Чубченко Андрей Александрович

заслуженный артист России

Андрей Александрович Чубченко, заслуженный артист России, родился 8 ноября 1967 г. в Оренбурге. Будущий актёр появился на свет в творческой семье – его родители служили во Владимирском драматическом театре. Тем не менее, Чубченко не сразу решил связать свою жизнь со сценой – по окончании школы он поступил в медицинский институт, и только после армии – в театральный.

В 1992 г. Андрей Чубченко окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и был принят во МХАТ им. М.Горького, где служил вплоть до 2019 г.Начинающий артист органично вписался в текущий репертуар театра. Первой работой Чубченко стал Валентин в знаменитом спектакле «Валентин и Валентина» М.М.Рощина (постановка О.Н.Ефремова). Вчерашний выпускник, фактурный и харизматичный, быстро входит в число ведущих артистов труппы. Андрей Чубченко сотрудничает с такими мастерами как В.Р.Белякович, В.Н.Драгунов, В.Н.Иванов, С.А.Кутасов, В.М.Бейлис, но главным режиссёром в его жизни становится Т.В.Доронина. Татьяна Васильевна доверяет Чубченко центральные роли отечественной и зарубежной драматургии. Репертуар артиста поражает своим разнообразием. Среди сыгранных им ролей Николка Турбин («Белая гвардия» М.А.Булгакова), Клеонт («Полоумный Журден» Ж.Б.Мольера), Алёша Валковский («Униженные и оскорблённые» Ф.М.Достоевского), Джулиан («Тайна двери отеля “Ригал”» А.Эйкбурна), Андрей Прозоров и Тузенбах(«Три сестры» А.П.Чехова), Колесов («Прощание в июне» А.В.Вампилова), дон Мануэль («Дама-невидимка» П.Кальдерона), Алехандро («Глупая для других, умная для себя» Лопе де Вега), Муаррон («Комедианты Господина» М.А.Булгакова), Иешуа («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), Рюи Блаз («Западня для королевы» В.Гюго), Чарльз Сэрфэс («Школа злословия» Р.Б.Шеридана), Петруччо («Укрощение строптивой» У.Шекспира). Кроме того, на счету Чубченко целая плеяда героев А.Н.Островского: Жадов («Доходное место»), Пётр («Лес»), Незнамов («Без вины виноватые»), Белугин («Женитьба Белугина»).

Чубченко был одним из самых любимых зрителями и критиками актёров МХАТ им. М.Горького. Его работы удостаивались высоких наград (в их числе «Хрустальная роза Виктора Розова» за лучшее воплощение классики на современной драматической сцене), на артиста выстраивался репертуар. Популярности Андрею Александровичу добавили съёмки в кино и на телевидении. Первую главную роль он сыграл в сериале «Свой человек» (2005 г.). Чубченко снимался в фильмах «Жена Сталина», «Запрещённая реальность», «Вторая любовь», «Небо»; сериалах «Бухта пропавших дайверов», «Путейцы», «Ермоловы», «Жаркий лёд», «Ненависть», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Поединки», «Ветеран», «Стажёры». Он дважды играл советского военачальника Михаила Тухачевского – в сериале «Московская сага» и четырёхсерийном фильме «Тухачевский. Заговор маршала». В 2011 г. артист впервые исполнил роль Виктора Расторгуева в популярном сериале «Шеф». Эта работа заслужила неподдельную зрительскую любовь. Приведём один из отзывов: «В моём понимании генерал Виктор Расторгуев, блистательно сыгранный заслуженным артистом России Андреем Чубченко, это герой нашего времени. В этом и есть главная миссия искусства – показать идеального героя на фоне реальной нашей жизни со всеми её ужасами. В нём воплощена мечта многих людей о законности и справедливости в стране»(https://www.kinoteatr.ru/kino/acter/m/ros/4775/forum/).

В 2019 г. Андрей Александрович Чубченко переходит в Малый театр. На сегодняшний день он сыграл в трёх спектаклях у режиссёров, с которыми работал ещё во МХАТе: в «Варварах» М.Горького Чубченко исполнил роль Черкуна (постановка В.М.Бейлиса), в «Петре I» Д.С.Мережковского В.Н.Драгунов доверил артисту заглавного героя, в «Женитьбе Фигаро» – графа Альмавиву.

В трактовке Малого театра инженер Черкун предстаёт одним из тех варваров, что разрушили зыбкий уклад провинциального городка. Человек, призванный строить – созидать, – по природе своей оказывается разрушителем, его образованность оборачивается бездушием и цинизмом. «Знания ценнее нравственности» – эти слова инженера звучат как приговор ему самому. Чубченко не пытается придать своему Черкуну романтические черты. На первый план в его исполнении выходят высокомерие, жестокость и равнодушие героя. Такой Черкун не может полюбить ни собственную жену, ни уездную femme fatale Надежду Монахову.

Пётр I в исполнении Чубченко стоит перед выбором: «либо совершить жестокое дело, либо всю жизнь подвергаться страху заговоров и восстаний и быть уверенным, что после его смерти наступят смуты и потрясения, которые могут окончиться… разрушением того государственного здания, над созданием которого он трудился всю жизнь» (Н.И.Костомаров, «Царевич Алексей Петрович (по поводу картины Н.Н.Ге)». Выбор, не очевидный для отца, но предельно ясный для руководителя страны. «В этом спектакле, казалось бы, плотно закрученном сложными схемами умственных построений, есть Любовь, высокое сильное чувство жестокого отца к нерадивому сыну, есть биение живого сердца, которое заставляет трепетать зрительские сердца. И за это мы благодарны большому таланту Андрея Чубченко. Сцена прощания отца с погубленным им сыном, где артист превзошёл, кажется, самого себя по степени искренности в проявлении глубокого потрясения и силе сердечного надрыва, потрясающа. Но… Сюжет оборван, дальше говорить не о чем» (Галина Ореханова, "Слово", № 20 (1050) 21.10.2021 г.).

Граф Альмавива предоставил Чубченко уникальную возможность. «После роли Петра Первого я смог погрузиться совсем в другой жанр, что для артиста всегда очень ценно, – говорит Андрей Александрович. – Хотя, конечно, «Женитьба Фигаро» только кажется лёгкой комедией – в этой пьесе заложено очень много серьёзных тем, которые были актуальны и в то время, и сейчас».

Роли в Малом театре:

2020 - Черкун, "Варвары" М.Горького, режиссер В.М.Бейлис

2021 - Петр I, «Пётр I» Д.С.Мережковского, режиссер В.Н.Драгунов

2022 - Граф Альмавива, "Женитьба Фигаро" П.Бомарше, режиссер В.Н.Драгунов

Андрей Александрович Чубченко, заслуженный артист России, родился 8 ноября 1967 г. в Оренбурге. Будущий актёр появился на свет в творческой семье – его родители служили во Владимирском драматическом театре. Тем не менее, Чубченко не сразу решил связать свою жизнь со сценой – по окончании школы он поступил в медицинский институт, и только после армии – в театральный.

В 1992 г. Андрей Чубченко окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и был принят во МХАТ им. М.Горького, где служил вплоть до 2019 г.Начинающий артист органично вписался в текущий репертуар театра. Первой работой Чубченко стал Валентин в знаменитом спектакле «Валентин и Валентина» М.М.Рощина (постановка О.Н.Ефремова). Вчерашний выпускник, фактурный и харизматичный, быстро входит в число ведущих артистов труппы. Андрей Чубченко сотрудничает с такими мастерами как В.Р.Белякович, В.Н.Драгунов, В.Н.Иванов, С.А.Кутасов, В.М.Бейлис, но главным режиссёром в его жизни становится Т.В.Доронина. Татьяна Васильевна доверяет Чубченко центральные роли отечественной и зарубежной драматургии. Репертуар артиста поражает своим разнообразием. Среди сыгранных им ролей Николка Турбин («Белая гвардия» М.А.Булгакова), Клеонт («Полоумный Журден» Ж.Б.Мольера), Алёша Валковский («Униженные и оскорблённые» Ф.М.Достоевского), Джулиан («Тайна двери отеля “Ригал”» А.Эйкбурна), Андрей Прозоров и Тузенбах(«Три сестры» А.П.Чехова), Колесов («Прощание в июне» А.В.Вампилова), дон Мануэль («Дама-невидимка» П.Кальдерона), Алехандро («Глупая для других, умная для себя» Лопе де Вега), Муаррон («Комедианты Господина» М.А.Булгакова), Иешуа («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), Рюи Блаз («Западня для королевы» В.Гюго), Чарльз Сэрфэс («Школа злословия» Р.Б.Шеридана), Петруччо («Укрощение строптивой» У.Шекспира). Кроме того, на счету Чубченко целая плеяда героев А.Н.Островского: Жадов («Доходное место»), Пётр («Лес»), Незнамов («Без вины виноватые»), Белугин («Женитьба Белугина»).

Чубченко был одним из самых любимых зрителями и критиками актёров МХАТ им. М.Горького. Его работы удостаивались высоких наград (в их числе «Хрустальная роза Виктора Розова» за лучшее воплощение классики на современной драматической сцене), на артиста выстраивался репертуар. Популярности Андрею Александровичу добавили съёмки в кино и на телевидении. Первую главную роль он сыграл в сериале «Свой человек» (2005 г.). Чубченко снимался в фильмах «Жена Сталина», «Запрещённая реальность», «Вторая любовь», «Небо»; сериалах «Бухта пропавших дайверов», «Путейцы», «Ермоловы», «Жаркий лёд», «Ненависть», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Поединки», «Ветеран», «Стажёры». Он дважды играл советского военачальника Михаила Тухачевского – в сериале «Московская сага» и четырёхсерийном фильме «Тухачевский. Заговор маршала». В 2011 г. артист впервые исполнил роль Виктора Расторгуева в популярном сериале «Шеф». Эта работа заслужила неподдельную зрительскую любовь. Приведём один из отзывов: «В моём понимании генерал Виктор Расторгуев, блистательно сыгранный заслуженным артистом России Андреем Чубченко, это герой нашего времени. В этом и есть главная миссия искусства – показать идеального героя на фоне реальной нашей жизни со всеми её ужасами. В нём воплощена мечта многих людей о законности и справедливости в стране»(https://www.kinoteatr.ru/kino/acter/m/ros/4775/forum/).

В 2019 г. Андрей Александрович Чубченко переходит в Малый театр. На сегодняшний день он сыграл в трёх спектаклях у режиссёров, с которыми работал ещё во МХАТе: в «Варварах» М.Горького Чубченко исполнил роль Черкуна (постановка В.М.Бейлиса), в «Петре I» Д.С.Мережковского В.Н.Драгунов доверил артисту заглавного героя, в «Женитьбе Фигаро» – графа Альмавиву.

В трактовке Малого театра инженер Черкун предстаёт одним из тех варваров, что разрушили зыбкий уклад провинциального городка. Человек, призванный строить – созидать, – по природе своей оказывается разрушителем, его образованность оборачивается бездушием и цинизмом. «Знания ценнее нравственности» – эти слова инженера звучат как приговор ему самому. Чубченко не пытается придать своему Черкуну романтические черты. На первый план в его исполнении выходят высокомерие, жестокость и равнодушие героя. Такой Черкун не может полюбить ни собственную жену, ни уездную femme fatale Надежду Монахову.

Пётр I в исполнении Чубченко стоит перед выбором: «либо совершить жестокое дело, либо всю жизнь подвергаться страху заговоров и восстаний и быть уверенным, что после его смерти наступят смуты и потрясения, которые могут окончиться… разрушением того государственного здания, над созданием которого он трудился всю жизнь» (Н.И.Костомаров, «Царевич Алексей Петрович (по поводу картины Н.Н.Ге)». Выбор, не очевидный для отца, но предельно ясный для руководителя страны. «В этом спектакле, казалось бы, плотно закрученном сложными схемами умственных построений, есть Любовь, высокое сильное чувство жестокого отца к нерадивому сыну, есть биение живого сердца, которое заставляет трепетать зрительские сердца. И за это мы благодарны большому таланту Андрея Чубченко. Сцена прощания отца с погубленным им сыном, где артист превзошёл, кажется, самого себя по степени искренности в проявлении глубокого потрясения и силе сердечного надрыва, потрясающа. Но… Сюжет оборван, дальше говорить не о чем» (Галина Ореханова, "Слово", № 20 (1050) 21.10.2021 г.).

Граф Альмавива предоставил Чубченко уникальную возможность. «После роли Петра Первого я смог погрузиться совсем в другой жанр, что для артиста всегда очень ценно, – говорит Андрей Александрович. – Хотя, конечно, «Женитьба Фигаро» только кажется лёгкой комедией – в этой пьесе заложено очень много серьёзных тем, которые были актуальны и в то время, и сейчас».

Роли в Малом театре:

2020 - Черкун, "Варвары" М.Горького, режиссер В.М.Бейлис

2021 - Петр I, «Пётр I» Д.С.Мережковского, режиссер В.Н.Драгунов

2022 - Граф Альмавива, "Женитьба Фигаро" П.Бомарше, режиссер В.Н.Драгунов

Публикации

СЕГОДНЯ ГОСПОДИН, ЗАВТРА СЛУГА

В Малом театре премьера «Женитьбы Фигаро» Бомарше Нина Катаева, "Учительская газета", №03 от 17 января 2023

Подробнее >

БОРОТЬСЯ И ПОБЕДИТЬ

В воздухе спектакля – веселое легкомыслие. Авантюрный микс костюмов отдает дань нынешней уличной моде: под старинными фраками и плащами – кожаные джинсы и берцы, в которых так удобно бегать по сцене. А замок графа Альмавивы то повернут к нам своей пышной стороной, то с легкостью обнажает неприглядную изнанку черного хода. Ольга Игнатюк, Театральная афиша столицы, январь 2023 года

Подробнее >
Отзывы