учреждении на протяжении десятилетий. Почетного знака "Ветеран Малого театра" была удостоена народная артистка РФ Людмила Полякова - награда вручается артистам и сотрудникам, прослужившим в театре 35 лет. В заключение Михайлова обратила внимание всех собравшихся: нельзя забывать о том, что в сезоне 2024/2025 ушли из жизни великие мастера - народные артисты РФ Алексей Кудинович, Алефтина Евдокимова и Владимир Сафронов. Зал почтил их память минутой молчания.
Алиса Куликова, ТАСС, 26.08.2025
https://tass.ru/kultura/24877291
Фото: Евгений Люлюкин
В Малом театре провели сбор труппы. Главный режиссер Алексей Дубровский и директор Тамара Михайлова рассказали о планах на юбилейный 270-й сезон.
Но сначала напомнили об итогах предыдущего. 18 июня Юрию Мефодьевичу Соломину, бессменному художественному руководителю Малого, исполнилось бы 90 лет - и этот юбилей в Театре отметили масштабным концертом-посвящением в постановке главного режиссера Алексея Дубровского. Также в Малом открыли Мемориальный кабинет Юрия Мефодьевича и разработали экскурсионный маршрут "Малый театр. Мой дом и моя судьба".
К восьмидесятой годовщине Великой Победы Ирина Михайленко поставила спектакль "Белая палатка" по пьесе Ивана Стаднюка. Невозможно не вспомнить и о выставке "Малый театр - фронту", на которой рассказали, как жили и работали артисты Малого во время войны и показали чудом уцелевшие фрагменты самолета Як-9Л - одного из двенадцати, построенных на деньги артистов во время Великой Отечественной.
Почтили минутой молчания память ушедших народных артистов России - Алексея Кудиновича, Алефтины Евдокимовой, Владимира Сафронова.
Юбилейный сезон Малый театр планирует отпраздновать ярко. Для зрителей приготовили восемь новых спектаклей. 7 ноября на Исторической сцене состоится премьера постановки "Анна Каренина", которую готовит Андрей Прикотенко, худрук новосибирского театра "Красный факел".
А в марте 2026 года главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский представит премьеру "Белая Гвардия" по пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных". Художественным оформлением сцены занимается главный художник Театра Вахтангова Максим Обрезков. В роли Елены Турбиной-Тальберг - Ангелина Стречина, в этом году вступившая в труппу Малого театра. Также в спектакле сыграют Игорь Петренко, Андрей Чернышов и Владимир Носик.
Андрей Максимов репетирует в Малом театре спектакль по пьесе Екатерины II "Расстроенная семья". Эту пьесу императрицы на сцене ставят впервые. Премьера намечена на зиму 2026 года, спектакль покажут на Малой сцене на Ордынке.
А первой премьерой нового сезона в Малом станет спектакль "Защита Лужина" по роману Владимира Набокова в постановке молодого режиссера Владимира Даная, который тоже сыграют на Малой сцене на Ордынке 16 сентября.
Там же выйдет "Весьма остроумная и превеселая комедия о виндзорских женушках" по Шекспиру в постановке Александра Вельмакина. Во второй половине сезона на сцене на Большой Ордынке также запланирована премьера "Пигмалион" в постановке Глеба Подгородинского.
Не забывают и об открытой в 2024 году Камерной сцене. Здесь Ася Князева, недавно поставившая в Вахтанговском "Пуф, или Ложь и истина", репетирует спектакль по новеллам Стефана Цвейга. Премьера намечена на зиму 2026 года.
Труппу театра пополнили выпускники ВТУ имени М. С. Щепкина Александр Годованец, Анастасия Ермошина, Арсений Сидякин и Денис Косиков. В труппу Малого театра также торжественно приняли Аллу Юганову, Ангелину Стречину и Ксению Лукьянчикову.
В новом сезоне в Малом театре пройдет режиссерская лаборатория "Россия: Время героев. От XX к XXI веку". Заявки принимают до 31 октября, а сама лаборатория пройдет весной 2026 года.
Нина Дымченко, «Российская газета», 27.08.2025
Фото - Сергей Куксин
Уважаемые зрители!
В каждом новом театральном сезоне репертуар театра обновляется – новые спектакли пополняют репертуар, и в то же время мы неизменно прощаемся с постановками прошлых лет.
В сентябре наш репертуар покинет спектакль «Женитьба Фигаро» Бомарше в постановке Владимира Драгунова.
«Очень сложно найти в этой пьесе нечто новое — настолько часто она ставилась в театре, что приобрела определённую заданность, - говорит режиссёр-постановщик спектакля Владимир Драгунов. - А нам хотелось показать «Женитьбу Фигаро» под совершенно другим углом, не только как просто весёлую комедию. Мне кажется, именно к этому и призывал в своём предисловии к пьесе Бомарше. Нашей задачей было взглянуть на неё серьёзно, но при этом не потерять искрящегося юмора автора. И всё же основная тема спектакля — поиск счастья и любви. Ведь самое главное в жизни — это любовь. И если стоит рисковать, преодолевать преграды и идти против сильных мира сего, то только во имя любви».
У вас есть возможность попрощаться с любимым спектаклем или успеть впервые погрузиться в этот искрящийся водоворот любовных интриг. Последние показы «Фигаро» пройдут 7 и 19 сентября, кроме того, мы покажем спектакль онлайн 26 сентября.
До встречи в Малом театре!
26 августа в Малом театре состоялось торжественное открытие юбилейного 270-го сезона. Главный режиссер Алексей Дубровский и директор Тамара Михайлова рассказали о восьми премьерах, которыми будут радовать зрителей, гастрольных планах и творческих пополнениях.
Уже 16 сентября театр покажет свою первую премьеру – постановку «Защита Лужина» режиссера Владимира Даная. Спектакль представят на Малой сцене на Большой Ордынке. 20 сентября состоится вторая премьера – «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках» в постановке Александра Вельмакина на Большой сцене на Большой Ордынке. 7 ноября на Исторической сцене покажут премьеру Андрея Прикотенко «Анна Каренина».
Вторая половина сезона будет также насыщена премьерами. Главный режиссер Алексей Дубровский готовит «Белую гвардию», в основе которой произведение Михаила Булгакова «Дни Турбиных». «Мы собрали замечательную команду: сценограф Максим Обрезков, композитор Александр Чайковский, с которым мы делаем уже не первую работу. И актеры тут прекрасные: Ангелина Стречина, моя ученица; Игорь Петренко, с которым я тоже много работаю; Андрей Чернышов, Виктор Низовой, Владимир Носик, Андрей Чубченко. И многие другие», – поделился режиссер.
Зимой на Малой сцене на Большой Ордынке впервые в России будет поставлена пьеса императрицы Екатерины II «Расстроенная семья». Режиссером выступит Андрей Максимов. Для сцены на Серпуховской Ася Князева готовит спектакль по новеллам Стефана Цвейга. Весной на Большой Ордынке запланирована премьера спектакля «Пигмалион» по Бернарду Шоу в постановке Глеба Подгородинского. Владимир Драгунов, который ранее поставил в Малом работы «Маленькая опера» и «Ночь нежна», завершит юбилейный сезон постановкой «Гиперболоид инженера Гарина» по роману Алексея Толстого.
Уже в сентябре труппу ждут масштабные гастроли в Казани. В Театре Галиасгара Камала состоятся восемь показов спектаклей «Женитьба Бальзаминова», «Женитьба», «Бесприданница» и «Игроки». В октябре в Ярославле Малый театр откроет Волковский фестиваль постановкой «Лев Гурыч Синичкин...», а в ноябре покажет «Смуту» в Самаре. В 2025 году в Нижнем Новгороде в честь юбилея Росатома пройдет спектакль «Физики».
В новом сезоне Малый театр проведет уже третью по счету лабораторию – «Россия. Время героев: от XX к XXI веку». «Мы очень надеемся, что помимо новых имен режиссеров мы откроем для себя и новые имена современных авторов. Заявки будут приниматься до 31 октября 2025 года, а сама лаборатория пройдет весной 2026 года», – отметил Алексей Дубровский.
На сборе труппы поприветствовали новых членов команды. Аплодисментами встретили четырех выпускников Театрального училища имени Щепкина: Александру Годованец, Анастасию Ермошину, Арсения Сидякина и Дениса Косикова. Кроме того, частью коллектива Малого театра стали заслуженная артистка Алла Юганова, Ангелина Стречина и Ксения Лукьянчикова.
Встреча завершилась поздравлением сотрудников театра, отметивших юбилейные даты служения Малому театру. Среди них артисты Галина Микшун (65 лет), Андрей Манке, Наталья Швец, Пётр Складчиков (по 50 лет), Татьяна Лебедева (45 лет) и Алёна Охлупина (40 лет), а также заместитель начальника гримёрно-пастижёрного цеха Ольга Ремнёва (60 лет), начальник режиссёрского отдела Владимир Егоров и концертмейстер оркестра Михаил Иванов (по 50 лет). Кроме того, памятную медаль «Ветеран Малого театра» за 35-летнюю службу вручили народной артистке России Людмиле Поляковой.
Итоги минувшего сезона собравшимся в зале представили в виде фильма. В прошлом году театр представил шесть премьер, среди которых «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», «Без вины виноватые», «Стойкий оловянный солдатик» и другие. Широко отмечалась 80-я годовщина Великой Победы. Ирина Михайленко поставила спектакль «Белая палатка», а в Новом Щепкинском фойе открылась выставка «Малый театр – фронту». Важнейшим событием сезона стало 90-летие Юрия Соломина. Были открыты Мемориальный кабинет великого артиста, фотовыставка «И это все о нем». 24 июня вся труппа приняла участие в гала-концерте в постановке Алексея Дубровского.
Директор театра Тамара Михайлова отметила, что в сезоне 2024/2025 на стационаре было сыграно 706 спектаклей, которые увидели порядка 400 тыс. зрителей. Тамара Михайлова также обратила внимание, что в прошлом сезоне Малый театр потерял великих мастеров – ушли из жизни народные артисты РФ Алексей Кудинович, Алефтина Евдокимова и Владимир Сафронов. Их память почтили минутой молчания.
Посмотреть фотообъективную историю вы сможете на сайте журнала «Театрал»:https://www.teatral-online.ru/news/38514/
Текст - Ирина Сяткина, фото - Дмитрий Дубинский, «Театрал», 27.08.2025
Среди них – премьеры по Шекспиру, Набокову и Екатерине II, гастроли и режиссёрская лаборатория.
Сегодня, 26 августа, в Малом театре состоялся сбор труппы. Начался он с видеоролика об успехах прошедшего сезона: шесть премьер, мероприятия к 200-летию исторического здания, 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения Ю. М. Соломина, создание Молодёжного совета, творческие встречи с актёрами и режиссёрами, деятельность «ЛогоТеатра» по работе со слабослышащими детьми, открытие филиала Детской студии в Когалыме, режиссёрские лаборатории и читки пьес, благотворительные и культурно-просветительские проекты. «Я хочу сказать огромное спасибо Татьяне Крупенниковой (начальник Музейно-информационного центра Малого театра. – Прим. ред.) и всем, кто работает под её руководством. Потому что это колоссальная работа артистов внутри театра, в музеях. Сейчас, я знаю, есть планы работы с Третьяковской галереей. Я очень благодарна Татьяне и её сотрудникам», – поделилась директор Малого театра Тамара Михайлова.
Главный режиссёр театра Алексей Дубровский объявил планы на сезон. Зрителей ожидают восемь премьер; первая – «Защита Лужина» Владимира Даная по одноимённому роману Владимира Набокова – состоится 16 сентября на Малой сцене на Ордынке. Александр Вельмакин ставит пьесу Шекспира «Виндзорские проказницы». «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках» (сценическая версия Сергея Плотова) появится на сцене на Большой Ордынке 20 сентября. Впервые в Малом театре поработает Андрей Прикотенко – его «Анну Каренину» по одноимённому роману Льва Толстого можно будет увидеть на Основной сцене 7 ноября. Зрители и слушатели нашего подкаста «Упражнения в прекрасном» уже имели возможность узнать немного об этой премьере из первых уст.
Даты оставшихся премьер пока неизвестны. Зимой 2026 года на Камерной сцене на Серпуховской выйдет спектакль по рассказам Стефана Цвейга в постановке Аси Князевой. Таким образом вахтанговцы, пусть и на другой сцене, продолжат освоение прозы австрийского классика: в 2017 году выпускники актёрско-режиссёрского курса Н. Дворжецкой и Р. Туминаса – Гульназ Балпеисова, Владимир Бельдиян, Анатолий Шульев и Хуго Эрикссен – создали спектакль «Стефан Цвейг. Новеллы» в Театре им. Евг. Вахтангова. В марте 2026 года на Малой сцене на Ордынке сыграют «Расстроенную семью» по пьесе Екатерины II, режиссёр – Андрей Максимов (послушать нашу беседу с ним можно здесь). Также в марте на Основной сцене состоится премьера «Белая гвардия» по пьесе Булгакова «Дни Турбиных» (режиссёр – Алексей Дубровский). Завершат череду весенних премьер «Пигмалион» Бернарда Шоу в постановке Глеба Подгородинского и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого в режиссуре Владимира Драгунова (оба – на сцене на Большой Ордынке).
Помимо премьер ожидаются гастроли. В сентябре Малый театр покажет «Женитьбу», «Женитьбу Бальзаминова», «Бесприданницу» и «Игроков» в новом здании Татарского Академического театра им. Г. Камала в Казани. 10 октября спектаклем «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» откроется XXV Международный Волковский фестиваль в Ярославле; в конце месяца в Нижнем Новгороде в рамках юбилея «Росатома» можно будет увидеть «Физиков». Спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» привезут в Самарский театр оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича в ноябре.
Продолжится и лабораторная деятельность. «У нас в театре достаточно успешно прошли две режиссёрские лаборатории. Первая была посвящена творчеству Александра Николаевича Островского, вторая – Антона Павловича Чехова, и пять спектаклей благодаря им пополнили репертуар. В этом году при поддержке Министерства культуры мы решили провести третью режиссёрскую лабораторию. Она будет называться “Россия – время героев. От XX к XXI веку”. Мы очень надеемся, что помимо новых имён режиссёров откроем и новые имена среди современных авторов», – сообщил Алексей Дубровский. Заявки на участие будут приниматься до 31 октября 2025 года, сама лаборатория пройдёт весной 2026-го.
В труппе произошли значительные пополнения: к «дому Островского» примкнули выпускники ВТУ им. М. С. Щепкина этого года Александр Годованец, Анастасия Ермошина, Арсений Сидякин и Денис Косиков. Также в труппу влились Алла Юганова (в прошлом актриса театра «Ленком Марка Захарова), киноактриса Ангелина Стречина и артистка театра и кино Ксения Лукьянчикова.
Сбор труппы завершился чествованием ветеранов сцены, а также сотрудников, чей срок служения Малому театру достиг юбилейных чисел. Это артисты Галина Микшун (65), Андрей Манке (50), Наталья Швец (50), Пётр Складчиков (50), Татьяна Лебедева (45) и Алёна Охлупина (40), заместитель начальника гримёрно-постижёрного цеха Ольга Ремнёва (60), начальник режиссёрского отдела Владимир Егоров (50) и концертмейстер оркестра Михаил Иванов (50).
Фото Софии Подопросветовой
«Театральный журнал», 26.08.2025
Традиционный сбор труппы прошёл в Малом театре в преддверии 270-го сезона. Он откроется 30 августа спектаклем "Горе от ума" – одним из самых популярных в репертуаре.
Первая премьера – уже 16 сентября. Режиссёр Владимир Данай ставит "Защиту Лужина" по Набокову. Ещё одна новинка – "Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках" в постановке Александра Вельмакина. В планах также “Пигмалион”, “Анна Каренина”, "Гиперболоид инженера Гарина". Появится в афише и редкое для театра имя – императрица Екатерина II. Её комедия "Расстроенная семья" – впервые на российской сцене. Главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский работает над "Белой гвардией" по Булгакову.
"Михаил Афанасьевич многие вещи, которые сейчас происходят, мне кажется, очень предвидел. И ничего не меняя в произведении, оно звучит, как будто написано сейчас. У меня абсолютная уверенность, что сейчас пришло время этого произведения в очередной раз", – говорит главный режиссёр Малого театра, заслуженный артист России Алексей Дубровский.
Дорогие друзья!
26 августа в Малом театре прошёл сбор труппы: наш театр начинает свой юбилейный 270-й сезон.
По традиции в этот день директор Тамара Михайлова и главный режиссёр Алексей Дубровский подвели итоги прошлого сезона и объявили планы на предстоящий. Перед началом был показан ролик о прошлом сезоне
Мы обязательно расскажем вам подробности о сборе труппы, а пока предлагаем вам вспомнить вместе с нами 269 сезон.
Дорогие зрители! Напоминаем вам, что Малый театр вошёл в лонг-лист Международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда театрала», где представлен в четырёх номинациях.
Голосование продлится до 31 августа. Нам очень нужна ваша поддержка.
Вы сможете проголосовать на сайте премии «Звезда театрала»: https://www.teatral-online.ru/star/longlist/
16 сентября состоится первая премьера юбилейного 270-го сезона – «Защита Лужина» по одноимённому роману В.В. Набокова. Выбор названия интригует: нетипичный материал для Малого театра, оригинальная сценография, интересные персонажи.
Перед премьерой Полина Штифанова встретилась с режиссёром Владимиром Данаем и побеседовала с ним о новой постановке.
Почему именно роман «Защита Лужина» стал основой вашей новой постановки? Ведь это совсем не типичный материал для репертуара Малого театра.
Я принимал участие в режиссерской лаборатории «Постигая Чехова», которая проходила в Малом театре прошлой весной. После нее у меня возникла идея нового спектакля. Вместе с руководством театра мы сошлись на «Защите Лужина» Владимира Набокова. Роман потрясающий, и удивительно, что у него нет истории постановок на профессиональной сцене. Возможно, это связано со сложностью самого текста. При написании инсценировки я ставил себе задачу – составить ее именно из текста Набокова, и так сложилось, что 99,9% – авторский текст, и все диалоги составлены из разных фраз романа.
Набоков предлагает сложную конструкцию повествования. И такую задачу он намеренно ставил перед собой. В письме к сестре Набоков говорил, что никогда больше так сложно писать не будет, но чуть позже написал роман «Дар», где тоже очень непростой текст.
Что показалось наиболее важным в романе?
Важного в романе много: тема отца, семьи, эмиграции. Наконец – творчества: в центре истории творческий человек с невероятными способностями, можно сказать – гений, и так как я тоже связан с творческой профессией, все это мне особенно интересно.
Кто-то сравнивает Лужина с Моцартом, в детстве он тоже был очень способным ребенком, у него было «звездное» детство, а потом в юности все обрушилось в какое-то непонимание обществом, потому что Моцарт не знал, как «правильно» себя вести, как «принято», как «надо», он привык к другой жизни. В этот момент у него как раз и начинается трагедия: он вырастает и становится хорошим музыкантом, но абсолютно невоспитанным и не приспособленным к «взрослой» жизни. Здесь определенно есть схожесть с персонажем Набокова.
Получается, что герой, будучи шахматным игроком, больше занимается творчеством, нежели воспроизведением логических структур?
Да, можно сказать и так. Первый редактор Набокова советовал ему изменить профессию главного героя – сделать его музыкантом. Автор же настаивал, что Лужин должен быть именно шахматистом. Возможно, музыкант – это слишком прямолинейно, а Набоков хотел другого – он как раз сравнил шахматную игру с музыкой, с партитурой, которую, подобно шахматной игре, музыкант держит в голове.
Художник-постановщик спектакля – Стефания Филатова. Это ваша первая совместная работа или вы работали уже вместе?
До «Защиты Лужина» со Стефанией мы ставили «Тайну третьей планеты» в нижегородском ТЮЗе и пьесу «Космос» Алексея Житковского в Волгограде. Еще когда сделали первую работу, то сразу поняли, что разговариваем на одном языке. Так иногда происходит – с некоторыми людьми очень комфортно, вы словно одной группы крови. В «Лужине», кстати, занят художник по свету Георгий Новиков, с которым мы тоже до этого ставили спектакли.
Какие визуальные решения встретятся в «Защите Лужина»?
Нам важно было подчеркнуть время конца 20-х – начала 30-х годов в Германии. Мы постарались показать это в деталях, в подлинности некоторых вещей. Например, купили антикварные стулья, кажется, 1914-го года, – пришлось их немного отреставрировать для спектакля. Еще удалось найти телефонный аппарат 1925-го года – было важно, чтобы он тоже был настоящим, из того времени.
Пространство же решили сделать более условным, например, уйти от важного в романе образа окна. Мы поняли, что конкретные образы не дают воздуха для зрительского восприятия, как будто мы отправляем в зал какую-то одну трактовку. Хотелось, чтобы зрители сами фантазировали, где это происходит, возможно, в некой безвоздушности?..
Да и в самом произведении иногда путается пространство: автор начинает с одного, потом перескакивает в прошлое, читатель оказывается то ли в Германии, то ли в России, то ли в отеле, то ли на улице… И наше решение в оформлении спектакля сохраняет эту зыбкость текста.
А, на ваш взгляд, Лужин – он больше герой того времени или применим к современности?
Наверное, все герои пребывают немного в безвременьи. Человечество развивается, но какие-то вещи остаются. Мы же читаем литературу девятнадцатого века и узнаем ситуативность сегодняшнего дня.
Этот спектакль, можно сказать, мысли о романе, взгляд на роман, и не только мой, режиссерский. В театре всегда возникает соавторство: артисты сочиняют свои роли, режиссер – целое, художник предлагает пространство, художник по свету – световые решения. Результат этого соавторства разных художников, взгляд с разных сторон, и есть спектакль.
В ожидании премьеры предлагаем вам увидеть первые кадры постановки в фотогалерее спектакля: https://www.maly.ru/gallery/view?id=959
Билеты вы можете приобрести на нашем сайте.
Ваша постановка «Бесприданницы» открыла прошлый сезон Малого театра в сентябре 2024 года. И теперь «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках» станет одной из первых премьер юбилейного 270-го сезона. Почему после Островского выбор пал на Шекспира?
Это совсем другой жанр, другая тема, диаметрально противоположная предыдущей. В этом, наверное, и есть режиссёрский интерес. Интересно прикоснуться к разным авторам и мыслям. Из драмы в комедию, потом из комедии в драму, почему нет?
Не тяжело даются такие переходы?
Забавно, что в «Бесприданнице» героиню застрелили, а у Шекспира, если и стреляют, то не убивают. Если происходит бой на шпагах, то не насмерть, это своего рода игра, где важно только, кто кого переиграет. Победитель радостный, а проигравший расстроился, но жизнь продолжается, и будет еще одна попытка поиграть в дуэль.
О чем будет спектакль?
«Виндзорские женушки» – это ода радости, где нет ни одного отрицательного героя. Все персонажи добродушные, игривые, где-то нелепые. Если герои и пакостят, они делают это с удовольствием, по-доброму. Сэр Фальстаф ведет себя, как ребенок, но не вкладывает в свои действия ничего негативного, он хочет поиграть, пошалить. Он будто возвращается в детство, когда не было ответственности и все было проще.
Что показалось наиболее важным, интересным и непростым в тексте Шекспира, на что вы обратили внимание?
У него немного сложный язык, поэтому была написана инсценировка – версия Сергея Плотова, которая приближает Шекспира на расстояние вытянутой руки. Я вообще думаю, что автор написал «Виндзорских насмешниц» как сегодня пишут стендап: нам просто говорят о злободневных событиях, мы понимаем, о чем речь, и смеемся. Шекспир писал о том, что было близко людям его времени, и они воспринимали это со смехом, но прошло несколько веков, и сейчас нам приходится задумываться, что он имел в виду. И если возникает эта пауза, то юмор пропадает. В этом и состояла сложность.
Я видела макет будущего спектакля, он заинтриговал. Почему именно такие визуальные решения?
Инсценировка начинается с кукольного представления, поэтому у художника Максима Обрезкова возникло решение воплотить этот намек на кукольность и построить на сцене лабиринт. Это пространство во многом странное, нелепое, замысловатое. В нем разворачиваются запутанные события этой истории, настоящий «лабиринт событий»! Можно сказать, у нас получилась смесь кукольного театра с драматическим.
Как проходила работа над спектаклем?
В спектакле заняты прекрасные артисты, с ними очень интересно работать, у них много неожиданных решений, которые иногда кажутся невозможными, а оказывается – наоборот. Моё счастье как режиссера – в этом любопытном взаимодействии, в совместном рождении спектакля.
Беседу вела Полина Штифанова.
Кинопоиск в июле запустил «Этерну» — масштабный фэнтези-проект по мотивам цикла романов Веры Камши. Сериал подходит к экватору, события набирают обороты, а страсти накаляются. Иван Трушин, сыгравший Ричарда Окделла, рассказал о своем опыте работы в большом кино и театре, а также о том, как он совмещал серьезные съемки и учебу в институте.
«Этерна» — проект редкого для России масштаба, в котором у вас главная роль. Как вы попали в проект?
Я попал туда случайно. Ребята уже заходили съемочный процесс (дело было два года назад, в мае), и буквально за полторы недели до начала съемок мне пишет агент: «Слетел главный герой, может, попробуешь?» Они, конечно, медийный каст собирали, но попробовать стоило. Я пришел на первые пробы, и мы с кастинг-директором сделали две сцены. Она мне сразу дала какие-то вводные по манере игры, как существуем в этом жанре. Сейчас всё же много сказок снимают, там есть условности определенные — где-то нужно фарса поддать или, наоборот, по-бытовому сыграть. Тут как раз всё по-бытовому, остренько, очень по событиям четко.
На следующий день меня пригласили на ансамблевые пробы — уже с актерским коучем. И так смешно получилось: в первый день всё было спокойно, будто никто вообще никуда не торопится и всё хорошо, а на следующий — такая суетища! Я еще и сам на мандраже, захожу, а там все бегают, делают что-то. Но попробовались с коучем так обстоятельно — часа два записывали варианты, придумывали, добавляли. Вечером в тот же день позвонили мне и сказали, что утвердили, — уже послезавтра нужно лететь в Питер на примерку грима и костюма.
Было очень страшно на самом деле. Объем еще такой: меня сразу настращали, что там целая вселенная, огромный лор (ред. – фоновая информация о выдуманном, фэнтезийном, мире, его истории, культуре, традициях и т.д.). Это же надо понимать законы вселенной и учитывать всё! Нужно жить по другим каким-то правилам, с другим менталитетом в этом проекте. Слава Богу, повезло с ребятами, которые мне помогали. У меня был очень классный коуч Стас Румянцев — он мне помогал на площадке и вне съемок. Плюс креативный продюсер Никита Сугаков. Мне кажется, он максимально разбирается во всем: в фандомах (ред. – названия субкультур, состоящих из фанатов чего-либо или кого-либо), лорах. Он — настоящее мое спасение. Шоураннер и продюсер Женя Баранов тоже помогал сильно: он всегда был на площадке, подходил, подсказывал что-то. С Серёжей [Трофимовым], режиссером нашим, мы нашли общий язык смене к пятой. Он, конечно, мастер, было страшно и волнительно, но в то же время очень круто.
Помню, я к первой смене сценарий не успел дочитать — читал в дороге и думал: «Господи, это же мы вот это всё делать будем, экшн этот безумный, Голливуд прям — а я на третьем курсе института». И это прям шок какой-то был — не сказать, что неподъемный материал, но было трудно. Все навыки, что за три года учебы наработал, сразу стали формальностью, потому что ты заходишь на площадку и просто заново учишься. Еще сценарий — страниц 150, с ним-то что делать вообще? Но ничего, как-то пошло-поехало, профильную литературу читал. По фэнтези меня больше ребята качали, а всякие разборы профильные — это уже я сам. Прочитал записи и тетради Смоктуновского о том, как он разбирал роли в кино, про работу в театре. Там классная система, очень всё структурировано, помогает арку персонажа выстроить и поэтапное развитие.
Как раз хотел спросить, не страшно ли было браться за такую крупную задачу?
Очень страшно. Приходилось держать лицо, вариантов других не было.
Ричард Окделл — каков он? Трудно ли было вжиться в роль?
Интересное дело: может, я сам всё так притянул, конечно, но у нас нашлось много точек соприкосновения — и в характере, и во взглядах на мир, и просто. Будучи подростком, я учился в кадетской школе, так что к муштре я с детства приучен. Плюс много спортом занимался: родители в детстве во всякие спортивные секции водили. Меня это все здорово закалило и дало какую-то вспыльчивость сильную. Я всегда заводился с полуслова, прямо как Ричард: он этим здорово выделяется на фоне остальных унаров (так называются в проекте ученики военного училища, будущие оруженосцы у благородных господ — прим.ред). Такая вот отличительная черта: он может до какого-то предела держаться, до точки кипения, но если взрывается — то всё, головы летят. Ну, это дальше по сюжету будет, уже спойлеры пошли (Смеется).
Еще у Ричарда есть какая-то очень большая мысль, с которой он пытается самостоятельно разобраться. То есть вся его арка, как мне кажется, строится на том, чтобы найти в себе уверенность и самостоятельность. Это юноша, который оказался в сложных обстоятельствах не потому, что он такой-сякой и как-то выделяется. Будь у него все хорошо, он бы и воспитывался, как остальные ребята в Лаике, — был среднестатистическим унаром, грубо говоря. Но его, конечно, выделяет история с отцом и то, что мать его настраивала всё детство на месть. И всё это еще под конвоем: они же жили в доме под постоянным надзором. В общем, есть много всяких факторов, которые сделали его немного асоциальным. Надеюсь, у меня получилось это показать — и в первых двух сериях, и дальше. Он немного наивный: на всё ведется, не понимает, почему с ним так поступают. Вернее, зачем — ради провокации? В этом же смысла нет никакого — просто борьба за их формальную честь и за псевдослужение королю. В целом, он так часто сталкивается с трудностями и преодолевает их, что к концу сезона становится вообще другим человеком.
Говорите, что учеба в кадетском корпусе и спорт помогли быстрее войти в нужное состояние. Помогло ли это осознать бытие в Лаике?
Да, конечно. В любых обстоятельствах нужно использовать актерский багаж: все упражнения, что мы делали, — то же фехтование, борьба и прочее. Мы на съемках по лесу бегаем, испытания какие-то проходим — тут как раз и спорт, и кадетка помогли найти более уверенную пластику, физику, персонажа нащупать. Весь мой бэкграунд, спасибо родителям за это, здорово помогает — всегда на руку, что я с детства активно во всё это включался, и теперь мне гораздо проще и быстрее схватывать многие вещи на площадке.
Я же не только физически могу что-то делать — я еще в голове всё обрабатываю, почему и как что делаю: оно всё намного быстрее в нейронную связь соединяется. Я могу сообразить, как мне сделать так, чтобы было легко, и движения сразу получились бы естественными. Разумеется, помогает и спортивная закалка: если вдруг не получается с первых разов, как-то внутренне собираешься и всё равно делаешь. Но это со временем стало проходить: я сейчас, видимо, немного вырос из этого максимализма и просто начал больше дышать. Стал спокойнее, теперь более качественно к делу подхожу. Мне кажется, я с детства шел к тому, чтобы убрать суету и идти спокойно вперед.
А что насчет езды верхом?
У нас не так много занятий верховой езды было на самом деле, а до этого я на лошади мог разве что посидеть — пока она сама везла. Никаких законов управления лошадью я не знал. Так что на площадке приходилось учиться. Но я и не помню ни одного проекта, куда бы я приходил — и всё сразу было готово. Всегда что-то прямо на площадке дорабатываешь, приноравливаешься. Лошади, опять же, все разные: мне вот повезло, настоящий киноконь попался — умный, соображал быстро. Пройдешься с ним по рисунку пару раз, а он уже понимает примерно, что ему делать: тут рысью пробежать, тут приостановиться, тут шагом пойти. И вот я уже распоряжаюсь по-актерски спокойно, куда мне посмотреть, где его остановить. Очень-очень классно, что повезло с хорошим конем.
Многим ребятам попались молодые, необъезженные еще кони. Бывало, хлопушка хлопает — и они разбегались. Мы их с трудом в линию соберем, опять запуск, мотор, хлопушка — а они опять разбегаются. В одной из сцен у моего героя рука ранена, воспаление, сепсис, все дела. И я сижу, накручиваю себя понемногу, чтобы существовать во всем этом. И так всё долго длится — понимаю, что мне уже и правда плохо становится, почти умираю, а мы никак снять не можем, потому что лошади у ребят бегают. Забавно было.
Были ли вы знакомы с циклом Веры Камши до съемок? Если нет, удалось ли познакомиться?
Во время съемок читал первую книгу. Вообще я старался отовсюду информации набрать: и пилот смотрел, и фанфики (ред. – любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных произведений) читал — те, что адекватные, а то там прям жесть бывает (Смеется.) Еще в фанатских группах сидел, потому что там поклонники такие есть, которые дословно во всем разбираются, — их посты почитать, так там всю роль разобрать реально. Ну и к первоисточнику, разумеется, обращался. Мир огромный, со своими законами. Мне кажется, наши авторы в этом плане очень хорошо сценарий адаптировали, он получился более динамичным. Во время съемок что-то додумывали, меняли немножко — получилась как бы коллективная работа. На книжный образ своего героя я тоже опирался, потому что это литературный канон, у которого много поклонников. Фанаты книжного цикла пристальнее других зрителей будут смотреть наш проект, возможно, будут выискивать несоответствия, потому что экранизация не может следовать книге точь-в-точь. Но я правда старался учесть все, что происходит с Ричардом, — по крайней мере до того момента, где у нас сезон заканчивается.
Сериал, судя по отзывам в сети, приняли скорее тепло — причем как критики, так и зрители. Были ли ожидания на этот счет?
Честно — мы очень долго ждали. С момента съемок прошло два года. Я понял, что ожидания эти вызывают только тревожность, и это не совсем сходится с моим мироощущением. Так что пытался максимально абстрагироваться, но, естественно, не всегда получается: мы ж всё равно зависимы от этого. Но да, читал много и хороших комментариев.
Вообще я для себя выделил несколько категорий людей, которые комментируют и сериал, и постпродакшн. Есть ребята и девчонки, которые с нами уже долго: они прям с первых анонсов уже здесь, прям фанаты-фанаты, грубо говоря. Вернее, не фанаты, а просто очень благодарные зрители, которые с трепетом относятся к тому, что мы сделали. К ним сейчас еще новые пришли такие же ребята, которые положительно отзываются о проекте. Им всё нравится.
Есть фанаты книги, они настолько давно во вселенной «Этерны», и у них, конечно, есть вопросы к сценарным решениям. Видимо, не понимают, что все-таки книга — это книга, а кино — это кино. Очень жаль, что они не хотят даже попробовать принять наш взгляд на события из книг, то, как мы это видим, как сделали. Ну, увы, жизнь такая штука, всех не переубедишь — они поклонники цикла, тут ничего не сделаешь. Главное, если будут смотреть, а там, глядишь случится автоподмена — и они продолжат смотреть дальше.
Есть те, кто просто хейтит русское кино. То есть для них наша проба — это что-то автоматически плохое. «Я такое из принципа смотреть не буду, потому что это русское, а значит — плохое». Этого я совершенно не понимаю на самом деле — зачем писать-то? Смысл какой? Никогда не понимал хейт в принципе, буллинг и так далее. Это странно, как по мне.
Ну и четвертая каста — это те, кто не в контексте, но всё равно смотреть не собираются. Пишут в комментариях: «И что? Класс. Смотреть я это не буду». Вот это я тоже не понимаю. Не хочешь — не смотри, зачем про это писать? Вот такие четыре типа я за первые десять дней после выхода сериала для себя выделил. Но классно, что много хороших отзывов. Это хорошая работа: я два года назад сделал всё, что мог. Сейчас я, конечно, смотрел, и возникали к себе, как к артисту, вопросы: где-то можно было потоньше сделать, где-то вообще по-другому сыграть. Это нормально. Это говорит, что я нахожусь в процессе, анализирую. В общем, веду работу.
А что насчет пятой касты — тех, кто сравнивает «Этерну» с «Игрой престолов»? Не раздражает?
Нет, не раздражает. Людям нужен какой-то референс, с чем сравнивать, это нормально. На незнакомое тяжело повестись, решиться — проще, когда есть какая-то ассоциативная линия. Конечно, странно звучит, что это «русский ответ» «Игре престолов». Нас еще и с «Дюной» сравнивают. Мне кажется, классно, что у нас получилась своя история, которая чем-то и «Дюну», и «Игру престолов» объединяет. И вообще, такой вот фэнтезийный мир — даже от «Гарри Поттера» что-то есть. В определенный момент все знания про фэнтези уже накопились, и люди к нему привыкли, всё приелось, а тут мы — и результат, мне кажется, хороший. Для нашего кинематографа классный проект получился — элементарно по качеству: для меня это всё выглядит очень масштабно, эпично. Есть ощущение, будь сейчас другая ситуация с выходом на международные рынки, уверен, продюсеры этот сериал могли бы спокойно продать для показа тому же Netflix, и они бы с радостью его купили. Этерна — это правда большая, глобальная история, в России такого не было еще точно. Это отличный жанр, надо развиваться в этом направлении, он много в себе интересного несет. В каком еще жанре можно получить такую потрясающую возможность для эскапизма и путешествия в параллельную реальность?
Вы упоминали, что снимались на третьем курсе. Тяжело ли было совмещать учебу и работу?
Там произошла очень странная и смешная штука. У меня третий курс тяжелый был вообще: я уже начал вне института подрабатывать потихонечку, какие-то проекты уже пошли. И вдруг в апреле я почувствовал, что у меня в конце мая что-то будет — ну или в июне проект какой-то. Не знаю, кто или что мне это подсказало. Забавно, что так и получилось. В общем, я начал заранее сдавать сессию, говоря, что у меня уже что-то есть, но без подробностей, — и мне разрешили досрочно сдавать. Я готовился, сдавал по два экзамена в день, а потом случились пробы «Этерны», утверждение на роль. Смотрю — а все экзамены, что я закрыл досрочно, выпадали ровно на съемочные дни. Обалдеть, конечно, — совпадение на миллион. Кажется, таких историй не бывает просто. Никаких вообще стыков, я всё заранее закрыл — и всё. Потом еще приезжал, конечно, в июне: закрывал параллельно сессию, пока съемочная группа ездила в Дагестан и Узбекистан. Там несколько смен было, а я в этот промежуток как раз закрыл всю практическую сессию и теорию, которую нельзя было отдельно сдавать. Удивительное, в общем, стечение обстоятельств, чему я очень сильно удивился.
Да уж, звучит почти как чудо.
Я считаю, что в России нет актерской карьеры — есть актерская судьба такая вот. Нужно просто попасть в нужное место в нужно время — и тогда всё само случится. Потому что невозможно всё заранее продумать — надо просто попасть в обойму, чтобы ты «стрельнул» и пошел дальше. А вот как попасть в эту обойму — это уже другой вопрос. Реально, спасибо продюсерам, что решились меня взять в проект — это же какой риск для них был, на самом деле. За неделю до съемок разутверждают актера, который уже репетировал роль Ричарда. У меня где-то до смены 11-й, наверное, было чувство, что в любой момент мне могут сказать, что я плохой актер и надо на другого менять. Жутко переживал, но старался виду не показывать. Всё переживал в отеле, а потом собирался, выезжал на площадку и выкладывался по-максимуму. Да у меня и выбора-то не было: нельзя было ударить в грязь лицом.
Как сложились отношения с коллегами на съемках «Этерны»? Знаю, что вы сдружились Алексеем Лукиным.
Мы на съемках одной большой семьей стали, сдружились хорошо. Проект реально был огромный, все эти переезды в другие города нас классно сплотили. Плюс в Питере мы жили в экспедиции — три месяца не выезжали. Мы как туда уехали, так я в Москву буквально на пару дней возвращался — и ехал обратно. Весь июль в Питере прожил, до середины августа даже. Так что да, иного выбора не было, общались только друг с другом.
Ко мне хорошо относились, хотя это и был мой первый проект. Лёша вообще меня очень поддержал. Мы когда только познакомились, я почувствовал от него какой-то скепсис, типа «Я уже снимаюсь, а ты-то кто такой?». Но нет, на сменах быстро со всеми сошлись, как-то на приколах сразу все отношения построились. После первой смены ко мне Леша подошел и сказал: «Слушай, ты меня, кажется, обманываешь, что это первый проект — очень уверенно в кадре держишься». Мне это тоже очень помогло: Лёша был для меня авторитетом априори, потому что уже давно в киноиндустрии крутится, и это были очень важные для меня слова.
И, конечно, дуэт с Чурсиным. На первой смене тяжело было, правда: мы по-человечески общий язык быстро нашли, а вот по-актерски немного тяжеловато было, он очень технично и точно работает. Мне как студенту не хватало, чтобы меня научили как надо: я привык идти от партнера, как-то за него «цепляться», видеть, что он делает. Это мне все нужно десять раз внутри сделать. А Юра настолько профессионально действует, буквально: «Смотри, мы сейчас зайдем туда, ты смотришь сюда, потом на меня, потом расходимся». Начинаем снимать, а я прям как котеночек, об него как об стенку каменную пытаюсь зацепиться, а у меня не получается. Потом нормально всё пошло. Он меня много чему научил, кучу интересных приемов рассказывал, каких-то технических своих пристроечек, фишечек. Очень круто было — он очень хороший наставник. С остальными взрослыми артистами я как-то особо не контактировал, у меня и сцен особо с ними не было. С Любой Константиновой, королевой, у нас тоже классная история получилась — такая локальная, камерная очень, хорошая. В общем, интересно было, классно так работать.
А как вы вообще пришли к актерской стезе?
На самом деле я давно на сцене. В семь лет в музыкальную школу пошел, там на гитаре научился играть, в народном хоре пел, класс по вокалу окончил. Потом, когда из рабочего поселка переехали в город, я в кадетскую школу поступил и начал потихоньку эстрадным вокалом еще заниматься. Мы с ребятами в военно-патриотическом объединении собрали вокальное трио, даже выступали по разным городам. До сих пор хорошо общаемся, а с одним вообще в институте вместе учились, на одном курсе.
В десятом классе ездили с ребятами на творческий фестиваль, самые младшие были, остальные из институтов уже. Мы с ними пообщались, и они говорят: «Обязательно, обязательно, ребята, идите в профессию, которая нравится, выбирайте институт, который самим нравится, куда душа лежит». Меня в этот момент прям сильно переклинило. Точно помню: 1 декабря 2018 года — в этот день понял, что пойду в театралку, и начал потихонечку готовиться. Меня товарищ из трио как раз позвал в студию, в ДК. Я там позанимался немного и стал профильно готовиться, искать программу, русский и литературу сдавать. Ну и всё, такая вот провинциальная мечта появилась. Самое смешное, что у меня с другом абсолютно одинаковая программа была на поступлении. При этом мы разные по типажу: он такой низенький, толстенький, я высокий и худой, а читаем абсолютно одно и то же. Не знаю, почему так случилось. Помню, сидели в бане и читали друг другу стихи: он — по-театральному, выдерживая ритм, а я всегда пытался читать очень по-бытовому, как будто мы просто разговариваем. И уже на этом контраст получился, а то даже видосы на одном фоне были, и программа одна. Так вместе и поступили на первый курс, а потом все четыре года вместе в общаге прожили. Слава Богу, что так случилось. Я сдал русский и литературу на ЕГЭ и просто уехал в Москву поступать, в Новосибирске даже не пробовал. Я понял, что это бессмысленно: никакого развития там меня не ждет. Поэтому сразу поехал в Москву, и все: поступил, обалдел от этого и начал учиться.
Знаю, что сейчас вы работаете в Малом театре. Что больше нравится — кино или театр?
Сложный вопрос. Я тут как раз с Чурсиным по этому поводу разговаривал, и он мне сказал такую вещь: театр — это в любом случае кабала. Но театр — это жена, а кино — любовница. Нет, я безусловно осуждаю подобное в отношениях, но это на удивление точная фраза в отношении творческой деятельности артиста. Мне кажется, каким бы хорошим киноактером ты ни был, нужно всё равно тренировать инструментарий. Поэтому я и не могу найти для себя какое-то одно направление. Если бы прям нужно было выбрать и были бы, например, безвылазные съемки в кино — я бы выбрал кино. Оно мне как будто дает больше уверенности в том, что я делаю. На сцене — это всегда пробы, это сильнейший трепет, который я очень люблю. И даже если в перспективе, ну дай Бог, в карьере всё хорошо сложится, и по съемкам всё будет хорошо, я бы хотел хотя бы раз в месяц стабильно играть спектакля два точно. Это, мне кажется, очень важно. Я сейчас первый свой сезон отработал и понимаю, что в этом есть классный энергетический обмен. Мне это много сил дает после спектакля: ты вот отпахал два с половиной часа на сцене — и вышел довольный. И приятная усталость, и классно как-то, и жить хочется, и вообще всё супер.
А большая разница между работой там и там?
Да, разница сильно ощущается. На сцене есть какая-то полоса энергии, линия гармонии, в которую нужно попасть, когда ты зал чувствуешь, а зал чувствует тебя. Я такое ловил, наверное, от силы один или два раза: когда я понимаю, что сейчас весь зал в моем распоряжении, все они на меня смотрят, слушают, молчат. Очень крутое ощущение внутри, просто выплеск гормонов счастья. Очень, опьяняющее ощущение.
В кино всё иначе. В театре ты зашел и тянешь ту самую линию до конца, нет права на ошибку. А в кино такое право есть, и ты можешь смотреть, делать варианты точнее. Другой вопрос, что ты заморачиваешься, чтобы каждый раз максимально выкладываться, а это очень трудно. Это по-актерски должен быть навык сильный, чтобы каждый раз было качественно, — никогда же не знаешь, какой дубль выберут. А если вдруг схалявил в дубле, и его выберут, то никто же не будет знать, что там еще несколько хороших дублей было: все будут этот плохой смотреть, где ты схалявил. В общем, много нюансов. На съемках есть какая-то, не знаю, легкость, размеренность сотворчества, в театре ты выживаешь, как в «Голодных играх». Но в том и прелесть, мне кажется.
И про кино: с кем вообще хотелось бы поработать в будущем?
Очень хочется с кем-то из зарубежных, но у меня с английским туговато, я его подтягиваю пока. Мечтаю поработать с Хоакином Фениксом — это 100%. Да в целом с этой вот кастой крутых медийных актеров Голливуда: с ДиКаприо, с Брэдом Питтом, с Джонни Деппом. Даже не поработать, а просто пообщаться, понять, как они это всё воспринимают, как видят, их мироощущение. Из режиссеров, конечно, очень хотелось бы у Финчера сняться. Что-то крутое у Нолана сделать — безусловно, да. Еще есть любимый Уэс Андерсон — это вообще прям невозможно. Но там такая, немножко камерная история: очень редко туда впускают каких-то новых людей. Но поработать с ним было бы круто, потому что это стиль и уровень.
Однажды мы с Юрой Борисовым пересекались, разговаривали, когда он приходил к нам в институт, но хотелось бы больше узнать про его подход к работе. Он, кстати, простой парень, двигается чисто на энергии, на эмоциях, на каком-то эфемерном пространстве, будто не здесь немного. Максимально простой, максимально легкий, мне это очень нравится… Из театральных режиссеров очень хотел бы еще поработать… или мы про кино говорим?
Можно и про театральных, тоже интересно.
Очень хотел бы с Антоном Федоровым поработать, он в последнее время прям «раздает» вообще, очень круто. Также с Евгением Писаревым, Владимиром Данаем. Ну и с Дмитрием Крымовым.
Из кинорежиссеров, наверное, с Ромой Михайловым было бы здорово повзаимодействовать. Я уже «Жар-птицу» посмотрел, «Путешествие на Солнце и обратно» еще не успел глянуть. В общем, познакомился с его историями — мне кажется, что человек будто в своем классном мире существует. И это интересно. В этом есть уникальность.
В финале традиционное: есть ли уже какие-то крупные планы? Кроме продолжения «Этерны», разумеется.
Сейчас такой процесс классный идет — даже не знаю, не хочу ничего загадывать. Из больших планов: в кругосветку скататься, коалу пообнимать, мир посмотреть, впечатления завести, и уже мегазаряженным начать показывать хорошую работу. Вот такие планы. Я понимаю, что у меня еще много пробелов — есть полочки, которые нужно книгами заполнять, кругозор расширять. Помню, на первом курсе у нас был разговор с педагогами после первого полугодия. И мне сказали: «Вань, ты приехал из деревни своей и смотришь на мир вот так прямо, а надо смотреть широко, понимаешь? Со всяких сторон смотреть нужно». И это в меня как-то попало, я начал намного объемнее и на мир смотреть, и вокруг на что-то внимание обращать, на что раньше не смотрел никогда. Искать какую-то идеальную версию себя — не как в «Субстанции», конечно, это ту мач. Есть к чему стремиться, работы много.
То есть по творческим планам пока сказать не готовы?
А, в этом смысле. Сейчас в театре надо делать «На всякого мудреца довольно простоты», где я играю Глумова. Пожалуй, самый большой объем текста, что я когда-либо учил. Очень хочу сделать роль. Мне кажется, она для меня пока еще возрастная чуть-чуть, но ничего, и это подтянем, нормально. Еще в театре будем «Белую гвардию» выпускать: там Ангелина Стречина играет одну из главных ролей, я играю Шервинского, и много хороших ребят еще. Денис Косиков сейчас пришел в театр, Игорь Петренко... Режиссер Алексей Владимирович Дубровский хороший актерский состав собрал. Мне кажется, очень интересный спектакль получится.
Думаю, наш театр здорово развивается. Я давно проникся мыслью, что на мой период придется большой расцвет Малого театра, и мне очень хочется в это верить, что в момент, когда я буду служить в театре, в ближайшие три или пять лет, наступит хорошее время, которое поднимет театр еще выше, чем когда-либо вообще. Это, конечно, немного пафосно звучит, но у меня просто ощущение такое, и я ничего не могу с этим поделать. Дай Бог, чтобы правдой оказалось. Ну а в кино проекты есть, но пока ничего говорить не могу — договоры подписал.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/person/1193/
Текст: Сергей Сергеенко
25.07.2025
Фото: Кинопоиск