Ольга Вихирева
29 января 2004 г.
Эти «Три сестры» - действительно, классическая – в лучшем смысле слова – постановка, хотя и начинается она и с не совсем академического «развертывания» дома Прозоровых перед зрителем. Прием почти кинематографический – как будто Дом дышит, становится самостоятельным героем этой истории...
Любая «каноническая» пьеса требует от артиста почти что невозможного - не сыграть, «как положено», не впасть в оригинальничанье, а просто сказать эти повторенные тысячи раз слова так, чтобы их УСЛЫШАЛИ… Это требует мастерства, жизненного опыта, фантазии, смелости – в общем, маленького чуда! И, мне кажется, это происходит, когда на сцене появляется доктор, милый Иван Романыч Чебутыкин. У Марцевича это и философ (хотя и не такой многословный, как барон с Вершининым! ;о), и душа компании, и, наконец, просто человек, дольше всех остальных проживший на свете… И ведь даже умнейший, все замечающий Кулыгин (блестяще сыгранный Бабятинским; наверное, это самый положительный из всех виденных мной Кулыгиных) в финале именно доктору признается, что счастье – совсем не в Станиславе второй степени…
Очень хорош Андрей Прозоров в исполнении Александра Клюквина – столько точных интонаций, столько головокружительных переходов от смеха к слезам! И как удивительно переплетаются та самая, «чеховская», тоска и комизм этих бесконечных монологов-диалогов с Ферапонтом (Кудинович просто потрясающе играет, браво!).
А из сестер, на мой взгляд, ярче всего получилась Маша – Ольге Пашковой вполне удалось передать ее непростой характер. Ольга Алены Охлупиной, может быть, менее эффектна, но не менее мощно сыграна. За ее молчанием, за «прямой спиной», за статусом «начальницы» – целая жизнь человека сильного, постоянно работающего, хотя и понимающего, что это условие, при котором существование может наконец обрести смысл – «если бы знать!» – недостижимо…
Ирина Варвары Андреевой, действительно, к финалу становится более естественной, «настоящей»… В первом действии Ирина, конечно, ребенок – но ведь ребенок, выросший в семье военного, «угнетавшийся воспитанием»… И ее радость, быть может, не столько обращена вовне, сколько угадывается в глазах, во всем ее облике… Мне кажется, со временем Варя найдет нужную интонацию!
Наташа, в отличие от сестер Прозоровых, не уговаривает себя «Надо жить», она живет, точно зная, что ей нужно, и как этого добиться. У Инны Ивановой Наташа получилась очень яркой, этакой артисткой, которая без особого труда манипулирует людьми – и ей все равно, как при этом сочетаются зеленый пояс и розовое платье! ;о)
В общем, в спектакле есть «воздух», спектакль не достиг «потолка» – и это, на мой взгляд, только добавляет ему очарования!
Есть «воздух» – значит, есть над чем подумать САМОМУ зрителю. (А думать всегда интереснее, чем просто наблюдать - даже восхищенно!) И это, скорее, не «отсутствие режиссерской концепции», а доверие к зрителю. СПАСИБО!