Михаил
24 февраля 2005 г.
Как раз, пожалуй, кто наиболее интересен в спектакле и, действительно, открывает новые возможности прочтения великой классической пьесы, так это Юрий Соломин в роли Фамусова.
Действительно, с суетливостью, мелкостью его персонажа поначалу трудно свыкнуться, ее трудно принять, возникают возражения, что этому Фамусову не хватает плоти, объема, сочности, чем всегда умели радовать "старики" Малого театра. Но "Горе"-то - пьеса о Москве изнутри, пьеса достаточно злая. Не зря же ее когда-то запрещали. И Соломин как раз играет изнанку вечного московского барина, и века минувшего, и века нынешнего. И тогда за парадным фасадом какого-нибудь вельможи, и сегодня за солидностью и убедительностью министра или депутата в большинстве случаев скрывается одно и тоже - банальная человеческая суета, заботы о месте, борьба с конкурентами, страх не попасть в обойму и не угадать линию партии, необходимость пристроить детей и так далее, и так далее. Да, в каком-нибудь телешоу политик масштабен и убедителен, но за кадром осталось то, как он в это шоу проникал, как ругался с шофером, попавшим в пробку, как с утра получил газету, в которой на него "наезжают", как разбирался с сыном, который загулял по ночным клубам, как узнал, что дочь с зятем решили разводиться - та самая банальщина, из которой и состоит человеческая жизнь.
Соломин как раз и показывает Фамусова утопающим в этой банальщине, в московском быте, при чем еще не в лучший период его жизни.
Определенную трудность восприятия создает, пожалуй, лишь то, что актер с режиссером, не обозначили, на мой взгляд, точно и внятно конечную цель этой суеты. Юрий Соломин играет скорее состояние, чем цепочку действий, ведущих к результату. Поэтому трудно ему сопереживать: ага, вот здесь Фамусов добился чего хотел, а тут прокололся, а-а, вот он как решил действовать.... Но это уже извечная несостыковка двух систем - Малого театра и Мхатовской.
И еще, раз уж зашла речь об открытиях этого спектакля, то не могу не сказать о Хлестовой - Быстрицкой. В своих оценках и речах она остра, умна, озлоблена и - больше Чацкий, чем сам Чацкий. За этим мерещится какой-то действительно новый и интересный спектакль, который в целом все-таки не сложился.