Панкова Татьяна Петровна

Актриса

Родилась 27 декабря 1916 года (9 января 1917) в г. Петербург. Отец — Панков Петр Ильич (1881 г.рожд.). Мать — Чижова Зинаида Андреевна (1898 г.рожд.). Муж — Агарков Олег Михайлович (1916-1987) — кандидат искусствоведческих наук, профессор Института им.Гнесиных, руководитель и дирижер Оперной студии, дирижер камерного оркестра института, получившего кубок Г.Караяна.

В семье Панковых всегда царил дух театра. Несмотря на то, что глава семьи был человеком точных наук, инженером-технологом, а мать — педагогом-математиком. Отец — натура необычайно поэтическая, с присущим ему артистизмом часто декламировал детям стихи, умудряясь переделывать в стихи русские народные сказки. Но родители не хотели, чтобы дети шли в искусство, считая, что надо овладеть какой-либо более серьезной профессией. В семье было четверо детей — два брата и две сестры — и все они в итоге связали свою жизнь с театром.

Старший брат Василий первым вышел на сцену и, будучи человеком увлеченным и влюбленным в театр, пристрастил к театру и младших. Он играл в Большом драматическом театре, семья не пропускала ни одной генеральной репетиции, ни одной премьеры. Война застала его актером театра Краснознаменного Балтийского флота. В августе 1941 г. он героически погиб на Балтийском море. Младший брат Павел (умер в 1978 г.) играл в БДТ, был известным актером (одна из несомненных его удач — роль Тетерева в «Мещанах» в блистательной постановке Г.Товстоногова), много снимался в кино. Сестра Нина (1923 г.рожд.) тоже играла в БДТ, преподавала в ГИТИСе.

В школе Татьяна увлекалась математикой, следовала по стопам матери. Были неплохие успехи, победы на Олимпиадах (взяла первое место по стране среди девушек). Она очень любила театр, играла в школьной самодеятельности. Смущала одна лишь серьезная вещь, как говорит Епиходов в «Вишневом саде»: боялась думать о сцене «по причине своей внешности». Что греха таить, красавицей она не была. Получив аттестат, поступила в Ленинградский университет на физико-математический факультет. Но скоро поняла, что в силу своего природного темперамента, научной работой заниматься не сможет. Ее больше увлекала деятельность практическая, возможность большего общения с людьми. Татьяна переходит в Политехнический институт на отделение металлургии. И все-таки в 1939 году, исполнив свой семейный долг, положив перед отцом диплом об окончании института, она отправляется в Москву поступать в Щепкинское училище при Малом театре. На гастролях Малого театра в Ленинграде Татьяна увидела спектакль «Дети Ванюшина», где играл вьдающийся актер Н.Н.Рыбников. Она была настолько потрясена его игрой, что решила: «Только в Малый, хочу играть как актеры этого театра».

Приехав в Москву с охватившим ее азартом поступления, да и проверить себя захотелось, — кроме Щепкинского, она сдавала экзамены и в студию при Реалистическом театре, в Щукинское, и в студию при Камерном театре, и везде была принята. Но мечте своей не изменила, пошла учиться в Щепкинское училище. Ей повезло, она попала на курс замечательных педагогов Константина Александровича Зубова и Александра Павловича Грузинского. В военные годы Малый театр и училище были эвакуированы в г.Челябинск. Здесь, еще студенткой, Татьяна впервые вышла на подмостки в роли бабы Василисы в спектакле «Отечественная война 1812 года» по Л.Толстому. Тут же получила и боевое крещение. Сразу включилась в работу фронтовых бригад, а когда был организован фронтовой филиал Малого театра, объездила с ним все фронты. Выступала в частях действующей армии по семь-восемь часов в день, порой в семистах метрах от немцев, под открытым небом, чаще всего на грузовиках с открытыми бортами. Два года она ездила по фронтам, играя на пределе душевных и физических сил. Но была счастлива, что среди крови и смерти, могла подарить людям минуты отдыха, воспоминания о мирной жизни. Пришел и первый актерский опыт. Татьяна Петровна очень любила играть комедийные роли на фронте, они принимались на «ура» — и Мерчуткина из чеховского «Юбилея», Анфиса в «Женитьбе Бальзаминова» и Арина Федотовна в «Не в свои сани не садись» А.Н.Островского (за эту роль на Московском смотре фронтовых театров она была награждена первой премией). Панкова была горда и своей первой военной медалью «За оборону Советского Заполярья».

В 1943 г. Татьяна Панкова была принята в труппу Малого театра, в котором прослужила до конца жизни — 68 лет. Именно это, почти старомодное слово «служение» лучше всего характеризовало трепетное, священное отношение к сцене, присущее старейшим мастерам, среди которых оказалась и Татьяна Панкова.

А в те далекие годы Николай Погодин принес в Малый театр пьесу «Сотворение мира». Панковой была поручена роль «старухи» Семеновны. Ее отозвали из фронтового филиала, и она вернулась в Москву. Она уже знала, что родители погибли в блокадном Ленинграде, так никогда и не увидев свою дочь на сцене. Тяжело было на душе, но надо было жить, работать. Погодинская пьеса помогла ей обрести второе дыхание. Панкова никогда не играла молодых героинь, она всегда была острохарактерной актрисой. Едва придя в театр, начала играть возрастные роли. А это требовало не только особого дара и профессионального мастерства, но и некоторого самопожертвования. На возрастные роли, пока были живы, назначались «великие старухи», которыми славился Малый театр. Вот тут-то и необходимо было не просто проявить долготерпение, но и сохранить постоянную готовность к вводу на любую роль. Ее учитель К.А.Зубов говорил ей: «Татьяна, я могу дать вам любую роль в первом составе. Но, пройдя со мной школу, вы, идя за старухами, пройдете университет».

Не одну роль приняла «из рук» Веры Николаевны Пашенной молодая актриса: боярыню Старицкую в «Иване Грозном», Кукушкину в «Доходном месте», Кабаниху в «Грозе». От Елены Митрофановны Шатровой перешли к Панковой Матрена во «Власти тьмы» и Волохова в « Царе Федоре Иоанновиче». Вводы эти не были формальными. Панкова никогда и никому не стремилась подражать. Она исходила из возможностей собственной индивидуальности и всегда заботилась о том, чтобы не разрушать ансамбля на сцене. Ей всегда было интересно играть «своих старух», обладавших жизненным опытом, богатым миром чувств и ощущений.

Актрисой сыграно более ста ролей на сцене Малого театра. Роли Панковой, часто близкие по возрастным критериям и по присущим многим ее героиням чертам сильной, волевой натуры, абсолютно разные по характерам и формам их проявления. Как не похожа неистовая мрачно-честолюбивая Ефросинья Старицкая в «Иване Грозном» на простодушно совершившую злодейство, изворотливую Матрену во «Власти тьмы» или обрядово-торжественную в своем тиранстве Кабаниху в «Грозе», алчная старуха Тинкер в «Ярмарке тщеславия» на фанатично преданную своей госпоже Энону в «Фед-ре», чинная, замкнутая Элоиза в «Мамуре» на лукавую, с природным юмором Евсеевну в «Холопах»... Одна из лучших ролей Панковой — Тельба в «Утренней фее» А.Касоны. Актриса добилась здесь суровой простоты, покоряла своей стойкостью в материнском горе и в то же время присущей ей несокрушимой жизненной силой.

Татьяна Панкова — одна из самобытнейших актрис своего времени. В ее игре сочетались острая характерность и драматизм, она привносила с собой на сцену неповторимую гармоничность, истинную простоту и культуру великих «стариков» Малого. От них она унаследовала наиболее живые традиции исполнительского мастерства в пьесах Островского, полнозвучность и полнокровность образов, силу темперамента, озорную стихию игры, выразительность речи. Все это определило и незаурядный масштаб ее созданий: Кабаниха («Гроза»), Кукушкина («Доходное место»), Бобылиха («Снегурочка»), Степанида («Светит, да не греет»), Красавина («Женитьба Бальзаминова»), Фети-нья Мироновна (« Не было ни гроша, да вдруг алтын»), «Анфуса» («Волки и овцы») и многие другие. Она актриса вне возраста. Ей подвластны все жанры на сцене, поэтому так озорно, легко, в подлинно комедийном ключе играла она свою тетушку Атуеву в мюзикле «Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.Сухово-Кобылину.

Театральное творчество Татьяна Панкова сочетала с работой в кино и на телевидении. Одна из самых блистательных ее киноролей, заслуживших признание публики — Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В.Мотыля (1975г.). За годы творческой жизни Панкова снялась во многих фильмах. Среди наиболее известных работ актрисы в фильмах: портниха («Анна на шее», 1954г.), Анна Терентьевна («Медовый месяц», 1957г.), Нанетта («Евгения Гранде», 1959г.), мадам Стороженко («Хуторок в степи», 1969г.), Луиза Бронеславовна («Сфинкс», 1990г.), тетка Торкеля («Все красное», 1997г.), тетка героя («Самозванцы», 1998 г.) и другие.

Татьяна Петровна Панкова — Народная артистка России (1984 г.), кавалер 2-х орденов «Знак Почета» (1949,1974 гг.) и ордена Почета (1998 г.), награждена медалями «Ветеран труда» (1984 г.), «В память 800-летия Москвы» (1948 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.). Она — участница Великой Отечественной войны, награждена медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Медалью Жукова» (1986 г.), а также юбилейными медалями.

По своей натуре Татьяна Петровна была человеком очень деятельным. С 1951 года она являлась членом Союза театральных деятелей, заместителем председателя социально-бытовой комиссии. К ней шли люди за советом и помощью, и также самозабвенно, с таким же азартом и неуемным темпераментом, как и на сцене, она кого-то куда-то устраивала, доставала путевки в санаторий, лекарства, навещала больных или своих товарищей ветеранов сцены. Татьяна Петровна была всегда открыта для восприятия нового. Почти также сильно, как театр, она любила путешествовать. Проехала почти всю Европу, была в Японии, Индии, Китае. Ее эрудиции, широте духовных запросов, щедрости, с какой она делилась знаниями, можно было позавидовать. Любила горный туризм.

Ее супруг был профессиональным музыкантом, в доме всегда звучала классическая музыка. Любимые композиторы -Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Скрябин. Среди актеров ее кумиром на всю жизнь остался гениальный А.Остужев. Как говорила сама актриса, сколько бы раз ни смотрела она Остужева в «Отелло» и «Уриэле Акосте», не могла понять, какими средствами актер так сильно воздействует на публику, полностью подчиняя зрительный зал своим эмоциям.

До последних дней Татьяна Петровна Панкова жила в театре также увлеченно, с таким же трудолюбием и задором, как и дебютантка, для которой именно эта роль решает ее дальнейшую судьбу. Она была много занята в театре: играла, репетировала. Достойно и по-своему продолжала традиции старейшего русского театра, ибо в Малом театре прошлое — это часть настоящего. Символично, что Татьяна Петровна Панкова занимала гримоуборную Елены Николаевны Гоголевой.

Татьяна Петровна Панкова скончалась 9 июля 2011 года в Москве.

Роли на сцене Малого театра

1945 г. Женщина в толпе, «Иван Грозный» А.Н. Толстого
1945 г. Купчиха, «Бешеные деньги» А.Н. Островского
1945 г. Семеновна, «Сотворение мира» Н.Ф. Погодина
1946 г. Мисс Абэй, «Мисс Гоббс» Д.К. Джерома
1946 г. Степанида, «Мещане» М. Горького
1946 г. Фрейлина, «Стакан воды» Э. Скриба
1948 г. Миссис Пирс, «Пигмалион» Б. Шоу
1948 г. Билетерша, «Великая сила» Б. Ромашова
1948 г. Дуэнья, «Рюи Блаз» В. Гюго
1948 г. Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
1950 г. Бобылиха, «Снегурочка» А.Н. Островского
1950 г. Цыганка, «Бесприданница» А.Н. Островского
1950 г. Нанетта, «Евгения Гранде» О. де Бальзака
1951 г. Луша, «Настя Колосова» В. Овечкина
1951 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1954 г. Тетя Катя, «Иван Рыбаков» В. Гусева
1955 г. Колхозница, «Крылья» А. Корнейчука
1955 г. 2-я ведьма, «Макбет» У. Шекспира
1955 г. Катарина, «Макбет» У. Шекспира
1956 г. Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
1956 г. Вишневая, «Крылья» А. Корнейчука
1956 г. Г-жа Спасоевич, «Доктор философии» Б. Нушича
1956 г. Гостья на балу, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1957 г. Марфа Плаксиха, «Вечный источник» Д. Зорина
1957 г. Корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснеса
1958 г. Приживалка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского
1958 г. Баба, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
1958 г. Тинкер, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея
1959 г. Леди на балу, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
1959 г. Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
1959 г. Миссис Каупер, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
1959 г. Фоминишна, «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского
1960 г. Соседка, «Неравный бой» В.С. Розова
1961 г. Матрена, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
1962 г. Кабаниха, «Гроза» А.Н. Островского
1963 г. Элеонора, «Бабьи сплетни» К. Гольдони
1964 г. Нюша, «Главная роль» С. Алешина
1964 г. Степанида, «Светит да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
1964 г. Тетя Жанна, «Украли консула» Г. Мдивани
1965 г. Кармелла, «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филлипо
1965 г. Сойка, «Доктор философии» Б. Нушича
1966 г. Пошлепкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя
1968 г. Захаровна, «Старик» М. Горького
1970 г. Прасковья Михайловна, «Человек и глобус» В. Лаврентьева
1970 г. Балканиха, «Растеряева улица» по Г. Успенскому
1972 г. Мария Тихоновна, «Самый последний день» Б. Успенскому
1973 г. Зыбкина, «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
1975 г. Долгова, «Касатка» А.Н. Толстого
1975 г. Хлестова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1976 г. Тетя Саша, «Так и будет» К.М. Симонова
1976 г. Ольга Малышева, «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину
1976 г. Бубнова, «Униженные и оскорбленные» по Ф.М. Достоевскому
1977 г. Волохова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого
1977 г. Горностаева, «Любовь Яровая» К. Тренева
1978 г. Элоиза, «Мамуре» Ж. Сармана
1980 г. Красавина, «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского
1981 г. Вихориха, «Каменный цветок» П. Бажова
1982 г. Авдотья Степановна, «Ивушка неплакучая» М. Алексеева
1983 г. Тельба, «Утренняя фея» А. Касоны
1984 г. Врач, «Мой любимый клоун» В.Б. Ливанова
1984 г. Настасья Ивановна, «Живой труп» Л.Н. Толстого
1985 г. Энона, «Федра» Ж. Расина
1987 г. Мозглякова, «Сон о белых горах» В.П. Астафьева
1987 г. Евсевна, «Холопы» П.П. Гнедича
1989 г. Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского
1990 г. Онуфриевна, «Князь Серебряный» А.К. Толстого
1991 г. Кунигунда фон Турнек, «Кетхен из Хайльбронна» Г. Клейста
1993 г. Епишкина, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского
1994 г. Анфуса Тихоновна, «Волки и овцы» А.Н. Островского
1997 г. Атуева, «Свадьба Кречинского» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина
1998 г. Кораблева, «Воскресение» Л.Н. Толстого
1998 г. Эбба Карлсдоттер, «Король Густав Васа» А. Стриндберга
2000 г. Княгиня Тугоуховская, «Горе от ума» А.С. Грибоедова
2001 г. Авдотья Назаровна, «Иванов» А.П. Чехова
2002 г. Манефа, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского