В театральных мастерских Малого театра завершается работа над оформлением двух премьер юбилейного, 270-го сезона — «Анна Каренина» и «Весьма остроумная и превеселая комедия о виндзорских женушках». Корреспондент «ВМ» заглянула в цеха и оценила готовность декораций.
Уже девять лет мастерские находятся в современном производственном комплексе на юге столицы. По словам Людмилы Марьяновой, заместителя заведующего производственными мастерскими, в центре города, где находится Малый театр, нет просторных помещений, способных вместить все пять цехов — столярный, слесарный, бутафорский, мягкий и живописный. Поэтому декорации регулярно путешествуют с юга в центр и обратно. Сегодня к выезду готов один из двух задников для «Женушек», премьера которых запланирована на 20 сентября. По сюжету великого Шекспира ветреный сэр Джон Фальстаф задумал приударить сразу за двумя замужними дамами. Однако почтенные женушки раскрывают его замысел и решают проучить «гнусного волокиту». Сеть сюжетных линий сплетается в огромном лабиринте, символизирующем перипетии судьбы. И вот этот лабиринт 45 сотрудников мастерских воссоздавали одновременно на деревянном подиуме и заднике из ткани. Начальник цеха мягких декораций Ирина Новикова вместе с коллегами заканчивает второй задник. На сетку она вручную пришивает кусочки зеленой ткани. Автоматизировать этот процесс нельзя, ведь к каждому спектаклю декорации придумываются с нуля по индивидуальному дизайну художника.
Александр Вельмакин, режиссёр: «Виндзорские женушки» — это ода радости, где нет ни одного отрицательного героя. Все персонажи добродушные, игривые, где-то нелепые. Если герои и пакостят, они делают это с удовольствием, по-доброму. Сэр Фальстаф ведет себя как ребенок, но не вкладывает в свои действия ничего негативного, он хочет поиграть, пошалить. Он будто возвращается в детство, когда не было ответственности и все было проще. Роль сэра Джона Фальстафа исполнит народный артист России Александр Клюквин, а виндзорских женушек — народные артистки России Светлана Аманова и Людмила Титова.
Работать приходится по 8–9 часов, сидя прямо на полу. Ирина говорит, что, конечно, спина и глаза к вечеру устают, но работа ей нравится.
— Ценность нашей профессии в том, что она не подразумевает рутины, — улыбается декоратор. — Каждый раз погружаешься во что-то новое. Мы делаем и рюши, и фестоны, и подушечки, и сумочки, и перины для принцесс на горошине — в общем, все, что связано с тканью.
А рядом столяры по досочке собирают паркет для ноябрьской премьеры — «Анны Карениной». Черному паркету, по замыслу режиссера Андрея Прикотенко, в постановке будет отведена особая символическая роль, поэтому после столяров за паркет берутся художники. Их задача — сделать черный как можно выразительнее. Именно в столярном цехе мы с фотографом узнали, что у этого цвета есть оттенки, и их гораздо больше пятидесяти!
В среднем работа по созданию декораций для спектакля занимает 2,5 месяца. А после того как постановку снимут с репертуара, роскошная мебель, перины и уникальные платья, сшитые по лекалам XVIII–XIX веков, отправляются на склад, где дожидаются нового «звездного часа».
Виктория Филатова, «Вечерняя Москва», 02.09.2025
Фото: РИА НОВОСТИ
[GALLERY:968]
Первого сентября таинство новых знаний ждало не только школьников Москвы, Малый театр — в рамках подготовки к премьере «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» — пустил некоторое количество журналистов в свои производственные мастерские. Довольно большой по своей площади комплекс представляет собой два близстоящих здания: собственно мастерских и складов кассетного типа.
В одном здании расположены живописный и бутафорский цеха, цех мягких декораций, во втором — склад хранения декораций текущего репертуара (декорации и реквизит выведенных из афиш спектаклей, как правило, утилизируются — это связано с исполнением обязательств по договору авторского права; в подбор и на переделку отправляются считанные единицы изделий; ошибочная версия портрета одного из российских императоров висит на стене одного из цехов).
Пресс-тур проводила заместитель заведующего производственными мастерскими Людмила Марьянова, в процессе экскурсии можно было свободно наблюдать за работой сотрудников и даже задать им какие-то вопросы — не всегда было сподручно отвлекать людей от работы, но по-хорошему поразил общий позитивный настрой и терпение к интервьюерам (будем честны, не все вопросы и поведение участников группы были в рамках театральной этики).
Малый театр — один из немногих, кто имеет полный цикл собственных производств, то есть самостоятельно изготавливает и костюмы, и реквизит, и декорации (но, конечно же, в рамках разумной экономии: сухоцветы и искусственные цветы проще все же купить). Мастерские работают по историческим документам, но стремятся к использованию современных материалов и технологий (то есть костюм, например, должен быть исторически правдив снаружи, но его функционал и поддевы будут прежде всего удобными для носки и ухода за изделиями). Афиши тоже печатаются самостоятельно — а среди них «путешествует» сквозь время и плакат из бязи, расписанный вручную: «Малый вперед!»
В процессе перемещения по цехам Людмила Марьянова рассказывала также о некоторых тонкостях постановочного процесса: художник-постановщик всегда включается в процесс подготовки спектакля с самого начала, когда режиссёр еще только формулирует задачи, художник уже думает, как это возможно воплотить на сцене. В первом же помещении — переговорной — был макет основной декорации будущей премьеры: растительный английский лабиринт, а также визуалы нескольких задников сцены и даже образцы тканей для лабиринта и деревьев; затем можно было увидеть воочию, как создается собственно задник: его тканевые зеленые составляющие прибиты гвоздиками к полу — и вручную пришиваются к черной сетке (иногда это занимает месяцы работы!). В следующих мастерских художник докрашивал в зеленый цвет миллиметры не зашитых зеленью металлических остовов лабиринта; а также кропотливо вырезались по уникальным шаблонам деревья. Один из готовых задников был растянут на высоте на штанкете, чтобы он успел отвисеться (но не успел покрыться деревянной стружкой, например — ведь параллельно уже почти год делаются декорации для «Анны Карениной»; и для нее же в 12 оттенков черного (вручную и тушью!) красится паркет для планшета сцены).
Художником «Весьма остроумной комедии о виндзорских женушках» является Максим Обрезков; он придумал, в том числе, шапки, с помощью которых будет достигаться эффект шевелящихся а лабиринте кустов (в этих шапках будут перемещаться артисты — на фото в таком кусте на голове позирует начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова).
К слову, мастерские считают свою премьеру состоявшейся тогда, когда по акту приемки сдают свою работу — самое позднее, когда все декорации должны быть переданы в театр — за неделю до сдачи собственно спектакля.
Было довольно интересно приобщиться к замкнутому миру театральных художников и декораторов (тут нередки и творческие династии), побродить среди огромного количества ящичков с пуговицами и фрагментами деревянных деталек, подивиться на бесконечные запасы вдохновения и материалов, вдыхать ароматы дерева и слышать шум самых разных станков — и, к слову, несмотря на творческий беспорядок, везде поразительно чисто!
Ольга Владимирская специально для MuseCube, 03.09.2025
[GALLERY:967]
Посмотреть фоторепортаж Ольги Владимирской полностью вы сможете на сайте MuseCube: https://musecube.org/photo-all/photo-theatre/press...