Никулина Надежда Алексеевна

Актриса
НИКУЛИНА (по мужу Дмитриева) Надежда Алексеевна (12 (24).8.1845, Москва - 5.7.1923, Москва) - выдающаяся русская актриса. Будучи ученицей Московской театральной школы, дебютировала в Малом театре в водевиле «Взаимное обучение». С 23.04.1863, по окончании школы (ученица И. В. Самарина и В.А.Дмитревского), в труппе Малого театра. Рано обнаружила яркое комедийное дарование, наполняла роли заразительной весёлостью, неподдельной наивностью, лукавой женственностью. Творчество Н. высоко оценил А. Н. Островский. «... Лучшая блестящая Никулина, совсем мое создание» - писал о ней драматург. Первой Островский создал для неё роль Верочки в пьесе «Шутники» (1864). В дальнейшем драматург назначал Никулиной роли почти в каждой новой пьесе и сам проходил их с ней: царица Анна («Василиса Мелентьева» Островского и C. А. Гедеонова), Лебёдкина («Поздняя любовь»), Купава («Снегурочка»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Софья («Невольницы»), Смельская («Таланты и поклонники»), Коринкина («Без вины виноватые») и др. Большое значение для творчества Никулиной имела роль Варвары («Гроза»), в которой яркая передача бытового колорита сочеталась с психологической достоверностью. С наибольшей полнотой талант Никулиной раскрылся в образе Глафиры («Волки и овцы»), в котором причудливо переплелись подлинность чувств и сатира, женское очарование и беззастенчивый расчёт. Грацией и комизмом были отмечены роли Н. в западном репертуаре, особенно в комедиях Мольера: Марианна и Дорина в «Тартюфе», Фрозина в «Скупом» и др. С сер. 1870-х гг. выступала в ролях т. н. испорченных женщин, в образы которых невольно вносила свойственную ей чистоту, наивность. Такой была в её исполнении по-детски простодушная актриса бульварного т-ра Диана в комедии С. Мозенталя «Любовь прощает всё». В списке ролей Н. немало драматических, но удавались они ей по-разному. Большой удачей стала роль Липочки («Липочка» В. П. Острогорского), среди др. достижений Никулиной - роли Веры в пьесе И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвётся», приживалки в «Осколках минувшего» И. Н. Ге. В то же время Никулина не смогла раскрыть сложность образов Елены и Ренёвой («Женитьба Белугина» и «Светит, да не греет» Островского и Н.Я. Соловьёва). Перейдя на роли пожилых героинь, Никулина играла преимущественно роли комедийного плана: Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Толбухина («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Анна Ефимовна («Золото» Вл. И. Немировича-Данченко) и др. Сочная, яркая игра Никулиной в этих ролях неизменно отличалась строгим худудожественным вкусом, врождённым чувством меры, артистизмом. Среди других ролей: Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1867, 1883), Лиза («Горе от ума» Грибоедова, 1868), Фрозина («Скупой» Мольера, 1873), Анисья («Власть тьмы» Л. Толстого! 1895), Куикли («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1890) и др.

С 1914 г. по состоянию здоровья в спектаклях участия не принимала, числясь «на покое по болезни», но оставаясь при этом в составе труппы. С 1.09.1906 г. имела персональный оклад 4000 руб. в год. Заслуженная артистка Императорских театров. С начала 1880-х гг. жила в собственном доме в Калошином переулке, 8. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Лит.: Кара-Мурза С.Г. Малый театр. Очерки и впечатления. - М., 1924. - с. 39-50;
Никулина Н.А. Ежегодник императорских театров. Сезон 1902-03. - СПб, кн. 3, прил.-с. 1-8;
Турчанинова Е.Д. Сборник статей. - М., 1959. -с. 69-72.