В.С.
15 февраля 2006 г.
Отшумели первые рецензии на премьеру спектакля «Мария Стюарт» в постановке В.Иванова. Что же в «сухом остатке»: спектакль традиционен для Малого, выдержан в строгих классических интонациях, актерские работы интересны, декорации и костюмы реалистичны и соответствуют высокому уровню постановок Малого театра, музыка, по крайней мере, не мешает действию. В рецензиях читается подчас скрытый упрек: опять классическое решение, ничего новаторского. Но в этом упреке по сути дела похвала театру, поскольку зритель, уставший от режиссерского беспредела, сегодня все настойчивее требует именно классических постановок. Поэтому спектаклю, как мне представляется, суждено долго оставаться на сцене.
Спектакль, если судить по рецензиям, можно было бы считать просто удачным, но рядовым, если бы не выдающаяся игра актрисы Людмилы Титовой. Переживающая сегодня «второе дыхание», Л.Титова создала столь многогранный и яркий образ королевы Елизаветы, что именно она, Елизавета центральная фигура в спектакле. В образе Елизаветы и женское очарование, и душевная смута, и мудрость политика, и любовь, и ревность, и сомнения и ужас безысходности, и страдания совести. Наиболее драматичной, центральной в спектакле стала сцена встречи двух королев – Елизаветы и Марии. «Короля играет свита» - так в этой сцене увидеть в Марии королеву-мученицу и одновременно королеву-властительницу помогает Елизавета – Л.Титова (не в укор будет сказано талантливой исполнительнице роли Марии Стюарт О. Молочной).
Сегодня Л. Титова предстала перед зрителем в совершенно новом качестве, в классическом драматическом репертуаре великих своих предшественниц – Г.Федотовой, М.Ермоловой, А. Яблочкиной, В.Пашенной, и оказалась достойной их преемницей на прославленной русской сцене. Идите, смотрите и убедитесь в этом.
В.С.