М. РОГАЧЕВСКИЙ
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ САМАРИН
1817—1885
Богат событиями творческий путь актера Малого театра
Ивана Васильевича Самарина. Свыше пятидесяти лет своей жизни отдал Самарин искусству, и его артистическая деятельность тесно связана со многими значительными эпизодами истории русского театра XIX века.
Немало увидел и пережил на своем долгом веку Самарин, разнообразны проявления его активной и деятельной натуры. Выдающийся актер, обладавший незаурядными режиссерскими способностями, он был также авторитетным, уважаемым театральным педагогом и драматургом, автором, нескольких распространенных в свое время пьес.
Внешне счастливо, почти безоблачно протекала жизнь артиста. Но его личная и творческая судьба была насыщена скрытыми внутренними противоречиями и контрастами.
Сын крепостного, Самарин как бы по иронии судьбы оказался лучшим и незаменимым исполнителем ролей аристократов и «бар» на сцене Малого театра.
Любя все русское, восхищаясь русской природой, народной песней, русской пляской,
-он как актер воспитывался по преимуществу на иностранной драматургии. Но, играя в далеких от русской действительности пьесах, Самарин подчеркивал в них человеколюбивую, гуманистическую ноту, которая всегда была явственно слышна в его творчестве и делала его искусство близким и нужным русским людям!
Он был одним из наиболее любимых и популярных артистов своей эпохи. Его обаятельная внешность и мелодический голос привлекали зрителей, а его сценические создания вызывали восхищение и слезы, покоряли теплотой и лиризмом переживаний, искренностью и задушевностью чувств. Таков он в своих лучших творениях, превозносимых самыми тонкими и придирчивы ми ценителями театрального искусства. Но эти же знатоки справедливо порицали Самарина за налет сентиментальности и слащавости в игре, за мелодраматические излишества.
Он был питомцем, верным другом и последователем патриарха русского театра М. С. Щепкина, человека, воплотившего в себе лучшие, благороднейшие черты национального русского сценического искусства. Самарин бережно охранял традиции Щепкина, распространяя их через своих многочисленных учеников среди актерской массы. И это была плодотворная деятельность, она способствовала утверждению в стране передовой театральной культуры. Но благоговейное отношение к авторитету учителя, слепое преклонение перед его духовным наследием зачастую ограничивало Самарина, мешало ему смело развивать традиции Щепкина и, по-новому переосмысливая, продолжать его дело. Жизнь иногда опережала Самарина, и ему приходилось делать отчаянные усилия, чтобы догнать ее.
Самарин был человеком широкого кругозора и разносторонних интересов. Но вместе с тем он с трудом и далеко не сразу принял такое огромное национальное художественное явление, как драматургия Островского.
Самарин по праву считается одним из лучших театральных педагогов России. Он воспитал целый ряд крупнейших актеров. Но именно он не сумел разгадать и оценить дарования великой трагической актрисы М. Н. Ермоловой, названной Станиславским «героической симфонией русского театра».
Все это не случайность, а глубоко закономерные противоречия творческой жизни Самарина, обусловленные особенностями его времени. В них можно увидеть отражение сложного и трудного пути развития всего русского театра в прошлом. Не мирно и спокойно, а в напряженной борьбе складывались исторические судьбы русского театра. Преодолевая строгости цензуры и реакционные теории о «чистом», независимом от политики творчестве, выходил русский актер «а широкую дорогу большого, правдивого искусства. Дорога эта не была ровной и гладкой; случалось и так, что некоторые большие художники в отдельные моменты своей жизни оступались, падали, но всегда находили в себе силы подняться и итти дальше, вперед. И самого главного — своего национального характера — русский театр не утрачивал никогда.
Русский театр в лице его лучших представите лей всегда стремился быть полезным и понятным обществу, умея одинаково воздействовать как на передовых людей своего века, так и на широкого зрителя. Бывший крепостной М. С. Щепкин» сын отпущенного на волю актера П. С. Mочалов, выходец из крестьянской семьи И. В. Самарин, сын незаметного рязанского мещанина П. М. Садовский и многие другие русские актеры всей своей деятельностью служили народу, иногда» может быть, даже и не осознавая этого.
О неразрывной связи актерского творчества с идеалами и запросами народных масс, об актив ном участии искусства » формировании общественных идей хорошо сказал руководитель Малого театра А. И. Южин. Он говорил, что русский театр «сумел из самых недр, именно из низин народа вызвать Мочаловых, Щепкиных, Самариных, Садовских, целые большие десятки артистов, которые раскрывали неведомые и до них не подозреваемые области духовной жизни Грановским и Белинским, целым поколениям людей высшей культуры и глубокой мысли».
I
Весь жизненный путь Ивана Васильевича Самарина связан с Москвой и Малым театром. Отец Самарина, приехав с семьей в Москву, в начале 20-х годов XIX века поселился в доме Ф. Ф. Кокошкина, занимавшего тогда пост директора московских театров. Благодаря случайному знакомству с этим всесильным барином стройному и красивому Вате Самарину удалось попасть в театральное училище, на балетное отделение. Так открылась перед ним дорога на сцену.
Московская школа сценического искусства в то время не могла похвастаться образцовыми порядками. Дисциплина была очень слабой, преподавание общеобразовательных предметов почти никем не контролировалось, экзамены проводились нерегулярно. По выражению В. И. Живокини, окончившего школу в 1825 году, в ней учили «кое-как и кое-чему». В 30-х годах положение лишь незначительно изменилось к лучшему. И не удивительно, что многие актеры, закончив полный курс обучения, приходили в театр не культурными, малообразованными людьми. Но, с другой стороны, при желании, настойчивости и упорстве даже и в таких неблагоприятных условиях можно было добиться больших результатов. Некоторые из учащихся занимались самостоятельно, много читали, слушали лекции в университете.
К их числу принадлежал и Самарин. Он жадно впитывал в себя все знания, какие могла ему дать школа. Благотворное влияние на него оказали учитель словесности, близкий театру чело век, М. М. Карнилион-Пивский и авторитетный литературный критик, профессор кафедры изящных искусств Московского университета Н. И. Надеждин, который называл Самарина своим любимым учеником и ввел его в дом С.Т. Аксакова, талантливого писателя, общественного деятеля и страстного театрала.
Но самое большое влияние на формирование артистической индивидуальности Самарина и на всю его дальнейшую деятельность имел М. С. Щепкин.
Щепкин, с 1832 года преподававший в училище сценическое искусство, обратил особое внимание на одаренного подростка, отличавшегося пытливым умом, вдумчивым, серьезным от ношением к делу, и взял его к себе в драматический класс.
Часто выступая в школьных спектаклях, Самарин зарекомендовал себя с наилучшей стороны, и скоро ему благодаря содействию Щепкина, выпало счастье сыграть на большой сцене. 13 октября 1833 года, на шестнадцатом году жизни, он выступил в мелодраме популярного французского драматурга В. Дюканжа «16 лет, или Поджигатели» в главной роли юноши Феликса.
С замиранием сердца готовился молодой Самарин к своему дебюту. Но, увы, тут встретилось неожиданное препятствие... роль Феликса была «фрачная», а у Самарина, вследствие не достатка средств, не было фрачной пары. Со смущением рассказал он о своем горе началь ству. Тогдашний директор московских театров, известный композитор А. Н. Верстовский, рас порядился было отобрать у Самарина роль и поручить ее кому-нибудь другому. Предполагав шийся дебют воспитанника Самарина мог бы не состояться, но тут на выручку своему любимому ученику явился Щепкин. «Не беспокойтесь,— сказал он начальству,— Самарин будет одет!» И действительно, жена Щепкина купила сукна, из которого Самарину было сделано платье.
Дебют талантливого юноши прошел с успехом. Ему громко аплодировали и вызывали несколько раз, несмотря на то, что в спектакле, наряду с другими большими актерами, принимал участие сам Мочалов.
После дебюта, в сущности, и началась профессиональная деятельность Самарина. Он постоянно выступает в публичных спектаклях, преимущественно в ролях классического репертуара, одновременно продолжая занятия со Щепкиным как в стенах училища, так и вне его. Эта совместная работа не прекращалась до самой смерти Щепкина.
Своим творчеством, теоретическими высказываниями, педагогической деятельностью Щепкин утверждал основные традиции русского национального драматического искусства: демократизм, глубокое гуманистическое содержание, стремление к естественности и простоте. Он был выразителем всего правдивого, искреннего, человечного, что накапливалось в русском театре в течение десятилетий и вылилось в 30—40-х годах XIX века в могучее течение реализма.
Под непосредственным воздействием и влиянием Щепкина находилось несколько поколений русских актеров, с гордостью называвших себя его учениками.
В первую очередь он стремился передать молодежи не узкие технические приемы и секреты театрального ремесла, а свои художественные принципы, свое мировоззрение.
Самарин называл Щепкина «великим художником и великим человеком», и на этих словах раскрывается очень многое. Облик учителя со провождал артиста во всех его творческих по исках и начинаниях, казался ему воплощением лучших свойств человеческой натуры.
Знаменитый русский актер конца XIX и на чала XX века В. Н. Давыдов, в жизни которого Самарин имел такое же значение, какое Щепкин в жизни Самарина, вспоминает: «Незабвенный Иван Васильевич благословил меня портретом Щепкина, подарил мне и сказал: «Повесь его на самом видном месте и каждый день смотри на него, но только с чистою совестью и чистым сердцем!»
Такой душевной чистотой отличался сам Щепкин, и своим питомцам он всегда прививал стремление к постоянному совершенствованию.
Щепкин занимался с молодыми артистами везде, где только мог, — в театральной школе, на репетиции, после спектакля, дома. Эта работа являлась для него органической потребностью. Он был педагогом по призванию. Качества преподавателя актерского мастерства и воспитателя людей сочетались у него гармонично, взаимно дополняя .друг друга. Щепкин никогда не противопоставлял понятия «актер» и «человек», в его восприятии они сливались в единое целое, и для театральной молодежи он сам был не только учителем сцены, но и учителем жизни. В этом секрет педагогического обаяния Щепкина, секрет его неотразимой власти над своими учениками.
Одним из людей, без колебаний и сомнений связавших себя с делом Щепкина, с его идеями, с его реформой в русском сценическом искусстве, был Самарин. Несмотря на разницу лет, ах соединяла самая искренняя симпатия и дружба. Щепкин относился к Самарину, как к родному, и считал себя ответственным за его творческое развитие, за формирование его мировоззрения.
Самарин начал свою деятельность в годы николаевской реакции, после разгрома восстания декабристов. Это было тягостное время цензурного гнета и полицейского произвола. Но в эти же годы, преодолевая все препятствия, подняв мается и растет революционно-демократическая общественная мысль, руководимая Белинским и Герценом, развивается национальное искусство в его различных видах и проявлениях. Пушкин завершает реформу русского языка и создает основы для дальнейшего расцвета русской литературы. Гоголь борется за принципы «натуральной», или, говоря современным языком, реалистической школы. И рядом с ним Щепкин всей своей личностью и творчеством выражает стремление русской сцены к правдивому искусству, озаренному высокой идеей, призванному воспитывать и преображать человека.
Молодой Самарин часто посещал дом Щепки на, где имел возможность познакомиться с выдающимися людьми современной ему России. Общаясь с ними, он осмысливал свое отношение к действительности и к искусству, вырабатывал свои эстетические идеалы. Один из учеников Самарина впоследствии рассказывал про него, что он «как человек вырос под непосредственным влиянием кружка «людей 40-х годов» и с многими из его членов был близок... авторитетами для него были: Щепкин, Герцен, Станкевич, Е. Корш, Белинский, Грановский, Кетчер».
Особенно теплыми были взаимоотношения Самарина и Н. X. Кетчера, талантливого переводчика шекспировских пьес, темпераментного, даже несколько взбалмошного, но душевного и чуткого человека. Он имел огромное влияние на Самарина, который очень доверял ему и часто советовался с ним на протяжении многих десятков лет своей работы. Привязан был Самарин и к Н. П. Огареву, верному соратнику А. И. Герцена, его близкому другу. Огарев часто переводил Самарину статьи Ф. Шиллера об эстетике, о трагическом искусстве, о художественном, воспитании человека. Необычайно взволновала Самарина статья Шиллера «Театр как учреждение нравственное». Заключительные слова статьи, в которой автор говорит о чудесной силе театра, о могучем воз действии его на зрителей, когда «каждый в от дельности наслаждается восторгами всех вообще, и собственные свои восторги воспринимает из тысячи глаз в усиленном и украшенном виде — и грудь его переполнена блаженство желания—быть ч е л о в е к о м»,—навсегда врезались в память Самарину. Уже в старости, в 1885 году, он, разбитый параличом, спрашивал, беседуя с одним своим знакомым: «а Шиллер? а о театре?., а человеком быть? помните?» И это были не только воспоминания молодости. Слова быть человеком служили Самарину девизом, они выражали сущность всего его творчества, проникнутого гуманизмом, любовью к людям. Этой стороной своего искусства Самарин был ближе всего величайшему гуманисту руcского театра Щепкину.
В течение всей своей жизни Щепкин внимательно следил за различными проявлениями художественной деятельности Самарина. Ни одна крупная роль не была подготовлена артистом без помощи учителя. При работе над образом Чацкого, этого лучшего и поэтичнейшего создания Самарина, Щепкин настойчиво и упор но проходил с ним дома все наиболее ответственные и трудные места роли, А когда в 60-х годах XIX века Самарин сам стал преподавателем актерского искусства, совсем уже дряхлый Щепкин считал своим долгом присутствовать, на его занятиях, как бы усиливая их значительность своим авторитетом. Актер Малого театра П. Я. Рябов вспоминал, что Щепкин часто посещал репетиции школьных спектаклей- и, сидя в кресле рядом с Самариным, не сводил глаз с молодых исполнителей. Только после окончания акта он отводил Самарина в сторону и что-то тихо, но энергично высказывал ему.
Так неразрывно сплетались в течение тридцати лет творческие биографии основоположника реализма на русской сцене и одного из самых близких его учеников и последователей.
II
20 мая 1837 года Самария окончил театральное училище и был принят в труппу Малого; театра на амплуа jeune premier — первого любовника.
Двадцатилетний артист, естественно, далеко; еще не был законченным и сформировавшимся художником. Но он принес с собой в театр драгоценные качества, воспринятые им от Щепкина, — стремление к непрерывному развитию и совершенствованию, необычайную работоспособность, творческую взыскательность.
Первым серьезным экзаменом для Самарина явилась работа над шекспировскими образами, начавшаяся еще в школе.
Постановка трагедий Шекспира в 30—40-х годах XIX века, с Мочаловым в главных ролях, была крупнейшим событием в жизни русского театра. Зажатый в тисках цензуры, всячески препятствовавшей проникновению на сцену передовой национальной драматургии, русский театр стремился голосом актера говорить современникам о волнующих проблемах века.
Здесь русскому сценическому искусству в первую очередь приходила на помощь классическая драматургия. Образами и чувствами, идеями и конфликтами трагедий Шекспира и Шиллера актеры звали к борьбе за свободу человеческой личности, показывали героев, одержимых светлыми идеалами будущего и погибающих в поисках выхода из противоречий сегодняшнего дня. И в этих героях, боровшихся и страдавших при ярком свете огней театральной рампы, русские люди узнавали самих себя. Пьесы, написанные много лет тому назад, казалось, ставили жгучие вопросы именно русской действительности.
Самарин принимает активное участие в этих спектаклях. Такие характеры, как Кассио и Меркуцио, с их бурными страстями представляли собой трудный, но благодарный материал для молодого артиста.
Первые, еще робкие шаги Самарина на сцене приветственно встретил В. Г. Белинский. В своей статье «Мочалов в роли Гамлета», попутно говоря о спектакле «Отелло», он высоко оценил исполнение Самариным роли Кассио и поста вил его сразу же после гениального Мочалова, воплотившего образ венецианского мавра. Самарин «очень хорош в роли Кассио», — одобрительно писал Белинский о юном актере, только начинавшем свой сценический путь.
Еще заметнее был последующий успех Самарина в спектакле «Ромео и Джульетта». Мочалову, игравшему Ромео, роль не удалась. Почти не было в ней тех всплесков темперамента, знаменитых «мочаловских минут», которых всегда с таким трепетом и нетерпением ожидала публика. На центральное место выдвинулись исполнители второстепенных ролей — маститый Щепкин — Капулетти и рядом с ним Самарин — Меркуцио.
Самарин показал своего героя подлинным человеком Возрождения, сложным и противоречивым, привлекающим своей неиссякаемой жизнерадостностью. Очевидец писал: «После Щепкина лучше всех других был Самарин... особенна хорошо была сыграна им сцена поединка и смерти Меркуцио, когда смертельно раненный Меркуцио страдает от боли и все-таки не перестает Шутить и умирает вместе с проклятием и с шут кой на устах».
По другому отзыву, «вся слава вечера осталась за Самариным. Роль Меркуцио выла им исполнена так, что этим исполнением гордилась бы любая европейская сцена: и в Лондоне и в Бер лине... никогда не было такого Меркуцио».
Играя в классическом репертуаре, Самарин привыкал анализировать и изучать характеры, учился изображать чувства в их последователь ном развитии и психологическом правдоподобии, приобретал определенные художественные вкусы и навыки.
И это были уроки на всю жизнь. Они помогали молодому артисту создавать значительные образы даже на материале низкопробной драматургии, наводнившей в те годы русский театр.
Самарину приходилось играть и в лживых, националистических драмах. Часто его можно было видеть в ролях развязных, веселых молодых людей в бездумных водевилях. А иногда театральное начальство, долго не желавшее завывать, что Самарин прошел и балетную выучку, отправляло его после исполнения централь ной роли в какой-нибудь мелодраме в Большой театр, где он участвовал в балетном дивертисменте и отплясывал «польку-козак».
Но Самарин не растерялся в трудных условиях, его не засосали будни черновой театральной работы, Труд, неустанный созидательный труд, завещанный Щепкиным своим ученикам, был главным помощником Самарина в самостоятельной деятельности. Часто гае в единении, а в борьбе с автором, в преодолении фальши, ложных эффектов, нарочитой выдумки создавал он свои образы, вкладывая в них живое и правдивое содержание. И если в незначительном, мало художественном репертуаре он добивался заслуженного успеха, то это шло за счет его редкостного артистического обаяния, зарази тельного темперамента и затраты огромных творческих усилий.
Театральная юность Самарина сложилась удачно. Его сразу же дружелюбно приняла публика, критика, « ценители искусства предсказывали ему «большую дорогу, по которой он... может пойти далеко и очень далеко». Белинский, восхищаясь Самариным в пьесе Ц. А. Полевого «Де душка русского флота», поставленной в 1839 году, писал: «Прекрасен г. Самарин в роли Питера Гродекера... О, этот молодой артист много обещает в будущем! Он уже приобрел себе некоторую известность, но, кажется, не хочет ею ограничиться и возлечь на нераспустившихся лаврах, а хочет итти вперед... Дай-то бог!»
В 40-х годах Самарин уже имел обширный «послужной список» ролей, принесших ему популярность. Здесь мы находим и мелодраматических героев и образы русских и западных писателей мирового значения, на которых рос и воспитывался Самарин: образы Шекспира, Шиллера, Грибоедова. Подлинное сценическое признание пришло к Самарину в 1841 году после роли Мортимера в трагедии Шиллера «Мария Стюарт». Это был образ юноши, объятого кипучими вулканическими страстями, переполняющими его, образ привлекательный, согретый искренними душевными порывами и лиризмом, переживаниями молодого, увлекающегося актера. Роль Мортимера современники называли «полным торжеством» Самарина, считали ее выполненной «с совершенством неподражаемым», «сыгранной так, как лучше сыграть невозможно», и единодушно отдали ему предпочтение перед знаменитым В.А. Каратыгиным, исполнявшим в этом спектакле роль графа Лейстера. Самарина публика вызывала даже прежде Каратыгина, и это обстоятельство специально отметили театралы, так как вызовы, редкие в то время, ценились особо, а Каратыгин, был именитым петербургским гостем, актером, соперничавшим своей славой с Мочаловым.
Наиболее значительной ролью молодого Самарина, выявившей лучшие черты его дарования, ставшей сценическим преданием и образцом для последующих поколений, была роль Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Интереснейший, но и труднейший для актера образ Самарин воплотил с такой художественной убедительностью, что был признан лучшим исполнителем роли Чацкого на русской сцене. Самарин первый разгадал секрет характер Чацкого, а ведь его предшественниками были такие актеры, как. И. И. Сосницкий, В.А Каратыгин в Петербурге и П.С.Мочалов в Москве. Он нашел этот секрет в слитности всех многообразных и сложных черт человеческой природы Чацкого, не отделяющего своих общественных идеалов от личных чувств, от любви к девушке, которую он где-то в затаенных мечтах своих видел другом и единомышленником. В исполнении Самарина личная драма и драма социальная оказывались неразрывно сплетенными и составляли существо внутренней жизни Чацкого, определяли ритм и характер его сценического поведения. Актер П. М. Медведев вспоминал: «Это было велико. Его первый акт и выход — совершенство. Зритель верил, что Чацкий «спешил», «летел» «свиданьем оживлен». Так переживать стихи и владеть ими, как владел И.В., на моей памяти не умел никто. Что за гибкость интонаций его голоса, быстрота переходов от одного предмета другому — удивительно! Сколько веселья юмора при воспоминаниях детства. Как он рисовал стихами Грибоедова — именно рисовал портреты московского общества! Молодость сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание пробудить ее — все это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к Софье. Не сразу и не легко далась Самарину роль Чацкого. Еще в ранней молодости, играя Молчалина он мечтал о сценическом воплощении своего любимого образа и исподволь, дома, обдумывал и вынашивал его. В 1839 году Самарину было поручено срочно заменить Мочалова в роли Чацкого, и с тех пор эта роль осталась только за ним. Правда, в первом спектакле Самарин, по собственному признанию, от волнения играл так плохо, что после заключительных слов Чацкого: «Карету мне, карету!» в зале послышался свист и крики: «Скатертью дорога!»
Но Самарин годами работал над ролью, непрерывно углубляя ее, находя все новые краски и оттенки для выражения своих мыслей.
Самарин рос и развивался в работе над образом Чацкого, привнося в него свой все увеличивающийся жизненный опыт, свои житейские наблюдения и результаты познания деиствительности. «Каждое слово Чацкого в исполнений И. В. Самарина было плодом долгой и продолжительной думы и корнем постоянной муки»,— свидетельствует современник.
Очень высокую оценку своего вдохновенного труда Самарин получил в 1846 году в Петербурге, во время дебюта на Александринской сцене, от известного театрального критик; А. Григорьева.
Знаток и любитель театрального искусства А. Григорьев был человеком путаных и противоречивых взглядов; справедливые и тонкие замечания часто смешивались у него с ошибочным; и даже реакционными утверждениями. Однако своих статьях и высказываниях о Самарине А. Григорьеву во многом удалось дать глубоки и верный анализ игры артиста.
Выступление Самарина в роли Чацкого было для Григорьева поистине откровением, открытием вновь как будто бы давно известного и изученного образа. Он писал после первого выступления Самарина в Петербурге: «Г. Самарин, молодой артист с замечательным дарованием, справедливо оцененным в Москве, начал свое поприще на новой сцене смело и, не обинуясь, скажем, начал прекрасно... Да, г. Самарин понял и сыграл Чацкого так, как ни один из наших артистов не понимал и не играл его... Г. Самарин, как видно, сам изучил роль свою, вникая в каждое слово ее, подмечая каждую черту этого характера, и потому сроднился, глубоко освоился с ним».
После второго спектакля Григорьев писал: «Высоко прекрасен был он во все время представления 17 мая... это был Чацкий, это было живое создание Грибоедова, и впервые, быть может, пояснен был характер Чацкого!».
И так из спектакля в спектакль следил за артистом критик, увлекаясь и восхищаясь им, принимая его толкование образа, но и часто споря ПО поводу мельчайших деталей исполнения.
Не всегда был ровен и одинаков Самарин — Чацкий. Иногда он казался более лирическим и просветленным, иногда в нем сильнее звучали драматические ноты. Но каждый раз он доносил до зрителя всю силу своих эмоций, всю глубину своих сегодняшних переживаний.
Это было истинно поэтическое создание молодого Самарина, в которое он вложил много духовных творческих сил. Говоря словами Щепкина, Самарин не «подделался», а «сделался» Чацким, и А. Григорьев имел полное право писать о Самарине, что «роль кажется у него как будто не выученною, а выливающейся прямо из сердца; это не актер, которому иногда нужно прибегать к суфлеру, а живой человек, усвоивший себе мысль поэта».
Чацкий Самарина в первом акте подкупал восторженным оживлением и безудержной говорливостью, непосредственной натурой, чистосердечно изливающей все, что накопилось за годы разлуки. Он привлекал своим радостным упоением, встречей с любимой девушкой, простодушной, наивной и беспечной верой в нее. Он был как бы озарен изнутри и, излучая вокруг себя ясный, чистый свет, искрился веселой, звонкой шуткой, еще не догадываясь о горькой правде, которая его ожидает.
А во втором и третьем актах от лучезарного облика не оставалось и следа. Самарин здесь внутренне преображался. Все тот же умный и чуткий Чацкий, он мужал на глазах у зрителей, бросая грозные обвинения мелким, ничтожным людям, окружавшим его. Не сразу вырывались у него из уст обличительные речи. Долго он молчит и ходит по комнате, упорно сдерживая себя, и только уж когда нет больше мочи выслушивать циничную фамусовскую мораль и пошлости Скалозуба, вне себя от гнева и .негодования разражается пламенными .монологами. Не оратором и не проповедником выступал здесь Самарии — Чацкий, из глубины его возмущенной и мятущейся души лились раскаленные, обжигающие слова и летели в притихший зрительный зал. А параллельно конфликту с обществом развивалась личная драма Чацкого. Разочаровавшись в любви, разуверившись в своем кумире, отчасти созданном его собственным воображением, прерывистым голосом, задыхаясь от страданий и обиды, произносил Самарин — Чацкий свою горестную отповедь Софье в четвертом акте; «Муж-мальчик, муж-слуга...»
Особенно удавался Самарину последний монолог Чацкого, всегда вызывавший бурю восторгов у зрителей, не дожидавшихся даже заключительных слов Фамусова (которого в Москве играл Щепкин) и прерывавших их взрывом аплодисментов. Так непосредственно выражалась благодарность актеру за высокие мысли и порывы, которые нес он со сцены. Так проявлялось чувство симпатии к художнику, воплотившему образ передового человека своего времени в его неповторимом и привлекательном своеобразии.
Проведя весну и лето 1846 года в Петербурге и затем возвратившись в Москву, Самарин становится одним из ведущих актеров в труппе Малого театра.
III
В 30—50-х годах XIX века Самарин играет много ролей в. переводных мелодрамах, занимавших тогда значительное место в репертуаре Малого театра.
Мелодрама была сложным и противоречивым в идейно-художественном отношении жанром, ее легко было заставить служить различным общественным интересам. Она чуждалась реальной действительности, уходя в область вымысла, любила все «странное, дотоле неслыханное и невиданное» (Гоголь). Но в то же время ее герои — простые, обыкновенные люди, волею авторов поставленные в исключительные обстоятельства, — были носителями определенных, резко очерченных нравственных качеств. В мелодраме честный человек боролся с негодяем» добрый — с злодеем, бедный — с богатым. И хотя мелодрама не умела подняться до высоты социальных обобщений, все же приглушенно она говорила о чудовищных несправедливостях существующего порядка и боролась за человека как за главную ценность жизни. Эта гуманистическая направленность мелодрамы явственно ощущалась русскими актерами и была подхвачена ими.
В 30—40-х годах XIX века, когда царская цензура всячески препятствовала проникновению на сцену лучших произведений русской драматургии, мелодрама, как и классическая трагедия, была той формой, в которой актеру легче всего было передать большую человеколюбивую идею: По мере усиления гнета цензуры, запрещавшей постановку пьес Пушкина, Лермонтова, многих пьес Шекспира и Шиллера, значение мелодрамы все более увеличивалось.
Неестественную, фальшивую и натянутую французскую мелодраму большие русские актеры умели сделать полноценным сценическим зрелищем, любимым демократической публикой.
Самарин привнес в повышенно эмоциональную мелодраму с ее обнаженными страстями и невероятными ситуациями нравственное и психологическое оправдание. Трогательная уверенность Самарина в справедливости моральных устоев своих героев, убеждающая проникновенность в изображении их внутреннего мира примиряли с несообразностями пьесы, делали его мелодраматические образы близкими зрителю, давали им право на сценическое бытие.
Современник писал о Самарине: «Господство мелодрамы на русской сцене имело по отношению к г. Самарину одну хорошую сторону: оно дало ему возможность во всем блеске проявить перед публикой (свои)... достоинства... Эти достоинства заключались в замечательном изяществе манер, задушевности и искренности, в художественной «простоте» передачи движений сердца обыкновенного человека».
Герои Самарина отличались необычайной привлекательностью, тонкостью, одухотворенностью. Они вызывали горячие симпатии. Нельзя было не сочувствовать их личному, пусть маленькому, счастью или их стремлению устроить благополучие других людей. Часто забывалось название пьесы, улетучивалось ее запутанное содержание, но в памяти зрителей еще долгие годы продолжал существовать образ, созданный актером.
На всю жизнь сберегла облик Самарина чуткая, впечатлительная Ермолова, увидев его впервые в 1857 году. В глубокой старости она рассказала о своих самых ранних театральных впечатлениях: «Как сейчас, вижу красивого человека в разорванном плаще, перелезающего через железную решетку,— это был испанский дворянин — Иван Васильевич Самарин. Я, конечно, уже не помню ни содержания этой пьесы, ни игры актеров, но неизгладимое впечатление о том. как он был прекрасен, благороден, как он кого-то защищал и кого-то спасал и, наконец, как он избавился от всех тех бед, которые ему грозили,— все эти картины как живые воскресают у меня в памяти и ярки до настоящего времени».
Критик Н. Е. Эфрос писал в 1917 году, перебирая обрывки впечатлений полувековой давности: «...помню доктора... которому одетая в черное Федотова, обливаясь слезами, рассказывает печальную повесть своей жизни, своих роковых ошибок. Ее никто не понимает, эту даму в черном.., ее никто не любит, от нее отстраняют ее детей,— только один милый доктор понимает, только он ее жалеет, только он ее заступник. И Самарин так это делал, что наполнял мое сердце великою любовью и признательностью к нему. Я не помню перипетий мелодрамы, но отчетливо помню вот эти свои театральные ощущения и сочувственные волнения».
Бесчисленное количество ролей сыграл Самарин в мелодраме. Среди них особенно выделяются три, наиболее характерные для творческой индивидуальности артиста и принесшие ему самый шумный сценический успех.
Об одной из них, роли дона Цезаря де Баэай в одноименной пьесе, нам уже рассказала М.Н. Ермолова. Этот промотавшийся испанский гранд в исполнении Самарина поражал беспутным поведением, и внутренней порядочностью, бесшабашным своеволием и органической ненавистью к насилию, безрассудной отвагой и умением находить выход из всякого затруднительного положения, пустозвонным фанфаронством и безграничным великодушием, поношенным, рваным костюмом и прирожденным аристократизмом манер.
Самаринский дон Цезарь де Базан был человеком с большой и красивой душой. Его любовь к простым людям, его способность, не думая о себе, бороться за жизнь и счастье другого человека внушали уважение, вызывали сочувствие и любовь зрителя. Несмотря на все свои недостатки и слабости, бесстрашный и решительный дон Цезарь, ненавидящий произвол и несправедливость, служил живым примером для одних и укорам для других.
В этом образе была заложена глубокая, животрепещущая гуманистическая мысль.. Недаром А. М. Горький говорил о доне Цезаре де Базан как об — олицетворении человеческого достоинства, силы и страстного, активного вмешательства в жизнь, противопоставляя его образ косному и трусливому мещанскому болоту царской России: «В наше серенькое меркантильное время, когда люди так мало ценят свое человеческое достоинство, то и дело меняя свое первородство на жиденькие чечевичные похлебки земных благ, дон Цезарь де Базан, истый дворянин и аристократ по своим понятиям о чести, но демократ по отношению к людям, — в наше время этот, испанский дворянин, для которого действительно честь «прежде всего», является смешным и мало кому понятным романтическим анахронизмом. А сколько, однако, истинно хорошего и истинно рыцарского в этой оборванной фигуре бродяги-гранда!..»
И во времена Самарина, как и в конце XIX века, образ дона Цезаря де Базан звучал вызовом всему бездеятельному, застоявшемуся, успокоенному.
Самарин строил образ на резких контрастах и противопоставлениях различных черт характера своего героя. Особенно волновала публику сцена второго акта, когда дон Цезарь, арестованный за дуэль с капитаном, притеснявшим своего оруженосца, заказывает себе прощальный ужин и пирует вместе с солдатами, которые должны его расстрелять. «Замечателен был быстрый переход от веселого настроения за стаканом вина к серьезному и сосредоточенному вниманию, с каким он слушал свой смертный приговор. Он стоял, небрежно перекинув салфетку на руку, слегка подбоченясь, и выслушивал приговор с серьезным спокойствием; по> окончании его он снова впадал в веселое настроение, воскликнув: «Третий куплет!», и продолжал свою песнь. Зритель чувствовал всю иронию его серьезного настроения, все невыразимое легкомыслие его характера» (М. В. Карнеев, «50 лет из жизни артиста И. В. Самарина»).
А роль доктора Лемонье в мелодраме «Детский доктор» Самарин играл в совершенно иной
тональности. Если облик дона Цезаря де Базан напоминал бравурную маршевую музыку, то в образе Лемонье -были слышны сентиментальные, элегические нотки.
В этой роли Самарин заставлял плакать навзрыд весь зрительный зал. Не только женщины, но и мужчины проливали слезы над трогательн