16 сентября состоится первая премьера юбилейного 270-го сезона – «Защита Лужина» по одноимённому роману В.В. Набокова. Выбор названия интригует: нетипичный материал для Малого театра, оригинальная сценография, интересные персонажи.
Перед премьерой Полина Штифанова встретилась с режиссёром Владимиром Данаем и побеседовала с ним о новой постановке.
Почему именно роман «Защита Лужина» стал основой вашей новой постановки? Ведь это совсем не типичный материал для репертуара Малого театра.
Я принимал участие в режиссерской лаборатории «Постигая Чехова», которая проходила в Малом театре прошлой весной. После нее у меня возникла идея нового спектакля. Вместе с руководством театра мы сошлись на «Защите Лужина» Владимира Набокова. Роман потрясающий, и удивительно, что у него нет истории постановок на профессиональной сцене. Возможно, это связано со сложностью самого текста. При написании инсценировки я ставил себе задачу – составить ее именно из текста Набокова, и так сложилось, что 99,9% – авторский текст, и все диалоги составлены из разных фраз романа.
Набоков предлагает сложную конструкцию повествования. И такую задачу он намеренно ставил перед собой. В письме к сестре Набоков говорил, что никогда больше так сложно писать не будет, но чуть позже написал роман «Дар», где тоже очень непростой текст.
Что показалось наиболее важным в романе?
Важного в романе много: тема отца, семьи, эмиграции. Наконец – творчества: в центре истории творческий человек с невероятными способностями, можно сказать – гений, и так как я тоже связан с творческой профессией, все это мне особенно интересно.
Кто-то сравнивает Лужина с Моцартом, в детстве он тоже был очень способным ребенком, у него было «звездное» детство, а потом в юности все обрушилось в какое-то непонимание обществом, потому что Моцарт не знал, как «правильно» себя вести, как «принято», как «надо», он привык к другой жизни. В этот момент у него как раз и начинается трагедия: он вырастает и становится хорошим музыкантом, но абсолютно невоспитанным и не приспособленным к «взрослой» жизни. Здесь определенно есть схожесть с персонажем Набокова.
Получается, что герой, будучи шахматным игроком, больше занимается творчеством, нежели воспроизведением логических структур?
Да, можно сказать и так. Первый редактор Набокова советовал ему изменить профессию главного героя – сделать его музыкантом. Автор же настаивал, что Лужин должен быть именно шахматистом. Возможно, музыкант – это слишком прямолинейно, а Набоков хотел другого – он как раз сравнил шахматную игру с музыкой, с партитурой, которую, подобно шахматной игре, музыкант держит в голове.
Художник-постановщик спектакля – Стефания Филатова. Это ваша первая совместная работа или вы работали уже вместе?
До «Защиты Лужина» со Стефанией мы ставили «Тайну третьей планеты» в нижегородском ТЮЗе и пьесу «Космос» Алексея Житковского в Волгограде. Еще когда сделали первую работу, то сразу поняли, что разговариваем на одном языке. Так иногда происходит – с некоторыми людьми очень комфортно, вы словно одной группы крови. В «Лужине», кстати, занят художник по свету Георгий Новиков, с которым мы тоже до этого ставили спектакли.
Какие визуальные решения встретятся в «Защите Лужина»?
Нам важно было подчеркнуть время конца 20-х – начала 30-х годов в Германии. Мы постарались показать это в деталях, в подлинности некоторых вещей. Например, купили антикварные стулья, кажется, 1914-го года, – пришлось их немного отреставрировать для спектакля. Еще удалось найти телефонный аппарат 1925-го года – было важно, чтобы он тоже был настоящим, из того времени.
Пространство же решили сделать более условным, например, уйти от важного в романе образа окна. Мы поняли, что конкретные образы не дают воздуха для зрительского восприятия, как будто мы отправляем в зал какую-то одну трактовку. Хотелось, чтобы зрители сами фантазировали, где это происходит, возможно, в некой безвоздушности?..
Да и в самом произведении иногда путается пространство: автор начинает с одного, потом перескакивает в прошлое, читатель оказывается то ли в Германии, то ли в России, то ли в отеле, то ли на улице… И наше решение в оформлении спектакля сохраняет эту зыбкость текста.
А, на ваш взгляд, Лужин – он больше герой того времени или применим к современности?
Наверное, все герои пребывают немного в безвременьи. Человечество развивается, но какие-то вещи остаются. Мы же читаем литературу девятнадцатого века и узнаем ситуативность сегодняшнего дня.
Этот спектакль, можно сказать, мысли о романе, взгляд на роман, и не только мой, режиссерский. В театре всегда возникает соавторство: артисты сочиняют свои роли, режиссер – целое, художник предлагает пространство, художник по свету – световые решения. Результат этого соавторства разных художников, взгляд с разных сторон, и есть спектакль.
В ожидании премьеры предлагаем вам увидеть первые кадры постановки в фотогалерее спектакля: https://www.maly.ru/gallery/view?id=959
Билеты вы можете приобрести на нашем сайте.
Ваша постановка «Бесприданницы» открыла прошлый сезон Малого театра в сентябре 2024 года. И теперь «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках» станет одной из первых премьер юбилейного 270-го сезона. Почему после Островского выбор пал на Шекспира?
Это совсем другой жанр, другая тема, диаметрально противоположная предыдущей. В этом, наверное, и есть режиссёрский интерес. Интересно прикоснуться к разным авторам и мыслям. Из драмы в комедию, потом из комедии в драму, почему нет?
Не тяжело даются такие переходы?
Забавно, что в «Бесприданнице» героиню застрелили, а у Шекспира, если и стреляют, то не убивают. Если происходит бой на шпагах, то не насмерть, это своего рода игра, где важно только, кто кого переиграет. Победитель радостный, а проигравший расстроился, но жизнь продолжается, и будет еще одна попытка поиграть в дуэль.
О чем будет спектакль?
«Виндзорские женушки» – это ода радости, где нет ни одного отрицательного героя. Все персонажи добродушные, игривые, где-то нелепые. Если герои и пакостят, они делают это с удовольствием, по-доброму. Сэр Фальстаф ведет себя, как ребенок, но не вкладывает в свои действия ничего негативного, он хочет поиграть, пошалить. Он будто возвращается в детство, когда не было ответственности и все было проще.
Что показалось наиболее важным, интересным и непростым в тексте Шекспира, на что вы обратили внимание?
У него немного сложный язык, поэтому была написана инсценировка – версия Сергея Плотова, которая приближает Шекспира на расстояние вытянутой руки. Я вообще думаю, что автор написал «Виндзорских насмешниц» как сегодня пишут стендап: нам просто говорят о злободневных событиях, мы понимаем, о чем речь, и смеемся. Шекспир писал о том, что было близко людям его времени, и они воспринимали это со смехом, но прошло несколько веков, и сейчас нам приходится задумываться, что он имел в виду. И если возникает эта пауза, то юмор пропадает. В этом и состояла сложность.
Я видела макет будущего спектакля, он заинтриговал. Почему именно такие визуальные решения?
Инсценировка начинается с кукольного представления, поэтому у художника Максима Обрезкова возникло решение воплотить этот намек на кукольность и построить на сцене лабиринт. Это пространство во многом странное, нелепое, замысловатое. В нем разворачиваются запутанные события этой истории, настоящий «лабиринт событий»! Можно сказать, у нас получилась смесь кукольного театра с драматическим.
Как проходила работа над спектаклем?
В спектакле заняты прекрасные артисты, с ними очень интересно работать, у них много неожиданных решений, которые иногда кажутся невозможными, а оказывается – наоборот. Моё счастье как режиссера – в этом любопытном взаимодействии, в совместном рождении спектакля.
Беседу вела Полина Штифанова.
Кинопоиск в июле запустил «Этерну» — масштабный фэнтези-проект по мотивам цикла романов Веры Камши. Сериал подходит к экватору, события набирают обороты, а страсти накаляются. Иван Трушин, сыгравший Ричарда Окделла, рассказал о своем опыте работы в большом кино и театре, а также о том, как он совмещал серьезные съемки и учебу в институте.
«Этерна» — проект редкого для России масштаба, в котором у вас главная роль. Как вы попали в проект?
Я попал туда случайно. Ребята уже заходили съемочный процесс (дело было два года назад, в мае), и буквально за полторы недели до начала съемок мне пишет агент: «Слетел главный герой, может, попробуешь?» Они, конечно, медийный каст собирали, но попробовать стоило. Я пришел на первые пробы, и мы с кастинг-директором сделали две сцены. Она мне сразу дала какие-то вводные по манере игры, как существуем в этом жанре. Сейчас всё же много сказок снимают, там есть условности определенные — где-то нужно фарса поддать или, наоборот, по-бытовому сыграть. Тут как раз всё по-бытовому, остренько, очень по событиям четко.
На следующий день меня пригласили на ансамблевые пробы — уже с актерским коучем. И так смешно получилось: в первый день всё было спокойно, будто никто вообще никуда не торопится и всё хорошо, а на следующий — такая суетища! Я еще и сам на мандраже, захожу, а там все бегают, делают что-то. Но попробовались с коучем так обстоятельно — часа два записывали варианты, придумывали, добавляли. Вечером в тот же день позвонили мне и сказали, что утвердили, — уже послезавтра нужно лететь в Питер на примерку грима и костюма.
Было очень страшно на самом деле. Объем еще такой: меня сразу настращали, что там целая вселенная, огромный лор (ред. – фоновая информация о выдуманном, фэнтезийном, мире, его истории, культуре, традициях и т.д.). Это же надо понимать законы вселенной и учитывать всё! Нужно жить по другим каким-то правилам, с другим менталитетом в этом проекте. Слава Богу, повезло с ребятами, которые мне помогали. У меня был очень классный коуч Стас Румянцев — он мне помогал на площадке и вне съемок. Плюс креативный продюсер Никита Сугаков. Мне кажется, он максимально разбирается во всем: в фандомах (ред. – названия субкультур, состоящих из фанатов чего-либо или кого-либо), лорах. Он — настоящее мое спасение. Шоураннер и продюсер Женя Баранов тоже помогал сильно: он всегда был на площадке, подходил, подсказывал что-то. С Серёжей [Трофимовым], режиссером нашим, мы нашли общий язык смене к пятой. Он, конечно, мастер, было страшно и волнительно, но в то же время очень круто.
Помню, я к первой смене сценарий не успел дочитать — читал в дороге и думал: «Господи, это же мы вот это всё делать будем, экшн этот безумный, Голливуд прям — а я на третьем курсе института». И это прям шок какой-то был — не сказать, что неподъемный материал, но было трудно. Все навыки, что за три года учебы наработал, сразу стали формальностью, потому что ты заходишь на площадку и просто заново учишься. Еще сценарий — страниц 150, с ним-то что делать вообще? Но ничего, как-то пошло-поехало, профильную литературу читал. По фэнтези меня больше ребята качали, а всякие разборы профильные — это уже я сам. Прочитал записи и тетради Смоктуновского о том, как он разбирал роли в кино, про работу в театре. Там классная система, очень всё структурировано, помогает арку персонажа выстроить и поэтапное развитие.
Как раз хотел спросить, не страшно ли было браться за такую крупную задачу?
Очень страшно. Приходилось держать лицо, вариантов других не было.
Ричард Окделл — каков он? Трудно ли было вжиться в роль?
Интересное дело: может, я сам всё так притянул, конечно, но у нас нашлось много точек соприкосновения — и в характере, и во взглядах на мир, и просто. Будучи подростком, я учился в кадетской школе, так что к муштре я с детства приучен. Плюс много спортом занимался: родители в детстве во всякие спортивные секции водили. Меня это все здорово закалило и дало какую-то вспыльчивость сильную. Я всегда заводился с полуслова, прямо как Ричард: он этим здорово выделяется на фоне остальных унаров (так называются в проекте ученики военного училища, будущие оруженосцы у благородных господ — прим.ред). Такая вот отличительная черта: он может до какого-то предела держаться, до точки кипения, но если взрывается — то всё, головы летят. Ну, это дальше по сюжету будет, уже спойлеры пошли (Смеется).
Еще у Ричарда есть какая-то очень большая мысль, с которой он пытается самостоятельно разобраться. То есть вся его арка, как мне кажется, строится на том, чтобы найти в себе уверенность и самостоятельность. Это юноша, который оказался в сложных обстоятельствах не потому, что он такой-сякой и как-то выделяется. Будь у него все хорошо, он бы и воспитывался, как остальные ребята в Лаике, — был среднестатистическим унаром, грубо говоря. Но его, конечно, выделяет история с отцом и то, что мать его настраивала всё детство на месть. И всё это еще под конвоем: они же жили в доме под постоянным надзором. В общем, есть много всяких факторов, которые сделали его немного асоциальным. Надеюсь, у меня получилось это показать — и в первых двух сериях, и дальше. Он немного наивный: на всё ведется, не понимает, почему с ним так поступают. Вернее, зачем — ради провокации? В этом же смысла нет никакого — просто борьба за их формальную честь и за псевдослужение королю. В целом, он так часто сталкивается с трудностями и преодолевает их, что к концу сезона становится вообще другим человеком.
Говорите, что учеба в кадетском корпусе и спорт помогли быстрее войти в нужное состояние. Помогло ли это осознать бытие в Лаике?
Да, конечно. В любых обстоятельствах нужно использовать актерский багаж: все упражнения, что мы делали, — то же фехтование, борьба и прочее. Мы на съемках по лесу бегаем, испытания какие-то проходим — тут как раз и спорт, и кадетка помогли найти более уверенную пластику, физику, персонажа нащупать. Весь мой бэкграунд, спасибо родителям за это, здорово помогает — всегда на руку, что я с детства активно во всё это включался, и теперь мне гораздо проще и быстрее схватывать многие вещи на площадке.
Я же не только физически могу что-то делать — я еще в голове всё обрабатываю, почему и как что делаю: оно всё намного быстрее в нейронную связь соединяется. Я могу сообразить, как мне сделать так, чтобы было легко, и движения сразу получились бы естественными. Разумеется, помогает и спортивная закалка: если вдруг не получается с первых разов, как-то внутренне собираешься и всё равно делаешь. Но это со временем стало проходить: я сейчас, видимо, немного вырос из этого максимализма и просто начал больше дышать. Стал спокойнее, теперь более качественно к делу подхожу. Мне кажется, я с детства шел к тому, чтобы убрать суету и идти спокойно вперед.
А что насчет езды верхом?
У нас не так много занятий верховой езды было на самом деле, а до этого я на лошади мог разве что посидеть — пока она сама везла. Никаких законов управления лошадью я не знал. Так что на площадке приходилось учиться. Но я и не помню ни одного проекта, куда бы я приходил — и всё сразу было готово. Всегда что-то прямо на площадке дорабатываешь, приноравливаешься. Лошади, опять же, все разные: мне вот повезло, настоящий киноконь попался — умный, соображал быстро. Пройдешься с ним по рисунку пару раз, а он уже понимает примерно, что ему делать: тут рысью пробежать, тут приостановиться, тут шагом пойти. И вот я уже распоряжаюсь по-актерски спокойно, куда мне посмотреть, где его остановить. Очень-очень классно, что повезло с хорошим конем.
Многим ребятам попались молодые, необъезженные еще кони. Бывало, хлопушка хлопает — и они разбегались. Мы их с трудом в линию соберем, опять запуск, мотор, хлопушка — а они опять разбегаются. В одной из сцен у моего героя рука ранена, воспаление, сепсис, все дела. И я сижу, накручиваю себя понемногу, чтобы существовать во всем этом. И так всё долго длится — понимаю, что мне уже и правда плохо становится, почти умираю, а мы никак снять не можем, потому что лошади у ребят бегают. Забавно было.
Были ли вы знакомы с циклом Веры Камши до съемок? Если нет, удалось ли познакомиться?
Во время съемок читал первую книгу. Вообще я старался отовсюду информации набрать: и пилот смотрел, и фанфики (ред. – любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных произведений) читал — те, что адекватные, а то там прям жесть бывает (Смеется.) Еще в фанатских группах сидел, потому что там поклонники такие есть, которые дословно во всем разбираются, — их посты почитать, так там всю роль разобрать реально. Ну и к первоисточнику, разумеется, обращался. Мир огромный, со своими законами. Мне кажется, наши авторы в этом плане очень хорошо сценарий адаптировали, он получился более динамичным. Во время съемок что-то додумывали, меняли немножко — получилась как бы коллективная работа. На книжный образ своего героя я тоже опирался, потому что это литературный канон, у которого много поклонников. Фанаты книжного цикла пристальнее других зрителей будут смотреть наш проект, возможно, будут выискивать несоответствия, потому что экранизация не может следовать книге точь-в-точь. Но я правда старался учесть все, что происходит с Ричардом, — по крайней мере до того момента, где у нас сезон заканчивается.
Сериал, судя по отзывам в сети, приняли скорее тепло — причем как критики, так и зрители. Были ли ожидания на этот счет?
Честно — мы очень долго ждали. С момента съемок прошло два года. Я понял, что ожидания эти вызывают только тревожность, и это не совсем сходится с моим мироощущением. Так что пытался максимально абстрагироваться, но, естественно, не всегда получается: мы ж всё равно зависимы от этого. Но да, читал много и хороших комментариев.
Вообще я для себя выделил несколько категорий людей, которые комментируют и сериал, и постпродакшн. Есть ребята и девчонки, которые с нами уже долго: они прям с первых анонсов уже здесь, прям фанаты-фанаты, грубо говоря. Вернее, не фанаты, а просто очень благодарные зрители, которые с трепетом относятся к тому, что мы сделали. К ним сейчас еще новые пришли такие же ребята, которые положительно отзываются о проекте. Им всё нравится.
Есть фанаты книги, они настолько давно во вселенной «Этерны», и у них, конечно, есть вопросы к сценарным решениям. Видимо, не понимают, что все-таки книга — это книга, а кино — это кино. Очень жаль, что они не хотят даже попробовать принять наш взгляд на события из книг, то, как мы это видим, как сделали. Ну, увы, жизнь такая штука, всех не переубедишь — они поклонники цикла, тут ничего не сделаешь. Главное, если будут смотреть, а там, глядишь случится автоподмена — и они продолжат смотреть дальше.
Есть те, кто просто хейтит русское кино. То есть для них наша проба — это что-то автоматически плохое. «Я такое из принципа смотреть не буду, потому что это русское, а значит — плохое». Этого я совершенно не понимаю на самом деле — зачем писать-то? Смысл какой? Никогда не понимал хейт в принципе, буллинг и так далее. Это странно, как по мне.
Ну и четвертая каста — это те, кто не в контексте, но всё равно смотреть не собираются. Пишут в комментариях: «И что? Класс. Смотреть я это не буду». Вот это я тоже не понимаю. Не хочешь — не смотри, зачем про это писать? Вот такие четыре типа я за первые десять дней после выхода сериала для себя выделил. Но классно, что много хороших отзывов. Это хорошая работа: я два года назад сделал всё, что мог. Сейчас я, конечно, смотрел, и возникали к себе, как к артисту, вопросы: где-то можно было потоньше сделать, где-то вообще по-другому сыграть. Это нормально. Это говорит, что я нахожусь в процессе, анализирую. В общем, веду работу.
А что насчет пятой касты — тех, кто сравнивает «Этерну» с «Игрой престолов»? Не раздражает?
Нет, не раздражает. Людям нужен какой-то референс, с чем сравнивать, это нормально. На незнакомое тяжело повестись, решиться — проще, когда есть какая-то ассоциативная линия. Конечно, странно звучит, что это «русский ответ» «Игре престолов». Нас еще и с «Дюной» сравнивают. Мне кажется, классно, что у нас получилась своя история, которая чем-то и «Дюну», и «Игру престолов» объединяет. И вообще, такой вот фэнтезийный мир — даже от «Гарри Поттера» что-то есть. В определенный момент все знания про фэнтези уже накопились, и люди к нему привыкли, всё приелось, а тут мы — и результат, мне кажется, хороший. Для нашего кинематографа классный проект получился — элементарно по качеству: для меня это всё выглядит очень масштабно, эпично. Есть ощущение, будь сейчас другая ситуация с выходом на международные рынки, уверен, продюсеры этот сериал могли бы спокойно продать для показа тому же Netflix, и они бы с радостью его купили. Этерна — это правда большая, глобальная история, в России такого не было еще точно. Это отличный жанр, надо развиваться в этом направлении, он много в себе интересного несет. В каком еще жанре можно получить такую потрясающую возможность для эскапизма и путешествия в параллельную реальность?
Вы упоминали, что снимались на третьем курсе. Тяжело ли было совмещать учебу и работу?
Там произошла очень странная и смешная штука. У меня третий курс тяжелый был вообще: я уже начал вне института подрабатывать потихонечку, какие-то проекты уже пошли. И вдруг в апреле я почувствовал, что у меня в конце мая что-то будет — ну или в июне проект какой-то. Не знаю, кто или что мне это подсказало. Забавно, что так и получилось. В общем, я начал заранее сдавать сессию, говоря, что у меня уже что-то есть, но без подробностей, — и мне разрешили досрочно сдавать. Я готовился, сдавал по два экзамена в день, а потом случились пробы «Этерны», утверждение на роль. Смотрю — а все экзамены, что я закрыл досрочно, выпадали ровно на съемочные дни. Обалдеть, конечно, — совпадение на миллион. Кажется, таких историй не бывает просто. Никаких вообще стыков, я всё заранее закрыл — и всё. Потом еще приезжал, конечно, в июне: закрывал параллельно сессию, пока съемочная группа ездила в Дагестан и Узбекистан. Там несколько смен было, а я в этот промежуток как раз закрыл всю практическую сессию и теорию, которую нельзя было отдельно сдавать. Удивительное, в общем, стечение обстоятельств, чему я очень сильно удивился.
Да уж, звучит почти как чудо.
Я считаю, что в России нет актерской карьеры — есть актерская судьба такая вот. Нужно просто попасть в нужное место в нужно время — и тогда всё само случится. Потому что невозможно всё заранее продумать — надо просто попасть в обойму, чтобы ты «стрельнул» и пошел дальше. А вот как попасть в эту обойму — это уже другой вопрос. Реально, спасибо продюсерам, что решились меня взять в проект — это же какой риск для них был, на самом деле. За неделю до съемок разутверждают актера, который уже репетировал роль Ричарда. У меня где-то до смены 11-й, наверное, было чувство, что в любой момент мне могут сказать, что я плохой актер и надо на другого менять. Жутко переживал, но старался виду не показывать. Всё переживал в отеле, а потом собирался, выезжал на площадку и выкладывался по-максимуму. Да у меня и выбора-то не было: нельзя было ударить в грязь лицом.
Как сложились отношения с коллегами на съемках «Этерны»? Знаю, что вы сдружились Алексеем Лукиным.
Мы на съемках одной большой семьей стали, сдружились хорошо. Проект реально был огромный, все эти переезды в другие города нас классно сплотили. Плюс в Питере мы жили в экспедиции — три месяца не выезжали. Мы как туда уехали, так я в Москву буквально на пару дней возвращался — и ехал обратно. Весь июль в Питере прожил, до середины августа даже. Так что да, иного выбора не было, общались только друг с другом.
Ко мне хорошо относились, хотя это и был мой первый проект. Лёша вообще меня очень поддержал. Мы когда только познакомились, я почувствовал от него какой-то скепсис, типа «Я уже снимаюсь, а ты-то кто такой?». Но нет, на сменах быстро со всеми сошлись, как-то на приколах сразу все отношения построились. После первой смены ко мне Леша подошел и сказал: «Слушай, ты меня, кажется, обманываешь, что это первый проект — очень уверенно в кадре держишься». Мне это тоже очень помогло: Лёша был для меня авторитетом априори, потому что уже давно в киноиндустрии крутится, и это были очень важные для меня слова.
И, конечно, дуэт с Чурсиным. На первой смене тяжело было, правда: мы по-человечески общий язык быстро нашли, а вот по-актерски немного тяжеловато было, он очень технично и точно работает. Мне как студенту не хватало, чтобы меня научили как надо: я привык идти от партнера, как-то за него «цепляться», видеть, что он делает. Это мне все нужно десять раз внутри сделать. А Юра настолько профессионально действует, буквально: «Смотри, мы сейчас зайдем туда, ты смотришь сюда, потом на меня, потом расходимся». Начинаем снимать, а я прям как котеночек, об него как об стенку каменную пытаюсь зацепиться, а у меня не получается. Потом нормально всё пошло. Он меня много чему научил, кучу интересных приемов рассказывал, каких-то технических своих пристроечек, фишечек. Очень круто было — он очень хороший наставник. С остальными взрослыми артистами я как-то особо не контактировал, у меня и сцен особо с ними не было. С Любой Константиновой, королевой, у нас тоже классная история получилась — такая локальная, камерная очень, хорошая. В общем, интересно было, классно так работать.
А как вы вообще пришли к актерской стезе?
На самом деле я давно на сцене. В семь лет в музыкальную школу пошел, там на гитаре научился играть, в народном хоре пел, класс по вокалу окончил. Потом, когда из рабочего поселка переехали в город, я в кадетскую школу поступил и начал потихоньку эстрадным вокалом еще заниматься. Мы с ребятами в военно-патриотическом объединении собрали вокальное трио, даже выступали по разным городам. До сих пор хорошо общаемся, а с одним вообще в институте вместе учились, на одном курсе.
В десятом классе ездили с ребятами на творческий фестиваль, самые младшие были, остальные из институтов уже. Мы с ними пообщались, и они говорят: «Обязательно, обязательно, ребята, идите в профессию, которая нравится, выбирайте институт, который самим нравится, куда душа лежит». Меня в этот момент прям сильно переклинило. Точно помню: 1 декабря 2018 года — в этот день понял, что пойду в театралку, и начал потихонечку готовиться. Меня товарищ из трио как раз позвал в студию, в ДК. Я там позанимался немного и стал профильно готовиться, искать программу, русский и литературу сдавать. Ну и всё, такая вот провинциальная мечта появилась. Самое смешное, что у меня с другом абсолютно одинаковая программа была на поступлении. При этом мы разные по типажу: он такой низенький, толстенький, я высокий и худой, а читаем абсолютно одно и то же. Не знаю, почему так случилось. Помню, сидели в бане и читали друг другу стихи: он — по-театральному, выдерживая ритм, а я всегда пытался читать очень по-бытовому, как будто мы просто разговариваем. И уже на этом контраст получился, а то даже видосы на одном фоне были, и программа одна. Так вместе и поступили на первый курс, а потом все четыре года вместе в общаге прожили. Слава Богу, что так случилось. Я сдал русский и литературу на ЕГЭ и просто уехал в Москву поступать, в Новосибирске даже не пробовал. Я понял, что это бессмысленно: никакого развития там меня не ждет. Поэтому сразу поехал в Москву, и все: поступил, обалдел от этого и начал учиться.
Знаю, что сейчас вы работаете в Малом театре. Что больше нравится — кино или театр?
Сложный вопрос. Я тут как раз с Чурсиным по этому поводу разговаривал, и он мне сказал такую вещь: театр — это в любом случае кабала. Но театр — это жена, а кино — любовница. Нет, я безусловно осуждаю подобное в отношениях, но это на удивление точная фраза в отношении творческой деятельности артиста. Мне кажется, каким бы хорошим киноактером ты ни был, нужно всё равно тренировать инструментарий. Поэтому я и не могу найти для себя какое-то одно направление. Если бы прям нужно было выбрать и были бы, например, безвылазные съемки в кино — я бы выбрал кино. Оно мне как будто дает больше уверенности в том, что я делаю. На сцене — это всегда пробы, это сильнейший трепет, который я очень люблю. И даже если в перспективе, ну дай Бог, в карьере всё хорошо сложится, и по съемкам всё будет хорошо, я бы хотел хотя бы раз в месяц стабильно играть спектакля два точно. Это, мне кажется, очень важно. Я сейчас первый свой сезон отработал и понимаю, что в этом есть классный энергетический обмен. Мне это много сил дает после спектакля: ты вот отпахал два с половиной часа на сцене — и вышел довольный. И приятная усталость, и классно как-то, и жить хочется, и вообще всё супер.
А большая разница между работой там и там?
Да, разница сильно ощущается. На сцене есть какая-то полоса энергии, линия гармонии, в которую нужно попасть, когда ты зал чувствуешь, а зал чувствует тебя. Я такое ловил, наверное, от силы один или два раза: когда я понимаю, что сейчас весь зал в моем распоряжении, все они на меня смотрят, слушают, молчат. Очень крутое ощущение внутри, просто выплеск гормонов счастья. Очень, опьяняющее ощущение.
В кино всё иначе. В театре ты зашел и тянешь ту самую линию до конца, нет права на ошибку. А в кино такое право есть, и ты можешь смотреть, делать варианты точнее. Другой вопрос, что ты заморачиваешься, чтобы каждый раз максимально выкладываться, а это очень трудно. Это по-актерски должен быть навык сильный, чтобы каждый раз было качественно, — никогда же не знаешь, какой дубль выберут. А если вдруг схалявил в дубле, и его выберут, то никто же не будет знать, что там еще несколько хороших дублей было: все будут этот плохой смотреть, где ты схалявил. В общем, много нюансов. На съемках есть какая-то, не знаю, легкость, размеренность сотворчества, в театре ты выживаешь, как в «Голодных играх». Но в том и прелесть, мне кажется.
И про кино: с кем вообще хотелось бы поработать в будущем?
Очень хочется с кем-то из зарубежных, но у меня с английским туговато, я его подтягиваю пока. Мечтаю поработать с Хоакином Фениксом — это 100%. Да в целом с этой вот кастой крутых медийных актеров Голливуда: с ДиКаприо, с Брэдом Питтом, с Джонни Деппом. Даже не поработать, а просто пообщаться, понять, как они это всё воспринимают, как видят, их мироощущение. Из режиссеров, конечно, очень хотелось бы у Финчера сняться. Что-то крутое у Нолана сделать — безусловно, да. Еще есть любимый Уэс Андерсон — это вообще прям невозможно. Но там такая, немножко камерная история: очень редко туда впускают каких-то новых людей. Но поработать с ним было бы круто, потому что это стиль и уровень.
Однажды мы с Юрой Борисовым пересекались, разговаривали, когда он приходил к нам в институт, но хотелось бы больше узнать про его подход к работе. Он, кстати, простой парень, двигается чисто на энергии, на эмоциях, на каком-то эфемерном пространстве, будто не здесь немного. Максимально простой, максимально легкий, мне это очень нравится… Из театральных режиссеров очень хотел бы еще поработать… или мы про кино говорим?
Можно и про театральных, тоже интересно.
Очень хотел бы с Антоном Федоровым поработать, он в последнее время прям «раздает» вообще, очень круто. Также с Евгением Писаревым, Владимиром Данаем. Ну и с Дмитрием Крымовым.
Из кинорежиссеров, наверное, с Ромой Михайловым было бы здорово повзаимодействовать. Я уже «Жар-птицу» посмотрел, «Путешествие на Солнце и обратно» еще не успел глянуть. В общем, познакомился с его историями — мне кажется, что человек будто в своем классном мире существует. И это интересно. В этом есть уникальность.
В финале традиционное: есть ли уже какие-то крупные планы? Кроме продолжения «Этерны», разумеется.
Сейчас такой процесс классный идет — даже не знаю, не хочу ничего загадывать. Из больших планов: в кругосветку скататься, коалу пообнимать, мир посмотреть, впечатления завести, и уже мегазаряженным начать показывать хорошую работу. Вот такие планы. Я понимаю, что у меня еще много пробелов — есть полочки, которые нужно книгами заполнять, кругозор расширять. Помню, на первом курсе у нас был разговор с педагогами после первого полугодия. И мне сказали: «Вань, ты приехал из деревни своей и смотришь на мир вот так прямо, а надо смотреть широко, понимаешь? Со всяких сторон смотреть нужно». И это в меня как-то попало, я начал намного объемнее и на мир смотреть, и вокруг на что-то внимание обращать, на что раньше не смотрел никогда. Искать какую-то идеальную версию себя — не как в «Субстанции», конечно, это ту мач. Есть к чему стремиться, работы много.
То есть по творческим планам пока сказать не готовы?
А, в этом смысле. Сейчас в театре надо делать «На всякого мудреца довольно простоты», где я играю Глумова. Пожалуй, самый большой объем текста, что я когда-либо учил. Очень хочу сделать роль. Мне кажется, она для меня пока еще возрастная чуть-чуть, но ничего, и это подтянем, нормально. Еще в театре будем «Белую гвардию» выпускать: там Ангелина Стречина играет одну из главных ролей, я играю Шервинского, и много хороших ребят еще. Денис Косиков сейчас пришел в театр, Игорь Петренко... Режиссер Алексей Владимирович Дубровский хороший актерский состав собрал. Мне кажется, очень интересный спектакль получится.
Думаю, наш театр здорово развивается. Я давно проникся мыслью, что на мой период придется большой расцвет Малого театра, и мне очень хочется в это верить, что в момент, когда я буду служить в театре, в ближайшие три или пять лет, наступит хорошее время, которое поднимет театр еще выше, чем когда-либо вообще. Это, конечно, немного пафосно звучит, но у меня просто ощущение такое, и я ничего не могу с этим поделать. Дай Бог, чтобы правдой оказалось. Ну а в кино проекты есть, но пока ничего говорить не могу — договоры подписал.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/person/1193/
Текст: Сергей Сергеенко
25.07.2025
Фото: Кинопоиск
Дорогие друзья!
Сообщаем вам о том, что Детская студия Малого театра объявляет набор учащихся в возрасте от 5 до 9 лет (младшая группа).
20 августа в 12:00 открывается запись на пробный урок. Урок пройдет в здании Основной сцены Малого театра по адресу Театральный проезд, 1 (метро «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»).
Для записи звоните по номеру +7(985)104-71-17 или пишите в Телеграмм того же аккаунта. Номер доступен в рабочие дни с 12:00 до 18:00.
Обновление: запись завершена.
В Малый театр пришла печальная новость – вчера, 5 августа, на 85-м году жизни не стало народного артиста России Владимира Алексеевича Сафронова. Большого мастера, уникального педагога.
Владимир Алексеевич окончил Щепкинское театральное училище в 1962 г. и в течение трех лет работал в Первом Московском областном драматическом театре. С 1965 по 1972 гг. служил в Театре им. А.С. Пушкина. Среди ролей, сыгранных в тот период, были Михаил Зыков («Зыковы» М.Горького), Николай Островский («Драматическая песня» по Н.А. Островскому), Волков («Обломов» по И.А. Гончарову) и т.д.
С 1972 г. Владимир Алексеевич Сафронов – артист Государственного академического Малого театра. Сюда он пришел уже зрелым мастером, наделенным талантом и обаянием, сочетающимися с прекрасными внешними данными и редкой красоты голосом.
Всего на сцене Малого театра артист создал около 60 ролей. Он был одним из лучших исполнителей ролей в пьесах Островского, причем как комедийных, так и драматических. Среди персонажей, сыгранных им на родной сцене – Погуляев («Пучина»), Борис («Гроза»), Досужев («Доходное место»), Разновесов («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Неизвестный («Пучина»), Татищев («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»). Яркой удачей мастера стал Салай Салтаныч в «Последней жертве». Сафронов создал интересный двойственный образ, в котором за нарочитой сердечностью проскальзывает плохо скрываемая угроза.
Артист был активно занят в исторических постановках, которыми всегда славился Малый театр. Он участвовал в спектаклях «Царь Фёдор Иоаннович» (Василий Шуйский), «Князь Серебряный» (Борис Годунов и Малюта Скуратов), «Царь Иоанн Грозный» (князь Мстиславский), «Царь Борис» (Семён Годунов), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (Татищев). Последняя по времени работа мастера в историческом спектакле – отец Яков Игнатьев, воспитатель царевича Алексея Петровича в постановке «Пётр I» Д.С. Мережковского.
Владимир Алексеевич Сафронов всегда придерживался старого театрального принципа, гласящего, что маленьких ролей не бывает, и это позволяло ему создавать запоминающиеся образы, каждый раз находя для своих героев новые краски.
Долгие годы Владимир Алексеевич Сафронов занимался педагогической деятельностью. С 1975 г. преподавал мастерство актера в ВТУ им. М.С. Щепкина (с перерывами). В 1985–2002 гг. являлся руководителем курса, в 1991–97 гг. заведовал кафедрой пластического воспитания актера. В 2012 г. Владимир Алексеевич снова вернулся в Щепкинское училище, где вплоть до конца жизни был художественным руководителем собственной мастерской.
Владимиру Сафронову удавалось совмещать не только актерскую и педагогическую деятельности. Он много снимался в кино, успешно работал на телевидении и вел активную общественную работу (являлся в разные годы членом художественного совета Министерства культуры СССР, Центральной ревизионной комиссии ВТО (сегодня – СТД) и художественного совета Малого театра).
Артист был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В Малом театре Владимира Алексеевича будет не хватать всем, его, как принято сейчас говорить, отличала невероятная харизма как в жизни, так и на сцене, будучи удивительно притягательной, отличительной чертой его личности. Жизнелюбие и любопытство, интерес к жизни и творчеству не оставляли его никогда.
Коллектив Малого театра выражает глубочайшие соболезнования родным, близким и друзьям Владимира Алексеевича Сафронова. Скорбим вместе!
«Ушел из жизни народный артист России Владимир Алексеевич Сафронов. Его актерская индивидуальность состояла из многих граней, игра являла пример психологической точности. Виртуозное мастерство Владимира Алексеевича раскрывалось в органической жизни на сцене. Его интонации обладали магически притягательной силой, заставляли слушать каждое произнесенное слово.
Владимир Алексеевич был мудрым педагогом, человеком редкой душевной щедрости и преданности искусству. Его талант, профессиональное достоинство, острая отзывчивость останутся в памяти всех, кому посчастливилось с ним работать, видеть на сцене Малого театра.
Выражаем искренние соболезнования родным, близким и всем, кто знал и любил Владимира Алексеевича. Светлая память о нем будет жить в наших сердцах, а его творчество – вдохновлять новые поколения», – директор Малого театра Тамара Михайлова.
Прощание с народным артистом России Владимиром Алексеевичем Сафроновым состоится 9 августа в 11:00 в Щепкинском фойе Исторической сцены Малого театра.
Зрительский вход будет открыт.
Каким был актер Владимир Сафронов
Сегодня стало известно о смерти актера Малого театра, народного артиста России Владимира Сафронова. Он скончался накануне на даче. Ему было 84 года.
О том, каким он был человеком и артистом, aif.ru рассказал главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский.
Татьяна Уланова, aif.ru: Алексей, пишут, что ваш коллега умер после продолжительной болезни...
Алексей Дубровский: Серьезных заболеваний у Владимира Алексеевича не было. Он работал и в театре, и в Щепкинском училище. До последнего выходил на сцену, недавно даже премьеру выпустил — «Мой нежный зверь». Прекрасная актерская работа, исполненная с большим мастерством! Весь театр отметил ее как удачу. Он также играл в спектаклях «Петр I», «Недоросль». А в прошлом году набрал курс в ВТУ им. Щепкина и каждую неделю занимался со студентами. Что говорить, конечно, 84 года — возраст приличный. Но никто никогда не слышал от него, что он устал и хочет уйти.
— Владимир Сафронов служил в Малом театре 53 года. А как вы с ним познакомились?
— Я знаю Владимира Алексеевича с раннего детства, лет с трех, наверное. Мы жили в одном подъезде. Можно сказать, приятельствовали семьями (отец Алексея — актер Малого театра Владимир Дубровский — прим. ред.). Это был очень яркий, красивый мужчина с потрясающим, уникальным голосом. Данные были просто феноменальные! Это очень важно для артиста, для артиста Малого театра — особенно.
Его нельзя было ни с кем перепутать. Даже не видя, по одному услышанному предложению, ты понимал, что говорит Владимир Сафронов. Очень характерный голос. И замечательная старая школа Малого театра, когда каждую букву слышно, а каждое слово точно, ярко и по делу.
Владимир Алексеевич долго работал с Борисом Равенских в театре Пушкина. Когда перешел на службу в Малый, сотрудничал с ведущими режиссерами, играл значительные роли. Достаточно вспомнить хотя бы его Бориса в «Грозе», которую ставил Бабочкин. Это одна из самых известных ролей Владимира Алексеевича. Был он востребован и в кино, и на телевидении. Прекрасный актер. Замечательный человек. Едва ли не главное его качество — порядочность. Он был очень порядочным. И верным — профессии, Малому театру, училищу, родным, друзьям. Как педагог переживал за сохранение школы Щепкинского училища.
— Вы не успели с ним поработать?
— Пересечений, к сожалению, не было. Не выходили вместе на сцену. Не работал я с ним и как режиссер. Хотя очень хотел. Это было бы интересно. Просто не случилось.
— Какие привычки у него были перед выходом на сцену?
— У каждого артиста свой режим, но большинство старых артистов, «стариков» (это, можно сказать, звание!), приезжает к спектаклю заранее и готовится. Это традиция Малого театра. Наша... даже не особенность, а актерская необходимость. Артисты хотят войти в театр несуетливо, а не в последний момент переодеться и выбежать на сцену. Надо же сосредоточиться, спокойно собраться, загримироваться, надеть костюм, может быть, пообщаться с коллегами.
— Осенью Владимиру Алексеевичу исполнилось бы 85. Наверняка в театре уже думали о юбилее?
— Конечно, отметили бы. Был бы и спектакль, и поздравления. К сожалению, придется собраться по другому поводу. Сейчас решаем вопрос с похоронами.
Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 06.08.2025
Главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский отозвался на смерть народного артиста Владимира Сафронова
Режиссер Алексей Дубровский: Владимир Сафронов до последнего выходил на сцену
Главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский в беседе с «МК» горестно отозвался на уход народного артиста России, советского и российского режиссера, актера и театрального педагога Владимира Сафронова, жизнь которого оборвалась 5 августа:
- Владимир Алексеевич — один из представителей старой школы МТ, который до последнего выходил на сцену, буквально недавно выпустив премьеру - «Мой нежный зверь», где блестяще сыграл свою роль, что было отмечено в театре и публикой. Год назад он набрал новый курс, преподавал еженедельно в Щепкинском училище, активно работал до последних дней, играя в других спектаклях. Владимир Сафронов был замечательным актером с великолепной речью, действенным словом, удивительными внешними данными, фактурой... Нужно увидеть Владимира Алексеевича, чтобы это понять. Слава Богу, остались пленки, записанные спектакли, если даже в записи вы его увидите, то запомните навсегда!
Также Дубровский раскрыл, что в ноябре этого года в Малом театре планировали отмечать юбилей Сафронова:
- Должен был быть особый спектакль, вечер, поздравления с 85-летием. К сожалению, в этот день мы встретимся по горькому поводу. Но сделаем это обязательно.
В официальном некрологе коллеги Сафронова отметили жизнелюбие и любопытство покойного, театр выразил глубочайшие соболезнования родным, близким и друзьям Владимира Алексеевича Сафронова.
Иван Волосюк, «МК», 05.08.2025
В Малый театр приходят письма и телеграммы со словами соболезнования в связи с кончиной народного артиста России Владимира Алексеевича Сафронова.
Правительственная телеграмма от министра культуры России Ольги Любимовой:
«ПРИСКОРБНОЙ НОВОСТЬЮ СТАЛ УХОД ИЗ ЖИЗНИ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА САФРОНОВА. ОН ПОСВЯТИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ЕГО МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ И ХАРИЗМА НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БУДЬ ТО ВЫСТУПЛЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ИЛИ РАБОТА В КИНО. ОТДЕЛЬНО СТОИТ ОТМЕТИТЬ ВКЛАД ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА В ВОСПИТАНИЕ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ АРТИСТОВ. НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ВЕРНОГО СЛУЖЕНИЯ СЦЕНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА РОССИИ ВЛАДИМИР САФРОНОВ ПОКОРЯЛ ЗРИТЕЛЕЙ НЕПОВТОРИМЫМИ ОБРАЗАМИ. ОН ОСТАВИЛ УНИКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, КОТОРОЕ МЫ БУДЕМ БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ. ПРОШУ ПЕРЕДАТЬ СЕМЬЕ, ДРУЗЬЯМ И КОЛЛЕГАМ ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА МОИ ИСКРЕННИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ».
Председатель СТД РФ, народный артист России Владимир Машков:
«С прискорбием узнал о кончине народного артиста России Владимира Алексеевича Сафронова.
Выдающийся мастер сцены и талантливый педагог, Владимир Алексеевич внёс большой вклад в развитие театрального искусства. Более полувека он воплощал на сцене Малого театра образы, которые стали классическими примерами высокого актёрского мастерства. За годы работы в Высшем театральном училище (институте) имени М.С. Щепкина он воспитал целую плеяду прославленных артистов. Благодаря таланту и огромному профессиональному опыту Владимир Сафронов сумел передать ученикам не только основы ремесла, но и глубокое понимание сути творчества, уважение к наследию русской театральной школы.
Неоценима роль Владимира Алексеевича в создании Реутовского муниципального драмтеатра, где он успешно реализовал творческие проекты, которые стали значимыми событиями в культурной жизни Подмосковья.
Выражаю соболезнования родным, близким, коллегам, ученикам и поклонникам Владимира Алексеевича».
Депутат МГД, Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям, председатель Московской организации Союза кинематографистов России, художественный руководитель ГБУК г. Москвы «Московский Театр «Театр Луны на Малой Ордынке», художественный руководитель ГБУК г. Москвы «Московский академический театр сатиры», народный артист России Евгений Герасимов:
«Коллективу Малого театра
Уход из жизни Народного артиста Российской Федерации Владимира Алексеевича Сафронова — невосполнимая утрата для всей театральной России, для зрителей, коллег, учеников и друзей. Его творчество было неотъемлемой частью истории Малого театра, а человеческое обаяние, достоинство и внутренняя сила вызывали искреннее уважение.
От имени депутатов Московской городской Думы и от себя лично выражаю искренние соболезнования коллективу Малого театра, родным и близким Владимира Алексеевича.
Светлая память».
[GALLERY:958]
Друзья, несмотря на летние каникулы, мы продолжаем очень важную для Малого театра благотворительную деятельность по работе с детьми в рамках проекта госпитальных школ «УчимЗнаем».
На прошлой неделе актриса Любовь Ещенко провела увлекательное занятие по актерскому мастерству в Федеральном детском реабилитационном центре «Кораблик».
Под ее руководством ребята учились говорить веселые скороговорки с разными интонациями, сочиняли волшебные истории о любимой школе, разыгрывали небольшие сценки, воссоздавали картины известных художников и даже античные скульптуры.
Каждый унес с собой новые впечатления и яркие эмоции от занятий. Такие встречи помогают ребятам забыть о больничных заботах и поверить в чудеса.
До новых встреч!
Вклад управленцев, формирующих культурное пространство страны, будет отмечен на федеральном уровне — благодаря Национальной премии для управленцев в сфере культуры!
Идея её учреждения зародилась в 2024 году на первом потоке кадровой программы «Высшая школа управления в сфере культуры». Тогда концепция Премии стала итоговым проектом участников, а теперь воплощается в жизнь на всероссийском уровне.
Цель Премии — признание и поддержка управленцев в сфере культуры, которые проявляют лидерство, реализуют масштабные проекты и задают вектор развития всей отрасли. Она направлена на повышение статуса руководителей в сфере культуры, подчёркивание значимости их работы и формирование профессионального сообщества, которое будет системно развивать культурную инфраструктуру страны.
Премия предоставит участникам возможность заявить о себе на федеральном уровне, презентовать собственные практики и управленческие решения, получить экспертную оценку и войти в число тех, кто формирует будущее культурной политики страны.
Подать заявку могут руководители всех уровней: от муниципального до федерального. Это могут быть руководители департаментов, учреждений культуры, образовательных программ, творческих коллективов и проектов.
Номинаций — восемь, включая три специальные, в которых будут отмечены лучший молодой руководитель, лучший наставник и лучший руководитель проекта в сфере культуры, связанного с патриотическим воспитанием и сохранением исторической памяти, а также с поддержкой участников специальной военной операции и членов их семей.
Все заявки оцениваются Экспертным советом: учитываются масштаб и устойчивость проектов, их результаты, вклад в развитие культуры, образовательных и патриотических программ, а также потенциал масштабирования. Из числа участников будет сформирован список финалистов, из которых Наблюдательный совет выберет 18 лауреатов Премии. Подведение итогов — осенью 2025 года.
Национальная премия — это не только знак признания, но и инструмент системной поддержки лидеров в сфере культуры.
Ознакомиться с положением (https://culture.gov.ru/documents/ob-uchrezhdenii-n... ) о Премии можно на сайте Минкультуры России. Заявки принимаются до 15 августа: https://clck.ru/3N4fXn
1 августа исполняется 45 лет служения сцене Малого театра заслуженной артистки России Татьяны Николаевны Лебедевой. Поздравляем!
Татьяна Николаевна в 1980-м году она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова), после чего сразу была принята в труппу Малого театра.
Татьяна Лебедева быстро привлекла внимание зрителей и прессы. Режиссёры сразу оценили её прекрасные внешние данные, царственную стать, мягкую женственность и природное благородство – актриса будто была рождена для ролей царственных особ. В её репертуаре много цариц и королев, но спектр её героинь гораздо шире. Для любой роли она находит свои индивидуальные черты, делающие каждый воплощённый на сцене образ уникальным и притягательным.
От всего сердца поздравляем Татьяну Николаевну с творческим юбилеем и желаем ей крепкого здоровья, радости творчества, счастья и благополучия!
[GALLERY:956]
1 августа исполняется 40 лет служения сцене Малого театра народной артистки России Алёны Игоревны Охлупиной. Поздравляем!
Алёна Игоревна родилась в семье известных актёров Игоря Охлупина и Натальи Вилькиной, а позже и сама решила связать свою жизнь с театром. В 1985 г. она окончила Школу-студию МХАТ (курс В.П.Маркова) и была приглашена в труппу Малого театра.
За годы работы на старейших подмостках Алёна Игоревна исполнила более 40 ролей классического и современного репертуара. Артистка хороша и в лирических, и в драматических, и в острогротесковых ролях. Притом что Алёна Охлупина – одна из самых элегантных актрис Малого театра, она принадлежит к тем немногим исполнительницам, которые не боятся выглядеть на сцене смешно и нелепо.
От всего сердца поздравляем Алёну Игоревну с творческим юбилеем, желаем ей творческого вдохновения, здоровья, новых интересных ролей и бурных оваций!
[GALLERY:957]
1 августа исполняется 65 лет служения сцене Малого театра Галины Григорьевны Микшун. Поздравляем!
Галина Григорьевна поступила в Малый театр сразу после окончания ВТУ (института) им. М.С. Щепкина и всегда оставалась верна родному театру. На её счету более 70 ролей. Работы актрисы отличает яркая индивидуальность, сценическое обаяние, блестящий артистизм и тонкий художественный вкус. Начав с образов лирических героинь, со временем Галина Григорьевна заявила о себе как о замечательной характерной актрисе: ей подвластны любые жанры!
От души поздравляем Галину Григорьевну с творческим юбилеем и желаем ей крепкого здоровья, хорошего настроения и еще многих встреч со зрителем на сцене Малого театра!
[GALLERY:954]
1 августа исполняется 50 лет служения сцене Малого театра заслуженного артиста России Петра Даниловича Складчикова.
Пётр Данилович окончил курс Н.А.Анненкова в ВТУ им. М.С.Щепкина (курс ) в 1975 году, после чего сразу был приглашён в труппу Государственного академического Малого театра.
Самобытное дарование и яркая индивидуальность помогли артисту быстро утвердиться в труппе прославленного театра. На сегодняшний день в творческом багаже Петра Складчикова более 80 ролей – в каждой из них, независимо от масштаба и жанра, он необычайно точен и убедителен.
Петра Даниловича можно по праву назвать мастером эпизода, а это великий дар – создавать на небольшом материале живые и запоминающиеся образы.
Мы поздравляем Петра Даниловича с творческим юбилеем! Желаем ему крепкого здоровья, счастья и новых интересных ролей!
[GALLERY:953]
Дорогие друзья, у нас прекрасная новость!
Газета «Московский комсомолец» объявила лауреатов Театральной премии МК по итогам сезона 2024/2025. Малый театр отмечен в четырёх номинациях.
Традиционно лауреаты названы в разных категориях: «МЭТРЫ», «ПОЛУМЭТРЫ», «НАЧИНАЮЩИЕ», «ДРУГИЕ НОМИНАЦИИ».
В этом сезоне премией «МК» были отмечены спектакли «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д.Т. Ленского и «Без вины виноватые» А.Н. Островского:
Лучший спектакль. Большая сцена — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (реж. Алексей Дубровский);
Лучшая женская роль второго плана — Анастасия Дубровская (Раиса Минишна Сурмилова, «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»);
Лучшая женская роль — Лидия Вележева (Кручинина, «Без вины виноватые»);
Лучшая мужская роль второго плана — Владимир Дубровский (Шмага, «Без вины виноватые»).
От всего сердца поздравляем лауреатов премии!
Приглашаем наших дорогих зрителей посетить эти прекрасные спектакли в новом сезоне!
Родители актрисы Светланы Амановой были работниками "Мосфильма". Мама трудилась в музыкальной редакции, папа был режиссером. Поэтому первое предложения о съемках в кино поступило артистке, когда ей было всего 5 лет.
Прогуливаясь по главным местам своего детства в районе Раменки, актриса расскажет, что помешало ей сняться у режиссера Александра Зархи. А также признается, какая роль в кино предсказала ее личную судьбу и расскажет истории о Москве.
Подробнее – в программе "Моя Москва".
Телеканал «Москва 24», 09.07.202
Борис Андреевич прожил семьдесят один год. По сегодняшним меркам, когда на наших глазах отмечаются вековые юбилеи, это не так уж и долго, но зато ярко, насыщенно, состоявшись во многих профессиональных ипостасях.
18 января (2024 г. - прим. ред.) исполнилось сто двадцать лет со дня его рождения. К этому событию канал «Культура» приурочил показ «Чапаева» (1934). И хотя, как известно, фильм братьев Васильевых был «знаковым» для Бабочкина, оставаясь до сих пор любимым зрителями разных поколений, всё же жаль, что выбор составителей программы пал на него. А не на другие картины с участием Бориса Андреевича. К примеру, на «Подруг» Льва Арнштама (1935) с Бабочкиным-Андреем, на датированную 1943-им годом «Актрису» Леонида Трауберга с Бабочкиным-Петром Марковым или на запечатлённых на плёнку поставленных Борисом Андревичем в Малом театре горьковских «Дачников» (1966) с ним самим в роли Суслова. Но особенно обидно за телеспектакли Павла Резникова «Скучная история» (1968) с Бабочкиным- Николаем Степановичем и «Плотницкие рассказы» по В. И. Белову (1973), с Борисом Андреевичем в роли Олеши Смолина, интересных, прежде всего, проявившейся здесь, по мнению Константина Рудницкого, способностью Бабочкина «играть, ничего не играя». К тому же, чувствуется, что склонный к полному внешнему и внутреннему перевоплощению, убеждённый в необходимости в любой роли «идти от себя как можно дальше», Борис Андреевич привнёс в образы стареющего профессора и колхозного плотника — «вечного труженика», немало сокровенного. И естественно нельзя не отметить то, каким тонким партнёром был Борис Бабочкин. В этом смысле предпочтительнее именно «Плотницкие рассказы» с дуэтными сценами Бабочкина и Петра Александровича Константинова (в роли Авенира Козонкова — этакого морального оппонента персонажа Бабочкина), который, как считал Борис Андреевич, «ни разу в жизни не взял ни одной фальшивой ноты».
Да он и сам был таким — этот, один из наиболее почитаемых зрителями отечественных артистов с идеально подходившей представителю творческой профессии изящной фамилией и солидным именем, предполагавшим наличие у его обладателя сильного, амбициозного характера. Причём, в случае Бориса Бабочкина амбициозного по-хорошему.
Потому что высокую «планку» ему ещё в молодости «задал» выдающийся артист и незаурядный педагог Илларион Николаевич Певцов. В 1920-ом на прослушивании Бориса Андреевича в руководимую им московскую Студию «Молодые мастера» Певцов заметил, что «ударные» фрагменты стихотворения «Колокольчики и колокола» Э. По тот читал тихо, без ажиотажа и, обращаясь к экзаменующемуся, произнёс: «Я вижу в Вас настоящего художника».
Почти полвека спустя, в 1972-ом, Бабочкин — уже народный артист СССР, лауреат Государственных премий, обладатель иных почётных наград, признался, что «так и не смог забыть» той реплики Певцова. И — в этом он «не виноват». Словно оправдывался за свою бескомпромиссность, за невероятную требовательность к коллегам, и в первую очередь к себе, побуждавшую к сценическому и экранному существованию (по свидетельству актрисы Людмилы Щербининой) «по законам не арифметики, а высшей математики творчества». А иначе, вероятно, и нельзя было оправдать доверие Учителя, которого считал своей «художественной совестью», всегда оставаясь верным его памяти.
Бабочкин вообще отдавал должное всем, кто помогал ему развиваться и совершенствоваться. И в первую очередь родителям — ведь царившему в семье «культу театра» Борис Андреевич и его старший брат Виталий (он тоже стал артистом, но рано умер от тифа) были обязаны возникшей в раннем детстве тягой к классической русской литературе, а также к публичным выступлениям. Режиссёру Александру Игнатьевичу Канину, преподавшему начальные уроки актёрского мастерства в родном Саратове. Михаилу Александровичу Чехову, чью Студию посещал параллельно с занятиями в «Молодых мастерах» и наблюдения за которым не прошли даром. Давиду Григорьевичу Гутману — руководителю Лениградского театра Сатиры, куда в 1927 году поступил после ряда проведённых в провинции «в бытовом отношении тяжёлых, но профессионально полезных» сезонов, пополнив свой репертуар ролями «в скетчах, обозрениях, комедиях». Да и к Ленинграду в целом Бабочкин питал тёплые чувства. В северной столице, в Театре Народного дома он сыграл Победоносикова в «Бане» Владимира Маяковского, с которым познакомился и убедился в «корректности, вежливости», какой-то «внутренней грусти» поэта; там же исполнил роль Ивана Сысоева в «Первой Конной» Вс. Вишневского (1930) в режиссуре Алексея Денисовича Дикого, с тех пор ставшего для него помимо Певцова одним из непререкаемых авторитетов. Дикого Бабочкин привлечёт к постановке «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1952-ом, когда неожиданно для себя будет назначен главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, и сыграет в этом спектакле Клаверова — одну из важных в своей артистической биографии ролей. Но это будет потом. А пока на дворе 1931-ый и режиссёр Николай Васильевич Петров приглашает Бабочкина в Академический театр драмы — легендарную Александринку, в которой он переживает сильнейшее потрясение. О нём он впоследствии так напишет в автобиографии («расширенном ответе на анкету Театрального Музея имени А. А. Бахрушина»): «Первой моей ролью в Александринке был Чацкий в «Горе от ума». Премьера спектакля состоялась в день 100-летнего юбилея Александринского театра. Виктор Хохряков сказал Н. С. Рашевской-Софье: «К Вам Александр Андреич Чацкий…» — и я выбежал на сцену и увидел оттуда в первый раз переполненный зал Александринского театра. На какое-то мгновение я остановился, выбился из роли. Только тот, кто играл в Александринке, может меня понять. Ничего более красивого нет на свете. Я остановился, дыхание у меня перехватило, и я поймал себя на совершенно отчётливой мысли: «Теперь можно было бы даже умереть. Ничего лучшего уже со мной не будет, не может быть». Мне было 28 лет. Моими партнёрами были: Корчагина-Александровская, Горин-Горяинов, Певцов, Рашевская, Мичурина-Самойлова. Я играл с ними Чацкого». Александринский период Бабочкин считал «чудесным временем» своей артистической зрелости», давшим ему возможность прикоснуться к разноплановым ролям Кастальского («Страх» А. Н. Афиногенова, 1931), Белогубова («Доходное место» А. Н. Островского, 1933), Самозванца в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина (1934), Царевича Алексея в «Петре I» А. Н. Толстого (1935), Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1936), а также — дебютировать в режиссуре постановкой «Норы» («Кукольного дома»; 1936) Г. Ибсена, задуманной вместе с Певцовым, но осуществлённой уже без него. Наконец, Ленинград — это Большой драматический театр имени М. Горького, в который Бориса Андреевича в 1936-ом позвал Дикий и где он был и актёром, и режиссёром, а после ареста Алексея Денисовича ещё и худруком (1938-40), выпустив заметные для города на Неве спектакли «Дачники» М. Горького (1939) и «Царя Потапа» А. А. Копкова (1940) — свою главную, как он считал, режиссёрскую удачу. Увы, не понятую «высокими инстанциями», которые «принимали» спектакль, что спровоцировало и уход Бабочкина из БДТ, и его отъезд из Ленинграда.
Об этом Борис Андреевич, вступивший в 1940-ом в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, жалел, о чём упоминал в той же автобиографии и дневнике, вышедших в 1996-ом вместе с его письмами отдельным изданием, которое дало поклонникам таланта Бабочкина шанс лучше узнать Бабочкина-человека — такого же сложного, неординарного, как и его дарование. Большинству современников казавшегося колючим, неприветливым, но, по всей видимости, просто не умевшим притворяться. Высоко оценивавшего большинство своих актёрских и режиссёрских работ (действительно того достойных!) и болезненно воспринимавшего критику, тяжело расстававшегося с нереализованными замыслами постановок «Леса» А. Н. Островского в Малом театре, в котором мечтал сыграть Несчастливцева, и предложенного коллективу ЦТСА «Тихого Дона» по М. А. Шолохову в его собственной инсценировке. Неравнодушного к любой несправедливости и всё пропускавшего через сердце (оно в итоге и не выдержало, остановившись 17 июля 1975-го, когда Бабочкин находился за рулём автомобиля, который он успел притормозить). Принципиального, неизменно имевшего по любым поводам своё мнение, подчас резко расходившееся с суждениями большинства (доказательство тому — разбор Борисом Андреевичем спектакля Бориса Равенских «Власть тьмы» в Малом театре). Не забывавшего собственные не слишком приглядные поступки, и ничего подобного не прощавшего своим собратьям по профессии, о которых подчас позволял себе высказываться нелицеприятно. Мужественного и вместе с тем нежного, ранимого, безмерно любившего жену Екатерину Михайловну, дочерей Наталью и Татьяну, внуков Андрея и Ксению, больше всего боявшегося кого-то из них потерять. Строгого и одновременно трепетного, заботливого педагога ВГИКа, искренне беспокоившегося о том, как сложатся творческие пути его студентов и жалевшего, что так и не удалось сделать с ними театр. И он точно был бы подавлен, узнав о трагическом жизненном финале Натальи Богуновой или о том, каким непродолжительным оказался театральный опыт Елены Соловей. Зато обрадовался бы артистическим достижениям в Малом театре Владимира Носика, где, к сожалению, так и не увидела свет его, Носика, сценическая версия «Грозы» А. Н. Островского. И она, скорее всего, была бы решена в режиссёрском стиле родственном тому, что отвечал позиции Бабочкина, считавшего хорошим режиссёром того, кто «не мешает актёрам». Вдобавок у Носика Полусумасшедшую барыню должна была играть Людмила Щербинина — Катерина в «Грозе», в 1974-ом поставленной Борисом Андреевичем и невольно возникла бы «перекличка» и между судьбами обеих героинь, и между спектаклями Носика и Бабочкина… Та «Гроза» стала последней, десятой режиссёрской работой Бориса Андреевича в Малом театре, где он служил в 1948-51 и 1955-74. Примечательно, что ведущие роли в этой пьесе он (сам сыгравший Кулигина, венчавшего обширную «галерею» актёрских созданий Бабочкина в Малом театре) не побоялся доверить молодым артистам. Это было не привычно, даже революционно для Малого. Но Бабочкин объяснил своё решение стремлением вернуться непосредственно к замыслу Островского, писавшего свою пьесу о молодых.
Этой темы Борис Андреевич коснулся в очерке «Ермоловское фойе», подготовленном к 150-летию Малого театра. В нём он, вопреки периодически возникавшим конфликтам с дирекцией, выразил своё уважение «Дому Островского», показав себя ещё и знатоком его истории. И, повествуя о Марии Николаевне Ермоловой, Александре Павловиче Ленском, Александре Ивановиче Южине, Александре Алексеевиче Остужеве, иных корифеях Малого акцентировал внимание не только на их артистическом даре, но и на личностных качествах — скромности, душевном благородстве, подвижничестве. А продолжение традиции тех, кто составлял славу старейшей московской сцены, видел в «серьёзности служения» делу, порядочности, дисциплинированности, понимании высокого назначения Малого театра как хранителя устоев русского театрального искусства».
Кто-то, прочитав эти слова, скажет, что они и сейчас не потеряли своего звучания. А кто-то сочтёт их чересчур пафосными и устаревшими — уж слишком оно, это искусство, в наши дни приобрело отчётливо выраженный коммерческий оттенок. Но с таким положением Борис Андреевич Бабочкин вряд ли бы смирился, равно как и с превращением культурной сферы в сферу оказания услуг, вступив с этими, опасными тенденциями в активную борьбу. Всё-таки, несмотря на многочисленные обиды и разочарования продолжал упорно, отчасти наивно верить в торжество добрых, светлых жизненных начал. Недаром на страницах дневника сравнивал себя с «Платошей» из пьесы А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», которого, «чему учили, он это всерьёз и принял».
Майя Фолкинштейн, «Авансцена» № 4 за 2024 год
12 июля заслуженному артисту России Петру Даниловичу Складчикову исполнилось 75 лет.
Пётр Данилович окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс ) и с 1975-го года служит в Государственном академическом Малом театре, на его счету - более 80 ролей. Каждая из работ Складчикова отличается тщательной проработанностью, жизненной правдивостью и естественностью, и в то же время яркой театральностью. Его персонажи – яркие, запоминающиеся и трогающие за душу.
От души поздравляем артиста с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, благополучия и творческих успехов!
Пётр Данилович получил поздравление от ЦДА им. А.А. Яблочкиной:
«Дорогой Пётр Данилович!
Примите от коллектива Дома актёра самые тёплые поздравления с юбилейным Днём рождения!
Свой талант, свою жизнь Вы посвятили служению искусству, сохраняя верность своему призванию и преданность родному театру!
Вы всегда играете ярко, убедительно, дарите зрителям незабываемые мгновения радости и переживания.
От всей души желаем Вам здоровья,творческих сил, хорошего настроения и всего наилучшего!
Счастья и благополучия Вам и Вашим близким!
Двери нашего Дома всегда открыты для Вас!»
[GALLERY:952]
7 и 8 июля в новом Центре культурного развития Горно-Алтайска состоялось заседание Координационного совета по культуре Министерстве культуры Российской Федерации. В заседании приняли участие: глава Минкультуры России Ольга Любимова, замминистр культуры Жанна Алексеева, заместители губернаторов и руководители профильных министерств. Участники заседания обсудили важнейшие отраслевые проекты. 7 июля в том числе поднимались вопросы важности сохранения культурного наследия.
8 июля прошло заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросам реализации Федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» Национального проекта «Семья». В планерной части приняла участие Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова: «Большое значение в федеральном проекте отведено содержательному наполнению обновленных учреждений культуры творческим и просветительским контентом, направленным на формирование семейных ценностей и духовно-нравственное развитие граждан».
В ходе Заседания проект «ЛогоТеатр» презентовали заместитель директора Малого театра по специальным и детским проектам Александра Соломина, педагоги студии Анастасия Соломина и Любовь Ещенко. Они подробно осветили работу студии, рассказали о прогрессе, которого дети после кохлеарной имплантации достигают благодаря разработанной нашими педагогами методике, и о выпущенном методическом пособии «Система работы с детьми дошкольного и школьного возраста после кохлеарной имплантации в детских театральных студиях». Специалисты Малого театра готовы поделиться своим уникальным опытом с образовательным и культурными учреждениями. Надеемся, что наше пособие окажется полезным логопедам, сурдопедагогам, хореографам и другим специалистам, работающим в театрах, театральных студиях, культурно-досуговых центрах и учреждениях культуры.
[GALLERY:955]
18 июня Юрию Мефодьевичу Соломину, широко известному и любимому, без преувеличения, миллионами зрителей, актёру театра и кино, театральному педагогу, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий имени братьев Васильевых и РФ, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством», художественному руководителю Государственного академического Малого театра России на протяжении почти четырёх десятилетий исполнилось бы 90 лет.
Полтора года прошло с его кончины, но Юрий Соломин не забыт ни коллегами, ни учениками, ни зрителями. И не только потому, что по разным каналам телевидения можно увидеть фильмы, в которых он играл, спектакли, что поставил и участвовал как артист. Интернет, архивы бережно хранят его интервью разных лет – спокойные, уравновешенные, доброжелательные; а память тех, кому посчастливилось встречаться с ним в уютном кабинете художественного руководителя Малого, где было много цветов и клетка с птицами – вспоминают это место как часть души гостеприимного хозяина...
Всего несколько лет назад я узнала историю о том, что впервые роль царя Фёдора Иоанновича. О которой Юрий Мефодьевич мечтал, он сыграл не в спектакле Бориса Равенских, а в Русском театре Йошкар-Олы у замечательного режиссёра Георгия Константинова, его друга, получившего за трагедию А.К. Толстого Государственную премию. Мне рассказал об этом нынешний главный режиссёр йошкар-олинского театра, сын Георгия Викторовича, хорошо известный в России режиссёр Владислав Константинов.
Роль Фёдора Иоанновича на сцене Малого театра блистательно играл Иннокентий Смоктуновский, Соломин был во втором составе, но ещё ни разу не вышел на прославленные подмостки. Спектакль шёл с неизменным успехом, и, вероятно, Соломину мешала природная деликатность попросить режиссёра хоть раз сыграть роль, о которой мечтал, которую считал своей. И в один прекрасный день он отправился к Георгию Константинову с просьбой дать ему сыграть хоть раз в спектакле.
Юрий Соломин сыграл спектакль в Йошкар-Оле дважды. Трудно представить себе, что творилось в зрительном зале, как горячо приветствовала публика артиста, полюбившегося по киноработам. А ещё труднее – как чувствовал себя сам Юрий Мефодьевич, получив долгожданную возможность выйти на сцену в роли своей мечты...
А когда вышел, наконец, в этой роли на родную сцену, зрители, видевшие Смоктуновского, в полной мере смогли оценить самобытность трактовки Соломина: не нарушая режиссёрского замысла, не изменяя ни в чём рисунку Бориса Равенских, артист внёс в свой образ, если позволительно так выразиться, музыкальный лад души человека, живущего неискоренимым стремлением всех примирить, успокоить, наделить гармонией не только человеческого, но и государственного (в его понимании) естественного сочетания мелодии сердца и музыки ума.
Ведь это была для него не просто роль, а глубокое погружение в образ того, для кого в любой ситуации самое главное - «ведать душу человека». А это – назовите хоть чертой характера, выработанной со временем и опытом, хоть потребностью, хоть врождённым чувством, – заставляет и в спокойном состоянии, и в проявлении эмоций, и в неприятии, и в гневе найти путь к чужой душе. Хотя у каждого большого артиста проявляется это по-своему...
Юрий Соломин вырос в семье музыкантов, невольно или вольно впитывая в себя «музыку человеческого общения», умение настраивать на определённый, гармоничный лад струны не только своей, но и чужой души. Ещё в школьные годы, вряд ли задумываясь о дальнейшем жизненном пути, он увидел научно-популярный фильм, посвящённый 125-летию Малого театра «Малый театр и его мастера», и был настолько потрясён и захвачен им, что решил поступать в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при этом и только этом театре. Окончив школу в родной Чите, Соломин не без приключений, не раз описанных, поступил на курс Веры Пашенной, а по завершении образования, в 1957 году, был зачислен в труппу Малого театра. И запомнил на всю жизнь, и не раз повторял труппе и ученикам: «Однажды мой учитель Вера Николаевна Пашенная сказала: уходя со сцены, артист должен оставлять кусочек своего сердца. Как это, спросил я её. Она говорит – поймёшь. Я понял тогда, когда её уже не было. Я понял, что душа – это сердце и разум. И что именно из этих компонентов складывается русская актёрская школа. Без эмоциональности, без разума, без сердечности нельзя сыграть ни Островского, ни Чехова, ни Достоевского, ни Толстого, русского автора сыграть невозможно».
Список театральных, кино- и телевизионных ролей Юрия Мефодьевича Соломина настолько объёмен, что даже часть их перечислить невозможно. Можно лишь, вспоминая, наслаждаться щедрым разнообразием при столь же щедром умении наделять каждого хоть малой долей дара «ведать сердце человека»: от водевиля к драме, от комедии к трагедии тянется эта «портретная галерея» лиц, и хочется вновь пережить вместе с авантюрами мотылька, бездумно порхающего по жизни Хлестакова его понимание, на какие именно струны души необходимо нажимать у чувствительной Анны Андреевны или Ляпкина-Тяпкина, чтобы добиться нужной реакции. Как по-разному звучат ноты восприятия других людей, чеховских персонажей в его трактовках Войницкого в «Лешем» и «Дяде Ване», Тригорине, в Фёдоре Протасове Л.Н. Толстого, в Кирилле Кисельникове А.Н. Островского, в грибоедовском Фамусове, умело подбирающем музыкальные ключи убеждения к едва ли не каждому персонажу «Горя от ума»...
И не только сыгранные этим выдающимся артистом роли – режиссёрские работы тоже звучат то сильным, то не совсем сыгранным оркестром, именно благодаря точной находке музыкального ряда состояния души в тот или иной момент.
Начав, как положено, с ролей эпизодических, молодой актёр, вступивший в прославленную труппу, вскоре стал играть ведущие роли. Сначала розовских мальчиков, затем в пьесах советского репертуара, и только потом – в отечественной классике. Но ещё до этого он сыграл поистине звёздную роль в сериале Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», покорив огромную телевизионную аудиторию. И стал востребован кинематографом. Но театру, порог которого переступил в 18 лет, не изменял никогда: не отрывался от его жизни, вникал во все проблемы, всеми силами поддерживал гармонический лад существования коллектива. Вероятно, потому что искренне «ведал душу» каждого, причастного к огромному коллективному труду.
С 1961 года Юрий Соломин начал преподавать в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина. Многие его ученики сегодня стали уже широко известными мастерами, среди них в разное время были студенты не только российские, но приехавшие из Америки, Японии, Южной Кореи. И существовали, и продолжают постигать тайны мастерства по сей день в Щепкинском училище национальные курсы студентов, набранных в Республиках СССР, в тех, что входят в состав Российской Федерации. На базе этих курсов создавались потом театры, многие из которых прославились и за пределами нашей страны. Даже те студенты, которые не учились в мастерской Юрия Мефодьевича, вспоминают: сам факт его присутствия в этих стенах вызывал у них гордость и стремление к работе не только над той или иной ролью – над собой, над умением понять другого человека, услышать его.
... Мне часто вспоминается спектакль «... И аз воздам», поставленный Борисом Морозовым по пьесе С. Кузнецова. Юрий Соломин сыграл в нём роль последнего российского императора Николая II. В несовершенной пьесе он оказывался стержнем действия – по чувству собственного достоинства, по выдержанности. По удивительной мягкости, нежности, заботе в моменты общения с семьёй: облегчить, успокоить, защитить от страшных мыслей о будущем. Благодаря этому образу, многие, вероятно, пересмотрели последние страницы истории государства Российского. И, главное, отношение к этому человеку, которого прекрасный артист воплотил реальным, живым, вызывающим мысли и чувства о том, что в любые времена должна звучать в нас «музыка человеческого общения», без которой нельзя «ведать сердце человека».
Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», №10-280/2025