18 и 19 ноября в рамках программы «Большие гастроли» Малый театр показал спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» на сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича. Отзывы прессы.
18 и 19 ноября в рамках программы «Большие гастроли» Малый театр показал спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» на сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича.
Благодарим зрителей за тёплый приём и с удовольствием делимся с вами отзывами прессы.
ТЕАТРАЛЬНАЯ «СМУТА»
Патриотический боевик на самарской сцене. Артисты знаменитого Малого театра представили масштабную постановку о смутном времени в России.
Анжелика Байдуллина, «Вести-Самара», 20.11.2025
https://tvsamara.ru/news/vesti-samara-20-11-2025/
Репортаж о гастролях начинается в 15 мин. 33 сек.
«СМУТА» НА САМАРСКОЙ СЦЕНЕ. ЗРИТЕЛИ ПОГРУЗИЛИСЬ В НАЧАЛО XVII ВЕКА
Андрей Борсуков, «Самарская газета», 21.11.2025
https://sgpress.ru/news/518526
Самарские зрители посмотрели спектакль «Смута. 1609-1611» (12+) по историческому роману Владимира Мединского. В рамках программы «Большие гастроли» на сцене выступили ведущие артисты Государственного академического Малого театра России.
«Финальный аккорд мрачных событий»
Спектакль основан на романе «Стена», увидевшем свет в 2012 году. В 2016-м известный режиссер Дмитрий Месхиев снял фильм по мотивам этого произведения, а через два года Владимир Бейлис поставил спектакль, изменив название на нынешнее.
«Мы хотим познакомить зрителей с великими страницами отечественной и мировой истории. Особый интерес для нас всегда представляло русское средневековье. Именно эту эпоху исследует спектакль, рассказывающий о героической обороне Смоленска – одном из финальных аккордов мрачных событий конца XVI – начала XVII веков», – пояснили представители театра.
Художник-постановщик Виктор Герасименко создал вращающуюся платформу, благодаря которой зрители смогли увидеть большое количество сцен в декорациях средневековья. Среди них – придорожный постоялый двор с таверной, где развлекаются польские солдаты, смоленская крепость, где русские воины готовятся к ее обороне, походная резиденция польского короля Сигизмунда, где он говорит о своих захватнических планах, и городской посад, который вот-вот сожгут.
Зрители отметили музыку Георгия Свиридова и костюмы, а также световые инсталляции: серые крепостные стены, превращающиеся в православный храм, плачущая икона, пожары, мистические алые птицы – все это погружает зрителя в непростое для России время, где были свои герои и предатели.
Смоленская крепость после героического сопротивления все-таки пала, но врагу не досталось практически ничего. Выжившие персонажи готовятся к походу в Нижний Новгород, где уже собирают народное ополчение Минин и Пожарский…
«Наш спектакль актуален в настоящее время»
Народный артист России Валерий Афанасьев, исполняющий роль воеводы Смоленска Михаила Шеина, рассказал о работе над этим спектаклем и о своей творческой деятельности.
– Мой герой Михаил Борисович Шеин – историческая и трагическая фигура. Он воин во всех своих ипостасях. Когда началась осада Смоленска и голод, он смог сделать так, чтобы в городе не разгорелся бунт, хотя подстрекатели были. Шеин делал все, что мог, для защиты родной земли. Был храбрым воином и политиком, жертвовал собой в тот момент, когда решалось, быть Руси или нет. Он стремился не дать расчленить наше Отечество. Энергия для роли берется из жизни – смотришь, что вокруг происходит, и это подпитывает.
Спектакль очень актуален в настоящее время и имеет идеологическое и художественное значение. В Малом театре и раньше были поставки о временах Смуты. Например, спектакль «Царь Борис», в котором я играл главную роль. К сожалению, он уже снят с репертуара.
Кстати, у воеводы Шеина в нашем спектакле есть высказывание о том, что все беды произошли из-за Бориса Годунова. Но я думаю, что он сложная личность и на его долю выпало много испытаний. Несколько лет из-за погодных аномалий в России был неурожай. В Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Иван Грозного, и в его смерти винили Годунова. Наверное, царю Борису не повезло чисто по-человечески.
Отмечу, что Шеин не первый военачальник, которого я играю. В кино мне приходилось быть, например, маршалом Жуковым. Они, конечно, люди разные, и подходы к роли Жукова другие. Но, думаю, радели за Отечество и тот, и другой. Но Михаила Ульянова в роли маршала попробуй переиграй….
Мне приятно работать в вашем городе, где я впервые побывал с гастролями летом 1981 года, будучи артистом московского театра имени Гоголя. Причем также играл один из спектаклей в театре оперы и балета.
«Людям хочется уйти от реальности и окунуться в другую эпоху»
Соратника воеводы Шеина Григория Колдырева играет заслуженный артист России Алексей Фаддеев. Этот исторический персонаж не первый в его коллекции ролей, ведь особую популярность принес Фаддееву сериал «Институт благородных девиц», где Алексей сыграл романтичного поручика Евгения Бутова.
– В России всегда любили костюмные фильмы и исторические постановки. Людям хочется уйти от реальности и окунуться в другую эпоху. В театре были только два спектакля, где я играл в более-менее современной одежде.
Мой персонаж в «Смуте» – идеальный герой без страха и упрека, готовый биться за Отчизну до последний капли крови. Спектакль масштабный, актеров много, поэтому в ряде сцен приходится непросто. А в принципе, мне было не так уж и сложно работать над ролью Григория. Еще в Щепкинском театральном училище меня научили играть в костюмных спектаклях, так что для меня привычно существовать в различных веках.
У меня в театре уже были персонажи из эпохи Смуты – например, роль Петра в постановке по книге «Князь Серебряный», стрелец в «Борисе Годунове». А Дмитрий Самозванец стал моей первой главной ролью в Малом театре – вместе с большим актером Борисом Невзоровым, который уже ушел из жизни. Он был Василием Шуйским. Пьеса «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», кстати, принадлежит перу великого драматурга Александра Островского. Я много ролей сыграл в его пьесах.
Играть исторических пьесах меня, конечно, научил мой наставник Юрий Соломин. Он сам замечательно исполнял роли в постановке «Царь Федор Иоаннович». Это был спектакль-эпоха. Музыка из него, сочиненная Георгием Свиридовым, звучит в «Смуте».
Юрий Мефодьевич взял меня в начале 90-х к себе на курс, я очень уважаю и люблю этого человека. Именно в его спектакле «Лес» состоялся мой дебют в Малом театре. Далее я не раз участвовал в его режиссерских постановках. Вместе мы выходили на сцену в «Кабале святош» по Михаилу Булгакову. Единственное, о чем я жалею, что вместе так и не очутились в одном кадре в кино.
Мне вообще в жизни повезло. Только придя в театр, я играл на одной сцене с Ириной Вадимовной Муравьевой. Мы с ней и до сих пор взаимодействуем в спектаклях – например в «Мертвых душах»: я Чичиков, она Коробочка.
МАЛЫЙ ТЕАТР ПОКАЗАЛ В САМАРЕ СПЕКТАКЛЬ «СМУТА. 1609-1611 гг.»
Министерство культуры Российской Федерации
Новости, 20.11.2025
https://culture.gov.ru/press/news/malyy_teatr_poka...
Впервые в рамках направления «Ведущие театры» программы «Большие гастроли» Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации в Самаре прошли гастроли коллектива Государственного академического Малого театра России. Организатор – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
На сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича прошли показы спектакля «Смута. 1609-1611 гг.», который продолжает традицию обращения Малого театра к страницам отечественной истории. Режиссер-постановщик – народный артист России Владимир Бейлис.
Как отметила Министр культуры Самарской области Ирина Калягина, «гастроли Государственного академического Малого театра России в Самаре – отличная возможность для нашей публики увидеть высокопрофессиональные театральные постановки. Спектакль “Смута. 1609-1611 гг.”, который был представлен в рамках программы “Большие гастроли” Министерства культуры Российской Федерации, затрагивает важную историческую тему и, безусловно, привлек внимание зрителей. Обменные гастроли помогают укреплять связи между регионами и дают возможность актерам и творческим коллективам делиться своими достижениями с широкой аудиторией».
«Спектакль очень ассоциативный – защита Отечества от нашествия тех, кто хочет его расчленить, разъять. Важна роль человека, жертвующего собой ради Родины», – отмечает народный артист России Валерий Афанасьев (исполнитель роли Шеина, воеводы Смоленска).
В постановке отражаются события, связанные с обороной Смоленска от польских интервентов в период Смуты. Героико-патриотический сюжет с любовными линиями и детективной интригой определяет эпический размах постановки. Образ города помогает раскрыть тему духовной стойкости русского народа, подчеркнуть особую роль веры и мужества в переломные моменты истории.
В спектакле звучит музыка из произведений народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Георгия Свиридова.
МАЛЫЙ ТЕАТР ПРИВЁЗ В САМАРУ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. И НЕ ПРОГАДАЛ
Инга Майорова, "Свежая газета. Культура", №18(305), декабрь 2025
Традиционный костюмный спектакль по приключенческому роману Владимира Мединского порадовал зрителей основательной декорацией, «сценбоем» и «сцендвижем»*, а также заставил после просмотра самостоятельно погрузиться в беспощадную правду о страшном взрыве в Смоленской крепости четыреста лет назад.
18 и 19 ноября любимец всех культурных людей Малый театр показал спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» на сцене Самарского театра оперы и балета имени Шостаковича. Спасибо Минкульту России и его возрожденной программе обменных и больших гастролей, которой уже и не чаяли дождаться театралы в регионах. Например, Малый театр был в Самаре последний раз 15 лет назад проездом, почти наскоком. Вот и теперь – всего один спектакль. Правда, масштабный. Очень хотелось бы, конечно, более продолжительного гостевания звездной труппы. И не на оперной сцене, с ее специфической, не совсем пригодной для живых голосов драматических актеров, акустикой. Но довольно ворчания.
Постановка народного артиста России Владимира Бейлиса посвящена, как и первоисточник, обороне Смоленска от польских интервентов в момент, когда в стране царил раздрай и хаос. История, достойная и пера, и подмостков. Тем более что она сплетена из героики, любовных переживаний и загадочного детектива. И над всеми этими вязями сюжетных линий, как белый сокол в книге, и как алая огромная видеоптица в спектакле, парит ясно читаемая идея. О том самом русском духе, который пугает врагов и вдохновляет соотечественников. Идея нынче особенно актуальная, но требующая по причине повышенной востребованности особенного воплощения. Чтобы не потерять живой воды и не превратить ее в мертвую.
Спектакль, сработанный в лучших традициях русской драмы, с этой задачей справляется. Бой? Держите хороший бой (в постановке А. Рыклина). Танец? Вот вам массовый, ловко разведенный хоровод с трюками и песнями (балетмейстер Н. Цыбульская, репетитор по вокалу Г. Гусева). Ощущение тянущей боли под ложечкой и страха за героев - защитников крепости - без батальных сцен, одними световыми и звуковыми эффектами? Получите нарисованные светом и изображениями полыхающий огонь пожарищ и вой снарядов, почти из 20 века (художники В. и Д. Герасименко, А. Салихов)... Конечно, добротные костюмы, удачно скомпилированная музыка Георгия Свиридова. Почти настоящая, огромная, как фантастическая центрифуга, крепостная стена, превращающаяся то в храм, то в предместье с избой воеводы, то в польскую таверну.
Но самое сильное, конечно, работа актеров. Мэтры, народные – берут весом неспешной глубокой правды. Молодые – энергией и взрывной подачей. Какие там школы? Щепка? Щука? МХАТ? Не все ли равно, если всем веришь. Даже если не привезли белых борзых для картавого хитреца Сигизмунда (народный артист РФ В. Бабятинский). И воевода Шеин (народный артист РФ В. Афанасьев), характерно бубня немного под нос, сдержан и сосредоточен так, что слышно, как тяжко поскрипывает на плечах груз ответственности за всё и за всех. А танец поддавшего прощелыги Зобова на столе (народный артист РФ В. Дубровский) сразу просится в антологии-хрестоматии по актерскому мастерству.
Валерий Афанасьев: «Отношение к спектаклю со временем меняется. Энергия идет из жизни, достаточно посмотреть в окно – увидеть, что происходит вокруг. Это подпитывает. Как и гастроли. Раньше мы ездили по два месяца по стране! Это должна быть государственная политика. Хорошо, что сейчас и министерство, и воля нашего театра в этом направлении движутся. Тем более что репертуар у театра обширный. Я с удовольствием играю характерные роли, Островского. Главное – идти от себя. Передавать дело от предыдущих актеров, мастеров - дальше».
Прекрасен дружеский спарринг Григория Колдырева и Фрица Мейера (заслуженные артисты РФ А. Фаддеев и О. Доброван).
Алексей Фаддеев: «Театр, особенно так называемый исторический, костюмный, позволяет окунуться в другую эпоху. Мы не стесняемся того, что нас называют «театр-музей». Наоборот, я горжусь своей альма-матер, своими учителями».
Трогательны девушки – Катерина, Варвара и Наташа (Л. Милюзина, М. Марк, Е. Казакова), такие разные и в то же время схожие, умеющие любить самоотверженно, так и хочется сказать «по-русски». Хотя любовь – она и есть любовь. К воину ли, отцу, детям или к Родине. Есть ли такая сверхзадача у всех участников действия, или оно само так получается, но главное достоинство спектакля – вот это ощущение любви.
Лидия Милюзина: «В разные времена ценны одни и те же человеческие качества – верность, преданность. Думаю, в этом моя героиня мало отличается от современных девушек. Что касается гастролей – это для меня большое счастье. Побывать в разных городах и уголках нашей страны. И почувствовать разное дыхание зала».
Говорят, у нынешних зрителей, особенно молодых, в последнее время появилось качество, которое называют «сенсорной депривацией» - отсутствие чувств, сопереживания. Спектакль Малого театра «Смута» - хорошее, качественное лекарство от этого недуга.
*сценический бой и сценическое движение – учебные предметы специальности «актер театра и кино».
Фото: Анна Рубакова
[GALLERY:1011]