Зубов Константин Александрович

Актер

ЗУБОВ Константин Александрович (8(20). IX. 1888 с. Базарный Сызган, ныне Инзенского района Ульяновской области, — 22.XI.1956, Москва) — русский советский актер, режиссер и педагог. Народный артист СССР (1949). Член Коммунистической партии с 1942. Депутат Верховного Совета РСФСР 4-го созыва. Родился в семье учителя, учился во Франции в техническом училище (в г. Нанси) и на историко-филологическом факультете Парижского университета. В 1906, вернувшись в Россию, продолжил образование в Петербургском университете (на том же факультете). Одновременно занимался в Петербургском театральном училище у В. Н. Давыдова. В 1908 г. в летней гастрольной труппе Давыдова 3убов начал профессиональную сценическую деятельность (первая роль — Алеша «Дети Ванюшина» С.Найденова). Затем занимался в Школе сценического искусства А. А. Санина и А. П. Петровского. В 1910- 1915 (кроме сезона 1913-14, когда 3убов служил в Самаре) работал в антрепризе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 артист был приглашен в Московский театр Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актеров Иркутского драматического театра, где впервые выступил как режиссер («Вишневый сад», «Мещане», «На дне»). В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революционном театре; роли: Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925- 1931 — актер, режиссер и заведующий труппой Московского театра Революции; создал здесь остро сатирические образы Корзинкина, Семена Рака («Конец Криворыльска» и «Воздушный пирог» Ромашова), министра Кальмана («Гоп-ля, мы живем!» Толлера). В 1932-38 — художественный руководитель Театра им. Ленсовета в Москве; постановки: «Разгром» по Фадееву, «Платон Кречет» (исполнил главную роль), сыграл роль Кинолы («Гавань бурь» по Бальзаку).

С 1936 — актер и режиссер, а с 1947 — главный режиссер Малого театра. Искуству 3убова свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония, изящество. Блистательный мастер диалога, 3убов за внешним лоском, воспитанностью людей прошлого раскрывал их социальную и классовую сущность (роль Цыганова в «Варварах», 1941).

Среди лучших ролей 3убова также — Хиггинс («Пигмалион» Шоу), Стессель («Порт-Артур» Степанова и Попова), Фамусов, Репетилов («Горе от ума»), Расстегин («На берегу Невы» Тренева), Телятев («Бешеные деньги»), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» Островского) и др. Режиссерские работы 3убова, стремившегося к точным, конкретным средствам театральной выразительности, выявлявшего идею пьесы прежде всего через искусство актера, отмечены четкостью, ясностью мысли.


С 1920 занимался педагогической деятельностью, с 1946 профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1948, 1951). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.



Соч.: Реалистическое искусство советского театра в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954 гг., М., 1956.



Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953;

Шатрова Е., К. А. Зубов, в кн.: «Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг.», М., 1961.


РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:


1936 – Телятев «Бешеные деньги» А.Островского
1936 – Болингброк «Стакан воды» Э.Скриба
1938 – Репетилов «Горе от ума» А.Грибоедова
1939 – полковник Брызгалов «На берегу Невы» К.Тренева
1939 – Расстегин «На берегу Невы» К.Тренева
1940 – Вандерстраатен «Уриель Акоста» К.Гуцкова
1941 – Цыганов «Варвары» М.Горького
1941 – Городулин «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского
1942 – Наполеон «Отечественная война 1812 г.» Л.Толстого
1942 – Мирон Горлов «Фронт» А.Корнейчука
1943 – Хиггинс «Пигмалион» Б.Шоу
1947 – Макферсон «Русский вопрос» К.Симонова
1947 – Беркутов «Волки и овцы» А.Островского
1949 – Мак-Хилл «Заговор обреченных» Н.Вирты
1950 – Фамусов «Горе от ума» А.Грибоедова
1951 – Дудукин «Без вины виноватые» А.Островского
1953 – Стессель «Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова


ПОСТАНОВКИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

1939 — «Евгения Гранде» по Бальзаку (реж. Уварова),
1941 — «Варвары» (совместно с И.Судаковым),
1942 — «Дочь русского актера» П.И.Григорьева,
1943 — «Пигмалион» (Гос. пр. СССР , 1946, реж. Е.Велихов),
1945 — «Иван Грозный» А.Толстого (совместно с П.Садовским и Б.Никольским),
1945 — «Сотворение мира» Н.Погодина,
1946 — «За тех, кто в море!» Лавренева (совместно с В.Цыганковым, Гос. пр. СССР , 1947),
1947 — «Русский вопрос» Симонова (1947; совместно с Е.Велиховым),
1947 — «Великая сила» Б.Ромашова (совместно с Н. Петровым, Гос. пр. СССР , 1948),
1948 — «Доходное место» А.Островского (совместно с В.Цыганковым),
1948 — «Бесприданница» А.Островского (совместно с Л.Прозоровским),
1949 — «Заговор обреченных» Н.Вирты,
1949 — «Наш современник» К.Паустовского (совместно с В.Цыганковым),
1950 – «Незабываемый 1919-й» Вс.Вишенвского (совместно с В.Цыганковым),
1951 — «Настя Колосова» В.Овечкина (рук. постановкой),
1952 — «Васса Железнова» (совместно с Е.Велиховым),
1953 — «Порт-Артур» (совместно с П.Марковым),
1955 — «Крылья» А.Корнейчука (совместно с В.Цыганковым),
1955 — «Макбет» У.Шекспира (совместно с Е.Велиховым),
1956 — «Доктор философии» Б.Нушича.


ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1928 – «Хромой барин»
1932 – «Друзья совести» («Пылающий Рур»)
1934 – «Марионетки»
1940 – «Яков Свердлов»
«Белая ворона» (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник №7»)
1952 – «Горе от ума» — Фамусов
1953 – «Варвары» — Цыганов