Суворкина Людмила Анатольевна

Артистка

Людмила Анатольевна Суворкина, артистка драмы, родилась 25 января 1951 г. в Кинешме. Ещё в 1971 г., будучи студенткой ГИТИСа (выпуск 1972 г., мастерская Вл.Ф.Дудина), она была приглашена в Московский театр им. Ленинского комсомола (ныне – Ленком), где сыграла Сашеньку в спектакле «Этот милый старый дом» А.Арбузова. В 1972-74 гг. Суворкина работала в Тульском театре драмы им. М.Горького; среди её ролей были Блоха в мюзикле «Тульский секрет» по «Левше» Н.С.Лескова (композитор В.Дмитриев, либретто В.Константинова и Б.Рацера), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Дж.Б.Шоу) и Алёна («Муж и жена снимут комнату» М.Рощина). В 1975-78 гг. актриса служила в Челябинском государственном академическом театре драмы им. С.Цвиллинга (ныне им. Н.Орлова) – на его подмостках она, в числе прочих, сыграла две кардинально противоположных роли: тщеславную порочную Клементину в «Забыть Герострата!» Гр.Горина и «сухого очкарика» Юлечку в спектакле «Ночь после выпуска» Вл.Тендрякова.
В 1978 г. Людмила Анатольевна была приглашена в труппу Государственного академического Малого театра. «Мне очень повезло, – говорит актриса, – что я успела пообщаться с великими стариками. Все были талантливы, красивы, и многому меня научили. Никогда не забуду ни Царёва, ни Ванечку Любезнова, ни Самойлова. Мне повезло, что я застала эпоху, когда было перед кем преклоняться».
На старейшей московской сцене Суворкиной довелось воплотить ряд значительных, центральных образов русского и зарубежного репертуара. Её дебютом стала Магдалена («Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины). Далее последовали Софья («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Мария («Агония» М.Крлежи), Елена («Дети Ванюшина» С.Найдёнова), Софья («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Павла («Зыковы» М.Горького), Настасья Петровна («Обрыв» И.А.Гончарова), Элеонора Австрийская («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве), Агда («Король Густав Васа» А.Стриндберга), жена Миллера («Коварство и любовь» Ф.Шиллера) и другие работы. Каждая из них отличается достоверностью и убедительностью, в каждой артистка проявила такие замечательные творческие качества, как тонкое чувство стиля и жанра, большое сценическое обаяние и темперамент, умение глубоко проникать в психологию своих героинь, выстраивать точный и чёткий рисунок роли.
Самобытное дарование Людмилы Суворкиной, высокий профессионализм, серьёзное и добросовестное отношение к работе, трудолюбие и преданность искусству Малого театра – всё это позволяет говорить о том, что творческий потенциал артистки далеко не исчерпан.
В 1980-ые годы Суворкина преподавала в ВТУ им. М.С.Щепкина (туркменский курс С.А.Баркана), где поставила «Забыть Герострата!» Гр.Горина и «Утиную охоту» А.Вампилова.
Актриса занималась педагогической деятельностью не только со студентами – на базе Воскресной школы театрального воспитания при ГЦТМ им. А.А.Бахрушина она организовала и возглавила детский театр «Голубятня», просуществовавший до 2006 г. Юным артистам было от 8 до 17 лет. В 2000 г., к столетию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери, «Голубятня» выпустила премьеру – «Маленького принца» в постановке режиссёра Людмилы Суворкиной. Спектакль был показан в музее им. А.А.Бахрушина и в ЦДРИ, встретив тёплый приём со стороны зрителей. В 2005 г. «Маленький принц» завоевал Гран-при Международного фестиваля детских спектаклей в Анапе.
В 2012-16 гг. актриса проводила экскурсии в музее М.С.Щепкина при ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Людмила Суворкина снималась в кино и на телевидении. Звёздный час актрисы наступил в 1975 г., когда она сыграла главную героиню, певицу Нину Челнокову, в спортивно-музыкальной мелодраме «Центровой из поднебесья». Картина Исаака Магитона (автор сценария Василий Аксёнов, композитор Александр Зацепин, песни на стихи Леонида Дербенёва) до сих пор пользуется популярностью. Приведём один из отзывов о работе Суворкиной: «Благородная чуткость к зрителю и искрящий жизнерадостностью талант сделали для моего поколения Людмилу Анатольевну истинным кумиром даже после одной главной роли в кино, которое никоим образом никогда не было определяющим критерием таланта». Среди других проектов с участием Суворкиной – «Рудольфио», «Француз», «Семейные тайны», «Жизнь и судьба».

Роли в Малом театре:

31.12.1978 (ввод) Магдалена «Ревнивая к себе собой» Т. де Молина

16.05.1979 (премьера) Мира «Потерянный рай» И. Шаркади

06.10.1979 (ввод) Княжна «Горе от ума» А.С. Грибоедова

19.10.1980 (ввод) Софья «Горе от ума» А.С. Грибоедова

23.02.1981 (премьера) целинница «Целина» по книге Л.И. Брежнева

09.10.1981 (ввод) супруга Френсиса «Признание» С. Дангулова

Мария «Агония» М. Крлежи

18.11.1983 (премьера) Елена «Дети Ванюшина» С.А.Найденова

13.10.1984 (ввод) девушка «Утренняя фея» А. Касоны

26.05.1985 (премьера) Лена «Из новостей этого дня» Г.Маркова, Э. Шима

08.03.1986 (ввод) Софья «Недоросль» Д.И.Фонвизина

30.03.1987 (ввод) Павла «Зыковы» М. Горького

28.05.1989 (ввод) гостья «Вишневый сад» А.П. Чехова

27.12.1991 (премьера) Анна Кремер «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна.

17.09.1992 (ввод) Настасья Петровна «Обрыв» И.А. Гончарова

14.11.1998 (премьера) массовая сцена «Воскресение» Л.Н. Толстого

10.02.1999 (ввод) Рыжая «Воскресение» Л.Н. Толстого

18.02.1999 (ввод) Элеонора «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба, Е. Легуве.

24.03.1999 (премьера) Агда «Король Густав Васа» А. Стриндберга

16.06.2000 (ввод) Жена Миллера «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

2006 (ввод) Жена Коробкина «Ревизор» Н.В.Гоголя

2008 (ввод) Бабариха «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина