25 ноября в комедии А.Н.Островского "Сердце не камень" роль Аполлинарии Панфиловны первый раз сыграла актриса Анастасия Дубровская. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
Дорогие друзья!
Как мы и обещали, публикуем сегодня видеорепортаж с юбилейного спектакля «Сердце не камень», посвященного 75-летию народного артиста России Василия Бочкарева.
Дорогие друзья!
17 декабря спектаклем «Сердце не камень» А.Н.Островского Малый театр отметил юбилей одного из своих ведущих мастеров - народного артиста России Василия Ивановича Бочкарева. В этот вечер юбиляр вышел на историческую сцену родного театра в роли Потапа Потапыча Каркунова. После представления Василия Ивановича поздравила вся труппа во главе с Юрием Мефодьевичем Соломиным. Подробности вы сможете узнать из нашего видеорепортажа, его мы опубликуем чуть позже. Сегодня же вашему вниманию мы предлагаем фоторепортаж Евгения Люлюкина, который дежурил за кулисами и запечатлел то, что обычно бывает скрыто от глаз зрителя.
[GALLERY:376]
"Сердце не камень", "Не все коту масленица", "Волки и Овцы" - пьесы русского классика Александра Островского читинцам представят актёры Малого академического театра. Первый спектакль уже состоялся при аншлаге. Елена Комогорцева поделится своими впечатлениями.
По жанру у Островского пьеса "Сердце не камень" - комедия. Но уже в первом акте становится понятно, зрителю будет не до веселья. В постановке режиссёра Владимира Драгунова спектакль скорее драма. Причём, актуальная и в наши дни. По сюжету олигарх-самодур на смертном одре решает вопрос: кому оставить богатство, чтоб Бог простил грехи.
Владимир Драгунов, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России: "Мне кажется, как раз эта пьеса, которую не так часто ставят, имеет прямое отношение к нашему времени и вообще к людям, которые имеют достаточно серьёзное состояние, а не очень в ладах со своей душой, мне кажется, что это одна из тем, которая интересна сегодня".
В исполнении народного артиста России Василия Бочкарёва купец Каркунов на протяжении всего действия тестирует свою молодую жену - так же лжива и алчна, как и всё их окружение? Или ему всё же достался "бриллиант" женской добродетели?
- На что богатому человеку деньги даны? И как богатому человеку проживать их следует, чтобы не постыдно мог он стать перед последним судом?
Веру Филипповну, - её играет Лидия Милюзина, - такие вопросы не терзают. Позиция героини - любить людей, не знать их, не осуждать и помогать всяк просящему. На сцене не спешно, как и сам купеческий быт, разворачивается действие. В прошлое зрителю помогают переместиться декорации, костюмы, музыка спектакля. История давно минувших дней по-прежнему волнует зрителя.
- Просто на одном дыхании. Спектакль очень понравился. Действительно, мастерство это видно сразу, на одном дыхании посмотрели его.
Это лишь первая встреча читинского зрителя с Малым. Знаменитая труппа даст ещё пять спектаклей. Билеты давно раскуплены, публика ждёт новых впечатлений и открытий.
ГТРК Чита, Елена Комогорцева, Татьяна Лабузная, 15 мая 2017
14 апреля комедия А.Н.Островского «Сердце не камень» впервые будет показана на гастролях. В текущем сезоне с новой постановкой познакомятся театралы Ростова-на-Дону, Волгограда и Нижнего Новгорода. Мы желаем всем участникам спектакля хороших поездок и заслуженных аплодисментов, а читателям сайта предлагаем интервью с режиссером-постановщиком «Сердца не камень» Владимиром Николаевичем Драгуновым, которое было опубликовано в газете «Малый театр» (№1 (43) 2016).
- За время работы в Малом театре Вы поставили 11 спектаклей, 3 из них – по пьесам А.Н.Островского. Чем привлекает Вас именно этот автор?
- Мне кажется, что с каждым годом он становится всё ближе и ближе. И тот нравственный выбор, который ставит Александр Николаевич перед своими героями, сегодня приходится делать и нам. К тому же, Островский – драматург такого великого масштаба, что ему можно, как Чехову или Шекспиру, доверять беспредельно. А это очень важно для режиссёра в работе над спектаклем.
- Каждая Ваша постановка Островского – это отказ от стереотипов. «Последняя жертва», например, стала у Вас повествованием о выстраданной любви Юлии Тугиной и Флора Федулыча. Много споров вызвала трактовка образа Василия Шуйского в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». А в «Сердце не камень» Вера Филипповна в итоге почти превратилась в Вассу Железнову. Чем Вы объясняете столь неожиданные актерские прочтения?
- На мой взгляд, выжить и сохранить себя в обстоятельствах, которые драматург определил для Веры Филипповны, могла только очень сильная и умная женщина. Я вообще не принадлежу к тем почитателем Островского, кто видит в героинях его пьес одну лишь наивность и стерильную чистоту.
- Островский всегда тщательно выписывал своих персонажей, от самых главных до второстепенных. Теоретически любая роль в его пьесах может принести успех исполнителю. Расскажите, пожалуйста, об актёрах, занятых в Вашем спектакле.
- О каждом я мог бы говорить очень долго. Тем более, что вместе мы работаем не впервые. Скажу главное – всё это очень талантливые и жадные до работы люди, и они не ищуТ простых решений. Лидером среди них, конечно, был Василий Иванович Бочкарёв. В работе он всегда задаёт такой творческий уровень, который и остальным партнёрам помогает добиваться высоких результатов.
- Свою последнюю роль в «Сердце не камень» исполнил безвременно ушедший из жизни Егор Вавилов, до этого отлично сыгравший Тучкова в Вашем спектакле «Театр императрицы» Э.С.Радзинского. Расскажите, пожалуйста, как Вам работалось с этим актёром?
- Егор был ответственным и очень ранимым человеком. Театр потерял интересную, яркую индивидуальность. И когда я думаю о новой работе, то невольно думаю и о нём.
Беседовала Ольга Петренко
«Сердце не камень» в Государственном академическом Малом театре
Александр КОЛЕСНИКОВ, «Proscaenium. Вопросы театра», №3-4 2015
«Сердце не камень» Александра Островского вновь на сцене Малого театра, - пьесы здесь не было более пятидесяти лет. Сменилось несколько поколений артистов и зрителей. Сценическая традиция, если она и имелась, утрачена. Ни пересматривать нечего, ни опереться не на что - нет мифологем. Соответственно нет и штампов. Действия интерпретаторов направляются лишь загадками самой пьесы, которые не раз в ее сценической истории обнаруживали себя. Ощутимы они и сейчас - как творческие, исполнительские, так и в более общем плане, как взгляд на русскую духовную феноменологию.
Автор оставил в наследство много неопределенностей, расшифровка которых сама по себе драматургична.
Сердце не камень - к кому относится?
К героине, которая стоически, по-христиански терпела многие злоумышления и сжалилась над своими мучителями, отпустила всех с миром и прощением? К жестокосердному Потапу Каркунову, перед смертью осознавшему собственную жизнь, как сплошное надругательство над человечностью и запросившему прощения: «Поручаю душу мою богу...»? Или к Ерасту, который позволил втянуть себя в интригу против любимой женщины, а потом вышел из игры с раскаянием?
При этом «Сердце на камень» соткана из тем и фигур предшествующего творчества Островского, и мы видим их свободное обращение. Ераст, который выслушивает поучения больного на всю голову хозяина, - ну, чистый Егор Дмитриевич Глумов за конторкой, в разговоре с богатым дядюшкой. Он же, Ераст, прячет в смежной комнатке некстати оказавшуюся у него Ольгу, как тот же Глумов - Мамаеву при появлении внезапно нагрянувшего Голутвина
(Кстати, Василий Зотов - нынешний исполнитель роли Глумова в Малом театре).
Вера Филипповна старательно погружается в расчеты за своим столиком, подобно Купавиной; Константин, алчный племянник, съеденный мыслью о дядиных миллионах, что уплывают из рук, - одноприроден Мурзавецкому. Наконец, сам Каркунов, угрожающий пистолетом жене, как будто бы отсылает нас к Карандышеву: «Так не доставайся ж ты никому!». Есть тут свои волки и овцы, свои мудрецы и стряпчие, вся портретная галерея, которая отчасти провоцирует театр сыграть собирательную пьесу Островского.
Спор о завещании миллионного состояния купца Каркунова включен в интригу против прекрасной женщины - его жены Веры Филипповны. И то, что она прекрасна и чиста придает особый оттенок всей грязной истории. Возникает дополнительная, а по сути главная, оппозиция человеческого благородства и злого уродства. В более обобщенном виде это вполне спор Добра и Зла, только на пространстве более камерном, менее заметном и эпичном, чем на романных просторах Достоевского. Но сходный по своей сути. И фраза главного героя даже на лексическом уровне указывает причину его острой спешки: «Выкупать надо душу-то из аду кромешного».
Всевластный миллионщик Каркунов, человек с каменным сердцем еще вполне управляющий ситуаций и людьми вокруг себя - фабрикой и домочадцами, - почуял близость конца. Физического или морального - не важно. Но более всего в плане некой расплаты за неправедное прошлое. Чисто русское покаяние, застает героя внезапно и ранит глубоко, после чего он начинает обратный отсчет прожитой жизни. Все это вслед за Островским воспринято и воплощено артистом Василием Бочкаревым крупно и как бы безмотивно. Мы не знаем, почему вдруг душа его Потап Потапыча надорвалась и запросилась к очищению - видно, срок ей пришел. По русской литературной традиции - никаких внешних причин и быть не должно, чтобы человек стал готовиться к великому предстоянию. Внезапность, внешняя безмотивность и глубокая внутренняя причинность удивительно переданы артистом. И удивительно, каким не простым оказывается очистительный шаг героя. Спорадическое движение роли у Бочкарева и есть одновременно страдательный, пафосный, истерический, карикатурный до юродства путь к просветлению (поначалу - хоть какому-то). Провозгласить благочестие как цель и враз стать благочестивым не дано, это было бы слишком легко. Так он поначалу и мыслит, распределяя миллионные средства на молитвы за спасение собственной души. Эти мотивы, совсем недавно талантливо разработанные выдающимся артистом Малого театра на материале Достоевского (Фома Опискин в «Селе Степанчикове и его обитателях»), здесь сгущаются, достигая степени мощного актерского высказывания. Оно распределено и возрастает по всей роли, но сконцентрировано в финале. В наступающих сумерках, которые постепенно поглощают богатый дом Каркунова, Потап Потапыч быстро-быстро бормочет молитву, боясь не успеть дочитать до конца, пятится вглубь сценического пространства... Слова Священного Писания наползают одно на другое, почти неразличимые; фигура героя как будто бы уменьшается в росте, тонет в полумраке; в последней мольбе душа человека жаждет упредить уход бренного тела.
Внешние причины каркуновского внутреннего переворота рассыпаны по пьесе, но режиссер-постановщик Владимир Драгунов их собирает и концентрирует.
Спектакль свидетельствует (намекает) об исчерпанности определенного человеческого типа, о наступлении иного культурно-исторического, цивилизационного этапа в жизни России. На сцене уже не дремучий купеческий (домашний, лавочный) быт Самсон Силыча Большого, Дикого, Лютова, им подобных... Есть ощущение оконченное и распада традиционного уклада жизни, рождении (вторжении) новой культуры и новых людских отношений. В оформлении Марии Рыбасовой решительно изменен интерьер каркуновского дома. Мы попадаем в удивительное по своей элегантности жилище - с многоцветными стеклами-витражами, пластикой и фактурой, мотивами и линиями стиля модерн. Преодолена патриархальная тяжесть. Планировка широка и свободна, не стиснута обязательствами перед темным царствованием хозяина, начинавшего свое дело лет тридцать-сорок назад. Сегодня его сейф, как и прежде, полон, но оснащен тайной «тревожной кнопкой», при нажатии которой фабричные мгновенно примчатся и расправятся с грабителями. В доме имеется телефон (здесь спектакль даже обгоняет время). Разорившийся и опустившийся племянник хозяина - Константин Каркунов «прилюдно» и многократно принимает наркотики. Артист Глеб Подгородинский вполне современно, со знанием дела процедуру демонстрирует, высыпая порошок на тыльную сторону ладони, втягивая его носом, немедленно обнаруживая прилив бодрости и новых (идиотских) помышлений по дискредитации Веры Филипповны и захвата состояния, принадлежащего ей по закону. Поскольку эта деталь (формально - игра с предметом) настойчиво повторяется, то можно сказать, что во многом от нее возникает сама манера поведения персонажа. А именно: Каркунов-младший действует вроде бы целенаправленно, но в то же время как бы и в безобразном бреду, что сказывается в его пластике, непрестанной динамике, в захвате пространства - ближних и дальних планов сцены; в метаниях от стола к столу, от двери к двери, от партнера к партнеру... Редкий случай рождения в драме почти балетной партии, которую в Большом театре мы бы назвали гротескной. Неутомимость движений, эмоциональный «завод» талантливого Подгородинского увлекают, но, манипуляций с наркотическим порошком, «балетности», пожалуй, и многовато, чересчур для Островского.
Намеренный стилистический сдвиг пьесы - из указанного автором времени в более позднее, почти предчеховское, - рождает ряд режиссерских инициатив. Исчезла, например, ключница - старуха Огуревна, из вечных хранительниц (хранителей) русского дома - кто чай подаст, уложит, угомонит домочадцев, присмотрит за вещами и хозяевами. Подобные персонажи написаны, сохранены и поздним Островским. Но в спектакле Владимира Драгунова, видимо, померла Огуревна от долгого служения дому, который теперь управляется Человеком (так обозначено в программке). Неразговорчивый и решительный, он ловко владеет длинным бильярдным кием; без слов, кивком головы, согласно воле хозяина, устанавливает начало и конец пребывания посетителей, - физически надежный сотрудник, своего рода, тайная полиция Каркунова. Артист Станислав Сошников в минималистской манере сумел многое рассказать об укладе Дома и «фобиях» хозяина, более всего - о под ступившем к горлу страхе, который заставляет купца прятаться в дальних комнатах, поручив место своего обитания неусыпной охране Режиссерская находка лаконична, убедительна и к месту.
Молодые герои - Вера Филипповна - Лидия Милюзина и приказчик Ераст - Василий Зотов живут в новом культурном пространстве и его представляют. Одетые с иголочки и со вкусом они как бы подняты на подиум. Внешне - почти идеальны. Но главное - они другие, чем их окружение. (Переход от вековечной купеческой архаики к новейшей эстетике - 1900-х годов - демонстрируют костюмы Оксаны Ярмольник).
Строгая, замкнутая, неизменно серьезная, ни разу не улыбнувшаяся Вера Филипповна - Милюзина одной из моих коллег по профессии напомнила учительницу младших классов. Неплохое сравнение, если призвать на память русских женщин более позднего, чем у Островского, времени, почитавших долг учительства достойным и едва ли не единственно возможным в среде, где нравственные основы необходимо удерживать, в их поддержку проповедовать, а может быть, им учить. Так или иначе, но опасной ходульности в роли актриса избежала. Нет ничего назидательного в ее разговорах и общении с партнерами. Похоже, что с гнетом и грехами мужа и его среды она борется личной безупречностью и чистотой, собственным поведением, умом и женским достоинством. Ее сила в странном сочетании - смирения и неколебимости в поступках и жизненных правилах.
С какой радостью ее «ловят» муж, родственники и знакомые, ожидая, готовя ее падение, чтобы она стала вровень со всеми! Но она другая - актриса это передает. Ее инакость - еще и в красоте, подкрепленной нравственной силой, которая, однако, могла быть выражена сильнее, рельефнее проявиться в
сценическом поведении героини - диалогах, реакциях. Жаль, но почти исчезла глубокая религиозность Веры Филипповны, ее православная вера, у Островского - истовая и поэтическая. Режиссеру, а следовательно, исполнительнице, молодая супруга купца Каркунова видится в будущем чуть ли не горьковской Вассой Железновой. (Поэтому во второй половине спектакля у нее - неожиданно - очки на носу; хозяйственная сосредоточенность, уверенность, почти увлеченность в обращении с деловыми бумагами и деньгами). Что ж - возможно и такое... В решениях и прочтениях своих пьес «необъятный» русский гений - Островский многое допускает. Но хотелось бы большего разнообразия в роли, несколько монотонной; а еще - мягкости, женственности, трогательности, что не так уж и сложно для Лидии Милюзиной, одной из самых красивых и способных молодых актрис Малого театра.
Повторим, что исполнительская традиция пьесы и главной роли скудна, и почти не сохранилась даже в Малом театре, бережливом по отношению к своему прошлому, даром, что Веру Филипповну играли Федотова и Ермолова. Наш знаменитый критик и театровед Борис Владимирович Алперс, писал, что текст Островского многозначен настолько, что откроется лишь через сотворчество автора и режиссера. Спустя пятьдесят с лишним лет после последней постановки «Сердца не камень» в Малом театре (1954), мы снова приходим к тому, что перед нами не «пьеса жизни» в ее классическом понимании, а одна из русских нравственных утопий, авторская установка которой каждый раз должна входить в контакт с меняющимися историческими, духовными и культурными реалиями времени.
Ераст в спектакле - фигура примечательная, но смутная и словно бы не договоренная. Будучи лицом подчиненным, как и Вера Филипповна, в исполнении Василия Зотова он ни в коей мере не выглядит забитым и подавленным. Артист обозначает «дистанцию огромного размера» между ним и его прямыми предшественниками из театра Островского - приказными подхалюзинского толка. Весьма привлекательный, хорошо воспитанный молодой человек заметно отстранен от обитателей Дома, не скрывает своего превосходства над ними, - над глупым племянником Каркунова - в особенности. Страха перед жестоким
озорником-хозяином у него нет. И внезапное решение самодура не отдавать конторщику честно заработанные им деньги - не потрясает.
Его трудно заподозрить в черном коварстве Кажется, и сам он до поры этого в себе не подозревает... Вопрос зачем этому молчаливому, смелому молодому человеку интрига против женщины, которая не сделала ему ничего плохого? Нет ответа...
Что здесь? Легкомыслие? Временное помрачение? Мщение за отобранные деньги? Или пробывший в доме Каркунова немалое время он уже проникся цинизмом к людям, к «святой» хозяйке в том числе, которую не любит, а по привычке красавца - мужчины, (у Островского очарователя, «шармера» по амплуа) пробует соблазнить? Роль балансирует между двумя вариантами - вроде бы подлец, а вроде и раскаявшийся грешник. В спектакле чуть теплится вера в его обращение. Но чаще всего, он Веру Филипповну поучает.
Отказываясь от огромного наследства и признаваясь мужу в том, что не выполнит его требования - остаться вечной вдовой, она не называет имя избранника. Исходя из этого театр дает понять, что героиня если и выйдет замуж, то необязательно за Ераста, явившегося под занавес блестящим молодым человеком нашедшим отличное место с хорошим заработком. (Как новое искушение безгрешной Веры Филипповны). Выходит, что ее признание мужу, лишь опасный «тест», уготованный напоследок себе и ему, который вызовет последнюю вспышку ярости Каркунова. Театр явно склоняется к такому решению. Вот только интересно ли, увлекательно ли оно?
В спектакле, поставленном по пьесе где речь идет о «сердце», которое - «не камень» у обоих молодых героев нет ни любви, ни страсти, ни чувственного влечения. Любит, ревнует жаждет мести, едва не убивает жену, молит о прощении один лишь старый Каркунов - Василий Бочкарев.
Вера Филипповна печальна и строга, к финалу - деловита. Ераст выглядит элегантным, красивым «сухарем». От этого и спектакль «сух». Можно считать пьесу Островского и странной, и недоговоренной, и загадочной, но никак не малодейственной. Жизнь в ней делает самые неожиданные повороты, персонажи возносятся и падают, и не только нравственном смысле, айв жизненно-конкретном.
Острые сюжетные положения, завязка интриги - ловушки для молодой простодушной женщины, саморазоблачение злодеев играются бегло, в проброс, «обозначаются», как будто бы не заслужив особых сценических усилий Кульминации пропущены, все течет ровно и однообразно.
Из второстепенных персонажей одни (умный, ироничный, циничный Исай Халымов - Владимир Дубровский с женой Апполинарией - Ирина Жерякова) сыграны лучше Другие (неверная супруга младшего Каркунова Ольга - Наталья Калинина, Иннокентий странник - Георгий Вавилов) хуже. Ирина Жерякова спасается мастерским характерным портретированием своей бывалой и опытной, несмотря на молодой возраст героини. Но все перечисленные - лишь бытовые фигуры, не слишком связанные с основным действием.
Жаль молодых артистов: работали - работали, текст выучили, а зачем - не понятно. Актеры проговоривают ситуации, а не разыгрывают их, не претворяют в действие и переживание Режиссер как будто надеется, что старая пьеса вывезет «сама собой».
Сюжет излишне просто подходит к финалу Зрителю «доложены» итоги. Звучат проникновенные слова Островского, но у молодых исполнителей театр живого человека, света и добра не возникает. Нравственная утопия Островского, искавшего, как и Достоевский «абсолютно прекрасного человека» и находившего его на подмостках русского Театра, читается лишь благодаря замечательному Василию Бочкареву.
Спектакль укрепляет нас в мысли, что пьеса познана лишь на уровне текста, хотя известно что добросовестное считывание слов не гарантирует серьезного художественного результата и живого современного отклика.
Любите смотреть классику, разыгранную «по всем правилам»? Не пропустите премьеру спектакля Владимира Драгунова по поздней пьесе Островского «Сердце не камень».
В Малый театр ходят за традицией. Здесь ставят по тексту, играют по Станиславскому. Костюмы любят аутентичные, антураж — эффектнейший и подробный. В «Сердце» вся сцена затянута в бархат изумрудного оттенка, хорошо видны старинный сервант с секретом, кофейный столик и стулья с резными спинками. Богатый дом купца Потапа Потапыча Каркунова радует глаз, но не сердце. Хозяин — редкий самодур. Держит молодую жену взаперти и всерьез раздумывает, не оставить ли ее после своей смерти ни с чем.
Хитроватый, грубоватый и... харизматичный до мурашек. Фирменное актерское обаяние Василий Бочкарев переносит на своего героя — и потому «плохой» Каркунов выглядит самым искренним и самым живым персонажем. Озорничать начинает с первой сцены — вот он выбирает на гроб покров «к лицу». Вот предлагает раздать деньги церковнослужителям, чтобы те его «отмолили». А здесь увлеченно ест курицу, отчитывая племянника за нерадивость.
Само собой, выходя на сцену, «первач» труппы затмевает собой партнеров по сцене. Но тем значимее факт, что все задействованные в спектакле артисты играют «в голос». Не всем хватает внутренней свободы и куража, но неживыми их персонажей назвать никак нельзя. А пьеса к этому располагает, — в ней, увы, много нравоучительного пафоса и наивностей (пусть и завуалированных). Транжира-племянник, целомудренная жена, миллионные долги, хитрые интриги.
Вера Филипповна только в самом финале решится на непокорность — умирающий супруг в обмен на дарственную требует обещания никогда более не выходить замуж. Она отказывается. И Каркунов внезапно прозревает и чуть не плачет от умиления. Что хотел сказать таким финалом Островский, а вслед за ним режиссер Драгунов? Не в деньгах счастье? Доброта и честность в конечном итоге побеждают богатство и хамство? Честно признаться, неясно. Но верить хотелось бы, это да.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 29 декабря 2015
«Сердце не камень» А.Н.Островского, Малый театр, 10 января
Образцово-показательная мелодрама по пьесе Островского, разыгранная строго по сюжету и безо всяких «концепций». В центре событий — хорошая жена (нежная Лидия Милюзина) нехорошего купца-дельца-душегуба (еще одна блестяще сыгранная роль Василия Бочкарева). Она борется с соблазнами, но ее подстрекатели куда коварнее, чем можно предположить. Малый театр верен себе: отдельное удовольствие от его спектаклей — фантастически красивая сценография (на сцене — дом богача в «разрезе») и пышные костюмы.
6 декабря стали известны итоги XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», в рамках которого Малый театр показал свою последнюю премьеру – комедию А.Н.Островского «Сердце не камень» в постановке Владимира Драгунова.
«Золотыми дипломами» форума были отмечены:
- Государственный академический Малый театр за сохранение традиций реалистического психологического Русского театра
- народный артист России Василий Бочкарёв за роль Потапа Потапыча Каркунова в спектакле «Сердце не камень» А.Н.Островского
- заслуженный артист России Глеб Подгородинский за роль Константина Лукича Каркунова в спектакле «Сердце не камень» А.Н.Островского
- народный артист России Владимир Дубровский за роль Исая Данилыча Халымова в спектакле «Сердце не камень» А.Н.Островского
- художник по костюмам Оксана Ярмольник, спектакль «Сердце не камень» А.Н.Островского
- художник-постановщик Мария Рыбасова «За лучшую сценографию», спектакль «Сердце не камень» А.Н.Островского
С огромной радостью и удовольствием поздравляем дипломантов и всех, кто работает на спектакле, с этой творческой победой!
За пьесой «Сердце не камень» закрепилась слава загадочной и коварной. Насыщенная неожиданными сюжетными поворотами, населенная яркими персонажами, написанная с виртуозным мастерством «печальная комедия» А.Н. Островского, несмотря на свою богатую сценическую историю, не знала безусловных побед. Тем интереснее выглядит каждая новая попытка разгадать сокрытый в ней секрет и решить задачу с тремя неизвестными – стариком Каркуновым, его молодой женой Верой Филипповной и влюбленным в нее приказчиком Ерастом. На фоне поисков современного театра, максимально откровенного и оголенного, классическая постановка Владимира Драгунова с роскошными декорациями, стильными костюмами и подробным психологическим рисунком выглядит почти что вызовом. «Сердце не камень» в Малом театре решена в редком жанре «драмы невыраженных чувств», где важны каждое недосказанное слово, каждая пауза, а поцелуй руки выглядит как наивысшая точка любовного откровения. При этом наблюдать за тем, как вслепую движутся навстречу друг другу скупая на эмоции, строгая Вера Филипповна Лидии Милюзиной и переменившийся под воздействием нового чувства горе-ловелас Ераст Василия Зотова, захватывающе интересно. Другим полюсом постановки становится разнузданная шайка негодяев и гуляк под предводительством хозяина дома – сыгранные размашисто и сочно племянник Каркунова Константин Лукич (Глеб Подгородинский), странник Иннокентий (Георгий Вавилов), периодически взывающий к совести старика, кум Каркунова Халымов (Владимир Дубровский) и сам Потап Потапыч, словно сошедший со страниц романов Достоевского. Нарочито крикливый, постоянно паясничающий и разыгрывающий перед домашними «спектакль», купец Каркунов Василия Бочкарева выглядит родным братом папаши Карамазова: так же шантажирует домашних будущим наследством, так же глумится над безропотной женой, безнаказанно грешит и до смерти боится Божьей кары. Он не лишен приступов просветления, но далек от раскаяния. Вот почему в финале, после шокирующего признания жены, когда этот великий игрок молится Богу, искоса подглядывая за реакцией окружающих, зрителя не покидает ощущение, что партия Каркунова до конца не проиграна.
Алла Шевелева, «Театральная афиша», декабрь 2015
Репортаж телеканала «Культура»
В Малом театре – первая премьера сезона. Александр Николаевич Островский, «Сердце не камень». Со времени премьеры в 1879 году к этому тексту в Малом театре, в Доме Островского, обращаются всего только пятый раз. Последняя постановка была в середине прошлого века. Вообще сценическая история пьесы, в отличие от других сочинений Островского, успешной не была. Спектакль довольно быстро уходил из репертуара. Критики обычно винили исполнителей, даже самых знаменитых. Исполнители 2015 года делают очередную попытку «обуздать» упрямую пьесу.
«Сердце не камень» ставят редко, называют пьесой сложной, слишком нравоучительной и при этом загадочной. Постановки не раз проваливались. Режиссер этого спектакля Владимир Драгунов считает, дело в том, что эта пьесу нельзя понимать прямолинейно. Читать нужно между строк.
«Ее нельзя причислить к обыкновенным пьесам Островского. В ней есть тайна. Она очень ощутима. Ее не так просто разгадывать – это ребусы я бы даже сказал. Там есть шифр. В этой пьесе присутствует и интонация Достоевского, и предчувствие чеховской драматургии. Мне кажется, пьеса во многом итоговая», — убежден заслуженный артист России Владимир Драгунов.
Текст полон размышлений о смысле жизни. При этом свои не самые веселые мысли Островский представляет в жанре комедии. Пружина всего действия – вопрос о наследстве. За него идет борьба, плетутся интриги. У владельца состояния — на деньги собственные планы. Надеется своим состоянием расплатиться за грехи. Готов раздать все, чтобы отмолили его душу.
«Как привести душу в порядок и как с ней разобраться, со всем тем, что в жизни с тобой произошло, потому что нужно держать ответ перед богом. Это очень современно. Есть много денег. У меня есть все. У меня есть нефтяные вышки, у меня есть газовые колонки. Все есть. Однако я не спокоен», — объясняет народный артист России Василий Бочкарев.
У купца — молодая жена. Бедную девушку Веру Филипповну выдали замуж, когда ей было 15 лет. В доме мужа она томится. Любви к нему не испытывает, но верна своему долгу. Деньги не принесли ей счастья. Артисты считают – это самая актуальная пьеса русского классика.
«Очень много несчастливых семей. Когда люди живут вместе по каким-то причинам, не любя друг друга, в силу каких-то обстоятельств жизненных или из чувства долга, из чувства вины – масса тому примеров. Поэтому, мне кажется, что это актуально во все времена», — уверена актриса Малого театра Лидия Милюзина.
Создатели постановки считают — в этом тексте можно вычитать отношение Островского к любви, дружбе, к сильным мира сего, но обо всем этом он не пишет прямо, не дает прямых ответов.
«Культура», 16 октября 2015 года
В Малом театре первая премьера сезона – спектакль по пьесе А. Н. Островского «Сердце не камень». Роль купца Каркунова исполняет народный артист России Василий Бочкарёв, с которым беседует ведущая программы Нара Ширалиева.
Смотреть запись передачи