Гюльнара Алиярова
13 октября 2025 г.
Недавно на одном частном мероприятии один неглупый человек сказал: «Какой сильный спектакль в Малом театре- «Белая палатка». Что делает в таких случаях театрал? Бежит!
Поставила спектакль «Белая палатка» в Малом театре режиссер Ирина Михайленко, ученица Григория Козлова.
И, собственно, стилистическое сходство ученика с учителем, бесспорно, есть. И оно, в большей степени, в акцентах на эмоциональных сценах, на чувствах героев на фоне войны.
Чтобы обсуждать этот спектакль, придется рассказать сюжет, иначе никак.
Подполковник медслужбы Алексей Ступаков, пытаясь спасти свою единственную дочь (она находится рядом с ним), выжившую в блокадном Ленинграде после гибели всех остальных членов семьи, «пробивает» решение об отдалении госпиталей от линии фронта. Это вызывает недоумение у других офицеров медицинской службы. Но Вера (дочь Ступакова) влюбляется в некого лейтенанта и сбегает от отца на передовую. (Укорачиваю). Беглянка, перетаскивая раненных, сама получает тяжелое ранение, ей в полевых условиях делают операцию, и отправляют в госпиталь вместе с другими ранеными. Грузовики приходят туда, где начальствует ее отец, но тот не принимает эту партию бойцов, ссылаясь на инструкцию, по которой первая санитарная обработка должна быть произведена на передовой. В развернутых обратно грузовиках погибают тяжелораненные. Некоторое время зритель думает (вслед за хирургом, который делал операцию в лесу), что и Вера погибла. Герои приходят к выводу, что ее отца ждет суд, похлеще народного- суд его собственной души.
Даже поверхностное впечатление от увиденного- смысловое сходство «Белой палатки» с «Проверкой на дорогах». Тот же моральный выбор: поступить в соответствии с приказом/инструкцией, или по-человечески?
И знаете, что обнаружилось? Фильм «Проверка на дорогах» был поставлен в 1971 году, а пьеса Стаднюка написана в 1972-м (видеть фильм он не мог, поскольку пленку положили на полку). Дальше- еще интереснее. В 1985-м году Театр Советской армии ставит спектакль по пьесе Стаднюка «Горький хлеб истины» и называет его «Белая палатка», и в том же году на экраны выходит фильм «Проверка на дорогах». Вы думаете, что все это случайно? Я уверена, что нет.
Нынешнее обращение Малого театра к «Белой палатке» совершенно другого рода, но заложенная автором драма никуда на делась, все на месте, несмотря на то, что Ирина Михайленко делала акцент немного на другом (вывод по ее небольшому интервью на сайте театра). Хорошо продуманы и поставлены все лирические линии пьесы. Финал (в спектакле Советской армии в 1985-м он был совершенно другим по смыслу)- просто душераздирающий (такое я впервые наблюдала, чтобы поклоны шли на фоне (за спиной) навзрыд рыдающей героини). Такое решение несколько обескураживает.
Актеры Малого театра, как обычно, проявили себя как мастера высшего класса. И молодежь: Максим Хрусталев, Анна Шишкина, Наталья Калинина; и народные, и заслуженные артисты: Алёна Охлупина, Андрей Чубченко, Константин Юдаев.
Невероятный пластический номер (всё-таки молодые режиссеры стараются продемонстрировать все инструменты, которыми владеют) исполнил Максим Хрусталев. Даже захотелось еще раз сходить на спектакль, чтобы посмотреть, как это сделает Алексей Мишин.
Самое жаркое обсуждение (даже между небольшой группой театралов) после спектакля вызвало его сценографическое (оно же концептуальное) решение. Все события, происходящие во время войны, поставлены в белом цвете. Белое всё: стены, потолки, одежда, мебель, а композиционный центр всего пространства сцены- белое дерево. Что это значит- каждый решает сам.
На выходе из зала после спектакля группа подростков в одинаковых (или просто похожих) дорогих черных костюмах, просидевших тише воды, ниже травы в первом ряду партера, почему-то обсуждала только это дерево. Они не поняли, для чего оно здесь, и зачем его перебинтовывают бинтами, предварительно смачивая в воде и отжимая. А я вспомнила, что в спектакле Козлова «Тихий Дон» казачки постоянно стирали и отжимали белье. В этом была какая-то ритуальность. Красивый символизм. Жаль, что не очень понятный. Возможно, это просто должно задавать ритм постановке.