Шумский Сергей Васильевич

Актер
ШУМСКИЙ Сергей Васильевич (наст. фамилия — Чесноков; 7(19).X. 1820, Москва, — 6(18).II. 1878, там же) — русский актер. Воспитанник Московского театрального училища; был любимым учеником М.С. Щепкина. Тесное общение с семьей Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями искусства и литературы оказали большое влияние на развитие Шумского. Будучи еще учеником, он сыграл в Малом театре ряд ролей, исполнение роли Добчинского («Ревизор», 1836, первая постановка в Москве) получило одобрение В.Г. Белинского. В 1841, после окончания училища, Шумский был принят в труппу Малого театра. До 1847 выступал преимущественно в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли: Дюкро, Мотылькова («Два купца и два отца», «Барская спесь и Анютины глазки» Д. Ленского), Огрызкова («Путаница» Федорова). Исполнял также роли молодого Глова («Игроки» Гоголя) и г-на N («Горе от ума»). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Шумский, по рекомендации Щепкина, поступил в Одесский театр, где играл главные роли. В 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых значительных образов Шумского: Кочкарев («Женитьба», 1850), Загорецкий («Горе от ума», 1850), Хлестаков («Ревизор», 1851). Лучшие работы Шумского: граф Любин («Провинциалка» Тургенева, 1851, первая постановка в Москве), Кречинский (1855, первая постановка в Москве). Игра Шумского отличалась высоким мастерством, артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна, согрета искренним чувством. Актер рационалистического склада, Шумский с особым вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности, тонкости отдельных штрихов, деталей. Четкостью внешнего и внутреннего рисунка отличались и эпизодические роли артиста. Владея искусством грима, Шумский никогда не злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутренним преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики, успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой голос). Актер «без амплуа», Шумский сыграл много разнообразных ролей в пьесах Островского, а также в произведениях других русских и западноевропейских драматургов-классиков. Его шедевры — образы Жадова (1863), Крутицкого («На всякого мудреца...», 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф «Проделки Скапена», 1866, «Школа мужей», 1866, «Школа женщин», 1869). Лучшие роли: Добротворский («Бедная невеста», 1853), Оброшенов («Шутники», 1864), Маргаритов («Поздняя любовь», 1873), Грознов («Правда — хорошо...», 1876) — все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя, 1861), Плюшкин («Мертвые души», 1877), Шприх («Маскарад», 1862), Тропачев («Нахлебник» Тургенева, 1862), Пустозеров («Мишура» А. Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин («Горькая судьбина» Писемского, 1863), Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1868), Телятев и Черемухин («Воробушки», 1867, и «Тетеревам не летать но деревам», 1872, Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро («Севильский цирюльник», 1856, и «Женитьба Фигаро», 1868, Бомарше), мистер Форд («Виндзорские проказницы», 1866), Франц Моор (1868) и др. В конце 60-х гг. Шумский преподавал сценическое искусство в Московской консерватории; поставил там оперу «Жизнь за царя» Глинки (1869).

Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, «Пантеон», СПБ , 1852, т. 3, ј 6, с. 1-8;
Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический этюд), «Искусство»,. 1883, ј 43, с. 517-19;
Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шумский. Из «Воспоминаний о Московском театре», «ЕИТ». Сезон 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ , 1897 с. 22-58.