Василий Глебович Зотов, заслуженный артист России, родился 16 декабря 1974 г. в Москве. В 1997 г. он с отличием окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.А.Сафронова) и был принят в труппу Малого театра.
На прославленную драматическую сцену Василий Зотов впервые вышел ещё студентом второго курса. Великолепные внешние данные, бесспорный талант и яркая индивидуальность Зотова не остались незамеченными. Постепенно он становится одним из ведущих молодых артистов, получая лучшие роли классического романтического репертуара. Первая крупная работа Василия Зотова – граф Анри д’Альбре, преданный рыцарь Маргариты Наваррской из «Тайн Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве. Следующая роль – Фердинанд в шиллеровских «Коварстве и любви» – приносит Зотову заслуженный успех. Зрители и театральная критика полюбили его героя – импульсивного, порывистого, благородного, ставящего понятия «честь» и «любовь» выше собственной жизни.
После Фердинанда артист одного за другим играет Регинальда («Король Густав Васа» А.Стриндберга), князя Черкасского («Царь Борис» А.К.Толстого), князя Гвидона («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина), Милона («Недоросль» Д.И.Фонвизина)… К счастью для него, с течением времени Василий Зотов перестаёт быть заложником своей внешности, – ему начинают предлагать работы, позволяющие продемонстрировать всю богатую палитру его таланта. В «Трудовом хлебе» А.Н.Островского Василий получает роль Жоржа Копрова, циника и мота, с лёгким сердцем обирающего влюблённую в него девушку. Профессиональный прожигатель жизни, Жорж ни в грош не ставит такое понятие как «трудовые деньги». Образ получился достоверным, убедительным и… страшным, поскольку Зотов наделил Копрова собственным недюжинным обаянием.
В 2002 г. Малый театр обратился к шекспировским «Усилиям любви». Спектакль, решённый в жанре мюзикла, позволял молодым артистам труппы продемонстрировать вокальные и пластические данные. Василий Зотов, сыгравший центрального персонажа – Короля, – блестяще справился со своей задачей, обогатив рисунок роли сочными комедийными красками.
После Шекспира английского он вновь обращается к Шекспиру русскому, как издавна называют А.Н.Островского. Зотов играет Егора Глумова («На всякого мудреца довольно простоты») – возможно, самый интересный и сложный из мужских образов, созданных великим драматургом.
Высокоодарённый молодой человек очень быстро понимает, что ни один из его талантов не поможет ему сделать карьеру и состояться как личности, а потому решает действовать окольными путями. Изучив человеческие слабости, он втирается в высшее общество, находя к каждому собственный подход, и постепенно становится незаменимым. Герой Зотова манипулирует людьми с лёгкостью и непринужденностью, однако после финального разоблачения испытывает чувство сродни облегчению – в отличие от Жоржа Копрова, Егор Глумов всё же не законченный подлец.
Благодаря прекрасной фактуре Зотову часто достаются роли дворян и военных. Так, вслед за Глумовым он сыграл легкомысленного гусара Курчаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского). Среди других работ артиста – Мортимер («Мария Стюарт» Ф.Шиллера), князь Бельский («Касатка» А.Н.Толстого), князь Нарумов («Пиковая дама» А.С.Пушкина).
Обе основные линии творчества Василия Зотова – романтическая и цинично-бытовая – соединились в Анри де Сен-Маре, герое «Плаща кардинала» П.Гусева (по роману А. де Виньи «Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII»). Возвышенный юноша, пределом мечтаний которого, как представляется поначалу, является тихое семейное счастье, на поверку оказывается безумным честолюбцем, мечтающим занять французский престол. Василий Зотов мастерски передаёт всю сложную гамму чувств героя, оказавшегося перед выбором между любовью и властью.
Последние по времени роли актёра демонстрируют, насколько окреп и развился его талант за годы работы в Малом. Безусловной удачей исполнителя стала роль Корнуолла («Король Лир» У.Шекспира), беспощадного двуличного злодея, вся жизнь которого подчинена удовлетворению страстей – похоти и жажды власти. Два других образа созданы Зотовым в спектаклях по произведениям А.Н.Островского. Приказчик Ераст («Сердце не камень») ради того, чтобы вырваться «из грязи в князи», готов соблазнить и шантажировать свою хозяйку. «Образ Ераста по яркости социальной характеристики и по сложности психологического рисунка принадлежит к числу самых значительных созданий Островского», – пишет в своих «Театральных очерках» великий критик Б.В.Алперс. Он, однако, считает приказчика законченным негодяем, в то время как сыгранный В.Зотовым герой искренне раскаивается в своих подлых замыслах. Театр и исполнитель дают Ерасту шанс начать новую жизнь.
В «Талантах и поклонниках» актёр сыграл Великатова – новый для Островского тип европеизированного, далёкого от Домостроя помещика, для которого женщина не является предметом товарно-денежных отношений. Спокойный, деликатный, не тратящий попусту ни слов, ни материальных средств, герой Зотова разительно отличается от прочих «меценатов».
Среди последних по времени работ актёра нельзя не упомянуть Ганефельдта («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана) и Швохнева («Игроки» Н.В.Гоголя). Ганефельдт – не просто адвокат семьи Клаузен; он друг детства детей Маттиаса, который вспоминает, как нянчил его, когда тот был ребёнком. Однако сам Ганефельдт напрочь лишён сантиментов. За напускным обаянием и сердечностью адвоката скрывается холодный расчёт. Ради выгоды он готов забыть совесть, переступить через вчерашнего благодетеля. Помогая младшим Клаузенам объявить отца недееспособным, Ганефельдт по сути становится одним из убийц Маттиаса.
«Игроки», где Зотову досталась роль шулера-джентльмена Швохнева, позволяют артисту окунуться в близкую его природе комедийную стихию. Однако немаловажно и то, что в этом спектакле Василий проявляет себя как превосходный ансамблевый исполнитель.
Персонаж пьесы «Большая тройка (Ялта-45)» занимает одну из самых ответственных должностей – личный помощник Сталина. И если референты других лидеров, Рузвельта и Черчилля, позволяют себе пререкаться со своими патронами, то Алексей прекрасно знает: лишнее слово пойдёт ему во вред. Герой Зотова – боевой офицер, герой войны; тем не менее, это классический образец «маленького человека».«Самая страшная история у Алексея. Василий Зотов играет человека, раздавленного системой и хозяином, который уничтожил его семью ради всеобщего блага и в финале заставил своего адъютанта сплясать, просто так, ради шутки…» (Елена Булова, «Московская правда», 6 ноября 2020 г.)
Дебютом Василия Зотова в кино стала роль маленького Ванятки, сына персонажа Бориса Невзорова в знаменитом многосерийном фильме «Россия молодая». Среди других картин с участием актёра – «День полнолуния» и «Всадник по имени Смерть» К.Шахназарова, «Елена» А.Звягинцева, «Конец прекрасной эпохи» С.Говорухина. Зотов снимался в сериалах «Возвращение Мухтара-1», «Рельсы счастья», «Одна семья», «Невидимки», «Пуля-дура» (все сезоны), «Земский доктор. Возвращение» и многих других.
Василий Зотов активно занимается озвучиванием. Самый известный герой, говорящий в России его голосом, – доктор Ватсон в известном английском сериале «Шерлок».
Роли в Малом театре:
27.02.1997 г. стрелец «Царь Борис» А.К. Толстого
24.10.1997 г. (премьера) Граф Анри д Альбре «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве
27.12.1998 г. (премьера) Фердинанд «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
29.01.1999 г. (ввод) горожанин «Бешеные деньги» А.Н. Островского
06.02.1999 г. (ввод) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого
07.02.1999 г. (ввод) 2-й стражник «Конек-горбунок» П.П. Ершова
18.02.1999 г. (ввод) гость «Вишневый сад» А.П. Чехова
24.03.1999 г. (премьера) Регинальд «Король Густав Васа» А. Стриндберга
03.03.1999 г. (ввод) князь Черкасский «Царь Борис» А.К. Толстого
06.06.1999 г. (премьера) князь Гвидон «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
08.01.2000 г. (ввод) Милон «Недоросль» Д.И. Фонвизина
17.03.2001 г. (ввод) Копров «Трудовой хлеб» А.Н. Островского
04.10.2001 г. (ввод) Кирилл «Князь Серебряный» А.К. Толстого
18.10.2002 г. (премьера) Король «Усилия любви:» В. Шекспира
05.12.2002 г. (ввод) Глумов «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
26.12.2002 г. (премьера) Сен-Мар «Плащ кардинала» П. Гусева по роману А. де Виньи
25.09.2005 г. (ввод) Курчаев «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
04.04.2006 г. (премьера) Мортимер «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
15.11.2007 г. (премьера) Эдвард Льютон «Любовный круг» С.Моэма
14.11.2008 г. (премьера) Князь Бельский «Касатка» А.Толстого
27.05.2012 г. (премьера) Князь Нарумов «Пиковая дама» А.С.Пушкина
16.12.2012 г. (премьера) Лебре «Сирано де Бержерак» Э.Ростана
19.04.2014 г. (премьера) Банкомёт, врач, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова
16.10.2015 г. (премьера) Ераст, «Сердце не камень» А.Н.Островского
01.03.2017 г. (премьера) Герцог Корнуэльский, «Король Лир» У.Шекспира
23.04.2017 г. (премьера) Великатов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского
29.04.2018 г. (премьера) Клеант, "Тартюф" Ж.-Б.Мольера
02.12.2018 г. (премьера) Царь Николай Второй до отречения от престола, "Государственный переворот" С.Рыбаса и Е.Рыбас
03.03.2019 г. (премьера) Ганефельдт, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
22.09.2019 г. (премьера) Швохнев, "Игроки" Н.В.Гоголя
03.09.2020 г. (премьера) Алексей, "Большая тройка (Ялта-45)" Л.Свенссона
29.11.2020 г. (ввод) Фосс, "Физики" Ф.Дюрренматта
03.04.2021 г. (премьера) Почтмейстер, "Мертвые души" Н.В.Гоголя
18.09.2021 г. (премьера) Кикин, «Пётр I» Д.С.Мережковского
03.12.2022 г. (премьера) Барин, "Горячее сердце" А.Н.Островского
15.12.2022 г. (ввод) Чекалинский, "Пиковая дама" А.С.Пушкина
26.10.2023 г. (ввод) Хлынов, "Горячее сердце" А.Н.Островского
06.04.2024 г. (ввод) Правдин, "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Василий Глебович Зотов, заслуженный артист России, родился 16 декабря 1974 г. в Москве. В 1997 г. он с отличием окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.А.Сафронова) и был принят в труппу Малого театра.
На прославленную драматическую сцену Василий Зотов впервые вышел ещё студентом второго курса. Великолепные внешние данные, бесспорный талант и яркая индивидуальность Зотова не остались незамеченными. Постепенно он становится одним из ведущих молодых артистов, получая лучшие роли классического романтического репертуара. Первая крупная работа Василия Зотова – граф Анри д’Альбре, преданный рыцарь Маргариты Наваррской из «Тайн Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве. Следующая роль – Фердинанд в шиллеровских «Коварстве и любви» – приносит Зотову заслуженный успех. Зрители и театральная критика полюбили его героя – импульсивного, порывистого, благородного, ставящего понятия «честь» и «любовь» выше собственной жизни.
После Фердинанда артист одного за другим играет Регинальда («Король Густав Васа» А.Стриндберга), князя Черкасского («Царь Борис» А.К.Толстого), князя Гвидона («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина), Милона («Недоросль» Д.И.Фонвизина)… К счастью для него, с течением времени Василий Зотов перестаёт быть заложником своей внешности, – ему начинают предлагать работы, позволяющие продемонстрировать всю богатую палитру его таланта. В «Трудовом хлебе» А.Н.Островского Василий получает роль Жоржа Копрова, циника и мота, с лёгким сердцем обирающего влюблённую в него девушку. Профессиональный прожигатель жизни, Жорж ни в грош не ставит такое понятие как «трудовые деньги». Образ получился достоверным, убедительным и… страшным, поскольку Зотов наделил Копрова собственным недюжинным обаянием.
В 2002 г. Малый театр обратился к шекспировским «Усилиям любви». Спектакль, решённый в жанре мюзикла, позволял молодым артистам труппы продемонстрировать вокальные и пластические данные. Василий Зотов, сыгравший центрального персонажа – Короля, – блестяще справился со своей задачей, обогатив рисунок роли сочными комедийными красками.
После Шекспира английского он вновь обращается к Шекспиру русскому, как издавна называют А.Н.Островского. Зотов играет Егора Глумова («На всякого мудреца довольно простоты») – возможно, самый интересный и сложный из мужских образов, созданных великим драматургом.
Высокоодарённый молодой человек очень быстро понимает, что ни один из его талантов не поможет ему сделать карьеру и состояться как личности, а потому решает действовать окольными путями. Изучив человеческие слабости, он втирается в высшее общество, находя к каждому собственный подход, и постепенно становится незаменимым. Герой Зотова манипулирует людьми с лёгкостью и непринужденностью, однако после финального разоблачения испытывает чувство сродни облегчению – в отличие от Жоржа Копрова, Егор Глумов всё же не законченный подлец.
Благодаря прекрасной фактуре Зотову часто достаются роли дворян и военных. Так, вслед за Глумовым он сыграл легкомысленного гусара Курчаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского). Среди других работ артиста – Мортимер («Мария Стюарт» Ф.Шиллера), князь Бельский («Касатка» А.Н.Толстого), князь Нарумов («Пиковая дама» А.С.Пушкина).
Обе основные линии творчества Василия Зотова – романтическая и цинично-бытовая – соединились в Анри де Сен-Маре, герое «Плаща кардинала» П.Гусева (по роману А. де Виньи «Сен-Мар, или Заговор во времена Людовика XIII»). Возвышенный юноша, пределом мечтаний которого, как представляется поначалу, является тихое семейное счастье, на поверку оказывается безумным честолюбцем, мечтающим занять французский престол. Василий Зотов мастерски передаёт всю сложную гамму чувств героя, оказавшегося перед выбором между любовью и властью.
Последние по времени роли актёра демонстрируют, насколько окреп и развился его талант за годы работы в Малом. Безусловной удачей исполнителя стала роль Корнуолла («Король Лир» У.Шекспира), беспощадного двуличного злодея, вся жизнь которого подчинена удовлетворению страстей – похоти и жажды власти. Два других образа созданы Зотовым в спектаклях по произведениям А.Н.Островского. Приказчик Ераст («Сердце не камень») ради того, чтобы вырваться «из грязи в князи», готов соблазнить и шантажировать свою хозяйку. «Образ Ераста по яркости социальной характеристики и по сложности психологического рисунка принадлежит к числу самых значительных созданий Островского», – пишет в своих «Театральных очерках» великий критик Б.В.Алперс. Он, однако, считает приказчика законченным негодяем, в то время как сыгранный В.Зотовым герой искренне раскаивается в своих подлых замыслах. Театр и исполнитель дают Ерасту шанс начать новую жизнь.
В «Талантах и поклонниках» актёр сыграл Великатова – новый для Островского тип европеизированного, далёкого от Домостроя помещика, для которого женщина не является предметом товарно-денежных отношений. Спокойный, деликатный, не тратящий попусту ни слов, ни материальных средств, герой Зотова разительно отличается от прочих «меценатов».
Среди последних по времени работ актёра нельзя не упомянуть Ганефельдта («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана) и Швохнева («Игроки» Н.В.Гоголя). Ганефельдт – не просто адвокат семьи Клаузен; он друг детства детей Маттиаса, который вспоминает, как нянчил его, когда тот был ребёнком. Однако сам Ганефельдт напрочь лишён сантиментов. За напускным обаянием и сердечностью адвоката скрывается холодный расчёт. Ради выгоды он готов забыть совесть, переступить через вчерашнего благодетеля. Помогая младшим Клаузенам объявить отца недееспособным, Ганефельдт по сути становится одним из убийц Маттиаса.
«Игроки», где Зотову досталась роль шулера-джентльмена Швохнева, позволяют артисту окунуться в близкую его природе комедийную стихию. Однако немаловажно и то, что в этом спектакле Василий проявляет себя как превосходный ансамблевый исполнитель.
Персонаж пьесы «Большая тройка (Ялта-45)» занимает одну из самых ответственных должностей – личный помощник Сталина. И если референты других лидеров, Рузвельта и Черчилля, позволяют себе пререкаться со своими патронами, то Алексей прекрасно знает: лишнее слово пойдёт ему во вред. Герой Зотова – боевой офицер, герой войны; тем не менее, это классический образец «маленького человека».«Самая страшная история у Алексея. Василий Зотов играет человека, раздавленного системой и хозяином, который уничтожил его семью ради всеобщего блага и в финале заставил своего адъютанта сплясать, просто так, ради шутки…» (Елена Булова, «Московская правда», 6 ноября 2020 г.)
Дебютом Василия Зотова в кино стала роль маленького Ванятки, сына персонажа Бориса Невзорова в знаменитом многосерийном фильме «Россия молодая». Среди других картин с участием актёра – «День полнолуния» и «Всадник по имени Смерть» К.Шахназарова, «Елена» А.Звягинцева, «Конец прекрасной эпохи» С.Говорухина. Зотов снимался в сериалах «Возвращение Мухтара-1», «Рельсы счастья», «Одна семья», «Невидимки», «Пуля-дура» (все сезоны), «Земский доктор. Возвращение» и многих других.
Василий Зотов активно занимается озвучиванием. Самый известный герой, говорящий в России его голосом, – доктор Ватсон в известном английском сериале «Шерлок».
Роли в Малом театре:
27.02.1997 г. стрелец «Царь Борис» А.К. Толстого
24.10.1997 г. (премьера) Граф Анри д Альбре «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве
27.12.1998 г. (премьера) Фердинанд «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
29.01.1999 г. (ввод) горожанин «Бешеные деньги» А.Н. Островского
06.02.1999 г. (ввод) опричник «Князь Серебряный» А.К. Толстого
07.02.1999 г. (ввод) 2-й стражник «Конек-горбунок» П.П. Ершова
18.02.1999 г. (ввод) гость «Вишневый сад» А.П. Чехова
24.03.1999 г. (премьера) Регинальд «Король Густав Васа» А. Стриндберга
03.03.1999 г. (ввод) князь Черкасский «Царь Борис» А.К. Толстого
06.06.1999 г. (премьера) князь Гвидон «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
08.01.2000 г. (ввод) Милон «Недоросль» Д.И. Фонвизина
17.03.2001 г. (ввод) Копров «Трудовой хлеб» А.Н. Островского
04.10.2001 г. (ввод) Кирилл «Князь Серебряный» А.К. Толстого
18.10.2002 г. (премьера) Король «Усилия любви:» В. Шекспира
05.12.2002 г. (ввод) Глумов «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
26.12.2002 г. (премьера) Сен-Мар «Плащ кардинала» П. Гусева по роману А. де Виньи
25.09.2005 г. (ввод) Курчаев «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
04.04.2006 г. (премьера) Мортимер «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
15.11.2007 г. (премьера) Эдвард Льютон «Любовный круг» С.Моэма
14.11.2008 г. (премьера) Князь Бельский «Касатка» А.Толстого
27.05.2012 г. (премьера) Князь Нарумов «Пиковая дама» А.С.Пушкина
16.12.2012 г. (премьера) Лебре «Сирано де Бержерак» Э.Ростана
19.04.2014 г. (премьера) Банкомёт, врач, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова
16.10.2015 г. (премьера) Ераст, «Сердце не камень» А.Н.Островского
01.03.2017 г. (премьера) Герцог Корнуэльский, «Король Лир» У.Шекспира
23.04.2017 г. (премьера) Великатов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского
29.04.2018 г. (премьера) Клеант, "Тартюф" Ж.-Б.Мольера
02.12.2018 г. (премьера) Царь Николай Второй до отречения от престола, "Государственный переворот" С.Рыбаса и Е.Рыбас
03.03.2019 г. (премьера) Ганефельдт, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
22.09.2019 г. (премьера) Швохнев, "Игроки" Н.В.Гоголя
03.09.2020 г. (премьера) Алексей, "Большая тройка (Ялта-45)" Л.Свенссона
29.11.2020 г. (ввод) Фосс, "Физики" Ф.Дюрренматта
03.04.2021 г. (премьера) Почтмейстер, "Мертвые души" Н.В.Гоголя
18.09.2021 г. (премьера) Кикин, «Пётр I» Д.С.Мережковского
03.12.2022 г. (премьера) Барин, "Горячее сердце" А.Н.Островского
15.12.2022 г. (ввод) Чекалинский, "Пиковая дама" А.С.Пушкина
26.10.2023 г. (ввод) Хлынов, "Горячее сердце" А.Н.Островского
06.04.2024 г. (ввод) Правдин, "Недоросль" Д.И.Фонвизина