Волконский Николай Осипович

Режиссер
ВОЛКОНСКИЙ (настоящая фамилия — Муравьев) Николай Осипович (1890-1948) — русский советский режиссер, театральный деятель. Заслуженный артист Республики (1928). Учился в Москве в театральной школе К. В. Бравича, Ф. Ф. Комиссаржевского и М. П. Ярцева (1910-13). Работал в театрах: им. Комиссаржевской (1914-18), Малом (1919-31), Мюзик-холле (1932). Ставил спектакли в театре б. Корша (1920-21, 1926- 1927), театре им. Комиссаржевской (1922-26). В 1927-30 был одним из организаторов и руководителей Профклубной мастерской.

В театре им. В.Комиссаржевской поставил «Отжитое время» по «Делу» и «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина и «Комедию ошибок» У. Шекспира — 1923, и др. В Малом театре поставил: «Ричард III» Шекспира, 1920, с А. А. Саниным; «Игроки» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Нечаянная доблесть» Ю. Н. Юрьина — 1923; «Загмук» А. Г. Глебова и «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — 1925; «Доходное место» А. Н. Островского, 1926; «Горе от ума» АС. Грибоедова, 1930, и др.). Спектакли Волконского отмечены острой режиссерской выдумкой, стремлением к яркой буффонаде, эксцентрике, гротеску.

В советской театральной литературе отмечалось, что в ряде спектаклей, поставленных Волконским в ранний период его творчества, преобладали формалистические тенденции: «Недоросль» (1923), «Доходное место» (1926) — в Малом театре; «Всем... всем...» по Дж. Риду (1927), «На всякого мудреца довольно простоты» (1928) — в Профклубной мастерской. Однако лучшие работы Волконского отмечены художественной культурой, острой режиссерской выдумкой — «Отжитое время» Сухово-Кобылина, «Комедия ошибок» Шекспира (1923) в Театре им. Комиссаржевской, «Загмук» Глебова (1925) в Малом театре, «Каширская старина» Аверкиева (1946) в Московском театре драмы и комедии.

Волконский много экспериментировал, стремясь синтезировать различные жанры театрального искусства, что особенно проявилось в его постановках в Мюзик-холле («Артисты варьете», 1932, «Севильский обольститель», 1934, и др.). В этих спектаклях Волконский умело соединял специфику эстрадного искусства с цирковой эксцентрикой и театральной условностью. Работал на эстраде (поставил ряд эстрадных программ). Один из создателей художественного радиовещания, осуществил ряд радиопостановок.
ВОЛКОНСКИЙ (настоящая фамилия — Муравьев) Николай Осипович (1890-1948) — русский советский режиссер, театральный деятель. Заслуженный артист Республики (1928). Учился в Москве в театральной школе К. В. Бравича, Ф. Ф. Комиссаржевского и М. П. Ярцева (1910-13). Работал в театрах: им. Комиссаржевской (1914-18), Малом (1919-31), Мюзик-холле (1932). Ставил спектакли в театре б. Корша (1920-21, 1926- 1927), театре им. Комиссаржевской (1922-26). В 1927-30 был одним из организаторов и руководителей Профклубной мастерской.

В театре им. В.Комиссаржевской поставил «Отжитое время» по «Делу» и «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина и «Комедию ошибок» У. Шекспира — 1923, и др. В Малом театре поставил: «Ричард III» Шекспира, 1920, с А. А. Саниным; «Игроки» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Нечаянная доблесть» Ю. Н. Юрьина — 1923; «Загмук» А. Г. Глебова и «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — 1925; «Доходное место» А. Н. Островского, 1926; «Горе от ума» АС. Грибоедова, 1930, и др.). Спектакли Волконского отмечены острой режиссерской выдумкой, стремлением к яркой буффонаде, эксцентрике, гротеску.

В советской театральной литературе отмечалось, что в ряде спектаклей, поставленных Волконским в ранний период его творчества, преобладали формалистические тенденции: «Недоросль» (1923), «Доходное место» (1926) — в Малом театре; «Всем... всем...» по Дж. Риду (1927), «На всякого мудреца довольно простоты» (1928) — в Профклубной мастерской. Однако лучшие работы Волконского отмечены художественной культурой, острой режиссерской выдумкой — «Отжитое время» Сухово-Кобылина, «Комедия ошибок» Шекспира (1923) в Театре им. Комиссаржевской, «Загмук» Глебова (1925) в Малом театре, «Каширская старина» Аверкиева (1946) в Московском театре драмы и комедии.

Волконский много экспериментировал, стремясь синтезировать различные жанры театрального искусства, что особенно проявилось в его постановках в Мюзик-холле («Артисты варьете», 1932, «Севильский обольститель», 1934, и др.). В этих спектаклях Волконский умело соединял специфику эстрадного искусства с цирковой эксцентрикой и театральной условностью. Работал на эстраде (поставил ряд эстрадных программ). Один из создателей художественного радиовещания, осуществил ряд радиопостановок.
Публикации

«ЗАГОВОР ФИЕСКО В ГЕНУЕ» Ф.ШИЛЛЕРА В ПОСТАНОВКЕ Н.О.ВОЛКОНСКОГО По книге Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917 – 1941»

«ЗАГОВОР ФИЕСКО В ГЕНУЕ» Ф.ШИЛЛЕРА В ПОСТАНОВКЕ Н.О.ВОЛКОНСКОГО

По книге Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917 – 1941»

Подробнее >

«НЕДОРОСЛЬ» И «ДОХОДНОЕ МЕСТО» В ПОСТАНОВКЕ Н.О.ВОЛКОНСКОГО

По книге Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917-1944»

Подробнее >
Отзывы