Ильинский Игорь Владимирович

Актер

ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1987), русский актер. Народный артист СССР (1949), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1951). Герой Социалистического Труда (1974). Родился 11 (24) июля 1901 в семье врача, актера-любителя.



В 1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль» самостоятельно. С этого времени путь творческого самопознания артиста отмечен калейдоскопом исканий, проб, увлечений, разочарований и неистощимой энергией. Ильинский совмещал работу в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской и в ряде студий, в том числе 1-й Студии МХТ, играл в оперетте, цирке, на эстраде, в бывшей Александринке, «служил» во МХАТе и т.д. Начав с философского романтизма Комиссаржевского, через реставрационные опыты Н.М.Фореггера, условность В.М.Бебутова пришел к Вс.Мейрхольду.



В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона («Гроза» А.Н.Островского, Московский Драматический театр, 1922), а затем в роли Брюно («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, Государственные Высшие театральные мастерские, реж. Мейерхольд, 1922). Так закончился знаменательный для артиста сезон 1921–1922.



За время сотрудничества с Мейрхольдом (1920–1935) Ильинский сыграл в постановках мастера фермера Гислена («Зори» Э.Верхарна 1920), Немца 1 и Соглашателя-меньшевика («Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского, 1921), Расплюева («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, 1922), Аркашку Счастливцева («Лес» Островского, 1924), Фамусова («Горе уму» А.С.Грибоедова, 1928), Присыпкина («Клоп» Маяковского, 1929), матроса Семушкина («Последний решительный» Вс.Вишневского, 1931), Ломова в «Предложении» А.П.Чехова (спектакль «33 обморока», 1934). Игра Ильинского разрушала границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».



После очередного ухода от Мейерхольда актер начал сниматься в кино, эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского: «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка» (1924), «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Мисс Мэнд», «Когда пробуждаются мертвые», «Праздник св. Йоргена» (последняя лента немого кино, 1929–1930) и др. Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее Чаплина». В звуковом кино артист создал незабываемые образы Бывалова («Волга-Волга», 1938), Огурцова («Карнавальная ночь», 1956).



В 1938 Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал в роли Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл Аркашку Счастливцева, Шмагу («Без вины виноватые»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты», Юсова («Доходное место») и др. Много выступал в современных пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в спектакле «В степях Украины» А.Е.Корнейчука (1949).



Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л.Н.Толстого. Образ ясноглазого старика Акима («Власть тьмы», 1956) в исполнении Ильинского был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение Ильинского – образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль «Возвращение на круги своя» И.Друце, 1978).



В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен, стихов, прозы. В его репертуаре были И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Маяковский, Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским «Отрочество» Толстого и «Старосветские помещики» Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968–1970).



Разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его постановки «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея (1958), «Любовь Яровая» К.А.Тренева (1960), «Честность» Сафронова (1961) и др. современники назвали «ценным приобретением для нашего театра».



Умер Ильинский в Москве 13 января 1987.



РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

Сезон 1937/38 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1938/39 г.

Загорецкий — «Горе от уча» А. С. Грибоедова,

Гаврила — «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука,

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



Сезон 1939/40 г.

Шмага — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.



Сезон 1940/41 г.

Чеснок — «В степях Украины» А. Е. Корнейчука.



Сезон 1943/44 г.

Мурзавецкий — «Волки и овцы» А. Н. Островского.



Сезон 1944/45 г.

Мальволио — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира,

Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.



Сезон 1947/48 г.

Юсов — «Доходное место» А. Н. Островского.



Сезон 1948/49 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1949/50 г.

Шибаев— «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского.



Сезон 1951/52 г.

Городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1952/53 г.

Картавин — «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина.



1956/57 г.

Аким — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого,

Фома Опискин «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского.



Сезон 1960/61 г.

Профессор Горностаев — «Любовь Яровая» К. А Тренева.



Сезон 1962/63 г.

Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.



Сезон 1965/66 г.

Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1967/68 г.

Роль В. И. Ленина — «Джон Рид» Е. Р. Симонова.



Сезон 1970/71 г.

Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.



Сезон 1973/74 г.

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



1976 г.

Сабир — «Мезозойская история» М.Ибрагимбекова



1978 г.

Лев Толстой «Возвращение на круги своя» И.Друце



1982 г.

Фирс «Вишневый сад» А.П. Чехова



1984 г.

Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского





РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

1958 г. «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1960 г. «Любовь Яровая» К. А. Тренева (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1961 г. «Честность» А. В. Софронова. (Совместно с режиссером В И. Цыганковым.)

1963 г. «Госпожа Бовари» Г. Флобера. (Совместно с режиссером А. А. Шиповым)

1966 г. «Ревизор» Н В. Гоголя

1974 г. «Лес» А. Н. Островского

1982 г. «Вишневый сад» А.П. Чехова

1984 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

1986 г. «Человек, который смеется» В.Гюго (совместно с В.Я. Мартенсом)




Фильмография: Актер

«Свадьба Кречинского» (1975)

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

«Мелодии Дунаевского» (1963)

«Гусарская баллада» (1962)

«Баллада о столе» (1956)

«Безумный день» (1956)

«Карнавальная ночь» (1956)

«Званый ужин» («Разбитые мечты») (1953)

«Волки и овцы» (1952)

«Горе от ума» (1952), спектакль

«На всякого мудреца довольно простоты2 (1952)

«Живи, родная Беларусь» (1944)

«Концерт фронту» (1942)

«Преступление и наказание» (1940)

«Хирургия» (1939)

«Волга-Волга» (1938)

«Однажды летом» (1936)

«Механический предатель» (1931)

«Праздник святого Йоргена» (1930)

«Кукла с миллионами» (1928)

«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927)

«Чашка чая» (1927)

«Когда пробуждаются мертвые» (1926)

«Процесс о трех миллионах» (1926)

«Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)» (1926)

«Закройщик из Торжка» (1925)

«Папиросница от Моссельпрома» (1924)

«Аэлита» (1924)



Фильмография: Режиссер

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Однажды летом» (1936)



Фильмография: Сценарист

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1987), русский актер. Народный артист СССР (1949), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1951). Герой Социалистического Труда (1974). Родился 11 (24) июля 1901 в семье врача, актера-любителя.



В 1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль» самостоятельно. С этого времени путь творческого самопознания артиста отмечен калейдоскопом исканий, проб, увлечений, разочарований и неистощимой энергией. Ильинский совмещал работу в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской и в ряде студий, в том числе 1-й Студии МХТ, играл в оперетте, цирке, на эстраде, в бывшей Александринке, «служил» во МХАТе и т.д. Начав с философского романтизма Комиссаржевского, через реставрационные опыты Н.М.Фореггера, условность В.М.Бебутова пришел к Вс.Мейрхольду.



В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона («Гроза» А.Н.Островского, Московский Драматический театр, 1922), а затем в роли Брюно («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, Государственные Высшие театральные мастерские, реж. Мейерхольд, 1922). Так закончился знаменательный для артиста сезон 1921–1922.



За время сотрудничества с Мейрхольдом (1920–1935) Ильинский сыграл в постановках мастера фермера Гислена («Зори» Э.Верхарна 1920), Немца 1 и Соглашателя-меньшевика («Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского, 1921), Расплюева («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, 1922), Аркашку Счастливцева («Лес» Островского, 1924), Фамусова («Горе уму» А.С.Грибоедова, 1928), Присыпкина («Клоп» Маяковского, 1929), матроса Семушкина («Последний решительный» Вс.Вишневского, 1931), Ломова в «Предложении» А.П.Чехова (спектакль «33 обморока», 1934). Игра Ильинского разрушала границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».



После очередного ухода от Мейерхольда актер начал сниматься в кино, эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского: «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка» (1924), «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Мисс Мэнд», «Когда пробуждаются мертвые», «Праздник св. Йоргена» (последняя лента немого кино, 1929–1930) и др. Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее Чаплина». В звуковом кино артист создал незабываемые образы Бывалова («Волга-Волга», 1938), Огурцова («Карнавальная ночь», 1956).



В 1938 Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал в роли Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл Аркашку Счастливцева, Шмагу («Без вины виноватые»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты», Юсова («Доходное место») и др. Много выступал в современных пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в спектакле «В степях Украины» А.Е.Корнейчука (1949).



Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л.Н.Толстого. Образ ясноглазого старика Акима («Власть тьмы», 1956) в исполнении Ильинского был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение Ильинского – образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль «Возвращение на круги своя» И.Друце, 1978).



В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен, стихов, прозы. В его репертуаре были И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Маяковский, Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским «Отрочество» Толстого и «Старосветские помещики» Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968–1970).



Разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его постановки «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея (1958), «Любовь Яровая» К.А.Тренева (1960), «Честность» Сафронова (1961) и др. современники назвали «ценным приобретением для нашего театра».



Умер Ильинский в Москве 13 января 1987.



РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

Сезон 1937/38 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1938/39 г.

Загорецкий — «Горе от уча» А. С. Грибоедова,

Гаврила — «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука,

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



Сезон 1939/40 г.

Шмага — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.



Сезон 1940/41 г.

Чеснок — «В степях Украины» А. Е. Корнейчука.



Сезон 1943/44 г.

Мурзавецкий — «Волки и овцы» А. Н. Островского.



Сезон 1944/45 г.

Мальволио — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира,

Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.



Сезон 1947/48 г.

Юсов — «Доходное место» А. Н. Островского.



Сезон 1948/49 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1949/50 г.

Шибаев— «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского.



Сезон 1951/52 г.

Городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1952/53 г.

Картавин — «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина.



1956/57 г.

Аким — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого,

Фома Опискин «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского.



Сезон 1960/61 г.

Профессор Горностаев — «Любовь Яровая» К. А Тренева.



Сезон 1962/63 г.

Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.



Сезон 1965/66 г.

Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1967/68 г.

Роль В. И. Ленина — «Джон Рид» Е. Р. Симонова.



Сезон 1970/71 г.

Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.



Сезон 1973/74 г.

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



1976 г.

Сабир — «Мезозойская история» М.Ибрагимбекова



1978 г.

Лев Толстой «Возвращение на круги своя» И.Друце



1982 г.

Фирс «Вишневый сад» А.П. Чехова



1984 г.

Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского





РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

1958 г. «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1960 г. «Любовь Яровая» К. А. Тренева (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1961 г. «Честность» А. В. Софронова. (Совместно с режиссером В И. Цыганковым.)

1963 г. «Госпожа Бовари» Г. Флобера. (Совместно с режиссером А. А. Шиповым)

1966 г. «Ревизор» Н В. Гоголя

1974 г. «Лес» А. Н. Островского

1982 г. «Вишневый сад» А.П. Чехова

1984 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

1986 г. «Человек, который смеется» В.Гюго (совместно с В.Я. Мартенсом)




Фильмография: Актер

«Свадьба Кречинского» (1975)

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

«Мелодии Дунаевского» (1963)

«Гусарская баллада» (1962)

«Баллада о столе» (1956)

«Безумный день» (1956)

«Карнавальная ночь» (1956)

«Званый ужин» («Разбитые мечты») (1953)

«Волки и овцы» (1952)

«Горе от ума» (1952), спектакль

«На всякого мудреца довольно простоты2 (1952)

«Живи, родная Беларусь» (1944)

«Концерт фронту» (1942)

«Преступление и наказание» (1940)

«Хирургия» (1939)

«Волга-Волга» (1938)

«Однажды летом» (1936)

«Механический предатель» (1931)

«Праздник святого Йоргена» (1930)

«Кукла с миллионами» (1928)

«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927)

«Чашка чая» (1927)

«Когда пробуждаются мертвые» (1926)

«Процесс о трех миллионах» (1926)

«Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)» (1926)

«Закройщик из Торжка» (1925)

«Папиросница от Моссельпрома» (1924)

«Аэлита» (1924)



Фильмография: Режиссер

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Однажды летом» (1936)



Фильмография: Сценарист

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

Публикации

«МАЛЫЙ ТЕАТР СКВОЗЬ ВЕКА»

20 июля на Гоголевском бульваре открылась выставка «Малый театр сквозь века»

Подробнее >

ПАМЯТЬ

24 июля исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского (1901 - 1987). Блистательный артист и выдающийся режиссер, Игорь Ильинский - это одна из выдающихся творческих личностей, служивших Малому театру во второй половине XX века. Одной из его последних работ в Малом театре стала постановка спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, в которой он сам исполнил роль Крутицкого, игранную им на этой сцене еще в 1940-50-х годах. Запись этого спектакля мы и хотим предложить вашему вниманию сегодня.

Подробнее >
Отзывы