Михаил Александрович Мартьянов, артист драмы, родился 1 ноября 1986 г. в Твери. В 2008 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и тогда же был зачислен в труппу Малого театра.
Творческий багаж молодого артиста богат работами, позволяющими Михаилу демонстрировать всё разнообразие своего таланта. Среди героев Мартьянова
нерешительный Модест Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), страстный Фульдженцио («Влюблённые» («Innamorati») К.Гольдони), легкомысленный король Наварры («Усилия любви» У.Шекспира), нелепый «вечный студент» Петя Трофимов («Вишнёвый сад» А.П.Чехова) и его «литературный брат» и тёзка Петя Мелузов в «Талантах и поклонниках» А.Н.Островского, шекспировский Эдмунд – настоящее исчадие ада, честолюбивый бастард, предающий отца и брата («Король Лир»).
Однако наиболее интересны в исполнении Михаила Мартьянова герои, переживающие духовную эволюцию. Настоящим прорывом для молодого артиста стала роль Алексея в драме «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова. Младший сын Александра Егоровича и Арины Ивановны, Алёша предстаёт в начале спектакля, что называется, конченым человеком: ворует деньги у любящей матери, открыто содержит хористку, пьёт. Но постепенно всё наносное спадает, и открывается прекрасная в своей чистоте душа, рвущаяся на волю из «тёмного царства». Кульминационная сцена разговора Алексея с отцом (Борис Невзоров) полна трагической мощи. Роль Ванюшина-младшего по праву вывела Михаила Мартьянова в число ведущих молодых артистов Малого театра.
Сродни Алёше Николай Андреич Шаблов («Поздняя любовь» А.Н.Островского). Одарённый молодой адвокат занимается сознательным саморазрушением. Едва начав жить, он ставит на себе крест. И только любовь беззаветно верящей в него Людмилы способна удержать Шаблова от дальнейшего падения. «То, что он перерождается – это точно, но не факт, что он поменяет жизнь полностью, – говорит Михаил о своём герое. – Это не столько зависит от него, сколько от обстоятельств, потому и финал неопределённый и открытый. Мы не утверждаем, что влюблённые будут счастливы. Есть финальная мизансцена, есть ощущение положительного конца, но как сложатся их судьбы, мы не знаем».
В 2021 г. актёр вновь соприкасается с творчеством А.Н.Островского – он играет Жадова в комедии «Доходное место». Прекрасно охарактеризовал эту работу критик Борис Цекиновский: «Собственно, сущность внутреннего конфликта героя Михаила Мартьянова составляют всё те же любовь и деньги. Но это тема второго акта, а в первом мы видим молодого прекраснодушного интеллигента в очках, убеждённого поначалу, что мир устроен в соответствии с идеалами, внушёнными университетскими учителями. На наших глазах происходит крушение этих идеалов и подчинение «нуждам низкой жизни». Очки придают Жадову образ «ботаника», но, видимо, их нужно воспринимать метафорически как розовые. Во втором акте никаких очков уже не будет. Надо полагать, что Жадов теперь увидит мир без искажений. Но до поры до времени Жадов ослеплён собственными воззрениями на устройство общественной жизни и любовью к Полине» («Страстной бульвар, 10»-№10-240, 2021 г.).
Ещё одна безусловная удача актёра – главная роль в спектакле «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца. Юный монарх фактически отстранён деспотичной матерью от власти, он проводит свои дни в праздности и развлечениях. На наших глазах ему предстоит мучительно выбирать между собственным счастьем и интересами государства, сделав первый шаг на пути к тому Людовику XIV, который станет одним из величайших монархов в истории Европы.
Актёрской природе Мартьянова свойственно двойничество. Одни его герои способны пережить катарсис; другие демонстрируют всю низость, на какую только способен человек. На обоих этих полюсах артист одинаково убедителен. В мировой культуре двойничество ассоциируется с творчеством Достоевского. Пока что среди работ Мартьянова только один персонаж этого автора, трусоватый щёголь Павел Обноскин («Село Степанчиково и его обитатели»). Хочется надеяться, что со временем Михаил сыграет и других героев классика.
Михаил Мартьянов снимается в кино и на телевидении. На его счету участие в картине «Победитель», а также сериалах «Провинциальные страсти», «Спасите наши души», «Адвокат-6», «Голубка», «Кабы я была царица…», «Охраняемые лица», «Краплёный», «ЧС (Чрезвычайная ситуация)», «Гюльчатай. Ради любви», «Как выйти замуж за миллионера-2», «Скалолазка», «Умельцы», «Государственная граница» (Беларусьфильм), «Отмена всех ограничений», «Семейные обстоятельства».
За исполнение роли старшего лейтенанта НКВД Александра Кроткого в т/с «Спасите наши души» артист удостоен Премии ФСБ России в области литературы и искусства (2008).
Работы в Малом театре
2007 г. Ряженый, «Бедность не порок» А.Н. Островский, режиссёр А. Коршунов
2008 г. 1-й парень, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2008 г. Мастеровой, «Дети солнца» М. Горького, режиссёр А. Шапиро
2009 г. Модест Григорьевич Баклушин, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, режиссёр Э. Марцевич
2009 г. Стражник, «Царь Борис» А.К. Толстого, режиссёр В. Бейлис
2009 г. Царевич Фёдор Годунов, «Царь Борис» А.К. Толстого, режиссёр В. Бейлис
2009 г. Чёрный портной, «Умные вещи» С.Я.Маршака, режиссёр В.Фёдоров
2011 г. Дон Октавио, «Дон Жуан» А.К.Толстого, режиссёр А.Клюквин
2011 г. князь Сицкий, «Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого, режиссёр В.Драгунов
2011 г. король Фердинанд, «Усилия любви...» У.Шекспира, режиссёр В.Иванов
2012 г. Фульдженцио, «Влюблённые» («Innamorati») К.Гольдони, режиссёр С.де Лука
2012 г. Алексей, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова, режиссёр В.Иванов
2013 г. Петя Трофимов, «Вишневый сад» А.П.Чехова
2013 г. Павел Обноскин, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского, режиссёр А.Яковлев
2013 г. Андрей Титыч «День на день не приходится» А.Н.Островского, режиссёр А.В.Коршунов
2014 г. Людовик XIV «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца, режиссёр Ю.М.Соломин
2015 г. Николай Андреич Шаблов, «Поздняя любовь» А.Н.Островского, режиссёр А.Цисарук
2016 г. Молодой человек, «Трамвай "Желание"» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2017 г. Эдмунд, «Король Лир» У.Шекспира, режиссер А.Яковлев
2017 г. Мелузов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, режиссер В.Н.Драгунов
2018 г. Ксёндз, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского, режиссер В.М.Бейлис
2018 г. Клеант, «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера, режиссер С.В.Женовач
2020 г. Чтец, «Приключения новогодних игрушек» Е.Ракитиной
2020 г. Мыкин, «Доходное место» А.Н.Островского, режиссер А.Цисарук
2021 г. Жадов, «Доходное место» А.Н.Островского, режиссер А.Цисарук
2021 г. Врач, «Трамвай "Желание"» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2021 г. Таксист Джо, «Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера
2022 г. Яша Гуслин, «Бедность не порок» А.Н.Островского
2022 г. Папа Сони, Канцлер, «Подснежники для королевы»
2022 г. Глеб Меркулыч, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
2022 г. Швондер, «Собачье сердце» М.А.Булгакова
2023 г. Тишка, «Свадьба Кречинского» А.Колкера
2023 г. Швабрин, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
2024 г. Котофей Иванович, «Сказка о Бабе-Яге и Василисе-работнице» Евгения Шварца
2024 г. Герцог, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
2024 г. Юлий Капитоныч Карандышев, «Бесприданница» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик А.С.Вельмакин
Михаил Александрович Мартьянов, артист драмы, родился 1 ноября 1986 г. в Твери. В 2008 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и тогда же был зачислен в труппу Малого театра.
Творческий багаж молодого артиста богат работами, позволяющими Михаилу демонстрировать всё разнообразие своего таланта. Среди героев Мартьянова
нерешительный Модест Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), страстный Фульдженцио («Влюблённые» («Innamorati») К.Гольдони), легкомысленный король Наварры («Усилия любви» У.Шекспира), нелепый «вечный студент» Петя Трофимов («Вишнёвый сад» А.П.Чехова) и его «литературный брат» и тёзка Петя Мелузов в «Талантах и поклонниках» А.Н.Островского, шекспировский Эдмунд – настоящее исчадие ада, честолюбивый бастард, предающий отца и брата («Король Лир»).
Однако наиболее интересны в исполнении Михаила Мартьянова герои, переживающие духовную эволюцию. Настоящим прорывом для молодого артиста стала роль Алексея в драме «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова. Младший сын Александра Егоровича и Арины Ивановны, Алёша предстаёт в начале спектакля, что называется, конченым человеком: ворует деньги у любящей матери, открыто содержит хористку, пьёт. Но постепенно всё наносное спадает, и открывается прекрасная в своей чистоте душа, рвущаяся на волю из «тёмного царства». Кульминационная сцена разговора Алексея с отцом (Борис Невзоров) полна трагической мощи. Роль Ванюшина-младшего по праву вывела Михаила Мартьянова в число ведущих молодых артистов Малого театра.
Сродни Алёше Николай Андреич Шаблов («Поздняя любовь» А.Н.Островского). Одарённый молодой адвокат занимается сознательным саморазрушением. Едва начав жить, он ставит на себе крест. И только любовь беззаветно верящей в него Людмилы способна удержать Шаблова от дальнейшего падения. «То, что он перерождается – это точно, но не факт, что он поменяет жизнь полностью, – говорит Михаил о своём герое. – Это не столько зависит от него, сколько от обстоятельств, потому и финал неопределённый и открытый. Мы не утверждаем, что влюблённые будут счастливы. Есть финальная мизансцена, есть ощущение положительного конца, но как сложатся их судьбы, мы не знаем».
В 2021 г. актёр вновь соприкасается с творчеством А.Н.Островского – он играет Жадова в комедии «Доходное место». Прекрасно охарактеризовал эту работу критик Борис Цекиновский: «Собственно, сущность внутреннего конфликта героя Михаила Мартьянова составляют всё те же любовь и деньги. Но это тема второго акта, а в первом мы видим молодого прекраснодушного интеллигента в очках, убеждённого поначалу, что мир устроен в соответствии с идеалами, внушёнными университетскими учителями. На наших глазах происходит крушение этих идеалов и подчинение «нуждам низкой жизни». Очки придают Жадову образ «ботаника», но, видимо, их нужно воспринимать метафорически как розовые. Во втором акте никаких очков уже не будет. Надо полагать, что Жадов теперь увидит мир без искажений. Но до поры до времени Жадов ослеплён собственными воззрениями на устройство общественной жизни и любовью к Полине» («Страстной бульвар, 10»-№10-240, 2021 г.).
Ещё одна безусловная удача актёра – главная роль в спектакле «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца. Юный монарх фактически отстранён деспотичной матерью от власти, он проводит свои дни в праздности и развлечениях. На наших глазах ему предстоит мучительно выбирать между собственным счастьем и интересами государства, сделав первый шаг на пути к тому Людовику XIV, который станет одним из величайших монархов в истории Европы.
Актёрской природе Мартьянова свойственно двойничество. Одни его герои способны пережить катарсис; другие демонстрируют всю низость, на какую только способен человек. На обоих этих полюсах артист одинаково убедителен. В мировой культуре двойничество ассоциируется с творчеством Достоевского. Пока что среди работ Мартьянова только один персонаж этого автора, трусоватый щёголь Павел Обноскин («Село Степанчиково и его обитатели»). Хочется надеяться, что со временем Михаил сыграет и других героев классика.
Михаил Мартьянов снимается в кино и на телевидении. На его счету участие в картине «Победитель», а также сериалах «Провинциальные страсти», «Спасите наши души», «Адвокат-6», «Голубка», «Кабы я была царица…», «Охраняемые лица», «Краплёный», «ЧС (Чрезвычайная ситуация)», «Гюльчатай. Ради любви», «Как выйти замуж за миллионера-2», «Скалолазка», «Умельцы», «Государственная граница» (Беларусьфильм), «Отмена всех ограничений», «Семейные обстоятельства».
За исполнение роли старшего лейтенанта НКВД Александра Кроткого в т/с «Спасите наши души» артист удостоен Премии ФСБ России в области литературы и искусства (2008).
Работы в Малом театре
2007 г. Ряженый, «Бедность не порок» А.Н. Островский, режиссёр А. Коршунов
2008 г. 1-й парень, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2008 г. Мастеровой, «Дети солнца» М. Горького, режиссёр А. Шапиро
2009 г. Модест Григорьевич Баклушин, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, режиссёр Э. Марцевич
2009 г. Стражник, «Царь Борис» А.К. Толстого, режиссёр В. Бейлис
2009 г. Царевич Фёдор Годунов, «Царь Борис» А.К. Толстого, режиссёр В. Бейлис
2009 г. Чёрный портной, «Умные вещи» С.Я.Маршака, режиссёр В.Фёдоров
2011 г. Дон Октавио, «Дон Жуан» А.К.Толстого, режиссёр А.Клюквин
2011 г. князь Сицкий, «Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого, режиссёр В.Драгунов
2011 г. король Фердинанд, «Усилия любви...» У.Шекспира, режиссёр В.Иванов
2012 г. Фульдженцио, «Влюблённые» («Innamorati») К.Гольдони, режиссёр С.де Лука
2012 г. Алексей, «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова, режиссёр В.Иванов
2013 г. Петя Трофимов, «Вишневый сад» А.П.Чехова
2013 г. Павел Обноскин, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского, режиссёр А.Яковлев
2013 г. Андрей Титыч «День на день не приходится» А.Н.Островского, режиссёр А.В.Коршунов
2014 г. Людовик XIV «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца, режиссёр Ю.М.Соломин
2015 г. Николай Андреич Шаблов, «Поздняя любовь» А.Н.Островского, режиссёр А.Цисарук
2016 г. Молодой человек, «Трамвай "Желание"» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2017 г. Эдмунд, «Король Лир» У.Шекспира, режиссер А.Яковлев
2017 г. Мелузов, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, режиссер В.Н.Драгунов
2018 г. Ксёндз, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского, режиссер В.М.Бейлис
2018 г. Клеант, «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера, режиссер С.В.Женовач
2020 г. Чтец, «Приключения новогодних игрушек» Е.Ракитиной
2020 г. Мыкин, «Доходное место» А.Н.Островского, режиссер А.Цисарук
2021 г. Жадов, «Доходное место» А.Н.Островского, режиссер А.Цисарук
2021 г. Врач, «Трамвай "Желание"» Т.Уильямса, режиссер С.Потапов
2021 г. Таксист Джо, «Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера
2022 г. Яша Гуслин, «Бедность не порок» А.Н.Островского
2022 г. Папа Сони, Канцлер, «Подснежники для королевы»
2022 г. Глеб Меркулыч, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского
2022 г. Швондер, «Собачье сердце» М.А.Булгакова
2023 г. Тишка, «Свадьба Кречинского» А.Колкера
2023 г. Швабрин, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
2024 г. Котофей Иванович, «Сказка о Бабе-Яге и Василисе-работнице» Евгения Шварца
2024 г. Герцог, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
2024 г. Юлий Капитоныч Карандышев, «Бесприданница» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик А.С.Вельмакин