Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

МАГИЯ ИЗНАНКИ ТЕАТРА

Первого сентября таинство новых знаний ждало не только школьников Москвы, Малый театр — в рамках подготовки к премьере «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» — пустил некоторое количество журналистов в свои производственные мастерские. Довольно большой по своей площади комплекс представляет собой два близстоящих здания: собственно мастерских и складов кассетного типа.

В одном здании расположены живописный и бутафорский цеха, цех мягких декораций, во втором — склад хранения декораций текущего репертуара (декорации и реквизит выведенных из афиш спектаклей, как правило, утилизируются — это связано с исполнением обязательств по договору авторского права; в подбор и на переделку отправляются считанные единицы изделий; ошибочная версия портрета одного из российских императоров висит на стене одного из цехов).

Пресс-тур проводила заместитель заведующего производственными мастерскими Людмила Марьянова, в процессе экскурсии можно было свободно наблюдать за работой сотрудников и даже задать им какие-то вопросы — не всегда было сподручно отвлекать людей от работы, но по-хорошему поразил общий позитивный настрой и терпение к интервьюерам (будем честны, не все вопросы и поведение участников группы были в рамках театральной этики).

Малый театр — один из немногих, кто имеет полный цикл собственных производств, то есть самостоятельно изготавливает и костюмы, и реквизит, и декорации (но, конечно же, в рамках разумной экономии: сухоцветы и искусственные цветы проще все же купить). Мастерские работают по историческим документам, но стремятся к использованию современных материалов и технологий (то есть костюм, например, должен быть исторически правдив снаружи, но его функционал и поддевы будут прежде всего удобными для носки и ухода за изделиями). Афиши тоже печатаются самостоятельно — а среди них «путешествует» сквозь время и плакат из бязи, расписанный вручную: «Малый вперед!»

В процессе перемещения по цехам Людмила Марьянова рассказывала также о некоторых тонкостях постановочного процесса: художник-постановщик всегда включается в процесс подготовки спектакля с самого начала, когда режиссёр еще только формулирует задачи, художник уже думает, как это возможно воплотить на сцене. В первом же помещении — переговорной — был макет основной декорации будущей премьеры: растительный английский лабиринт, а также визуалы нескольких задников сцены и даже образцы тканей для лабиринта и деревьев; затем можно было увидеть воочию, как создается собственно задник: его тканевые зеленые составляющие прибиты гвоздиками к полу — и вручную пришиваются к черной сетке (иногда это занимает месяцы работы!). В следующих мастерских художник докрашивал в зеленый цвет миллиметры не зашитых зеленью металлических остовов лабиринта; а также кропотливо вырезались по уникальным шаблонам деревья. Один из готовых задников был растянут на высоте на штанкете, чтобы он успел отвисеться (но не успел покрыться деревянной стружкой, например — ведь параллельно уже почти год делаются декорации для «Анны Карениной»; и для нее же в 12 оттенков черного (вручную и тушью!) красится паркет для планшета сцены).

Художником «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» является Максим Обрезков; он придумал, в том числе, шапки, с помощью которых будет достигаться эффект шевелящихся а лабиринте кустов (в этих шапках будут перемещаться артисты — на фото в таком кусте на голове позирует начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова).
К слову, мастерские считают свою премьеру состоявшейся тогда, когда по акту приемки сдают свою работу — самое позднее, когда все декорации должны быть переданы в театр — за неделю до сдачи собственно спектакля.
Было довольно интересно приобщиться к замкнутому миру театральных художников и декораторов (тут нередки и творческие династии), побродить среди огромного количества ящичков с пуговицами и фрагментами деревянных деталек, подивиться на бесконечные запасы вдохновения и материалов, вдыхать ароматы дерева и слышать шум самых разных станков — и, к слову, несмотря на творческий беспорядок, везде поразительно чисто!

Ольга Владимирская специально для MuseCube, 03.09.2025

Посмотреть фоторепортаж Ольги Владимирской полностью вы сможете на сайте MuseCube: https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/press...


Дата публикации: 03.09.2025

Первого сентября таинство новых знаний ждало не только школьников Москвы, Малый театр — в рамках подготовки к премьере «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» — пустил некоторое количество журналистов в свои производственные мастерские. Довольно большой по своей площади комплекс представляет собой два близстоящих здания: собственно мастерских и складов кассетного типа.

В одном здании расположены живописный и бутафорский цеха, цех мягких декораций, во втором — склад хранения декораций текущего репертуара (декорации и реквизит выведенных из афиш спектаклей, как правило, утилизируются — это связано с исполнением обязательств по договору авторского права; в подбор и на переделку отправляются считанные единицы изделий; ошибочная версия портрета одного из российских императоров висит на стене одного из цехов).

Пресс-тур проводила заместитель заведующего производственными мастерскими Людмила Марьянова, в процессе экскурсии можно было свободно наблюдать за работой сотрудников и даже задать им какие-то вопросы — не всегда было сподручно отвлекать людей от работы, но по-хорошему поразил общий позитивный настрой и терпение к интервьюерам (будем честны, не все вопросы и поведение участников группы были в рамках театральной этики).

Малый театр — один из немногих, кто имеет полный цикл собственных производств, то есть самостоятельно изготавливает и костюмы, и реквизит, и декорации (но, конечно же, в рамках разумной экономии: сухоцветы и искусственные цветы проще все же купить). Мастерские работают по историческим документам, но стремятся к использованию современных материалов и технологий (то есть костюм, например, должен быть исторически правдив снаружи, но его функционал и поддевы будут прежде всего удобными для носки и ухода за изделиями). Афиши тоже печатаются самостоятельно — а среди них «путешествует» сквозь время и плакат из бязи, расписанный вручную: «Малый вперед!»

В процессе перемещения по цехам Людмила Марьянова рассказывала также о некоторых тонкостях постановочного процесса: художник-постановщик всегда включается в процесс подготовки спектакля с самого начала, когда режиссёр еще только формулирует задачи, художник уже думает, как это возможно воплотить на сцене. В первом же помещении — переговорной — был макет основной декорации будущей премьеры: растительный английский лабиринт, а также визуалы нескольких задников сцены и даже образцы тканей для лабиринта и деревьев; затем можно было увидеть воочию, как создается собственно задник: его тканевые зеленые составляющие прибиты гвоздиками к полу — и вручную пришиваются к черной сетке (иногда это занимает месяцы работы!). В следующих мастерских художник докрашивал в зеленый цвет миллиметры не зашитых зеленью металлических остовов лабиринта; а также кропотливо вырезались по уникальным шаблонам деревья. Один из готовых задников был растянут на высоте на штанкете, чтобы он успел отвисеться (но не успел покрыться деревянной стружкой, например — ведь параллельно уже почти год делаются декорации для «Анны Карениной»; и для нее же в 12 оттенков черного (вручную и тушью!) красится паркет для планшета сцены).

Художником «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» является Максим Обрезков; он придумал, в том числе, шапки, с помощью которых будет достигаться эффект шевелящихся а лабиринте кустов (в этих шапках будут перемещаться артисты — на фото в таком кусте на голове позирует начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова).
К слову, мастерские считают свою премьеру состоявшейся тогда, когда по акту приемки сдают свою работу — самое позднее, когда все декорации должны быть переданы в театр — за неделю до сдачи собственно спектакля.
Было довольно интересно приобщиться к замкнутому миру театральных художников и декораторов (тут нередки и творческие династии), побродить среди огромного количества ящичков с пуговицами и фрагментами деревянных деталек, подивиться на бесконечные запасы вдохновения и материалов, вдыхать ароматы дерева и слышать шум самых разных станков — и, к слову, несмотря на творческий беспорядок, везде поразительно чисто!

Ольга Владимирская специально для MuseCube, 03.09.2025

Посмотреть фоторепортаж Ольги Владимирской полностью вы сможете на сайте MuseCube: https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/press...


Дата публикации: 03.09.2025