Санин Александр Акимович

Режиссер
САНИН Александр Акимович (настоящая фамилия – Шенберг; 1869 — 8.V.1956) – русский актер и режиссер. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Сценическую деятельность начал в любительских кружках. Встреча с К. С. Станиславским (1887) определила характер и направление всей будущей деятельности Санина. Он участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы (сначала под псевдонимом Бежин, затем – Станиславский); поставил массовые сцены в спектаклях «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Горькая судьбина» и «Самоуправцы» Писемского. С 1898 – в труппе МХТ; роли: Луп-Клешнин («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого), старик Фокерат и Водяной («Одинокие» и «Потонувший колокол» Гауптмана) и др. Был сорежиссером Станиславского в спектаклях «Царь Федор Иоаннович» (1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899) А.К. Толстого, «Венецианский купец» (1898); «Потонувший колокол» Гауптмана (1898), «Самоуправцы» Писемского (1898), «Снегурочка» (1900) и др. Поставил «Антигону» Софокла (1899). В 1902-07 Санин работал в Александрийском театре как режиссер, актер и преподаватель сценического искусства. Санин стремился перенести на казенную сцену постановочную культуру и творческие принципы МХТ; особенно удавались режиссеру постановки массовых сцен. В Александрийском театре он поставил: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1902), «Не в свои сани не садись» (1903), «Горячее сердце» (1904) Островского и др. В 1907 Санин ставил спектакли в Старинном театре («Три волхва», «Действо о Теофиле»). Затем вступил в зарубежную антрепризу С. П. Дягилева, став с этого времени преимущественно оперным режиссером, пропагандистом русской оперной классики. В 1908 поставил на сцене парижской «Гранд-Опера» «Бориса Годунова» с участием Ф. И. Шаляпина (оркестр парижского театра, хор московского Большого театра, дирижер Блюменфельд, хормейстер Авранек, художники А. Я. Головин и А. Н. Бенуа), в 1909 в театре «Шатле» (Париж) — «Хованщину» и «Псковитянку». В 1910 поставил в Петербургском народном доме «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Русалку» и др.; в 1911 в театре «Шатле» — «Елену Спартанскую» Верхарна и «Саломею» Уайльда (худ. Л. С. Бакст), в 19121914-в «Театре Елисейских полей» (Париж) и «Друри-Лейн» (Лондон) — «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Соловья» Стравинского и др. В 1913 Санин вступил в созданный К. А. Марджановым Свободный театр, поставил «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского. В 1914-15 – режиссер Московского драматического театра. В первые годы после Октябрьской революции Санин поставил спектакли в Большом театре: «Псковитянка» (сцена веча) и «Князь Игорь» (1917), «Кармен» (1922); в Малом театре — «Посадник» А. К. Толстого (1918), «Электра» Гофмансталя и «Собака садовника» Лопе де Вега (1919), «Ричард III» (1920), «Лес» и «Горе от ума» (1921).

Режиссер первых советских фильмов («Поликушка» и др.). В конце 1922 уехал за границу. с 1923 работал в театрах: «Гранд-Опера» (Париж), «Реаль» (Мадрид), «Лисео» (Барселона), «Колон» (Буэнос-Айрес), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Театре Реале» (Рим), «Ла Скала» (Милан) и др. Ставил оперы Мусоргского, Рим-ского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Глинки, Чайковского, Серова, Рубинштейна. В его постановках участвовали крупнейшие итальянские певцы (Т. Даль Монте, А. Морелли, Т. Скипа, К. Муцио и др.), дирижеры (А. Тосканини, Дж. Маринуцци, К. Гуарньери, Т. Серафин и др.).

Лит.: Прокофьев В.Л., Историко-бытовая линия в Александрийском театре, в кн.: Ежегодник МХАТ , 1945, т. 1, М., 1948;
Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л., 1963;
Ходотов Н. Н., Близкое, далекое, М.-Л., 1962;
Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955;
Каверин Ф. Н., Воспоминания., М., 1964.
Н.М.Кинкулькина Александр Санин: жизнь и творчество. М., 2001.