Уважаемые зрители!
Визит в театр – всегда праздник, который начинается ещё до начала спектакля. Прогуливаясь по Малому театру, вы можете посетить историческую выставку, отдохнуть в нашем буфете, сделать памятные фото в изысканных интерьерах театра и насладиться звуками живой музыки.
Приглашаем вас на выступления артистов оркестра Малого театра в июне! Послушать музыкантов может каждый зритель, пришедший на спектакль.
Выступление начинается за 45 минут до начала спектакля. Планируйте свой поход в театр заранее!
Выступления артистов оркестра в Новом Щепкинском фойе Исторической сцены
4, 19 и 24 июня – Играет оркестр Малого театра. Дирежёр – заслуженный артист России А.С. Мещеряков. В программе произведения русской классики.
5 и 18 июня – В исполнении струнного квартета артистов оркестра Малого театра прозвучат шедевры классической музыки.
Выступления артистов оркестра в фойе сцены на Ордынке
8 июня – В рамках программы " неЛегкая музыка" играет трио артистов оркестра малого театра В программе переложения эстрадной и джазовой музыки.
13 июня – В рамках программы " неЛегкая музыка" играет квартет артистов оркестра Малого театра. В программе переложения эстрадной и джазовой музыки.
15 июня (перед спектаклем "Золушка") – Для наших младших зрителей квинтет артистов оркестра Малого театра исполнит сочинения из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
[GALLERY:929]
Владимир Драгунов подчеркнул, что говорить о серьезных и болезненных темах через призму комедии и фарса - задача не из легких
Заслуженный артист РФ Владимир Драгунов, поставивший в Малом театре "Маленькую оперу", впервые рассказал о том, как на основе современного прозаического текста латвийского писателя Славы Сэ, возникла инсценировка. Творческая встреча с создателями спектакля прошла в субботу в Московском доме книги на Новом Арбате, передает корреспондент ТАСС.
Премьера постановки, поставленной по одноименному произведению русскоязычного латвийского писателя Вячеслав Солдатенко, известного под литературным псевдонимом Слава Сэ, состоялась 22 марта 2025 года на Сцене на Ордынке. Согласно сюжету, в 1944 году в крохотном голландском городке с выдуманным названием Дорнхольм, где из развлечений лишь филармония и бордель, намечается премьера оперы "Кармен". Однако комендатура запрещает дирижеру Бенедикту Фарнезе, роль которого исполняет народный артист РФ Глеб Подгородинский, выводить на сцену цыганку. Затем филармония попадает под бомбежку, в которой погибают все его музыканты. Одновременно с этим в город отправляют нового коменданта нациста-фанатика Бинке, образ которого воплотил заслуженный артист РФ Василий Дахненко. Под его натиском Бенедикт вынужден поставить любимую оперу Гитлера "Валькирия". Однако ему ничего не остается, как воплотить это масштабное классическое произведение Вагнера силами сотрудниц элитного борделя.
"Елена Исаева написала пьесу по мотивам прозы Славы Сэ. В ней ощутим дух вольности, импровизации, экспромта. Мы работаем с драматургическим текстом, который не сдерживает наше творчество никакими канонами, дает возможность сочинять в процессе репетиций: рождается реплика, продиктованная определенными обстоятельствами, - записываем и сохраняем. Счастье, когда материал нравится и отзывается, потому что в нем есть внутренняя свобода", - рассказал на встрече режиссер-постановщик, заслуженный артист России Владимир Драгунов.
Он подчеркнул, что говорить о серьезных и порой болезненных темах через призму комедии и фарса - задача не из легких. По его словам, это настоящий риск, требующий не только мастерства, но и смелости, и Слава Сэ не боялся погрузиться в самые сложные проблемы, используя юмор и иронию как инструменты для их осмысления. "Когда возникают современные авторы, тем более, когда они такие неординарные и незачитанные, происходит удивительное. Для нас это совершенно новая дорога, причем именно в таком ироническом ключе. Мы часто "представляем", "хулиганим", шутя и получая удовольствие от игры в нелепую ситуацию. В этом проявляется брехтовское начало. Есть вкрапления, которые надо играть серьезно. В истории о тоталитарном режиме и власти, всегда использующей художника в своих интересах, первостепенна любовь к женщине, своему делу, семье, стране", - сказал режиссер.
Исполнитель роли дирижера Глеб Подгородинский обратил внимание на то, что постановка является в некоторой степени экспериментальной для репертуара Малого театра, который в основном зиждется на классических произведениях. "Но я с большим удовольствием окунулся в этот неожиданный материал и персонажа. Играть ужасы войны в лоб невозможно - у артиста и зрителя не хватит на это ни сил, ни эмоций. Эта история скорее фарсовая, выпуклая, с иронией, брехтовская, но ближе к финалу она становится трагической, и нам нравится такой контраст", - поделился Подгородинский, отметив, что артисты играют спектакль с удовольствием, создавая праздничную атмофсеру, которая передается зрителю.
Максим Хрусталёв, исполняющий главу итальянской мафии и старшего брата Паолы - жены дирижера и оперной дивы, рассказал на встрече об особенностях перевоплощения в итальянскую семью. "В Малый театр несколько раз приезжал и ставил спектакли итальянский театральный режиссер Стефано Де Лука. И, когда мне посчастливилось играть здесь главу итальянской мафии, первое, что я вспомнил, как Стефано разговаривал руками. Какое счастье, что на сцене можно разговаривать руками, потому что в театральном институте нам это делать запрещали", - поделился он. Актриса Полина Лоран - играет Паолу - вспомнила, как они вместе с Хрусталевым, готовясь к роли, изучили книгу итальянских жестов: "Мы до сих пор во время прогонов перед спектаклями разговариваем жестами, чтобы их как-то присвоить себе. Главное, чтобы они потом не начали возникать у нас в Островском".
Творческий состав "Маленькой оперы"
В спектакле, кроме классики, звучат оригинальные композиции Александра Муравьева на стихи Галины Схаплок, танцевальные номера поставил хореограф Андрей Глущенко-Молчанов. Педагог по вокалу в постановке - Мария Глущенко-Молчанова, художник-постановщик - Мария Шуплецова. Помимо уже перечисленных актеров, в постановке задействованы студент ВТУ им. М.С. Щепкина Денис Казанин (Тони - молодой человек с родины Паолы), Александра Иванова (Берта - начальница клуба), студентка ВТУ имени М.С. Щепкина Арина Осипова (сотрудница клуба Моника, бывшая балерина), Алина Колесникова (Матильда, сотруднциа клуба), Лидия Милюзина (Герда, сотруднциа клуба, бывшая учительница), Наталья Афанасьева (Вера, кухарка с Востока). Также в спектакле играют заслуженный артист РФ Сергей Кагаков (бывший комендант Дорхольма), Александр Наумов (адъютант коменданта) и заслуженный артист РФ Александр Титоренко (генерал из центра).
Софья Сандурская, ТАСС, 31.05.2025
https://tass.ru/kultura/24103405
Также предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Евгения Люлюкина
[GALLERY:928]
В День защиты детей воспитанник Детской студии Малого театра Пётр Папков в проекте канала ОТР «Страна поэтов» читает свое любимое стихотворение – «Капли датского короля» Булата Окуджавы.
Посмотреть видео вы можете на официальном сайте телеканала ОТР: https://otr-online.ru/programmy/specialnyy-proekt-...
К слову, Пётр занят и в спектаклях Малого театра. К примеру, в «Золушке»,«Подснежниках для Королевы», «Собачьем сердце».
Он сыграл десятки блестящих ролей в театре и кино и воспитал целую плеяду талантливых актеров: накануне 90-летия со дня рождения Юрия Соломина в Малом театре открыли его мемориальный кабинет. Теперь это музейное пространство, в котором собраны вещи, связанные с жизнью и творчеством художественного руководителя театра.
Гуля Балтаева, "Вести-Москва", 31.05.2025
Дорогие друзья! Вчера в Малом театре состоялась торжественная церемония открытия Мемориального кабинета Юрия Мефодьевича Соломина. Открытие кабинета стало важным событием в жизни нашего театра: теперь посетители экскурсии «Малый театр. Мой дом – моя судьба» имеют возможность побывать в этом сакральном месте, где Юрием Мефодьевичем принимались важнейшие для театра решения.
Предлагаем вашему вниманию дайджест прессы. Прочувствовать атмосферу торжественной церемонии вам поможет фоторепортаж Евгения Люлюкина.
В МАЛОМ ТЕАТРЕ ОТКРЫЛСЯ МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮРИЯ СОЛОМИНА
Открытие нового экспозиционного пространства приурочено к годовщине со дня рождения народного артиста СССР
Торжественная церемония открытия Мемориального кабинета народного артиста СССР Юрия Соломина состоялась в здании Государственного академического Малого театра в Театральном проезде, передает корреспондент ТАСС.
Соломин работал в должности художественного руководителя театра с 1988 года до своей смерти в 2024-м. Открытие нового экспозиционного пространства приурочено к годовщине со дня рождения мастера - 18 июня 2025 года ему могло бы исполниться 90 лет.
"Это очень важное событие в череде мероприятий, приуроченных к 90-летию со дня рождения Юрия Мефодьевича. В их число также войдет выставка, посвященная Соломину, - она откроется на Цветном бульваре. А увенчает все это празднование большой гала-концерт, который Малый театр готовит при участии почти всей труппы", - сказал во время церемонии открытия главный режиссер театра заслуженный артист РФ Алексей Дубровский.
Как отметила начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, в экспозиции собраны как предметы, находившиеся в кабинете при жизни Соломина, так и те, которые появились в нем уже после - специально к открытию. Так, например, посетители смогут посмотреть на костюм, в котором мастер играл Царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле театра. "Среди экспонатов - огромное количество медалей, орденов и наград, которые Юрий Мефодьевич получал в течение всей жизни", - добавила Крупенникова, отметив, что в экспозицию вошли в том числе портреты и фотографии, связанные с учителями и учениками Соломина, а также документы и печатные издания пьес, полные пометок артиста.
В память о Соломине сотрудники Музейно-информационного центра театра создали специальный экскурсионный маршрут "Малый театр. Мой дом - моя судьба". Он проходит по Мемориальному и Новому Щепкинскому фойе и фойе дирекции - гости театра узнают не только о творчестве мастера, но и об истории самого театра. В рамках экскурсий пройдут и творческие встречи с актерами, работавшими с Соломиным: с народными артистами РФ Людмилой Титовой (31 мая) и Виктором Низовым (7 июня), с заместителем директора по специальным и детским театральным проектам Александрой Соломиной (14 июня), с артистами Владимиром Тяптушкиным и Анастасией Горячевой (21 июня), а также с Алексеем Коноваловым и Натальей Калининой (28 июня).
"Несмотря на то что Юрия Мефодьевича с нами нет уже полтора года, он по-прежнему здесь. Его кабинет по-прежнему работает, ничего не изменилось: в нем мы проводим творческие комиссии, которые определяют дальнейшее развитие нашего театра. Я думаю, ознакомиться с тем, что представлено в этом кабинете, интересно будет каждому", - подвела итог директор Малого театра Тамара Михайлова.
О Соломине
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Его родители были музыкальными педагогами. Младший брат - народный артист РСФСР Виталий Соломин (1941-2002). В 1957 году Юрий Соломин окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина и был принят в труппу Малого театра, где сыграл десятки ролей. С 1961 года он преподавал в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. В 1980 году Соломин начал работать как театральный режиссер, он поставил, в частности, "Ревизора" по комедии Николая Гоголя, "Чайку" и "Три сестры" по пьесам Антона Чехова. В 1988 году стал художественным руководителем Малого театра.
Артист сыграл почти в 60 фильмах и сериалах. Среди его киногероев - Павел Кольцов в телефильме "Адъютант его превосходительства", майор милиции Сергей Головко в детективе "Инспектор уголовного розыска", исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев в фильме "Дерсу Узала", барон Генрих Айзенштайн в телефильме "Летучая мышь", полковник КГБ Виталий Славин в детективе "ТАСС уполномочен заявить…". В качестве режиссера Соломин поставил телефильмы "Скандальное происшествие в Брикмилле", "Берег его жизни", "В начале было слово", ряд фильмов-спектаклей.
ТАСС, 29.05.2025
К 90-ЛЕТИЮ ЮРИЯ СОЛОМИНА В МАЛОМ ТЕАТРЕ ОТКРЫЛСЯ ЕГО ПАМЯТНЫЙ КАБИНЕТ
В Малом театре состоялось торжественное открытие мемориального кабинета народного артиста СССР Юрия Соломина — одного из самых ярких и уважаемых художественных руководителей коллектива.
Первая экскурсия в мемориальный кабинет артиста запланирована на 31 мая, а в дальнейшем каждую субботу в нем будут проводить встречи с учениками Соломина и коллегами. В рамках посещения любой желающий может познакомиться с уникальной экспозицией, сообщают "Известия".
В нее вошли предметы, связанные с жизнью и творчеством Юрия Соломина: портреты Веры Николаевны Пашенной и Александра Павловича Ленского, а также изображение Михаила Семеновича Щепкина — основателей Малого театра. Особое место занимает антикварная мебель из карельской березы, подаренный театру в 1947 году персидский ковер, а также многочисленные награды — звезда Героя Труда, ордена "За заслуги перед Отечеством", японский орден Восходящего солнца, "Золотая маска" и удостоверения народного артиста СССР.
В центре внимания — рабочий кабинет, где Юрий Соломин проводил большую часть своей жизни. Здесь сохранился стол, за которым он принимал гостей, а также диван, на котором артист любил отдыхать. В витрине выставлены фотографии с Владимиром Путиным, Маргарет Тэтчер, Елизаветой II и коллегами, а также статуэтки собак — его любимых животных, которые часто дарили ему друзья и ученики.
Особое место занимает сценический костюм — бархатная накидка, расшитая золотом, в котором Соломин играл роль в спектакле "Царь Федор Иоанович". В зале также представлены фрагменты сценических образов, а на экране демонстрируются кадры грима и репетиций, в том числе последней роли Соломина — спектакля "Филумена Мартурано".
К юбилею театра подготовлена выставка на Цветном бульваре, а 24 июня на Исторической сцене состоится гала-концерт с участием всей труппы Малого театра, посвященный памяти Юрия Соломина. Вся жизнь и творчество народного артиста остаются живым наследием для поколения артистов и поклонников театра.
Юрий Соломин скончался 11 января на 89-м году жизни, на следующий день после выписки из больницы. Прославленный актер и режиссер был госпитализирован 6 ноября с инсультом и до 10 января находился в медицинском учреждении под присмотром врачей.
Соломин был профессором кафедры актерского мастерства в театральном училище имени Щепкина, а также занимал пост художественного руководителя Государственного академического Малого театра. В его творческой биографии – более сотни театральных и киноролей.
"СМОТРИМ", 30.05.2025
СЕГОДНЯ МАЛЫЙ ТЕАТР ОТКРЫЛ МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮРИЯ СОЛОМИНА К ЕГО 90-ЛЕТИЮ
Рабочий кабинет, в котором актер и худрук провел десятки театральных сезонов, теперь можно увидеть таким, каким он был при его жизни. Почти ничего не тронули: на столе лежат письма, студенческий билет, текст первой роли, рядом — костюм из «Царя Федора Иоанновича» и открытки от Куросавы. Будто Соломин просто отошел в гримерку.
Но кабинет лишь часть большой программы, которую театр подготовил к двойному юбилею: 270-й театральный сезон и 90-летие Юрия Соломина. Он включен в специальный маршрут «Малый театр. Мой дом — моя судьба», который состоит из прогулки по историческим фойе театра и творческой встречи с артистами, учениками и коллегами актера — так, чтобы не только посмотреть, но и послушать живые истории.
Впрочем, посетителей ждут и новые экспонаты, связанные с его творчеством: фотографии, редкие документы, режиссерские пометки, награды и семейные реликвии.
«Это не выдуманная музейная композиция, а живое пространство. Мы постарались сохранить все как было», — приводит слова начальницы музейно-информационного центра Малого театра Татьяны Крупенниковой «Интерфакс». И правда, кабинет выглядит не как памятник, а как продолжение его владельца.
Экскурсии пройдут 31 мая, 7, 14, 21 и 28 июня. Также театр готовит фильм о жизни и творчестве Соломина, гала-концерт с участием всей труппы и фотовыставку «И это все о нем» — она откроется на Цветном бульваре и будет доступна всем. Повод пройти мимо точно есть.
Иван Коновалов, Москвич Mag, 29.05.2025
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮРИЯ СОЛОМИНА ОТКРЫЛСЯ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
В Малом театре открылся Мемориальный кабинет народного артиста СССР, худрука театра Юрия Соломина, который 35 лет руководил театром.
"Это важное событие в череде наших мероприятий, которые приурочены к 90-летию Юрия Мефодьевича Соломина. (...) Я думаю, что открытие этого кабинета будет пользоваться большой популярностью и интересом у наших зрителей", - сказал на открытии мемориального пространства главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский.
Посетить кабинет Соломина можно в рамках экскурсий по театру. В конце посещения у зрителей будет возможность пообщаться с человеком, который был знаком с худруком театра - с одним из коллег или учеником Соломина. Экскурсионные группы, знакомясь с историей Малого театра и творчеством Соломина, пройдут по Мемориальному и Новому Щепкинскому фойе, а затем переместятся в фойе дирекции, чтобы заглянуть в кабинет, где Соломин проводил время за работой.
Как отметила начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, в кабинете Соломина представлены предметы, которые были в нем во время работы артиста, так и добавленные экспонаты, связанные с творчеством артиста.
"Это абсолютно рабочее пространство. Это не какая-то придуманная музейная экспозиция, это действительно место, где он проводил большую часть своей жизни, 5-6 дней в неделю. И мы постарались сохранить этот кабинет таким, каким он был", - добавила Крупенникова.
Среди экспонатов, представленных в кабинете, - костюм из спектакля "Царь Федор Иоаннович", роль царя в котором он стал исполнять после ухода из театра Иннокентия Смоктуновского.
Также в кабинете представлены награды Соломина, фотографии, открытки, нарисованные для артиста режиссером Акира Куросава. На рабочем столе артиста представлены письма, студенческий билет Соломина и текст его первой роли.
Интерфакс, 29.05.2025
В МАЛОМ ТЕАТРЕ НАЧАЛ РАБОТАТЬ МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ В ПАМЯТЬ О ЮРИИ СОЛОМИНЕ
В здании Государственного академического Малого театра состоялась торжественная церемония открытия Мемориального кабинета народного артиста СССР Юрия Соломина, а событие приурочили к предстоящему юбилею мастера, который мог бы отметить свое 90-летие 18 июня 2025 года.
Юрий Соломин занимал пост художественного руководителя театра с 1988 года до своей смерти в 2024 году. В новой экспозиции представлены как предметы, которые находились в его кабинете при жизни, так и экспонаты, созданные специально к открытию. Посетители смогут увидеть костюм, в котором артист исполнял роль царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле театра. Начальник Музейно-информационного центра Татьяна Крупенникова сообщила, что среди экспонатов находится множество медалей, орденов и наград Юрия Мефодьевича. Также в экспозиции представлены портреты и фотографии, связанные с его учителями и учениками, документы и печатные издания пьес с пометками артиста.
В память о Соломине сотрудники Музейно-информационного центра театра разработали специальный экскурсионный маршрут под названием «Малый театр. Мой дом — моя судьба». Этот маршрут охватывает Мемориальное и Новое Щепкинское фойе, а также фойе дирекции. Гости театра смогут узнать не только о творчестве Соломина, но и об истории самого театра. В рамках экскурсий планируются творческие встречи с актерами, которые работали с мастером.
Газета "Культура", 29.05.2025
Фотограф - Евгений Люлюкин
[GALLERY:927]
Сегодня в Малом театре открылся мемориальный кабинет Юрия Соломина. Блистательного артиста и режиссёра, который более 30 лет руководил этой легендарной сценой.
В этом году Юрию Мефодьевичу исполнилось бы 90 лет. И коллектив театра решил открыть для зрителей кабинет, в котором работал мастер. Это не просто стол, кресло, книги и фотографии. А пространство памяти и уважения к человеку, который стал судьбой Малого театра.
Посетители экскурсии «Малый театр. Мой дом – моя судьба» смогут пройти по новому маршруту. Из Мемориального фойе - в Щепкинское. Оттуда - в директорское. И, наконец, заглянуть в кабинет Соломина.
ТВЦ, 29.05.2025
Дорогие друзья!
31 мая показ спектакля «Собачье сердце» пройдёт в честь 100-летия повести М.А. Булгакова.
Булгаков завершил работу над текстом в 1925 году, но опубликовать при жизни автора его не удалось: произведение было запрещено цензурой, в СССР повесть увидела свет лишь в 1987-м, до этого читатели могли ознакомиться с текстом благодаря самиздатным публикация и книгам, выпускавшихся за рубежом с 60-х годов.
Премьера спектакля «Собачье сердце» в постановке главного режиссера Малого театра Алексея Дубровского состоялась 17 декабря 2022 года и была приурочена к 80-летию народного артиста России Василия Ивановича Бочкарёва, который исполняет роль профессора Преображенского.
Булгаков – редкий гость в Малом театре. Впервые он был поставлен лишь в 2009 году – тогда в репертуаре появился спектакль «Мольер (Кабала святош)», где заглавную роль исполнял Юрий Соломин, а затем – Василий Бочкарев.
При создании декорации художница Мария Утробина вдохновлялась архитектурным проектом В.Е. Татлина «Башня III Интернационала».
Елена Булова в своей статье в "Московском комсомольце" поэтично описала атмосферу первых сцен спектакля: "…Под свист декабрьской метели и звуки марша «Настало время подняться рабочему люду» зритель переносится в заснеженную Москву 1924 года. В пику большевистским призывам со сцены камерно разносится совсем другой гимн – знаменитый, студенческий Vivat Аcademia! Vivant Рrofessores! Вива Академия! Вива профессура! Два мира, две философии сошлись в противостоянии. С выдающимся хирургом и профессором Филиппом Филипповичем Преображенским оживленно после встречи прощаются его коллеги. Каждый из ученых спешит к себе домой. Преображенский направляется привычным путем в свой Обухов переулок. Горят в вечерних сумерках фонари, мимо пробегают люди, на улице холодно, валит снежок. И Филипп Филиппович случайно теряет галошу – милый такой штришок. Ее в зубах приносит огромный пес. В благодарность бездомный Шарик получает нового хозяина, новый дом и… новую судьбу". (вы можете ознакомиться с полной версией статьи на нашем сайте)
«Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу», – эту фразу режиссер спектакля Алексей Дубровский считает ключевой в повести Булгакова.
До конца сезона на Исторической сцене пройдет еще один показ спектакля «Собачье сердце». Он состоится 12 июня.
До встречи в Малом театре!
[GALLERY:926]
Дорогие друзья!
Вот и подошёл к концу первый учебный год в нашей театральной студии в Когалыме. Студийцы дважды в неделю постигали азы актёрского мастерства и оттачивали технику речи под чутким руководством наших опытных педагогов, вместе со своими родителями посетили экскурсию по театру.
27 мая состоялся отчётный урок, на котором ребята выступили перед своими родителями и продемонстрировали полученные навыки.
Поздравляем студийцев с завершением первого учебного года! Поздравляем их педагогов - Александра Наумова, Никиту Шайдарова, Алёну Колесникову и Игнатия Кузнецова – с успехами учеников.
За это время ребята уже многому научились, но впереди их ждёт ещё много интересного, ведь мир театра можно постигать бесконечно.
[GALLERY:925]
31 мая в 14:00 приглашаем вас в Московский дом книги на Новом Арбате на творческую встречу с создателями спектакля «Маленькая опера» Славы Сэ.
«Маленькая опера» – совершенно особенный спектакль Малого театра: комедия-фарс по произведению современного автора говорит об искусстве и тоталитарном режиме языком иронии, уникальный текст Славы Сэ получил яркое сценическое воплощение на нашей сцене.
Режиссёр, заслуженный артист России Владимир Драгунов и артисты Государственного академического Малого театра расскажут, как из прозаического текста рождается сценическая версия постановки, по каким драматургическим законам организуется время и пространство, как создаются образы, что скрывается за метафорическим названием спектакля.
Также вы увидите фрагмент «Маленькой оперы» в исполнении народного артиста Российской Федерации Глеба Подгородинского, артистов Государственного академического Малого театра Полины Лоран и Максима Хрусталёва, студента Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Дениса Казанина.
Вход по предварительной регистрации.
Место проведения: Новый Арбат, д.8
[GALLERY:919]
Масштабная историческая драма «Смута. 1609–1611 гг.» посвящена героической обороне Смоленска во время польской интервенции. На показе побывала культурный обозреватель «Татар-информа».
Многолетняя дружба – обменные гастроли и «щепкинцы»
Спектакли Малого театра России прошли традиционно на исторической сцене театра Камала, с которым его связывает многолетняя дружба – каждые два года театры обмениваются гастролями. Сотрудничество началось в 2006 году и стало неотъемлемой частью театральной жизни двух городов. Казанская публика встречает Малый как долгожданных гостей, а актеры Камаловского с трепетом выходят на историческую сцену в Москве. За почти два десятилетия было показано множество постановок: москвичи привозили «Пиковую даму», «На всякого мудреца довольно простоты», камаловцы отвечали яркими спектаклями на татарском языке, в том числе лауреатом «Золотой маски» – «Муть. Мухаджиры».
Важно отметить, что труппа театра Камала связана с Малым не только гастролями: многие артисты татарской сцены окончили Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина, действующее при Малом театре.
На этот раз Малый театр представил казанской публике масштабную историческую драму «Смута. 1609–1611 гг.» – спектакль, посвященный героической обороне Смоленска во время польской интервенции.
Постановка создана по мотивам романа Владимира Мединского «Стена» и оформлена известным сценографом Виктором Герасименко. Режиссером-постановщиком выступил Владимир Бейлис. Показы прошли 20 и 21 мая в рамках «Больших гастролей», организованных ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.
Актуальный патриотизм Мединского и зрелищная классика Малого
Спектакль «Смута» на сцене казанского театра – это не просто гастрольный проект, а акт творческого единения, отсылающий к идеалам национальной идентичности, исторической памяти и художественной преемственности. Действие спектакля разворачивается во времена Смутного времени, когда польско-литовские войска под командованием короля Сигизмунда III осадили Смоленск.
История рассказана по всем канонам «правильной» драматургии: захватывающий первый эпизод, в котором происходит убийство, два неожиданных поворота и финал, дающий надежду. «Смута» – безусловно, драма. Практически каждый эпизод рассказанной истории оканчивается коварным убийством. Все элементы экшена на месте: любовный треугольник и сценические бои.
Насмотренной татарстанской публике, искушенной лабораториями, герои могли показаться носителями идеологических клише, а повествование по-советски пафосным и состоящим из штампов. Но Малый театр тем и хорош, что он не гоняется за экспериментами, а выверенно следует классической театральной традиции. К тому же пафос органичен для событий и исторического контекста, о котором повествует пьеса.
Автор романа – бывший министр культуры России, а ныне помощник Президента РФ, председатель Союза писателей России и, ко всему, глава российской делегации на текущих переговорах с Украиной Владимир Мединский. Историк и писатель – выпускник МГИМО МИД РФ, защитил докторскую диссертацию по истории. Мединский известен как автор серии книг «Мифы о России», в которых предлагает собственную интерпретацию исторических событий.
Роман «Стена» (2012), который лег в основу сценической версии Малого театра, – его дебют в художественной литературе, вызвавший полярные отзывы критиков. В 2016 году Дмитрий Месхиев снял по мотивам романа фильм, но автор литературной основы убрал свое имя из титров, поскольку, по его мнению, это кино имеет «крайне отдаленное» отношение к роману.
Режиссура Бейлиса и масштабная сценография Герасименко
Владимир Бейлис – один из ведущих мастеров сцены Малого театра, народный артист России, заслуженный деятель искусств России. За его плечами десятки знаковых постановок на историческую и классическую тематику. В работе над «Смутой» Бейлис продемонстрировал тонкое чувство ритма и масштабное видение, объединив патриотический пафос произведения с глубоким психологизмом. Его режиссерское решение точно выверено: крупные сценические формы сочетаются с камерными актерскими эпизодами, создавая цельное, динамичное театральное полотно.
Чтобы создать атмосферу эпохи, режиссер использовал в постановке «Смуты» разнообразные зрелищные сценические приемы: вращающиеся масштабные декорации, видеопроекции и живописные костюмы. Во время просмотра спектакля для зрителя в зале словно стирается контекст современности, и он попадает во времена добротного классического театра, когда не нужно мучительно угадывать символы, воплощенные в условных трех столбах или двух чемоданах, служащих и реквизитом, и декорацией. В эпоху усталости от стихий сценического постмодернизма оказываешься словно на твердой почве.
Сценографию исторической драмы создал заслуженный художник России Виктор Герасименко. Известный живописец и график, он занимал пост главного художника московского театра «Новая Опера», где оформил такие знаковые постановки, как «Золушка» Россини и «Иоланта» Чайковского. В Казани зрители смогли оценить тонкую и выразительную работу сценографа. На поворотном круге сцены Герасименко выстроил многоплановое пространство из белокаменных стен, которые в течение спектакля превращаются то в своды храма, то в монашескую келью, то в постоялый двор, то в бастионы осажденного Смоленска. Такая пластичность сценического решения подчеркивает драматизм и многослойность событий Смутного времени, позволяя режиссуре и актерской игре раскрываться в полном объеме.
Звездный актерский ансамбль
В постановке участвуют ведущие артисты Малого театра, включая Валерия Афанасьева в роли воеводы Шеина и Валерия Бабятинского в роли короля Сигизмунда III.
Валерий Афанасьев – актер с внушительной карьерой, насчитывающей более 200 работ в кино и сериалах. Он дебютировал на экране в 1971 году в фильме «Светлая речка Вздвиженка» и с тех пор сыграл множество разнообразных ролей. Зрителям он запомнился по сериалам «Гардемарины, вперед!» (Ягупов), «Между нами, девочками» (Сан Саныч Рыбаков), фильмам «Ширли-Мырли», «Калашников». С 2017 г. Валерий Алексеевич служит в Малом театре.
Статного польского короля в «Смуте» воплотил легендарный Валерий Бабятинский – актер, чья карьера началась в 1960-х годах. Он известен своими ролями в классических советских фильмах и телеспектаклях. Среди его заметных работ молодой физик в «Девять дней одного года» (1961), лейтенант Огарков в «Двое в степи» (1962), прапорщик в «Выстреле» (1966), великий князь в фильме «Анна Павлова» (1983). Бабятинский с 1963 г. служит в Малом театре, за годы творческой деятельности исполнил более 60 ролей российского, советского и зарубежного классического репертуара.
Роль купца Зобова, предателя, доносившего Сигизмунду III, исполняет народный артист России Владимир Дубровский. Актер иронично подчеркивает внутреннюю низость героя, делая образ Зобова одним из наиболее запоминающихся в постановке. Его исполнение песни про реку Казанку вызвало благодарные аплодисменты. Фильмография актера насчитывает десятки работ: «Дело гастронома №1» (2011), «Серьезные отношения» (2013), «Милиционер с Рублевки» (2020–2022) – и других, где он проявил себя как разноплановый актер, способный воплощать как положительных, так и отрицательных персонажей.
В спектакле участвуют более 50 артистов, в том числе студенты Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина.
Древнерусские мотивы со степной пентатоникой и православная надежда
Музыка Георгия Свиридова, звучащая в спектакле, усиливает атмосферу трагизма, возвышенного драматизма и национального пафоса. Композитор, чье творчество тесно связано с темами русской истории, духовности и народной судьбы, здесь представлен в наиболее героико-эпической ипостаси: звучат его монументальные оркестровые фрагменты, хоровые вставки, музыкальные цитаты с отсылками к древнерусскому церковному пению и народным напевам. Этот музыкальный пласт мгновенно задает масштаб событиям на сцене и формирует у зрителя эмоциональный контекст – надежду на спасение и сплочение под сенью образа Богоматери. В «Смуте» музыка звучит как голос эпохи.
Музыка в спектакле стала не только выразительным художественным инструментом, но и предметом обсуждения: усиливает ли она сценическое действие или затмевает его? Этот вопрос остается открытым и, возможно, намеренно провокационным, подчеркивая амбивалентность самой темы – трагедии национального распада и стремления к объединению.
«Смута» в Малом театре – это попытка осмысления важного исторического события через призму современного театра. Спектакль с впечатляющим визуальным оформлением и участием опытных актеров был восторженно принят казанской публикой. Зал разразился овацией, зрители долго не отпускали актеров со сцены.
Айсылу Хафизова, «Татар-информ», 24.05.2025
Казань стала первым городом, где за пределами Москвы увидели спектакль Малого театра «Смута. 1609-1611 гг.». Это постановка по роману Владимира Мединского «Стена» о самой длительной обороне города в истории России - обороне Смоленска, продолжавшейся с сентября 1609 г. по июнь 1611 г.
Смоленск недаром называют щитом России. В 1609-1611 гг. он сковал основные силы польской армии, и враги отказались от большого похода на Москву.
О непростой судьбе воеводы Михаила Шеина, руководившего обороной Смоленска, о своём отношении к историческим личностям разных времён «АиФ-Казань» рассказал один из ведущих актёров Малого театра Валерий Афанасьев.
«Меня называют Ниагара»
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: - Валерий Алексеевич, из истории Смутного времени все мы помним в основном Минина и Пожарского. Получается, воевода Шеин, которого вы играете, забытый герой, недооцененный персонаж. Как вы работали над этой ролью?
Валерий Афанасьев: - Михаил Борисович Шеин - очень трагическая фигура. Более года держал оборону Смоленска. Был взят в плен. Восемь лет провел в плену у поляков. Потом вернулся и опять служил Отечеству. Но был казнён по приговору Боярской думы на Красной площади в Москве - то ли в результате заговора бояр, то ли ещё по каким-то причинам. Почему-то решили, что Шеин поклонялся кресту короля Сигизмунда III. Но этот человек был искренне предан своей Родине. Когда воеводы объединились, чтобы спасти страну от смуты, Шеин делал всё, что мог, для защиты родной земли. Был храбрым воином, стратегом, политиком.
Есть изображение Шеина, на котором он выглядит как Илья Муромец с гривой волос. Мы пробовали подобрать для воеводы такой парик. Но Юрий Мефодьевич (Соломин, до января 2024 г. художественный руководитель Малого театра. - Авт.) сказал, что он какой-то слишком большой. В итоге мой Шеин выглядит как обычный человек того времени - у него борода, на голове отделанная мехом шапка.
Этот герой интересен своей мощью, сильными эмоциями. Он близок мне по энергетике. Меня иногда называют Ниагара. (Улыбается).
Работать над ролью было несложно, прежде всего, благодаря хорошим партнёрам - актёры Малого театра могут всё. Тем более, что в этой постановке много пластов - воинское начало, романтическая линия, религиозные темы.
- Вы религиозный человек?
- Я крещёный, но не религиозный. В церкви мне некомфортно - кажется, что на меня все смотрят… На мой взгляд, вера - это вещь интимная, требующая уединения. Но я человек верующий, верю в высший разум, в совесть.
И ругали и хвалили
- Премьера «Смуты» состоялась в 2018 г. Реакция была разной. Многие критики критиковали, а обычным зрителям постановка понравилась.
- Очень хорошие отклики идут от простых людей. Мои старшие внуки, например, с удовольствием посмотрели этот спектакль.
Было время, когда нас ругала либеральная публика: как это Малый театр ставит спектакль по произведению министра культуры!? (В. Мединский с 21 мая 2012 г. по 21 января 2020 г. работал министром культуры РФ. - Авт.). А что в этом странного? Эти критики забывают, что в 1920-е годы театры ставили произведения первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Некоторые пьесы наркома Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в театрах за рубежом.
Владимир Мединский - известный историк, достойный человек - недавно был у нас в театре на спектакле, разговаривал с артистами. Теперь он ведёт переговоры (прямые переговоры между Россией и Украиной), за которыми следит весь мир. Мы очень этим гордимся.
- В числе ваших работ крупные полководцы, в том числе маршал Жуков. Вы получили премию Правительства России за роль Бориса Годунова в постановке «Царь Борис» по А. К. Толстому. Годунова часто называют слабым царём. Какие качества, на ваш взгляд, необходимы военачальнику, правителю?
- У Шеина в «Смуте» есть высказывание, что все беды произошли из-за Бориса. Но Годунов - сложнейшая личность, на долю этого царя выпало много испытаний. Несколько лет из-за погодных аномалий в стране был страшный голод. В Угличе при загадочных обстоятельствах погиб маленький царевич Дмитрий, в его смерти обвиняли Годунова. Думаю, ему не повезло чисто человечески.
Одной из самых неоднозначных фигур в мировой истории считается Иосиф Сталин. Я однажды упомянул Сталина всуе в разговоре с моим тестем, и он сразу ушёл от этой темы. Тесть был достойнейшим человеком, воевал, закончил Великую Отечественную войну под Кёнигсбергом. Он дал мне понять, что воевал за Родину, а не за Сталина, но эта личность была для него стержнем.
«Иди, делай»
- В детстве мама требовала от вас: «Говори чётче и не морщи лоб». Кто были ваши родители? Как они вас воспитывали?
- Отец Алексей Васильевич всю войну делал танки, он был слесарем седьмого - то есть высшего разряда. Потом окончил военное училище, стал офицером. Мама Антонина Максимовна была домохозяйкой, большой труженицей, бралась за любую работу. Одно время работала линотиписткой (специалистом по набору текста) в типографии, участвовала там в какой-то самодеятельной театральной постановке.
Родители выросли в деревне. Папа был родом из-под Калуги, а мама из Подмосковья. Нас они воспитывали в строгости. Мы жили в комнате в 12,5 метра около станции метро «Авиамоторная». Я до сих пор помню, как там была расставлена мебель. Мама была аккуратистка - у неё каждая вещь на своём месте, и чистота необыкновенная всегда.
Мы постоянно ходили на спектакли, потому что мама очень любила театр. Брат окончил Щепкинское училище. А я до 10-го класса и не думал о творческой профессии, занимался спортивной гимнастикой. Мама хотела, чтобы я поступил в военную медицинскую академию, но мне эта идея не пришлась по душе, потому что боюсь крови. И вдруг какое-то озарение произошло - я понял, что хочу быть актёром.
Мама прожила 97 лет. Два года болела, практически не вставала. Перед тем, как уйти, она взяла мою руку и сказала: «Иди, Валера, иди, иди, делай, делай». Я расшифровал это себе как «Делай, что должно и будь, что будет».
Сейчас у меня три сына и пять внуков. Они все разные, мы можем спорить о каких-то вещах, но у нас очень хорошие отношения. Я рад, что мои ребята душевные, «сердечные» - умеют сопереживать, поддержать.
ДОСЬЕ
Валерий АФАНАСЬЕВ родился в Москве в 1949 г. Народный артист РФ. Окончил ВТУ им. Б. Щукина. Служил в Театре им. Гоголя, в Театре на Юго-Западе, Театре им. К.С. Станиславского. С 2017 г. служит в Малом театре. Сыграл в 200 фильмах. Пишет музыку, стихи, автор книги «Иди за прошлым».
КСТАТИ
Малый театр показал спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» в Казани в рамках программы «Большие гастроли».
Приключенческий роман В. Мединского «Стена» о событиях Смутного времени вышел в 2012 г. Выход книги был приурочен к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г. и 400-й годовщине Московской битвы, в которой силы Второго народного ополчения нанесли поражение гетману Ходкевичу.
Ольга Любимова, «Аргументы и факты. Казань», 26.05.2025
Об учебе на Арбате, пончиковой, чебуречной и блинной родом из детства, премьерах Малого, прогулках по Бульварному кольцу и мечте об «Острове мечты».
Я родился…
В Москве. Детство провел на Большой Дорогомиловской улице, в театральном доме, где жили мои родители. И на Арбате, где я учился в замечательной школе №12 имени Василия Поленова с углубленным изучением французского языка.
Сейчас живу…
На Каретном Ряду. Прекрасное место.
Любимый район…
Тверская улица и ее окрестности, особенно район Пушкинской площади.
Нелюбимый район…
В последние годы Москва очень преобразилась. Очень много появилось новых красивых мест и районов. Каждый уголок имеет свои отличительные особенности и свою красоту. Мне мой город нравится целиком.
Люблю гулять…
По Бульварному кольцу.
Самые счастливые воспоминания связаны…
С юностью. Поэтому Неглинная, дом 6 — адрес Щепкинского училища.
Приезжих я бы обязательно сводил…
В Малый театр.
Любимые рестораны…
В городе есть еще несколько мест родом из СССР, которые напоминают мне о детстве. В центре их почти не осталось, но кое-какие адреса все же сохранились. Это, например, пончиковая на ВДНХ, чебуречная на Ярославской улице и блинная на Воронцовской.
Место в Москве, в которое собираюсь, но никак не могу доехать…
Парк развлечений «Остров мечты». Давно хочу туда попасть, дочка уже подросла, на очереди племянник.
Кроме работы и дома меня можно застать…
На стадионе «Торпедо» имени Эдуарда Анатольевича Стрельцова на Восточной улице, где играет моя любимая команда «Торпедо Москва».
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Скорость ходьбы по улице.
Если не Москва, то…
Москва.
К 200-летию здания Малого театра…
Я выпустил премьеру«Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка».
Готовлюсь к новой постановке, активную работу над которой начну осенью. Сейчас идет подготовительный период, встречи с художником, композитором, художником по свету. Должен быть масштабный спектакль, в котором будет занято большое количество артистов.
Диана Дорофеева, «Москвич MAG», 26.05.2025
«Пигмалион» Бернарда Шоу по праву можно отнести к числу драгоценнейших жемчужин мировой драматургии: уже более ста лет пьеса не сходит со сцены, к ней обращаются ведущие театральные коллективы по всему миру, было создано и множество киноадаптаций, включая любимый многими кино-мюзикл «Моя прекрасная леди». История о сложных взаимоотношениях бедной цветочницы Элизы Дулиттл и профессора фонетики Генри Хиггинса оказалась столь же вечной и многогранной, как и древнегреческий миф о творце и его прекрасном создании.
Сегодня мы с радостью сообщаем, что в Малом театре началась работа над спектаклем «Пигмалион» Б. Шоу в постановке народного артиста России Глеба Подгородинского. 23 мая прошла первая читка, премьера запланирована на февраль 2026 года. Подробнее с составом исполнителей вы можете ознакомиться на нашем сайте.
По традиции артистов и режиссера на первой читке приветствовали директор Тамара Михайлова и главный режиссер Алексей Дубровский.
Тамара Анатольевна пожелала удачи замечательной команде и добавила, что помимо всех достоинств спектакля, ожидает, что он будет необычно стильный. «Для этого у нас есть все возможности!», – резюмировала она.
Алексей Владимирович отметил, что пьеса не шла в Малом театре уже очень давно. Премьера состоялась в 1943 году в постановке Константина Александровича Зубова. Роль профессора Хиггинса тогда исполнял сам Зубов, а позже – Михаил Иванович Царев. Спектакль пользовался огромным успехом у зрителей, несмотря на трудности военного положения. Элизу Дулиттл играла Дарья Зеркалова, затем Констанция Роек. Кроме того, в постановке были заняты Евгений Велехов, Владимир Владиславский, Михаил Садовский и другие.
«Пьеса прекрасная. Я думаю, вы все получите удовольствие в работе над ней», – заключил главный режиссер.
Глеб Подгородинский давно присматривался к «Пигмалиону». Большое внимание в постановке будет уделяться музыкальной составляющей, пластике и, конечно же, речи. Режиссёр провёл параллель между временем действия пьесы и современностью: мощный прогресс во всех областях, финансовое расслоение общества, ощущение движения и невероятно быстрый темп жизни.
Для режиссёра главными в истории стали темы любви, ревности, обид и предательства, тема взаимоотношений мужчины и женщины. Что происходит между Элизой и профессором Хиггинсом? Если не любовь, то откуда возникает столько обид? Каждый человек был в обеих этих ролях: и отвергаемым, и отвергающим, но надо быть в ответе за тех, кого приручили. Так лёгкая на на первый взгляд история при ближайшем рассмотрении обретает новую глубину.
Поздравляем команду спектакля с началом работы!
[GALLERY:924]
С 21 по 24 мая 2025 года в Москве при поддержке Минкультуры России и Правительства Москвы проходит Международный фестиваль «Интермузей» — крупнейшее деловое мероприятие для сотрудников, партнеров и посетителей музеев с более чем 25-летней историей. Тема этого года — «Музей — лаборатория наследия»: музей рассматривается как пространство, где соединяются традиции и современные технологии, а культурное наследие вдохновляет на творчество. В фестивале приняли участие более 250 экспертов, включая иностранных спикеров.
Главная тема 22 мая — «Музей и общество», участники форума обсуждали развитие инфраструктуры культуры и функции музеев в образовательном процессе и продвижении традиционных ценностей. В Планетарном зале Третьяковской Галереи (корпус на Кадашёвской набережной) руководители театральных музеев обсудили тему «Театр как экспонат, музей как сцена. Новые подходы к интерпретации театрального наследия». Театральные музеи работают с особым видом наследия и требуют индивидуального подхода. Как передать сценический опыт через музейную экспозицию? Какие подходы к интерпретации театрального наследия наиболее эффективно привлекают современную аудиторию? Какие задачи стоят перед театральными музеями в настоящее время?
Эти важнейшие вопросы обсуждали руководители театральных музеев:
Тамара Бурлакова, заместитель генерального директора по научной работе, Бахрушинский театральный музей
Павел Ващилин, директор, Музей Московского художественного академического театра
Гульдания Зиннатова, руководитель, Интерактивный мультимедийный комплекс «Шарык клубы», Татарский государственный академический театр имени Г. Камала
Галина Широкова, руководитель, Музей Театра кукол имени С. В. Образцова
Татьяна Крупенникова, начальник Музейно-информационного центра, выступила от имени Малого театра.
Также 24 мая состоится пройдёт дискуссия «Интермузей глазами зумеров. Какими видят музеи молодые специалисты». В рамках мероприятия студенты-участники фестиваля из МГУ и Казанского университета приходили на экскурсию в Малый театр и узнали много интересного из беседы с нашими специалистами.
Фотограф - Евгений Николаев
[GALLERY:923]
В КАЗАНИ МАЛЫЙ ТЕАТР ПОКАЗАЛ СПЕКТАКЛЬ О СМУТЕ ПО РОМАНУ ВЛАДИМИРА МЕДИНСКОГО
В Казани в рамках программы "Большие гастроли" побывал Государственный академический Малый театр России. Он представил спектакль "Смута. 1609-1611" по роману Владимира Мединского о героической обороне Смоленска от поляков.
Приключенческое произведение под названием "Стена" вышло в свет в далеком 2012 году. В 2016-м его экранизировал Дмитрий Месхиев, а чуть позже режиссер-постановщик Владимир Бейлис решился на его театральную адаптацию, изменив название. Премьера исторической драмы состоялась в Малом театре в 2018 году, вызвав неоднозначную реакцию в прессе.
И вот спустя семь лет Казань стала первым российским городом, где показали эту необычную постановку. Разумеется, в свете недавних политических событий спектакль получил "заряд актуальности" и заиграл новыми красками.
Казанская премьера состоялась в старом здании Татарского государственного академического театра имени Г. Камала. Много повидавшая на своем веку сцена, пожалуй, с такими монументальными декорациями не сталкивалась. А они, действительно, завораживают с первых секунд. Известный художник-постановщик Виктор Герасименко создал вращающуюся платформу, которая трансформируется на глазах публики в зависимости от сцены. То это уютная таверна, то Смоленский кремль, то замок польского короля Сигизмунда.
Так что, действие здесь разворачивается в буквальном смысле и каждый поворот переносит зрителя в новое пространство. Под стать декорациями световые эффекты и визуальные эффекты. Чего стоит превращение серых крепостных стен в православный храм, покрытый фресками или "плачущая" Смоленская икона Божией Матери.
Сюжет строится вокруг двухлетней обороны Смоленска от польских интервентов. В это основное историческое полотно автор вплел множество нитей - шпионскую, приключенческую и, конечно, любовную. Главный герой - воевода Смоленска Михаил Шеин (народный артист России Валерий Афанасьев) всеми силами пытается удержать крепость, причем противостоять приходится врагам, как внешним, так и внутренним. Среди смоленского купечества находится немало желающих сдать город и хорошо зажить при поляках, которые пришли "прекратить Смуту". Антагонист Шеина - Сигизмунд III (народный артист России Валерий Бабятинский). Для него московиты дремучие варвары, которым он несет свет "истинной католической веры".
Между племянницей воеводы Катериной (Лидия Милюзина) и сподвижниками Григорием Колдыревым (Алексей Фаддеев) и Дедюшиным (Александр Волков) возникает любовный треугольник, на который еще накладывается и шпионская интрига. Не обойдется в спектакле и без поиска сокровищ в подземельях крепости.
Характеры персонажей даются яркими широкими мазками, диалоги здесь простые, действия прямолинейные, впрочем, от эпического полотна и не ждешь тонкой психологической "гравюры". Порой действие и по эстетике и по масштабу напоминают оперу - на сцене задействовано более 50 актеров! Есть в постановке и массовые бои и хороводы. В постановке можно услышать фрагменты из произведений Георгия Свиридова, некоторые звучали в прежних спектаклях Малого театра "Царь Иоанн Грозный", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис" по трилогии Алексея Толстого.
Финал спектакля можно предугадать "без спойлеров" тем, кто знаком с историей страны. Смоленская крепость пала. Но некоторые выжившие герои уже готовы идти на Волгу, где собирается народное ополчение. И казанцы знают, что их город тоже сыграет важную роль в этой исторической эпопее со счастливым концом.
Валерий Афанасьев, народный артист России:
- Мой герой Михаил Борисович Шеин - историческая фигура очень трагическая. Он воин во всех своих ипостасях. Было время, когда нас ругала вся либеральная публика. Как это Малый театр ставит министра культуры?! Они забывают, что и Луначарского ставили. А что тут такого? Владимир Мединский - историк, достойный человек. Мои старшие внуки приходили и с удовольствием смотрели спектакль. Разные бывают постановки: тонкие психологические, гротескные. А это полотно.
Олег Корякин, «Российская газета», 22.05.2025
https://rg.ru/2025/05/22/reg-pfo/v-kazani-malyj-te...
МОСКОВСКАЯ «СМУТА» В КАЗАНИ: КАК В КАМАЛОВСКОМ ЗАМИРОТОЧИЛА ИКОНА БОГОРОДИЦЫ
В Казани прошли двухдневные гастроли Малого театра России, который впервые вывез за пределы Москвы эпичную постановку «Смута. 1609-1611», созданную по роману Владимира Мединского «Стена». Показы прошли на старой сцене ТГАТ им. Г. Камала.
Московская «Смута» приехала в столицу Татарстана в рамках всероссийского гастрольно-концертного плана министерства культуры России, организатор - Росконцерт. Казань стала первым городом в гастрольном маршруте Государственного академического Малого театра. Подчеркнем: театра с огромной историей, которая немыслима без таких великих имен, как Михаил Щепкин, Мария Ермолова, Михаил Царев, Юрий Соломин. В этом сезоне исполнилось 200 лет историческому зданию Малого театра, а будущий сезон станет 270-м.
После Казани в июне это пафосное патриотическое полотно «Смута», повествующее о трагической странице истории Руси и самоотверженной защите от Войска польского короля Сигизмунда жителями Смоленска в начале XVII века, увидят зрители Архангельска, а в ноябре – жители Самары.
В основе пьесы «Смута» лежит роман 2012 года экс-министра культуры России, ныне помощника президента РФ Владимира Мединского. В аннотации к спектаклю указано, что «Одна из задач, которые ставит перед собой Малый театр, – ознакомление зрителей с великими страницами отечественной и мировой истории. Особый интерес для Малого всегда представляло русское Средневековье – эту эпоху исследует спектакль «Смута. 1609–1611 гг.», рассказывающий о героической обороне Смоленска, одном из финальных аккордов мрачных событий конца XVI — начала XVII веков». А режиссер-постановщик «Смуты» Владимир Бейлис пояснял в свое время: «Пьеса очень тонкая и психологичная. В ней все объединено патриотической темой. Там действуют русские люди, которые защищают свою родину, свою землю. Жизнь и смерть. Это общечеловеческие проблемы, выявляющие самые лучшие качества человека».
Любопытно, что в 2016 году по роману Мединского режиссер Дмитрий Месхиев снял фильм, который транслировал телеканал «Россия-1». Правда, в титрах фамилии Мединского не было, говорят, он посчитал, что лента Месхиева к роману имела лишь косвенное отношение, в конце концов режиссер и автор романа сошлись на том, что фильм снят «по мотивам» «Стены».
Премьера спектакля «Смута» в Малом театре состоялась в 2018 году. Спустя четыре года, в 2022-м, ее вернули в репертуар, а теперь решили познакомить с ней зрителя в российских регионах. В принципе, о спектакле давно уже все написано, как говорится, его разобрали по косточкам.
Отметим, что ряд критиков приняли постановку в штыки, опубликовав довольно недружелюбные и даже разгромные рецензии. В общем, либеральная пресса была недовольна патриотизмом «в лоб». На мой взгляд, автора сценической адаптации романа можно упрекнуть в некоей «ходульности» ряда персонажей и в недостаточно живых диалогах, которые порой звучат как цитаты из книги, а не разговорная речь. Ну и хотелось бы больше актерской динамики (хотя эти «огрехи» определенно компенсирует постоянная смена движущихся декораций и богатых костюмов).
Интересно, что по «ту сторону баррикад» оказался рядовой зритель: судя по публикуемым до сих пор восторженным множественным откликам в социальных сетях и на сайте Малого театра, подавляющее большинство обычных россиян всем сердцем и душой приняли постановку, преисполнившись гордости за родину. Такой вот символичный диссонанс…
Отдельно стоит сказать о сценографии, которую мастерски создал известный казанцам по постановкам в театре оперы и балета им. М. Джалиля заслуженный художник России Виктор Герасименко. Впечатляет и использованный в оформлении видеоарт (его автор – сын Герасименко Дмитрий). Особенно же сильное впечатление производит плачущая икона Богородицы, и я видела, что во время этой потрясающей мизансцены некоторые зрители даже крестились! Не менее впечатляют огненный сокол в небе над неприступным Смоленском, виртуальный напалм пожара, кружение воронья… В сочетании с музыкой народного артиста СССР композитора Георгия Свиридова атмосфера времени с художественной точки зрения – безупречна.
Сцена «Смуты» густо населена: шутка ли, в спектакле участвуют 55 человек. Среди них – народные артисты Валерий Афанасьев, Александр Ермаков, Владимир Дубровский, Валерий Бабятинский, Александр Вершинин, заслуженные артисты России Алексей Фаддеев, Александр Белый, Дмитрий Кознов, Василий Дахненко, артисты Лидия Милюзина, Александр Волков, Мари Марк, Константин Юдаев, Екатерина Казакова, Максим Путинцев и другие.
У посетившей спектакль «Смута» 21 мая редактора отдела культуры «Вечерней Казани» была возможность пообщаться перед его началом с исполнителем одной из главных ролей – воеводы Смоленска Шеина, народным артистом России Валерием Афанасьевым, а также с его молодыми коллегами – Алексеем Фаддеевым (роль Григория Колдырева) и Лидией Милюзиной (роль племянницы воеводы Шеина – Катерины).
- Довольны вы тем, как прошли показы в Казани?
- Собой я не доволен, – не раздумывая включился в беседу Валерий Алексеевич Афанасьев. – Первый спектакль – это же всегда нервы, надо сориентироваться по выходам из-за кулис и не запутаться. А декорации те же, что и в Москве, просто они довольно сложные (на крутящемся пандусе. – «ВК»), они эпические, огромные, их создал известный театральный художник Виктор Герасименко. Сложность в том, что декорации, которые все время двигаются, поглощают звук, который в идеале должен лететь, поэтому наша актерская задача – говорить четче. Как еще мама моя говорила: «Сынок, говори четче и не морщи лоб». Понимаете, вот так нам и надо. А так все хорошо, публика даже «браво» кричала.
- Говоря о «Смуте», все постоянно подчеркивают, что спектакль – патриотический. И тут как раз президент России Владимир Путин издал указ о том, чтобы не позднее 30 ноября 2025 года был создан театр патриотической направленности. Судя по сайту Малого театра, вы уже ведете гигантскую работу в этом направлении, причем в разнообразных жанрах и формах. Не думаете ли, что эти функции передадут вашему театру?
- Нет, не думаю. Потому что мы национальный федеральный театр России и обязаны играть классическую драматургию. Если классическая драматургия включает в себя патриотическую направленность, то прекрасно, мы будем ее играть, – откликнулся заслуженный артист России Алексей Фаддеев. – У нас два здания – основное (на Театральной площади) и второе на Ордынке, и вот в здании филиала вполне возможны какие-то более современные постановки. Например, на 9 мая у нас вышел спектакль «Белая палатка» о Великой Отечественной войне. Очень хороший патриотический спектакль. Что касается направленности Малого театра – это именно классическая драматургия, традиционный театр. Нас периодически в прессе называют «театр-музей». Не знаю, как мои коллеги, а я этого не стесняюсь. В Москве более ста театров совершенно не «музейной» направленности, и если человека не устраивает «музей», то он может пойти в любой другой театр и прекрасно провести время.
- С этим разобрались. Если говорить о классике, к чему вы лично, Валерий Алексеевич, тяготеете?
- Не знаю, Алексей, к счастью или нет, но я – вахтанговец.
- (Общий смех) Это просто разные школы кун-фу, – пошутил Фаддеев.
- Так вот, я тяготею ко всем жанрам, я – вахтанговец и могу все: от гротеска до психологической драмы, включая патриотической направленности, – продолжил Валерий Афанасьев. – Мне любой жанр хорош, лишь бы не был скучным (в патриотике в том числе). Правильно Алексей вспомнил сейчас о «Белой палатке» (режиссер Ирина Михайленко, в основе одноименная пьеса советского писателя Ивана Стаднюка. – «ВК»). Художник решил, что мы все – от сапог до пилотки, весь реквизит – в белом. Сначала подумали – как странно, а потом поняли – это словно воспоминания. Извините, что немного отступаю от темы, но когда я играл Сатина в пьесе «На дне» на Юго-Западе, мы тоже не знали сначала, как одеться, ведь обычно этих персонажей в лохмотьях как с помойки изображают. И мы решили – будем в белом в этой ночлежке! То есть белый цвет олицетворял мечту этих людей. И то же самое – с «Белой палаткой». Очень важное решение!
Что касается создания отдельного патриотического театра, то как бы это не превратилось в какое-то… Знаете, когда я заканчивал институт, то ходил один довольно известный человек, не стану называть его фамилию, с идеей создать комсомольский театр. Носил пьесу-агитку… Понимаете, театр это уже проходил в начале ХХ века, когда после революции в театры массово внедряли лозунги. Я понимаю направленность президента: общество ищет героев, ищет, за кем следовать.
- Ваш воевода Шеин – герой?
- Воевода Михаил Борисович Шеин – фигура историческая. И очень трагическая. Он воин во всех своих ипостасях, и с Борисом Годуновым был, и с Шуйским, героически держал оборону Смоленска. Потом оказался в плену и восемь лет провел у поляков. А когда вернулся, то снова верой и правдой служил Отечеству. К сожалению, то ли заговор бояр, то ли что еще, но воеводу казнили. На Красной площади. Обвинили его в том, что он поклонялся кресту Сигизмунда (католику. – «ВК») и так далее. Такое бывает, к сожалению. И наших генералов расстреливали, которые чего-то не усмотрели, не учли, не доделали… Но каким был Шеин на самом деле? Есть небольшое изображение, на нем он как Илья Муромец. Нет уверенности у меня, что он таким и был. А вот почему меня выбрали на эту роль, не могу судить. Но я старался. И должен сказать, что два мениска эта роль мне выбила. Да на таком сложном пандусе и немудрено.
- А по эмоциям роль воеводы Смоленска сложная?
- Нет, главное, что партнеры по сцене хорошие. И когда выходит эта девочка (актриса Малого театра Лидия Милюзина) и зажимает мне, то есть воеводе, своими ручками глаза, то, понимаете, тепло становится и дальше хочется играть. Вот и весь секрет. По сценарию моя племянница Катерина погибает, вот это – страшно.
Было время, нас за спектакль «Смута» сильно ругали, мол, как это, Малый театр ставит спектакль по книге министра культуры, забывая, что в свое время и Луначарского ставили (первый нарком просвещения РСФСР, писатель, критик, искусствовед. – «ВК»). А в чем крамола? Владимир Мединский – профессиональный историк, очень достойный человек. Мы пожимали друг другу руки. Недавно он снова приходил на спектакль, потом пригласил пообщаться. А теперь он ведет переговоры [между Россией и Украиной], а мы этим – гордимся.
Спектакль с возрастным цензом 12+ шел ровно три часа плюс антракт, при этом первое двухчасовое действие, видимо, оказалась не по силам некоторым казанским театралам, которые сочли, что «тема спектакля слишком серьезна, а мы хотели чего-то легкого» (это я подслушала в фойе), и покинули театр в антракте. Прискорбно, что граждане, которые ищут в театре лишь комедию и развлечение, не утруждая себя духовной работой, увы, не редкость в наше время.
Ольга Юхновская, «Вечерняя Казань», 22.05.2025
https://www.evening-kazan.ru/kultura/articles/mosk...
«СМУТА» МАЛОГО ТЕАТРА – В КАЗАНИ!
Потрясающая игра актеров, масштабные декорации, проекции на экране,яркие исторические костюмы, – все это спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» режиссера Владимира Бейлиcа по роману экс-министра культуры РФ, Помощника Президента РФ Владимира Мединского. Спектакль поставлен в прославленном Малом театре, труппа которого насчитывает более ста человек. Отметим, что Владимир Бейлис – народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, — режиссер очень опытный, воспитавший множество знаменитых учеников. Приступая к новой постановке, он точно знает, как сделать так, чтобы это было качественно, интересно, полезно для зрителя и для общества в целом. Не удивительно, что в Казани на сцене театра им. Г. Камала с большим успехом прошли гастроли Малого театра со спектаклем «Смута».
Премьера состоялась в 2018 году. В основе сюжета – героическая оборона Смоленска, осажденного войсками польского короля Сигизмунда III во время русско-польской войны 1609-1618 годов. В постановке занято более сорока артистов театра и студентов Щепкинского училища. Одну из главных ролей — воеводу Смоленска Михаила Шеина играет народный артист России, лауреат премии Правительства России Валерий Афанасьев. А образ его главного противника – короля Польши Сигизмунда III воплотил народный артист России Валерий Бабятинский. В постановке также задействованы заслуженный артист России, лауреат премии Правительства России Алексей Фаддеев, народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков, заслуженный артист России Александр Белый, народный артист России Владимир Дубровский, заслуженный артист России Дмитрий Кознов, заслуженный артист России Василий Дахненко, народный артист России Александр Вершинин и другие известные актеры.
Владимир Мединский еще до премьеры подчеркнул, что в Малом театре, который славится своими традициями и прекрасным художественным вкусом, бережно относятся к авторскому тексту. Поэтому в достойном результате он не сомневался. Правда, не все критики положительно отнеслись к постановке, но зрители ее приняли с восторгом, и это факт. Немалая заслуга в том, что спектакль получился по-настоящему ярким, патриотичным и содержательным, принадлежит художнику-постановщику, заслуженному художнику России, обладателю множества наград Виктору Герасименко. Декорации впечатляют даже самого искушенного зрителя. Главная находка – широкий поворотный круг с расположенными на нем фрагментами крепостной стены и башен.
Смутное время на Руси – трагический период истории, время предательства, разбоев, внешней интервенции. Поэтому оборона Смоленска, действительно, является одним из поворотных событий русско-польской войны 1609-1618 годов. Город стал тогда фактически стеной на пути польско-литовских интервентов к Москве, где оккупанты готовились посадить на трон польского королевича. Сам роман Владимира Мединского так и называется «Стена».
Этот спектакль крайне актуален сегодня, поэтому именно с этой постановкой проходят в текущем году гастроли Малого театра, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации по программе «Большие гастроли». Помимо Казани, в 2025 году спектакль увидят жители Архангельска и Самары. Жители столицы Татарстана очень тепло встретили постановку. Кроме того, журналисты имели возможность непосредственно пообщаться с народным артистом России, лауреатом премии Правительства России Валерием Афанасьевым, заслуженным артистом России, лауреатом премии Правительства России Алексеем Фаддеевым и артисткой Лидией Милюзиной. Они рассказали об участии в спектакле «Смута», выразили свое мнение о настоящем, искреннем патриотизме, раскрыли специфику деятельности старейшего театра России и поблагодарили казанских зрителей за теплый прием.
Альбина Хазиева, «Республика. XXI век», 23.05.2025
20 и 21 мая с успехо прошли гастроли Малого театра на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала в Казани.
Спектакль «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р. Мединского, рассказывающий о героической обороне Смоленска, одном из финальных аккордов мрачных событий конца XVI – начала XVII вв., был тепло встречен публикой. Благодарим зрителей за искренние эмоции и аплодисменты!
На вопросы корреспондентов местных СМИ ответили народный артист России Валерий Афанасьев, заслуженный артист России Алексей Фаддеев и актриса Лидия Милюзина.
«Большие гастроли» в Казани, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, прошли согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
[GALLERY:922]
В Малом театре идет «Маленькая опера» по повести Славы Сэ — писателя, получившего первый успех еще в «Живом Журнале», куда выкладывал забавные рассказы о буднях сантехника. Time Out побывал на спектакле, который умудряется с юмором изложить историю, полную страха и ненависти.
Сюжет разворачивается в маленьком городке Дорхольм оккупированной Голландии 1944 года. Дирижеру Бено предстоит поставить «Валькирию» Вагнера к приезду фюрера и сделать это на высшем уровне — иначе расстрел.
Но здание филармонии разбомблено, и репетиции приходится перенести в местный публичный дом, который по иронии судьбы находится в пристройке к церкви. Собственно, потому и уцелел. Так, из девушек с пониженной социальной ответственностью собирается новый состав оперной труппы, а в качестве реквизита используются швабры.
Режиссер Владимир Драгунов и драматург Елена Исаева создают на сцене фарс, где границы между высоким искусством и повседневной реальностью стираются. Спектакль наполнен сатирой, юмором и легкой иронией, позволяя зрителю взглянуть на серьезные исторические события под новым углом.
Впечатляет и игра Глеба Подгородинского в роли дирижера Бено — сперва жалкий и щуплый, задавленный женой-оперной дивой и ее суровой мафиозной семьей, он становится по мере развития сюжета мини-диктатором, пытающимся навести порядок в хаосе.
«Маленькая опера» не просто спектакль, а метафора сопротивления через творчество — в условиях войны и разрухи герои находят в нем спасение. Зрителю предлагают не просто посмеяться, но задуматься о роли искусства в самые темные времена. Так что постановка оставляет ощущение надежды, напоминая — даже в публичном доме можно поставить оперу.
«TimeOut», 19.05.2025
В Новом Щепкинском фойе Малого театра открылась выставка «Малый театр – фронту», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Центральное место экспозиции занимают фрагменты истребителя Як-9. Это один из 12 самолетов, собранных в 1944 году на деньги коллектива. Среди редких экспонатов также представлены личные письма артистов фронтовых бригад Малого театра, адресованные своим родным и близким прямо с линии фронта. Подробнее об уникальной выставке ведущей телеканала «МИР 24» Камиле Овакимян рассказала начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова. Смотрите эксклюзивное интервью в программе «Культ личности».
Смотрите новый выпуск программы «Культ личности» на официальном сайте телеканала «МИР 24»: «АРТИСТЫ НА ВОЙНЕ СПАСАЛИ ДУШИ»
20 мая состоялась церемония возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата от имени театрального сообщества. В мероприятии приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, глава Союза театральных деятелей Владимир Машков, директор Малого театра Тамара Михайлова, главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский и другие деятели культуры. Предлагаем вашему вниманию публикации об этом событии.
ГЛАВА МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЦЕРЕМОНИИ ВОЗЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ К МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА ОТ ИМЕНИ ТЕАТРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова приняла участие в церемонии возложения венков и цветов к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены по случаю 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне от имени театрального сообщества – Союза театральных деятелей России и руководителей ведущих театров.
Цветы также возложили председатель Комитета Совета Федерации Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский, руководитель Департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, руководитель Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов и председатель СТД Владимир Машков. В церемонии приняли участие представители всех федеральных театров.
После возложения венков присутствующие почтили память павших минутой молчания.
«Акция подчеркнула единство российского театрального общества в сохранении исторической памяти о Великой Победе», – отметила глава Минкультуры России.
Мероприятие было организовано впервые. В Союзе театральных деятелей России намерены сделать церемонию доброй традицией.
https://culture.gov.ru/press/news/glava_minkultury...
РОССИЙСКИЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ К МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
ИНТЕРФАКС
Деятели культуры возложили венок и цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Москве во вторник.
В мероприятии, организованном Союзом театральных деятелей (СТД) РФ, приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, глава Союза театральных деятелей Владимир Машков и другие культурные деятели.
"Мы собрались сегодня в удивительный день - 20 мая 1945 года в Москву из Берлина прибыло знамя Победы. Дальше оно участвовало в параде, который был 24 июня 45 года. И в этот знаменательный день для нас, такой же священный, как Благодатный огонь, мы собрались нашим театральным сообществом: здесь художественные руководители, директора ведущих театров, артисты, представители государственной власти, отвечающие за сферу культуры, и с нами министр культуры", - сказал Машков журналистам после церемонии.
Он выразил надежду на то, что этот день "станет для театрального сообщества и для всех нас таким постоянным традиционным днем памяти".
Среди участников церемонии также были директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Крок, худрук Театра на Малой Ордынке и Московского академического театра сатиры Евгений Герасимов, ректор театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев, глава департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, главный режиссер Государственного академического Малого театра, заслуженный артист РФ Алексей Дубровский, директор Малого театра Тамара Михайлова, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, основатель и художественный руководитель Театра "Студия театрального искусства" Сергей Женовач и другие.
https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/rossiys...
ЛЮБИМОВА И МАШКОВ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ К МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
Алиса Куликова, ТАСС
Церемония возложения венка и цветов приурочена к 80-летию Великой Победы
МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Церемония возложения венка и цветов к Могиле Неизвестного Солдата прошла в Москве 20 мая, передает корреспондент ТАСС. В мероприятии, организованном Союзом театральных деятелей (СТД) РФ, приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, народные артисты РФ Владимир Машков и Надежда Бабкина, а также ветераны-члены СТД и другие культурные деятели.
"Прежде всего, я хочу всех еще раз поздравить с Днем Великой Победы. Сегодня удивительный день: 20 мая 1945 года в Москву из Берлина прибыла с нашими солдатами Победа (20 мая 1945 года Знамя Победы было отправлено из Берлина в Москву - прим. ТАСС). <…> И в эту знаменательную дату, такую же священную, как Благодатный огонь, мы собрались всем театральным сообществом: здесь художественные руководители, директора ведущих театров, артисты, представители государственной власти, отвечающие за сферу культуры, и сам министр культуры", - сказал после церемонии Машков.
Он добавил, что все культурные деятели, присутствующие на церемонии, испытывают чувство гордости и благодарности советским людям, отдавшим свою жизнь за Великую Победу. Артист обратил особое внимание, что среди них были в том числе миллионы неизвестных солдат.
"Я надеюсь, этот день станет для нашего театрального сообщества, как и для всех россиян, традиционным Днем памяти", - подвел итог Машков.
Всего участниками церемонии стали порядка 100 человек, в их числе - главный режиссер Государственного академического Малого театра, заслуженный артист РФ Алексей Дубровский, директор Малого театра Тамара Михайлова, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Крок.
Церемония возложения венка и цветов приурочена к 80-летию Великой Победы. Она подчеркивает единство театрального сообщества в сохранении памяти и Великой Отечественной войне.
https://tass.ru/obschestvo/23991311
Фото: пресс-служба Минкультуры России
[GALLERY:920]
15-16 мая в Москве на технологичной площадке «Цифровое деловое пространство» прошёл V Всероссийский конгресс с международным участием «Лечебно-реабилитационные перспективы при кохлеовестибулярных и голосовых расстройствах». В конгрессе приняли участие российские и зарубежные ученые, эксперты, оториноларингологи, врачи-сурдологи, отоневрологи, фониатры и смежные специалисты.
Малый театр реализует благотворительный культурно-просветительский проект «ЛогоТеатр» для дошкольников с кохлеарными имплантами с 2021 года. Этот проект наш театр осуществляет совместно с Национальным медицинским исследовательским центром отоларингологии Федерального медико-биологического агентства России под руководством Н.А.Дайхеса, члена-корреспондент РАН, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации. А осенью 2024 года мы выпустили методическое пособие «Система работы с детьми дошкольного и школьного возраста после кохлеарной имплантации в детских театральных студиях».
На конгрессе Малый театр представила заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Александра Соломина. Александра Юрьевна подробно рассказала о нашей уникальной методике, а ученики «ЛогоТеатра» вместе с педагогами наглядно продемонстрировали как проходят занятия.
Фотограф - Дмитрий Тихонов
[GALLERY:918]