Полякова Людмила Петровна

народная артистка России, лауреат Государственной премии России

Людмила Петровна Полякова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 28 января 1939 г. в Москве. В 1964 г. окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была приглашена в Театр на Малой Бронной. Через год Людмила Полякова перешла в Театр им. К.С.Станиславского, где проработала 17 лет (1965-1982 гг.) – там и произошло творческое становление актрисы, заставшей «золотой» период знаменитого коллектива. Наиболее яркими и значительными работами Поляковой стали Марта Кушакова («Энциклопедисты» Л.Зорина), Александра («Серафима, или Три главы из жизни Крамольникова» Л.Зорина), Роза («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери), Лиззи («Продавец дождя» Р.Нэша), Зоя («Экспромт-фантазия» В.Токаревой), Наталья («Первый вариант «Вассы Железновой»» М.Горького) и другие. Артистке довелось работать с такими выдающимися режиссёрами как Леонид Варпаховский, Борис Львов-Анохин, Анатолий Васильев, Александр Товстоногов. После перехода в Театр на Таганке (1982-87 гг.), а затем «Школу драматического искусства» (1987-90 гг.), Людмила Полякова продолжила сотрудничество с Анатолием Васильевым, сыграв в его спектакле «Серсо» В.Славкина роль Валюши, ставшую одним из крупных творческих достижений актрисы.

В 1990 г. Людмила Петровна Полякова была приглашена в Малый театр. С первых же дней актриса активно включается в репертуар. За 30 лет на сцене Малого она исполнила более 20 центральных ролей, среди которых Евдокия Лопухина («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Атуева («Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), княгиня Тугоуховская и Хлёстова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В.Гоголя), Люси Купер («Дальше – тишина» В.Дельмар), Варвара Капитоновна («Летят журавли» В.Розова) и другие.

Удивительно органичная, склонная к импровизации, Людмила Полякова «проживает» каждый создаваемый образ, делая его близким и понятным зрителю, но, вместе с тем, никогда не противоречащим авторскому замыслу.

По своей фактуре, стати, сценическому темпераменту Полякова – истинно русская актриса. Людмила Петровна способна передать тончайшие нюансы национального характера, недаром вот уже два с лишним десятилетия на ней держится фактически весь «островский» репертуар Малого театра. В числе героинь Поляковой Мавра («Дикарка»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся!»), Чебоксарова («Бешеные деньги»), Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше», за эту работу актриса была удостоена Государственной премии России), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Клеопатра Ивановна Ничкина («Женитьба Бальзаминова»).

Творческая палитра Поляковой поистине неисчерпаема; для каждой роли Людмила Петровна находит особые краски – порой яркие, порой приглушённые, но всегда отмеченные уникальной индивидуальностью актрисы. Понятие «амплуа» к Поляковой неприменимо – с одинаковым успехом сегодня она может сыграть лукавую выдумщицу Филицату, а завтра выйти на сцену в роли Марии Нагой – бывшей царицы, потерявшей сына и одержимой местью человеку, которого считает виновным в его гибели («Царь Борис» А.К.Толстого).

Воплощаемые Поляковой образы неизменно отличаются психологической глубиной и виртуозной отделкой деталей. Наделённая чувством юмора и богатой фантазией, артистка может «утеплить» персонаж множеством сценических «придумок», а может с помощью нескольких штрихов создать гордую, обладающую волевым характером, мучающуюся героиню – такова Лиззи из «Продавца дождя» (Театр Станиславского), моментально возведшая Полякову в число лучших отечественных актрис. В «Детях солнца» М.Горького у её Антоновны совсем мало реплик, однако героиня Поляковой несёт колоссальную смысловую нагрузку, своим почти молчаливым присутствием помогая связать воедино общую ткань спектакля. Хлопотливая, одетая во всё белое, раздражающая остальных персонажей неуместной, как им кажется, заботой, Антоновна похожа на ангела-хранителя, пытающегося спасти рушащийся на глазах зрителя мир.

Людмила Полякова – популярнейшая киноактриса. Она хорошо известна миллионам зрителей по таким фильмам как «Начало неведомого века», «Секретарь парткома», «Восхождение», «Почти смешная история», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Молодая хозяйка Нискавуори», «Агония», «Прощание», «Хозяйка детского дома», «Мать Урагана», «Отряд», «Встретимся в метро», «Превращение», «Бумер», «Каникулы строгого режима», «Господа Головлёвы», «Три сестры» и многим другим. На счету Людмилы Петровны работы в многочисленных сериалах, в том числе «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «За кулисами», «Казус Кукоцкого», «Есенин», «Доктор Живаго», «Тяжёлый песок», «Замыслил я побег…», «Земский доктор», «Третья мировая», «Я – Ангина!», «Палач», «Улыбка пересмешника», «Грозный», «Мятеж», «Укрощение свекрови. Продолжение». Всего актрисой сыграно около сотни ролей в кино и на телевидении.

Роли в Малом театре:

1990 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого

1990 г. Мавра Денисовна, «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева

1991 г. Евдокия Федоровна, «Детоубийца» Ф. Горенштейна

1992 г. Простакова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина

1993 г. Москалева, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского

1993 г. Мария Федоровна Нагая, «Царь Борис» А.К. Толстого

1994 г. Мурзавецкая, «Волки и овцы» А.Н. Островского

1996 г. Аграфена Кондратьевна, «Свои люди — сочтемся!» А.Н. Островского

2000 г. Чебоксарова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского

2001 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

2001 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылина

2002 г. Филицата, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского

2004 г. Глафира Фирсовна, «Последняя жертва» А.Н. Островского

2006 г. Анна Андреевна, «Ревизор» Н.В. Гоголя

2008 г. Хлёстова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

2008 г. Антоновна, «Дети солнца» М. Горького

2012 г. Арина Ивановна, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова

2017 г. Арина Пантелеймоновна, «Женитьба» Н.В.Гоголя

2019 г. Люси Купер, «Дальше - тишина» В.Дельмар

2021 г. Лизавета Прокофьевна, "Идиот" Ф.М.Достоевского

2022 г. Клеопатра Ивановна Ничкина, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского

2023 г .Варвара Капитоновна, "Летят журавли" В.С.Розова

Людмила Петровна Полякова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, родилась 28 января 1939 г. в Москве. В 1964 г. окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была приглашена в Театр на Малой Бронной. Через год Людмила Полякова перешла в Театр им. К.С.Станиславского, где проработала 17 лет (1965-1982 гг.) – там и произошло творческое становление актрисы, заставшей «золотой» период знаменитого коллектива. Наиболее яркими и значительными работами Поляковой стали Марта Кушакова («Энциклопедисты» Л.Зорина), Александра («Серафима, или Три главы из жизни Крамольникова» Л.Зорина), Роза («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери), Лиззи («Продавец дождя» Р.Нэша), Зоя («Экспромт-фантазия» В.Токаревой), Наталья («Первый вариант «Вассы Железновой»» М.Горького) и другие. Артистке довелось работать с такими выдающимися режиссёрами как Леонид Варпаховский, Борис Львов-Анохин, Анатолий Васильев, Александр Товстоногов. После перехода в Театр на Таганке (1982-87 гг.), а затем «Школу драматического искусства» (1987-90 гг.), Людмила Полякова продолжила сотрудничество с Анатолием Васильевым, сыграв в его спектакле «Серсо» В.Славкина роль Валюши, ставшую одним из крупных творческих достижений актрисы.

В 1990 г. Людмила Петровна Полякова была приглашена в Малый театр. С первых же дней актриса активно включается в репертуар. За 30 лет на сцене Малого она исполнила более 20 центральных ролей, среди которых Евдокия Лопухина («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Атуева («Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), княгиня Тугоуховская и Хлёстова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Арина Ивановна («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В.Гоголя), Люси Купер («Дальше – тишина» В.Дельмар), Варвара Капитоновна («Летят журавли» В.Розова) и другие.

Удивительно органичная, склонная к импровизации, Людмила Полякова «проживает» каждый создаваемый образ, делая его близким и понятным зрителю, но, вместе с тем, никогда не противоречащим авторскому замыслу.

По своей фактуре, стати, сценическому темпераменту Полякова – истинно русская актриса. Людмила Петровна способна передать тончайшие нюансы национального характера, недаром вот уже два с лишним десятилетия на ней держится фактически весь «островский» репертуар Малого театра. В числе героинь Поляковой Мавра («Дикарка»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), Аграфена Кондратьевна («Свои люди – сочтёмся!»), Чебоксарова («Бешеные деньги»), Филицата («Правда – хорошо, а счастье лучше», за эту работу актриса была удостоена Государственной премии России), Глафира Фирсовна («Последняя жертва»), Клеопатра Ивановна Ничкина («Женитьба Бальзаминова»).

Творческая палитра Поляковой поистине неисчерпаема; для каждой роли Людмила Петровна находит особые краски – порой яркие, порой приглушённые, но всегда отмеченные уникальной индивидуальностью актрисы. Понятие «амплуа» к Поляковой неприменимо – с одинаковым успехом сегодня она может сыграть лукавую выдумщицу Филицату, а завтра выйти на сцену в роли Марии Нагой – бывшей царицы, потерявшей сына и одержимой местью человеку, которого считает виновным в его гибели («Царь Борис» А.К.Толстого).

Воплощаемые Поляковой образы неизменно отличаются психологической глубиной и виртуозной отделкой деталей. Наделённая чувством юмора и богатой фантазией, артистка может «утеплить» персонаж множеством сценических «придумок», а может с помощью нескольких штрихов создать гордую, обладающую волевым характером, мучающуюся героиню – такова Лиззи из «Продавца дождя» (Театр Станиславского), моментально возведшая Полякову в число лучших отечественных актрис. В «Детях солнца» М.Горького у её Антоновны совсем мало реплик, однако героиня Поляковой несёт колоссальную смысловую нагрузку, своим почти молчаливым присутствием помогая связать воедино общую ткань спектакля. Хлопотливая, одетая во всё белое, раздражающая остальных персонажей неуместной, как им кажется, заботой, Антоновна похожа на ангела-хранителя, пытающегося спасти рушащийся на глазах зрителя мир.

Людмила Полякова – популярнейшая киноактриса. Она хорошо известна миллионам зрителей по таким фильмам как «Начало неведомого века», «Секретарь парткома», «Восхождение», «Почти смешная история», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Молодая хозяйка Нискавуори», «Агония», «Прощание», «Хозяйка детского дома», «Мать Урагана», «Отряд», «Встретимся в метро», «Превращение», «Бумер», «Каникулы строгого режима», «Господа Головлёвы», «Три сестры» и многим другим. На счету Людмилы Петровны работы в многочисленных сериалах, в том числе «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «За кулисами», «Казус Кукоцкого», «Есенин», «Доктор Живаго», «Тяжёлый песок», «Замыслил я побег…», «Земский доктор», «Третья мировая», «Я – Ангина!», «Палач», «Улыбка пересмешника», «Грозный», «Мятеж», «Укрощение свекрови. Продолжение». Всего актрисой сыграно около сотни ролей в кино и на телевидении.

Роли в Малом театре:

1990 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого

1990 г. Мавра Денисовна, «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева

1991 г. Евдокия Федоровна, «Детоубийца» Ф. Горенштейна

1992 г. Простакова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина

1993 г. Москалева, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского

1993 г. Мария Федоровна Нагая, «Царь Борис» А.К. Толстого

1994 г. Мурзавецкая, «Волки и овцы» А.Н. Островского

1996 г. Аграфена Кондратьевна, «Свои люди — сочтемся!» А.Н. Островского

2000 г. Чебоксарова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского

2001 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

2001 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по А.В. Сухово-Кобылина

2002 г. Филицата, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского

2004 г. Глафира Фирсовна, «Последняя жертва» А.Н. Островского

2006 г. Анна Андреевна, «Ревизор» Н.В. Гоголя

2008 г. Хлёстова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

2008 г. Антоновна, «Дети солнца» М. Горького

2012 г. Арина Ивановна, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова

2017 г. Арина Пантелеймоновна, «Женитьба» Н.В.Гоголя

2019 г. Люси Купер, «Дальше - тишина» В.Дельмар

2021 г. Лизавета Прокофьевна, "Идиот" Ф.М.Достоевского

2022 г. Клеопатра Ивановна Ничкина, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского

2023 г .Варвара Капитоновна, "Летят журавли" В.С.Розова

Публикации

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЛЮДМИЛЫ ПОЛЯКОВОЙ

24 февраля 2024 года в Малом театре прошел творческий вечер народной артистки России Людмилы Петровны Поляковой, приуроченный к её юбилею. Встреча со зрителями и поклонниками стала первым мероприятием на новой площадке Малого театра - Камерной сцене, расположенной на Серпуховской площади. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем полную запись этого прекрасного мероприятия.

Подробнее >

ЖИЗНЬ В ПРЕДОЩУЩЕНИИ СЧАСТЬЯ

Новая Камерная сцена расположена на Серпуховской площади, теперь у Малого театра их пять. Отметить открытие здесь решили не менее значимым событием - творческой встречей с народной артисткой России Людмилой Поляковой, приуроченной к ее 85-летию. Ольга Штраус, "Российская газета", 27 февраля 2024 года

Подробнее >
Отзывы