Садовский Пров Михайлович

Актер

САДОВСКИЙ Пров Михайлович (настоящая фамилия — Ермилов; 11(23).X.1818, Ливны,-16(28). VII. 1872, Москва). Родоначальник театральной семьи. После смерти отца с 9 лет воспитывался братьями матери, видными провинциальными актерами — Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним Садовский). В 1832 поступил в Тульскую труппу (для которой ранее переписывал роли). Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и др. городов. В 1839, благодаря поддержке М.С. Щепкина (который в 1838 видел Садовского на сцене Казанского театра и отметил его игру), дебютировал в Малом театре в водевильных ролях (Жанно Вижу, Нац, Емельян — «Любовное зелье», «Дезертир», «Хороша и дурна, и глупа, и умна» — переделки Д. Т. Ленского с франц.). Играл в Малом театре до конца жизни. Первые роли — в переводных водевилях, комедиях, драмах и мелодрамах. Критика отмечала Садовского как отличного комика, «простака» и характерного актера; у него находили «бездну натуры», наивность, непосредственность, живость, непринужденную веселость и необыкновенный юмор. Не стремясь смешить, не прибегая к шаржу, Садовский держался серьезно, достигая этим необычайного комизма. Большой успех Садовскому принесли водевильные характерно-бытовые роли: Филатка («Филатка и Мирошка — соперники» Григорьева 2-го, 1839), Пустославцев («Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского, 1841), Петухов («Что имеем не храним, потерявши плачем» Соловьева, 1843). В произвдениях переводной классической драматургии Садовский играл роль Шута («Король Лир», 1843), Журдена, Щедушкина (Аргана), Скапена («Мещанин во дворянстве», 1844, «Мнимый больной», 1846, и «Скапеновы обманы», 1849, Мольера). Расцвет сатирического таланта Садовского связан с его выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре. Образы Садовского заняли видное место в сценической истории пьес Гоголя. Первые роли — Ходилкин (Анучкин) и Подколесин («Женитьба», обе в 1843), Замухрышкин («Игроки» Гоголя, 1843). М.С. Щепкин считал, что Садовский был единственным актером, который сразу «постиг тайну гоголевского языка». Его философствующий Подколесин, крайне нерешительный и по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей Садовского — Осип («Ревизор», 1845). В 1850-е гг. играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского.



Дарование Садовского, основанное на простоте и правде, глубоком знании русской жизни, раскрылось в пьесах А. Н. Островского, занявших центральное место в творчестве Садовского. В Островском актер нашел своего драматурга, а тот в нем — сподвижника и великолепного исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной и выразительной игры. С конца 1840-х гг. Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Активный пропагандист творчества великого драматурга, Садовский познакомил различные общественные крeub Москвы с комедией «Банкрот» («Свои люди — сочтемся»), вызвал интерес к писателю-новатору у передовой молодой части труппы Малого театра, содействовал своей игрой успеху и утверждению его пьес в театре. В первых постановках 28 пьес Островского на сцене Малого театра Садовский исполнил 29 ролей. В первой же роли Русакова («Не в свои сани не садись», 1853) Садовский поразил жизненностью поведения. Типичные образы создал Садовский, играя роли взяточников-чиновников — Беневоленского («Бедная невеста», 1853), Юсова («Доходное место», 1863). Исполняя роль Любима Торцова («Бедность не порок», 1854, посвященной автором Садовскому), которая была шедевром артиста, Садовский создал драматический образ человека, страдающего от своего падения, но непримиримого к насилию и хищничеству. Садовский мастерски играл роли купцов-самодуров, создавая сатирические характеры: Тит Титыч («В чужом пиру похмелье», 1856, и «Тяжелые дни», 1863), Дикой («Гроза», 1859), Курослепов («Горячее сердце», 1869) и др. В образе Подхалюзина («Свои люди — сочтемся», 1861) Садовский убедительно показал превращение своего героя из угодливого приказчика в купца-накопителя. Позднее (1869) в этой пьесе Садовский сыграл роль Большова. Драматическая сторона дарования Садовского раскрылась в роли Краснова («Грех да беда на кого не живет», 1863 и 1867). В творчестве Прова Михайловича глубина и тонкость социальной и психологической характеристик сочетались с выразительностью внешнего бытового рисунка роли. Крупнейший представитель искусства Малого театра, Садовский был мастером русской речи, он раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно разрабатывал текст роли. Четкая дикция, гибкий голос помогали актеру находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. Садовский славился также мимическим мастерством, выразительностью пауз, полным слиянием с образом.



Садовский был первым исполнителем на сцене Малого театра следующих ролей: Расплюев («Свадьба Кречинского», 1855), Дурнопечин, Ананий и Митрич («Ипохондрик», 1857, «Горькая судьбина», 1863, и «Самоуправцы», 1866, Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера Расплюева, Садовский в то же время показывал и его человеческие черты, создав традицию исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова («Провинциалка», 1856, и «Нахлебник», 1862, Тургенева). С большим юмором Пров Михайлович исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт — «Проделки Скапена», 1866, Сганарель — «Лекарь поневоле», 1866, Жорж Данден — о. п., 1866, Пурсоньяк — о. п., 1867, Сганарель — о. п., 1869), Шекспира (Баптиста — «Укрощение строптивой», 1865), Кальдерона (Бенито — «Сам у себя под стражей», 1866). Выступал также в операх.



Садовский принимал деятельное участие в организации московского «Артистического кружка» (1865) и его спектаклей; играл в них. В творчестве Садовского, продолжившего и развившего щепкинские традиции в сценическом искусстве, проявились национальные особенности русского сценического реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его национальной специфики, внимание к внутреннему миру человека, отношение к слову как к основному средству характеристики образа. Искусство Садовского оказало воздействие на целую плеяду русских актеров. Садовский был автором юмористических рассказов и превосходным рассказчиком.



Др. роли: Хватайко («Ябеда» Капниста, 1845), Пролетов и Бурдюков («Тяжба» Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин («Недоросль», 1859), Горич («Горе от ума», 1862), Барсуков («Утро делового человека» Гоголя, 1863), Мякишев («Расточитель» Лескова, 1868), Болыыинцов («Месяц в деревне» Тургенева, 1872); в пьесах Островского: Смуров («Утро молодого человека», 1853), Агафон («Не так живи, как хочется», 1854), Пузатов («Картина семейного счастья», 1857), Неуеденов («Праздничный сон — до обеда», 1857), 1-й кучер («Не сошлись характерами», 1858), Густомесов («Старый друг лучше новых двух», 1860), Потапыч («Воспитанница», 1863), Хрюков («Шутники», 1864), Шалыгин («Воевода», 1865), Бессудный («На бойком месте», 1865), Боровцов («Пучина», 1866), Минин («Козьма Захарьич Минин-Сухорук». 1867), Осипов и Щелкалов («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1867), Сеитов («Тушино», 1867), кн. Воротынский («Василиса Мелентьева» Островского и С. А. Гедеонова, 1868), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1868), Ахов («Не все коту масленица», 1871), Восмибратов («Лес», 1871); роли в западной классике: Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио («Комедия ошибок», 1852, «Виндзорские проказницы», 1866, «Двенадцатая ночь», 1867, Шекспира). Другие роли в водевилях и комедиях русских авторов: Ушица («Дочь русского актера» Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев («Вицмундир» П. Каратыгина, 1846), Безмерин («Хорош Петербург, да друзья одолели» Григорьева 2-го, 1848), Мордоплюев («Жених из ножевой линии» Красовского, 1853), Ладыжкин («Жених из долгового отделения» Чернышева, 1859), Билкин («Омут» Владыкина, 1861), Делакторский («Испорченная жизнь» Чернышева, 1862), Побединский («Мишура» А. Потехина, 1862). Партии: Фрелаф(«Аскольдова могила» опера Верстовского, 1846), Фаддей («Мельник — колдун, обманщик и сват» комическая опера Аблесимова, муз. Фомина, 1855), Стикс («Орфей в аду» опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др.



Лит.: Шаповалов Н., Пров Михайлович Садовский, в сб.: Драматический альбом..., М., 1850, с. 122-25;

Панаев И. И., Заметки Нового поэта. Садовский в Петербурге, «Современник», СПБ , 1857, т. 63, № 6, с. 285-92;

Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1, М., 1869, с. 58, 80-81, 154-55, 323, 521. 675. 699, 777-78;

Родиславский В., Пров Мих. Садовский (Материалы для биографии), «Русский вестник», 1872, т. 100. № 7, с. 427-64;

Коропчевский Д., Пров Мих. Садовский. Из воспоминаний о Московском театре, «ЕИТ». Сезон 1894-1895гг. СПБ, приложения, кн. 2, с. 13-59;

Стахович А. А., Клочки воспоминаний, М., 1904, с. 85-99, 291, 311, 319-326;

Боборыкин П.Д., За полвека (Мои воспоминания), М.-Л., 1929

Семья Садовских. Сборник, под ред. Вл. Филиппова, М.-Л., 1939;

Островский А. Н., Дневники и письма, М.-Л., 1937, с. 116-96.