Борис Андреевич прожил семьдесят один год. По сегодняшним меркам, когда на наших глазах отмечаются вековые юбилеи, это не так уж и долго, но зато ярко, насыщенно, состоявшись во многих профессиональных ипостасях.
18 января (2024 г. - прим. ред.) исполнилось сто двадцать лет со дня его рождения. К этому событию канал «Культура» приурочил показ «Чапаева» (1934). И хотя, как известно, фильм братьев Васильевых был «знаковым» для Бабочкина, оставаясь до сих пор любимым зрителями разных поколений, всё же жаль, что выбор составителей программы пал на него. А не на другие картины с участием Бориса Андреевича. К примеру, на «Подруг» Льва Арнштама (1935) с Бабочкиным-Андреем, на датированную 1943-им годом «Актрису» Леонида Трауберга с Бабочкиным-Петром Марковым или на запечатлённых на плёнку поставленных Борисом Андревичем в Малом театре горьковских «Дачников» (1966) с ним самим в роли Суслова. Но особенно обидно за телеспектакли Павла Резникова «Скучная история» (1968) с Бабочкиным- Николаем Степановичем и «Плотницкие рассказы» по В. И. Белову (1973), с Борисом Андреевичем в роли Олеши Смолина, интересных, прежде всего, проявившейся здесь, по мнению Константина Рудницкого, способностью Бабочкина «играть, ничего не играя». К тому же, чувствуется, что склонный к полному внешнему и внутреннему перевоплощению, убеждённый в необходимости в любой роли «идти от себя как можно дальше», Борис Андреевич привнёс в образы стареющего профессора и колхозного плотника — «вечного труженика», немало сокровенного. И естественно нельзя не отметить то, каким тонким партнёром был Борис Бабочкин. В этом смысле предпочтительнее именно «Плотницкие рассказы» с дуэтными сценами Бабочкина и Петра Александровича Константинова (в роли Авенира Козонкова — этакого морального оппонента персонажа Бабочкина), который, как считал Борис Андреевич, «ни разу в жизни не взял ни одной фальшивой ноты».
Да он и сам был таким — этот, один из наиболее почитаемых зрителями отечественных артистов с идеально подходившей представителю творческой профессии изящной фамилией и солидным именем, предполагавшим наличие у его обладателя сильного, амбициозного характера. Причём, в случае Бориса Бабочкина амбициозного по-хорошему.
Потому что высокую «планку» ему ещё в молодости «задал» выдающийся артист и незаурядный педагог Илларион Николаевич Певцов. В 1920-ом на прослушивании Бориса Андреевича в руководимую им московскую Студию «Молодые мастера» Певцов заметил, что «ударные» фрагменты стихотворения «Колокольчики и колокола» Э. По тот читал тихо, без ажиотажа и, обращаясь к экзаменующемуся, произнёс: «Я вижу в Вас настоящего художника».
Почти полвека спустя, в 1972-ом, Бабочкин — уже народный артист СССР, лауреат Государственных премий, обладатель иных почётных наград, признался, что «так и не смог забыть» той реплики Певцова. И — в этом он «не виноват». Словно оправдывался за свою бескомпромиссность, за невероятную требовательность к коллегам, и в первую очередь к себе, побуждавшую к сценическому и экранному существованию (по свидетельству актрисы Людмилы Щербининой) «по законам не арифметики, а высшей математики творчества». А иначе, вероятно, и нельзя было оправдать доверие Учителя, которого считал своей «художественной совестью», всегда оставаясь верным его памяти.
Бабочкин вообще отдавал должное всем, кто помогал ему развиваться и совершенствоваться. И в первую очередь родителям — ведь царившему в семье «культу театра» Борис Андреевич и его старший брат Виталий (он тоже стал артистом, но рано умер от тифа) были обязаны возникшей в раннем детстве тягой к классической русской литературе, а также к публичным выступлениям. Режиссёру Александру Игнатьевичу Канину, преподавшему начальные уроки актёрского мастерства в родном Саратове. Михаилу Александровичу Чехову, чью Студию посещал параллельно с занятиями в «Молодых мастерах» и наблюдения за которым не прошли даром. Давиду Григорьевичу Гутману — руководителю Лениградского театра Сатиры, куда в 1927 году поступил после ряда проведённых в провинции «в бытовом отношении тяжёлых, но профессионально полезных» сезонов, пополнив свой репертуар ролями «в скетчах, обозрениях, комедиях». Да и к Ленинграду в целом Бабочкин питал тёплые чувства. В северной столице, в Театре Народного дома он сыграл Победоносикова в «Бане» Владимира Маяковского, с которым познакомился и убедился в «корректности, вежливости», какой-то «внутренней грусти» поэта; там же исполнил роль Ивана Сысоева в «Первой Конной» Вс. Вишневского (1930) в режиссуре Алексея Денисовича Дикого, с тех пор ставшего для него помимо Певцова одним из непререкаемых авторитетов. Дикого Бабочкин привлечёт к постановке «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1952-ом, когда неожиданно для себя будет назначен главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, и сыграет в этом спектакле Клаверова — одну из важных в своей артистической биографии ролей. Но это будет потом. А пока на дворе 1931-ый и режиссёр Николай Васильевич Петров приглашает Бабочкина в Академический театр драмы — легендарную Александринку, в которой он переживает сильнейшее потрясение. О нём он впоследствии так напишет в автобиографии («расширенном ответе на анкету Театрального Музея имени А. А. Бахрушина»): «Первой моей ролью в Александринке был Чацкий в «Горе от ума». Премьера спектакля состоялась в день 100-летнего юбилея Александринского театра. Виктор Хохряков сказал Н. С. Рашевской-Софье: «К Вам Александр Андреич Чацкий…» — и я выбежал на сцену и увидел оттуда в первый раз переполненный зал Александринского театра. На какое-то мгновение я остановился, выбился из роли. Только тот, кто играл в Александринке, может меня понять. Ничего более красивого нет на свете. Я остановился, дыхание у меня перехватило, и я поймал себя на совершенно отчётливой мысли: «Теперь можно было бы даже умереть. Ничего лучшего уже со мной не будет, не может быть». Мне было 28 лет. Моими партнёрами были: Корчагина-Александровская, Горин-Горяинов, Певцов, Рашевская, Мичурина-Самойлова. Я играл с ними Чацкого». Александринский период Бабочкин считал «чудесным временем» своей артистической зрелости», давшим ему возможность прикоснуться к разноплановым ролям Кастальского («Страх» А. Н. Афиногенова, 1931), Белогубова («Доходное место» А. Н. Островского, 1933), Самозванца в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина (1934), Царевича Алексея в «Петре I» А. Н. Толстого (1935), Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1936), а также — дебютировать в режиссуре постановкой «Норы» («Кукольного дома»; 1936) Г. Ибсена, задуманной вместе с Певцовым, но осуществлённой уже без него. Наконец, Ленинград — это Большой драматический театр имени М. Горького, в который Бориса Андреевича в 1936-ом позвал Дикий и где он был и актёром, и режиссёром, а после ареста Алексея Денисовича ещё и худруком (1938-40), выпустив заметные для города на Неве спектакли «Дачники» М. Горького (1939) и «Царя Потапа» А. А. Копкова (1940) — свою главную, как он считал, режиссёрскую удачу. Увы, не понятую «высокими инстанциями», которые «принимали» спектакль, что спровоцировало и уход Бабочкина из БДТ, и его отъезд из Ленинграда.
Об этом Борис Андреевич, вступивший в 1940-ом в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, жалел, о чём упоминал в той же автобиографии и дневнике, вышедших в 1996-ом вместе с его письмами отдельным изданием, которое дало поклонникам таланта Бабочкина шанс лучше узнать Бабочкина-человека — такого же сложного, неординарного, как и его дарование. Большинству современников казавшегося колючим, неприветливым, но, по всей видимости, просто не умевшим притворяться. Высоко оценивавшего большинство своих актёрских и режиссёрских работ (действительно того достойных!) и болезненно воспринимавшего критику, тяжело расстававшегося с нереализованными замыслами постановок «Леса» А. Н. Островского в Малом театре, в котором мечтал сыграть Несчастливцева, и предложенного коллективу ЦТСА «Тихого Дона» по М. А. Шолохову в его собственной инсценировке. Неравнодушного к любой несправедливости и всё пропускавшего через сердце (оно в итоге и не выдержало, остановившись 17 июля 1975-го, когда Бабочкин находился за рулём автомобиля, который он успел притормозить). Принципиального, неизменно имевшего по любым поводам своё мнение, подчас резко расходившееся с суждениями большинства (доказательство тому — разбор Борисом Андреевичем спектакля Бориса Равенских «Власть тьмы» в Малом театре). Не забывавшего собственные не слишком приглядные поступки, и ничего подобного не прощавшего своим собратьям по профессии, о которых подчас позволял себе высказываться нелицеприятно. Мужественного и вместе с тем нежного, ранимого, безмерно любившего жену Екатерину Михайловну, дочерей Наталью и Татьяну, внуков Андрея и Ксению, больше всего боявшегося кого-то из них потерять. Строгого и одновременно трепетного, заботливого педагога ВГИКа, искренне беспокоившегося о том, как сложатся творческие пути его студентов и жалевшего, что так и не удалось сделать с ними театр. И он точно был бы подавлен, узнав о трагическом жизненном финале Натальи Богуновой или о том, каким непродолжительным оказался театральный опыт Елены Соловей. Зато обрадовался бы артистическим достижениям в Малом театре Владимира Носика, где, к сожалению, так и не увидела свет его, Носика, сценическая версия «Грозы» А. Н. Островского. И она, скорее всего, была бы решена в режиссёрском стиле родственном тому, что отвечал позиции Бабочкина, считавшего хорошим режиссёром того, кто «не мешает актёрам». Вдобавок у Носика Полусумасшедшую барыню должна была играть Людмила Щербинина — Катерина в «Грозе», в 1974-ом поставленной Борисом Андреевичем и невольно возникла бы «перекличка» и между судьбами обеих героинь, и между спектаклями Носика и Бабочкина… Та «Гроза» стала последней, десятой режиссёрской работой Бориса Андреевича в Малом театре, где он служил в 1948-51 и 1955-74. Примечательно, что ведущие роли в этой пьесе он (сам сыгравший Кулигина, венчавшего обширную «галерею» актёрских созданий Бабочкина в Малом театре) не побоялся доверить молодым артистам. Это было не привычно, даже революционно для Малого. Но Бабочкин объяснил своё решение стремлением вернуться непосредственно к замыслу Островского, писавшего свою пьесу о молодых.
Этой темы Борис Андреевич коснулся в очерке «Ермоловское фойе», подготовленном к 150-летию Малого театра. В нём он, вопреки периодически возникавшим конфликтам с дирекцией, выразил своё уважение «Дому Островского», показав себя ещё и знатоком его истории. И, повествуя о Марии Николаевне Ермоловой, Александре Павловиче Ленском, Александре Ивановиче Южине, Александре Алексеевиче Остужеве, иных корифеях Малого акцентировал внимание не только на их артистическом даре, но и на личностных качествах — скромности, душевном благородстве, подвижничестве. А продолжение традиции тех, кто составлял славу старейшей московской сцены, видел в «серьёзности служения» делу, порядочности, дисциплинированности, понимании высокого назначения Малого театра как хранителя устоев русского театрального искусства».
Кто-то, прочитав эти слова, скажет, что они и сейчас не потеряли своего звучания. А кто-то сочтёт их чересчур пафосными и устаревшими — уж слишком оно, это искусство, в наши дни приобрело отчётливо выраженный коммерческий оттенок. Но с таким положением Борис Андреевич Бабочкин вряд ли бы смирился, равно как и с превращением культурной сферы в сферу оказания услуг, вступив с этими, опасными тенденциями в активную борьбу. Всё-таки, несмотря на многочисленные обиды и разочарования продолжал упорно, отчасти наивно верить в торжество добрых, светлых жизненных начал. Недаром на страницах дневника сравнивал себя с «Платошей» из пьесы А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», которого, «чему учили, он это всерьёз и принял».
Майя Фолкинштейн, «Авансцена» № 4 за 2024 год
18 января исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Бориса Андреевича Бабочкина (1904 - 1975).
Вспоминая замечательного артиста и режиссера, составившего славу не только отечественного кинематографа, но и Малого театра, в котором он поставил несколько выдающихся спектаклей и сыграл целый ряд блестящих ролей, мы предлагаем сегодня посмотреть запись спектакля "Правда - хорошо, а счастье лучше" А.Н.Островского. Режиссёр-постановщик и исполнитель роли Грознова - народный артист СССР Борис Андреевич Бабочкин.
***
«Сбежала через окно в легком платье». Как жил и любил «Чапаев»-Бабочкин
18 января исполняется 120 лет со дня рождения великого актера, народного артиста СССР Бориса Бабочкина. О том, что такое успех, Бабочкин мог бы рассказать лучше других. Фильму «Чапаев», в котором он исполнил главную роль, в этом году исполняется 90 лет, а отголоски его популярности до сих пор звучат в анекдотах. Да и сам Борис Бабочкин — один из столпов советского театра, легенда БДТ и Малого, «великий старик» — для подавляющего числа людей так навсегда и останется Чапаевым.
По стране Советов
О юности Бориса Андреевича сохранились лишь скупые сведения — словно строки автобиографии. Родился в 1904-м в Саратове в семье железнодорожников. В 15 лет окончил реальное училище в Саратове, а в 16 он уже в Москве. Каким этот парень приехал в столицу? Почему решил стать актером? Как пережила его семья Первую мировую, две революции и гражданскую войну? В те годы в биографиях старались лишнего не писать, поэтому на эту тему можно лишь строить предположения.
В столице Бабочкин начал учиться на актера, а уже в 17 провел свой первый профессиональный театральный сезон, правда, не в Москве, а в Иваново. Зато под руководством Иллариона Певцова, которого до конца дней считал своим главным учителем.
Молодой актер играл в московских театрах, потом уехал Воронеж, вернувшись в столицу, поступил в театр им. Моссовета. Колесил по стране, работал в Костроме, в Самарканде, в Ленинграде. Даже в китайский Харбин его судьба занесла! Учился и искал себя... Параллельно снимался в кино. В 1928 году вышла первая лента с его участием — «Мятеж». А потом случился главный фильм в его жизни.
Без фамилии на плакате
В своей книге воспоминаний Борис Бабочкин писал: «5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр "Титан" в Ленинграде появился написанный небрежно от руки плакат:
СЕГОДНЯ новый звуковой фильм
"ЧАПАЕВ"
В главных ролях В. МЯСНИКОВА и II. СИМОНОВ Режиссеры БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ.
Я смотрел на этот плакат со сложным чувством. Я не испытывал досады на то, что я — исполнитель главной роли — не был в этом плакате упомянут. Не упомянуты были и другие исполнители. Я понимал, что фамилиями Мясниковой и Симонова — довольно популярных в то время киноактеров — кино-администраторы пытались пробудить в публике хоть какой-нибудь интерес к фильму. Я понимал, что в сочетании их имен есть некоторый намек на возможность какой-нибудь романтической истории, которая будет показана на фоне гражданской войны. Я понимал, что сама тема была достаточно жевана-пережевана в фильмах последних лет. Я понимал, что она могла казаться окончательно исчерпанной».
Вот так! Даже имени Бабочкина решили не писать, оно в 1934 году никому ничего не говорило. Варвара Мясникова, которая исполнила роль Анки-пулеметчицы, к тому моменту снялась уже в 8 картинах. У Николая Симонова было 16 фильмов, и его действительно публика отлично знала.
Но после «Чапаева» именно Бабочкин стал актером номер один в СССР.
«Это был ты!»
«"Чапаев" для зрителей 30-х годов — или, во всяком случае, для громадного большинства этих зрителей — был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным, срепетированным, а потом снятым на пленку. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический...» — писал Бабочкин в воспоминаниях.
И вот еще: «Наиболее удивительным мне кажется то, что подлинные участники событий — бойцы и командиры Чапаевской дивизии — тоже воспринимали фильм как живую жизнь, а не как произведение искусства. У меня на груди плакал горькими и радостными слезами пожилой человек, бывший чапаевский боец. Он обнимал меня, всхлипывая и, стесняясь своих слез, повторял: "Там, у колодца, в белой-то рубашке, ведь это был я... Ты понимаешь, ведь это был я..." И мне не захотелось разрушать эту его иллюзию. Я подтвердил: "Это был ты. Я знаю"».
Хороша страна Болгария
После «Чапаева» Бабочкин очень скоро перешел в разряд неоспоримых авторитетов. Он служил в Ленинграде в БДТ, был главным режиссером, потом художественным руководителем. Там он поставил свой спектакль «Дачники» (по Горькому), который стал событием всесоюзного масштаба.
Во время войны он — актер и режиссер театра им. Вахтангова, позже Театра киноактера, Малого...
В 1951-1952 годах Борис Андреевич работал в Софии, поднимая болгарский театр. Вернувшись, поступил в Театр им. Пушкина. А в 1955 году перешел в Малый театр, в котором и служил до конца жизни. Он продолжал сниматься в кино, хотя для актера такого уровня картин у него совсем немного, около 20.
И конечно, до конца жизни Борис Андреевич переживал из-за того, что его помнят по одной, пусть и ярчайшей роли.
«Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги "Альберт Эйнштейн": "Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает"», — рассказывала его дочь Наталья.
Безумный роман
Борис Бабочкин был счастлив в браке, свою любовь он нашел еще в 1920-е. Во время работы в передвижном театре в Самарканде актер познакомился с прекрасной балериной Екатериной. Танцовщица в тот момент была замужем, но ради любви, по словам их дочери Натальи, «сбежала к папе через окно в одном легком платье».
У Бабочкиных родились две дочки Наталья и Татьяна. Старшая вспоминала, что во время срочной эвакуации из Ленинграда родители специально решили ехать в разных концах поезда. Чтобы в случае бомбежки кто-то из них выжил и мог позаботиться о детях.
Бабочкин был человеком добрым, но с характером. После войны он отказывался от пайков и подарков, которые полагались актерам-фронтовикам. «Я на фронте никогда не был, — сказал он, — поэтому на такой подарок не имею права».
Бабочкин ушел из жизни летом 1975 года.
«Папа умер так же, как и жил, — вспоминала его дочь Наталья. — В то летнее утро было очень жарко, а ему нужно было ехать на съемки куда-то в Подмосковье. Мама, зная, что отец плохо себя чувствует, пыталась отговорить его от поездки, но он не послушался: не хотел подводить людей, которые его ждали. Сам сел за руль и поехал.
Прямо на дороге, между Большим театром и "Метрополем", ему стало плохо, он пытался выпить нитроглицерин, но, видимо, руки его уже не слушались: пузырек выпал, таблетки рассыпались — мы с сыном потом собирали их по всему салону. Тем не менее ему удалось свернуть с дороги и осторожно припарковаться у тротуара. Понимаете, даже в тяжелом состоянии он больше всего боялся причинить кому-то вред».
Жена Бориса Андреевича пережила его на 13 лет, и не было ни дня, чтобы она не вспоминала о муже.
"АиФ", 18 января 2024 года
«Звуковой архив Малого театра»
«ДОСТИГАЕВ И ДРУГИЕ» М.ГОРЬКОГО
Предлагаем вашему вниманию запись спектакля, поставленного Борисом Андреевичем Бабочкиным в 1971 году.
М.Горький
«ДОСТИГАЕВ И ДРУГИЕ»
Сцены
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Достигаев – Борис Бабочкин
Елизавета, жена Достигаева – Лилия Юдина
Алексей, сын Достигаева – Валерий Носик
Отец Павлин – Николай Анненков
Губин – Борис Телегин
Порфирий Нестрашный – Сергей Маркушев
Виктор Нестрашный – Валерий Бабятинский
Лаптев – Пров Садовский
Меланья, игуменья – Елена Гоголева
Пропотей – Роман Филиппов
Лисогонов – Сергей Харченко
Мокроусов – Геннадий Сергеев
Антонина – Людмила Щербинина
Рябинин – Юрий Каюров
Варвара Егоровна – Ольга Хорькова
Таисия – Тамара Торчинская
Александра – Людмила Пашкова
Глафира – Галина Кирюшина
Донат – Евгений Буренков
Тятин – Юрий Васильев
Ксения Булычова – Элла Далматова
Поп Иосиф – Федор Мишин
Бородатый солдат – Иван Любезнов
Калмыкова – Клавдия Блохина
Граф Бетлинг — Константин Михитаров
Постановка Б.А. Бабочкина
Художник — Т.Г. Ливанова
Премьера – 24 марта 1971 года.
«Звуковой архив Малого театра»
А.Н.Островский
«ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ»
Комедия в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мавра Тарасовна Барабошева, богатая купчиха – Наталья Белевцева
Аммос Панфилович Барабошев, ее сын – Николай Рыжов
Поликсена Аммосовна, его дочь – Светлана Жгун
Никандр Мухояров, приказчик – Владимир Колосов
Пелагея Григорьевна Зыбкина, вдова – Варвара Обухова
Платон Зыбкин, ее сын – Валерий Бабятинский
Филицата, нянька Поликсены – Софья Фаддеева
Глеб Меркулыч, садовник – Петр Константинов
Сила Ерофеич Грознов, отставной унтер-офицер – Борис Бабочкин
Постановка — Б.А. Бабочкина
Режиссеры — Д.Г. Кознов и Н.И. Рыжов
Художник — Т.Г. Ливанова
Композитор — Г.С. Фрид (Рига)
Премьера – 14 августа 1965 года.
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1944 – 1995»
Комедию «Правда — хорошо, а счастье лучше» поставил Б.А.Бабочкин; оформляла Т.Г.Ливанова, музыку к спектаклю написал Г.С.Фрид. Премьера сосгоялась 14 августа 1965 года в Риге. В 1973 году по этому спектаклю был сделан телефильм.
Репетируя спектакль, режиссер утверждал, что он вовсе не собирается зачеркивать традиции Малого театра, а наоборот, хочет их довести до предельной яркости: «Сделать манеру игры Малого театра самым существенным ядром в стилистике спектакля, отнестись без всякого снисхождения к действительному, реальному содержанию этой самой безнравственной пьесы Островского, в которой счастье двух влюбленных до страсти, до одурения молодых людей неожиданно устраивает старый отставной альфонс, бывший любовник бабушки Барабошевой» (Бабочкин Б. Парадоксы одного диалога. — «Театр», 1966, № 1, с. 50).
Декорации были выполнены в стиле лубка. На листах фанеры художник нарисовал черной и зеленой краской деревья, усыпанные розовыми яблоками. Тут же находилась садовая беседка с пузатыми колоннами, украшенными золотыми купидонами. На желтом яичном небе висели на проволоке облака. Садовые дорожки вели одна направо, другая налево, третья проходила прямо. Как это полагаясь в старинном театре, в начале действия и в антрактах оркестр играл душещипательные романсы, но в современной аранжировке.
И на этом фоне Барабошев разгуливал то в ярких, пестрых жилетах, то в розовом халате, то в утрированно модном, почти клоунском сюртуке. И наоборот, в доме Зыбкиньгх бедность подчеркивалась бытовыми деталями. Здесь условность оформления отсутствовала.
Вместе с тем Бабочкин добивался жизненной логики при построении образов, соединяя ее лукавым, озорным тоном при изображении тех или других персонажей. Одна из участниц спектакля Н.Белевцева так об этом рассказывала: «Спектакль был поставлен с иронией и так же нарочито по-театральному оформлен.
Шел спектакль под джазовую музыку, моя Барабошева при виде Грознова падала в обморок под стук барабана» (Белевцева Н. Глазами актрисы, с. 287).
Известно, что в этой пьесе все кончается хорошо, и бедный, но честный приказчик Платон Зыбкин женится по любви на хозяйской дочери Поликсене. На протяжении всей пьесы Платон борется за правду, за свою честь, но в результате едва не попадает в долговую тюрьму (в яму). А то, что все благополучно кончается, так это ему просто повезло.
Платон у В.Бабятинского в собственных глазах представлялся героем, окружающие же на него смотрели как на чудака. Даже родная мать так его характеризовала: «Все он как младенец». Его симпатия Поликсена (С.Н.Жгун) — дочь богатых родителей, воспитана взаперти. Девица она вздорная, избалованная, капризная. Она будто сошла с картины Боклевского или Кустодиева. Все должно быть по ней. Платон перед ней внешне пасовал. И влюбилась она в него только потому, что кругом больше кавалеров не было. Счастливый случай позволил им соединиться, а то бы мыкался Платон со своей правдой до конца дней. Да и сейчас еще неизвестно, как его жизнь сложится.
Н.Рыжов в роли Барабошева воплощал легкомыслие. Пританцовывая, появлялся он на сцене и так и жил, прикидываясь иногда почтительным сыном, иногда заботливым отцом, иногда деловым коммерсантом. Но это все только игра. По-настоящему Барабошева интересовали только кутежи.
Что же касается Мавры Тарасовны Барабошевой, то прекрасную характеристику этого образа, каким он представал на сцене, давала сама исполнительница: «В последнем акте Барабошева является преображенной, доброй, согласной на то, что ее внучка отдаст руку и сердце Платону. Надо было и в этом новом ее качестве быть естественной и сделать понятным, что, хотя она до сих пор была самодуркой, доброта в ней органична, доброе начало, замаскированное, скрытое, жило в ней всегда» (Белевцева Н. Глазами актрисы, с. 287).
Грознов у Бабочкина казался вполне довольным своей жизнью, главное тем, что скопил правдами и неправдами некий капитал и теперь ни от кого не зависит. Но никакой доброты у него не было, и если он делал добро, то не ради добра, а чтобы таким образом еще раз покуражиться над Маврой Тарасовной.
А вот нянька Фелицата у С.Фадеевой соединяла народную мудрость с лукавством и добротой, волю с чуткостью и терпением. И все с пониманием молодых сердец.
Но совершенно очевидно, что в целом режиссер уводил пьесу в сторону от комедии сатирической, превращал ее в комедию лирическую, хотя и использовал гротесковые и даже буффонные приемы.
Басов – Н.А.Анненков