Новости

ВАС БУДЕТ ОПЕРИРОВАТЬ ТОВАРИЩ ШВОНДЕР!

Малый театр порадовал своих поклонников премьерой спектакля «Собачье сердце» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

…Под свист декабрьской метели и звуки марша «Настало время подняться рабочему люду» зритель переносится в заснеженную Москву 1924 года. В пику большевистским призывам со сцены камерно разносится совсем другой гимн – знаменитый, студенческий Vivat Аcademia! Vivant Рrofessores! Вива Академия! Вива профессура! Два мира, две философии сошлись в противостоянии. С выдающимся хирургом и профессором Филиппом Филипповичем Преображенским оживленно после встречи прощаются его коллеги. Каждый из ученых спешит к себе домой. Преображенский направляется привычным путем в свой Обухов переулок. Горят в вечерних сумерках фонари, мимо пробегают люди, на улице холодно, валит снежок. И Филипп Филиппович случайно теряет галошу – милый такой штришок. Ее в зубах приносит огромный пес. В благодарность бездомный Шарик получает нового хозяина, новый дом и… новую судьбу.

Вряд ли среди тех, кто бывает в Малом театре, найдутся люди, не видевшие знаменитого фильма Владимира Бортко с Евгением Евстигнеевым в роли профессора Преображенского. Картина столь любима, так часто показывается по ТВ, что каждая ее сцена прочно запечатлелась в памяти уже нескольких поколений зрителей. Тем сложнее была задача режиссера Алексея Дубровского поставить в Малом театре спектакль так, чтобы зритель оставил невольные попытки сравнения с киношедевром и полностью погрузился в происходящее на сцене. А если зритель еще и испытает удовольствие от старых персонажей в новом прочтении, это уж будет совершенная победа! Забегая вперед, скажу, что Малому театру это оказалось по силам.

Сценограф Мария Утробина изящно переносит нас в профессорский дом, в старую московскую квартиру Преображенского на семь комнат. Зрители видят лишь ее часть – столовую со старинной мебелью, основательный сервированный стол с прекрасным сервизом и хрусталем. Столовая в какой-то момент условно превращается в гостиную, потом в смотровую, в операционную.

В доме Преображенского Шарику предстоит пережить небывалый эксперимент — собаке будет пересажен человеческий гипофиз. Результаты превзойдут ожидания — Шарик превратится в Шарикова, медленно возвращая себе черты хозяина пересаженного гипофиза — люмпена Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке.

В булгаковской истории зрителю, разумеется, интереснее всего подробности. Шарика и Шарикова играет один и тот же артист Владимир Тяптушкин. Он обаятелен, такому впору создавать образ Есенина: красивое, открытое лицо с копной «соломенных волос». В роли Шарика артист передвигается на четвереньках, полностью копируя собачьи повадки и пластику. Мысли Шарика плывут над сценой, давая молчаливую оценку происходящему.

В роли же Шарикова Владимир Тяптушкин выпрямляется в полный рост. Внешний облик артиста настолько контрастирует с образом нагловатого иждивенца, что зритель вослед за Преображенским может только разводить руками, удивляясь, «как из такого славного пса получилась такая человеческая дрянь». Пропасть между добрейшим, трущимся о ноги Филиппа Филипповича Шариком и агрессивным Шариковым, выхватывающим наган и направляющим его в грудь профессора, – замечательная визуальная трансформация и сильный режиссерский ход. Артист эту трансформацию отыгрывает органично и талантливо.

Невероятно хорош, конечно, и сам Филипп Филиппович в исполнении восьмидесятилетнего Василия Бочкарёва. Спектакль поставлен к юбилею грандиозного актера. Бочкарёв привносит в сложившийся уже у зрителя образ совершенно новые штрихи, интонации, краски. Чего стоит одно только знаменитое «Не хочу!» на предложение «товарищей» купить журнал, чтобы поддержать голодающих детей. Произносит он это «Не хочу!» совершенно иначе, чем делал Евгений Евстигнеев, с иным смыслом. За бочкарёвским «Не хочу!» читается тонкое и ироничное отношение к «товарищам» в шинелях, нахрапом ввалившимся в его квартиру. Сквозит в герое Бочкарёва и печаль крупного ученого, который понял, что пошел ложным путем в своих исследованиях. Проглядывает в глубине этой сложной натуры ответственность за собственные решения и поступки, которую он несет перед Богом. Другой власти над собой ученый не признает. Преображенский ясно видит, что стремление к чистому эксперименту не всегда сопровождается способностью общества «переварить» успешный результат. Тогда зачем нужен искусственно сделанный человек? Зачем идти против природы, ускоряя процессы? Булгаковские слова очень аккуратно вкладываются Преображенским в наши мозги. Действительно, зачем идти против?

Настоящим открытием в спектакле стал Игорь Петренко в роли доктора Борменталя. Мы как-то привыкли видеть артиста в образах физически сильных мужчин — военных, сотрудников милиции, подводников, казаков. Тут же он играет невероятно интеллигентного и благодарного человека, бережно хранящего покой своего учителя Филиппа Филипповича.

В спектакле, конечно же, вызывают восторг и обращают на себя внимание народные артисты старшего поколения – импозантный швейцар Фёдор в исполнении Владимира Носика. Выразительный Нарком (Виктор Низовой), которому Преображенский кричит в трубку, что его теперь «будет оперировать товарищ Швондер», покушающийся на жилплощадь профессора. Прекрасен пациент (работа Александра Ермакова), тот самый, который «25 лет не испытывал ничего подобного». Великолепна и пациентка, затейливо пытающаяся скрыть свой преклонный возраст (Людмила Щербинина). Хороши Зинаида (Мария Кривенцева) и Дарья (Алена Охлупина). Ну и конечно, очень хорош сам Швондер в исполнении Михаила Мартьянова.

Среди изысков сценографии Марии Утробиной бросается в глаза огромная башня, сильно смахивающая на Вавилонскую со знаменитой картины Питера Брейгеля. Башня то ли рвется ввысь, словно ракета, то ли заваливается набекрень – символ интересный, с кондачка и не разберешься. На самой ее вершине отдает приказы из высоких кабинетов Нарком, по винтовым дорожкам маршируют солдаты и матросы с винтовками. А где-то в основании раскинулась квартира Преображенского, который, несмотря на смелые взлеты научной мысли, в отличие от прочих, прочно стоит ногами на земле.

В спектакле вообще множество аллюзий, намеков, прямых и косвенных отсылов. В его внешней форме и внутренней структуре лихо объединились философия и символизм, классика и авангард. Погружаясь в атмосферу, которую так великолепно, неторопливо, вдумчиво и подробно создает Малый театр, хочется снова внимательно перечитать произведение, пересмотреть фильм и просто прогуляться по старой булгаковской Москве, вглядываясь в приметы времени. Прогуляться под свист новой метели. Что там было-то в большевистском гимне в начале спектакля? «Настало время подняться рабочему люду. Долой позорную власть капитала!» Что ж, рабочий люд поднялся. А мы, потомки, через сто лет видим результаты этого процесса. «Напрасно надеются, что террор им поможет, — качает головой Преображенский. – С человеком можно действовать только лаской». Прав оказался ученый. Не помог террор, мы снова — под властью капитала. Круг замкнулся. С чем вошли, с тем и вышли. Хотя с тем ли? Или все же какие-то уроки извлечены и взяты на вооружение? Об этом, собственно, и спектакль.

Елена Булова, "Московская правда", 26 января 2023 года

https://mospravda.ru/2023/01/26/671543/


Дата публикации: 27.01.2023

Малый театр порадовал своих поклонников премьерой спектакля «Собачье сердце» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

…Под свист декабрьской метели и звуки марша «Настало время подняться рабочему люду» зритель переносится в заснеженную Москву 1924 года. В пику большевистским призывам со сцены камерно разносится совсем другой гимн – знаменитый, студенческий Vivat Аcademia! Vivant Рrofessores! Вива Академия! Вива профессура! Два мира, две философии сошлись в противостоянии. С выдающимся хирургом и профессором Филиппом Филипповичем Преображенским оживленно после встречи прощаются его коллеги. Каждый из ученых спешит к себе домой. Преображенский направляется привычным путем в свой Обухов переулок. Горят в вечерних сумерках фонари, мимо пробегают люди, на улице холодно, валит снежок. И Филипп Филиппович случайно теряет галошу – милый такой штришок. Ее в зубах приносит огромный пес. В благодарность бездомный Шарик получает нового хозяина, новый дом и… новую судьбу.

Вряд ли среди тех, кто бывает в Малом театре, найдутся люди, не видевшие знаменитого фильма Владимира Бортко с Евгением Евстигнеевым в роли профессора Преображенского. Картина столь любима, так часто показывается по ТВ, что каждая ее сцена прочно запечатлелась в памяти уже нескольких поколений зрителей. Тем сложнее была задача режиссера Алексея Дубровского поставить в Малом театре спектакль так, чтобы зритель оставил невольные попытки сравнения с киношедевром и полностью погрузился в происходящее на сцене. А если зритель еще и испытает удовольствие от старых персонажей в новом прочтении, это уж будет совершенная победа! Забегая вперед, скажу, что Малому театру это оказалось по силам.

Сценограф Мария Утробина изящно переносит нас в профессорский дом, в старую московскую квартиру Преображенского на семь комнат. Зрители видят лишь ее часть – столовую со старинной мебелью, основательный сервированный стол с прекрасным сервизом и хрусталем. Столовая в какой-то момент условно превращается в гостиную, потом в смотровую, в операционную.

В доме Преображенского Шарику предстоит пережить небывалый эксперимент — собаке будет пересажен человеческий гипофиз. Результаты превзойдут ожидания — Шарик превратится в Шарикова, медленно возвращая себе черты хозяина пересаженного гипофиза — люмпена Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке.

В булгаковской истории зрителю, разумеется, интереснее всего подробности. Шарика и Шарикова играет один и тот же артист Владимир Тяптушкин. Он обаятелен, такому впору создавать образ Есенина: красивое, открытое лицо с копной «соломенных волос». В роли Шарика артист передвигается на четвереньках, полностью копируя собачьи повадки и пластику. Мысли Шарика плывут над сценой, давая молчаливую оценку происходящему.

В роли же Шарикова Владимир Тяптушкин выпрямляется в полный рост. Внешний облик артиста настолько контрастирует с образом нагловатого иждивенца, что зритель вослед за Преображенским может только разводить руками, удивляясь, «как из такого славного пса получилась такая человеческая дрянь». Пропасть между добрейшим, трущимся о ноги Филиппа Филипповича Шариком и агрессивным Шариковым, выхватывающим наган и направляющим его в грудь профессора, – замечательная визуальная трансформация и сильный режиссерский ход. Артист эту трансформацию отыгрывает органично и талантливо.

Невероятно хорош, конечно, и сам Филипп Филиппович в исполнении восьмидесятилетнего Василия Бочкарёва. Спектакль поставлен к юбилею грандиозного актера. Бочкарёв привносит в сложившийся уже у зрителя образ совершенно новые штрихи, интонации, краски. Чего стоит одно только знаменитое «Не хочу!» на предложение «товарищей» купить журнал, чтобы поддержать голодающих детей. Произносит он это «Не хочу!» совершенно иначе, чем делал Евгений Евстигнеев, с иным смыслом. За бочкарёвским «Не хочу!» читается тонкое и ироничное отношение к «товарищам» в шинелях, нахрапом ввалившимся в его квартиру. Сквозит в герое Бочкарёва и печаль крупного ученого, который понял, что пошел ложным путем в своих исследованиях. Проглядывает в глубине этой сложной натуры ответственность за собственные решения и поступки, которую он несет перед Богом. Другой власти над собой ученый не признает. Преображенский ясно видит, что стремление к чистому эксперименту не всегда сопровождается способностью общества «переварить» успешный результат. Тогда зачем нужен искусственно сделанный человек? Зачем идти против природы, ускоряя процессы? Булгаковские слова очень аккуратно вкладываются Преображенским в наши мозги. Действительно, зачем идти против?

Настоящим открытием в спектакле стал Игорь Петренко в роли доктора Борменталя. Мы как-то привыкли видеть артиста в образах физически сильных мужчин — военных, сотрудников милиции, подводников, казаков. Тут же он играет невероятно интеллигентного и благодарного человека, бережно хранящего покой своего учителя Филиппа Филипповича.

В спектакле, конечно же, вызывают восторг и обращают на себя внимание народные артисты старшего поколения – импозантный швейцар Фёдор в исполнении Владимира Носика. Выразительный Нарком (Виктор Низовой), которому Преображенский кричит в трубку, что его теперь «будет оперировать товарищ Швондер», покушающийся на жилплощадь профессора. Прекрасен пациент (работа Александра Ермакова), тот самый, который «25 лет не испытывал ничего подобного». Великолепна и пациентка, затейливо пытающаяся скрыть свой преклонный возраст (Людмила Щербинина). Хороши Зинаида (Мария Кривенцева) и Дарья (Алена Охлупина). Ну и конечно, очень хорош сам Швондер в исполнении Михаила Мартьянова.

Среди изысков сценографии Марии Утробиной бросается в глаза огромная башня, сильно смахивающая на Вавилонскую со знаменитой картины Питера Брейгеля. Башня то ли рвется ввысь, словно ракета, то ли заваливается набекрень – символ интересный, с кондачка и не разберешься. На самой ее вершине отдает приказы из высоких кабинетов Нарком, по винтовым дорожкам маршируют солдаты и матросы с винтовками. А где-то в основании раскинулась квартира Преображенского, который, несмотря на смелые взлеты научной мысли, в отличие от прочих, прочно стоит ногами на земле.

В спектакле вообще множество аллюзий, намеков, прямых и косвенных отсылов. В его внешней форме и внутренней структуре лихо объединились философия и символизм, классика и авангард. Погружаясь в атмосферу, которую так великолепно, неторопливо, вдумчиво и подробно создает Малый театр, хочется снова внимательно перечитать произведение, пересмотреть фильм и просто прогуляться по старой булгаковской Москве, вглядываясь в приметы времени. Прогуляться под свист новой метели. Что там было-то в большевистском гимне в начале спектакля? «Настало время подняться рабочему люду. Долой позорную власть капитала!» Что ж, рабочий люд поднялся. А мы, потомки, через сто лет видим результаты этого процесса. «Напрасно надеются, что террор им поможет, — качает головой Преображенский. – С человеком можно действовать только лаской». Прав оказался ученый. Не помог террор, мы снова — под властью капитала. Круг замкнулся. С чем вошли, с тем и вышли. Хотя с тем ли? Или все же какие-то уроки извлечены и взяты на вооружение? Об этом, собственно, и спектакль.

Елена Булова, "Московская правда", 26 января 2023 года

https://mospravda.ru/2023/01/26/671543/


Дата публикации: 27.01.2023