Садовский Михаил Провович

Актер
САДОВСКИЙ Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там же). Сын Прова Михайловича Садовского Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, Миша Садовский в 1867-69 участвовал в спектаклях «Артистич. кружка» (1-я роль: Андрей Титыч — «В чужом пиру похмелье» Островского, 1867). В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Андрея Брускова, Васи Шустрого, Бородкина («Свои люди — сочтемся», «Тяжелые дни», «Горячее сердце», «Не в свои сани не садись» Островского). В 1870 был принят в труппу театра на амплуа «бытового простака» и «характерного комика». Замечательный сценический интерпретатор и страстный пропагандист драматургии Островского, Садовский сыграл в его пьесах свыше 60 ролей. Первый исполнитель ролей: Буланов («Лес», 1871), Грунцов («Трудовой хлеб», 1874), Мурзавецкий («Волки и овцы», 1875), Мухояров («Правда — хорошо, а счастье лучше», 1876), Андрей Белугин («Женитьба Белу-гина» Островского и Соловьева, 1877),Карандышев («Бесприданница», 1878), Константин Каркуяов («Сердце не камень», 1879), Мулин («Невольницы», 1880), Мелузов («Таланты и поклонники», 1881), Окаемов («Красавец-мужчина», 1882), Миловзоров («Без вины виноватые», 1884) и др. По желанию драматурга Садовскому передавались также роли в возобновленных спектаклях: Тихон («Гроза»), Голутвин («На всякого мудреца...»), Хорьков («Бедная невеста»), Счастливцев («Лес»), Афоня и Краснов («Грех да беда на кого не живет»), Ипполит («Не все коту масленица»), Хлынов («Горячее сердце») и др.

Ученик, творческий последователь своего отца, актер-демократ, великолепный знаток быта старой Москвы, Садовский в совершенстве владел сценической речью. Его самобытное, национальное, подлинно народное искусство отличалось предельной жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирической остротой. Вслед за отцом Садовский возглавил обличительно-критической направление в национально-бытовом репертуаре Малого театра. Ведущая тема творчества Садовского — судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. Играя Счастливцева, Садовского создал исполненный оптимизма, юмора образ актера, страстно любящего театр. Тема защиты «маленького» человека, протест против его унижения с большой силой прозвучали у Садовского в роли Карандышева. Тонкой, умной иронией был проникнут образ Мурзавецкого. Сатирически обрисован Хлынов. Признание передового зрителя получил образ демократа-просветителя Мелузова, пронизанный страстной ненавистью к старой жизни.

К числу значительных ролей Михаила Прововича принадлежали: Хлестаков; Петр, 1-й мужик («Власть тьмы», «Плоды просвещения»), Мисаил и Лепорелло («Борис Годунов» и «Каменный гость» Пушкина), Беспандин («Завтрак у предводителя» Тургенева), Калгуев («Новое дело» Немировича-Данченко), Стремглов («Закат» Сумбатова) и др.

Садовский — автор очерков и рассказов из жизни московского мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и других театрах: «Корсиканка» Гуальтьери (1881), «Федра» Расина (1890, обе пьесы переведены для бенефисов М. Н. Ермоловой), «Севильский цирюльник» Бомарше (1883, Малый театр, в роли Фигаро — автор перевода), пьесы Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу «Душа-потемки» (1885, Малый театр, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари — Ермолова). За свои литературные труды Садовский был избран в члены Общества любителей российской словесности. Известен и как сочинитель острых эпиграмм, направленных против казенщины, бюрократического засилья и чиновничьего произвола в театре. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и на драматических курсах Московского театрального училища.

РЕПЕРТУАР МИХАИЛА ПРОВОВИЧА САДОВСКОГО

по статье Б.Варнеке «Михаил Провыч Садовский» из сборника «Семья Садовских» (1939).

Список ролей Михаила Провыча вполне подтверждает особенно тесную связь его творчества именно с той полосой русской драмы, крупнейшим представителем которой явился Островский. И в день сорокалетнего юбилея 17 октября 1909 г. Михаил Провыч выступил, конечно, в пьесе Островского, сыграв Досужева в «Доходном месте», где его жена Ольга Осиповна мастерски играла вдову Кукушкину. Это была его последняя роль. Таким образом, конец творческого пути Михаила Провыча сошелся с началом: и начал и закончил он его Островским.


«Не в свои сани не садись» — 1) Бородкин (в бенефис отца), 2) Маломальский;
«Свои люди — сочтемся» — Подхалюзин;
«Бедная невеста» — Хорьков;
«Не сошлись характерами» — Поль;
«Доходное место» — Досужев;
«Воспитанница» — Гриша;
«Гроза» — Тихон;
«Старый друг лучше новых двух» — Густомесов;
«Тяжелые дни» — 1) Андрей, 2) Перцов;
«Грех да беда на кого не живет» — 1) Афоня, 2) Краснов;
«Шутники» — Оброшенов;
«На бойком месте» —Непутевый;
«Дмитрий Самозванец» — 1) Василий Щелкалов, 2) Ян Бучинский, 3) Осипов;
«На всякого мудреца» — Голутвин;
«Горячее сердце» — 1) Вася, 2) Хлынов;
«Лес» — 1) Буланов, 2) Счастливцев;
«Не все коту масленица» — Ипполит;
«Снегурочка» — Курилко;
«Не было ни гроша» — Петрович;
«Комик XVII столетия» — Матвеев;
«Поздняя любовь» — Николай;
«Трудовой хлеб» — Грунцов;
«Волки и овцы» — Мурзавецкий;
«Правда хорошо» — 1) Мухояров, )Барабошев;
«Бесприданница» — Карандышев;
«Последняя жертва» — 1) Иногородний купец, 2) Дергачев;
«Сердце не камень» — 1) Константин, 2) Каркунов, 3) Халымов;
«Невольницы» — Мулин;
«Таланты и поклонники» — Мелузов;
«Красавец-мужчина» — Окоемов;
«Без вины виноватые» — Миловзоров;
«Воевода» — Бастрюков.

Ряд ролей исполнялся Михаилом Провычем при первой постановке пьесы на сцене, когда распределение ролей происходило по соглашению с автором. Это позволяет думать, что все эти роли, — а среди них есть такие ответственные, как Мурзавецкий, Карандышев, Мелузов, —были предназначены Островским именно Михаилу Провычу.

Сюда же надо отнести выступления в пьесах Н. Я. Соловьева, написанных тем или единолично, или при участии Островского.

«Женитьба Белугина» — Белугин;
«Счастливый день» — Нивин;
«На пороге к делу» — Буровин;
«Дикарка» — Мальков;
«Светит, да не греет» — Рабачев.

Выступал Михаил Провыч почти во всех пьесах и других русских классиков, а именно:
Пушкин — «Борис Годунов» —Мисаил;
Гоголь — «Ревизор» — Хлестаков; «Собачкин» — Собачкин;
Писемский — «Горькая судьбина» — Калистрат Григорьев;
Тургенев — «Завтрак у предводителя» — Бсспандин;
Сухово-Кобылин — «Свадьба Кречинского» — Щебнев;
Л. Толстой — «Власть тьмы» — Петр, «Плоды просвещения» — 1-й мужик.


Из пьес остальных русских драматургов, заполнявших при нем текущий репертуар, достаточно привести следующие роли, исполненные им в разные годы:

Вл.Александров – «В селе Знаменском» — Писарь;
П.боборыкин – «Клеймо» — Ивакин; «С бою» — Широмытов, «Божья коровка» — Фурсов, «Накипь» — Мосеев;
П.Вейнберг – «У Фонвизина» — Херасков;
П.Гнедич – «Новый скит» — Покрышев;
Е.Гославский – «Расплата» — Недовеев, «В разлуке» — Афонька;
Е.Карпов – «Рай земной» — Крохин, «Мирская вдова» — Зарцов, «Жрица искусства» — Добрынин;
В.Крылов — «Дело Плеянова» — пленник, «»Девичий переполох» — Бесомыка, «Аргунин» — Савицкий, «Общество поощрения скуки» — Ошметков;
А.А.Луговой — «Озимь» — Иван Данилович;
Лихачев— «Жизнь Илимова» — Аболтин;
П. М. Невежин — «Друзья детства» — Ветчинин, «В родном углу» — Сурков, «Компаньоны» — Евгений;
В.И. Немирович-Данченко — «Новое дело» — Андрей Колгуев;
П.Н. Полевой — «За право и правду» — Егорушка юродивый;
И.А. Салов— «Самородок» — Любомудров;
А.В.Стерн — «В приюте муз и граций» — Радвилов;
А.С. Суворин— «Татьяна Репина» — Котельников;
А. И. Сумбатов-Южин — «Закат» — Стремглов, «Старый закал» — Корнев, «Невод» — Кудаков;
Н. И. Тимковский — «Два лагеря» — Кудинов, «Дело жизни» — Дворянчиков, «Сильные и слабые» — Тамбуринов;
В.Трахтенберг — «Победа» — Яшка барин.
А. Федотов — «Дети отцов своих» — Чернов, «Хрущевские помещики» — Трофим;
И. В.Шпажинский — «Сам себе враг» — Игренев, «Две судьбы» — Авессаломов, «Приступом» — Лаггин;
М. И. Чайковский — «Симфония» — Розенфельд, «Борцы» — Дилигентов.


Выступал Михаил Провыч и в пьесах западных классиков:
Шекспир — «Ричард III» — Ричмонд, «Виндзорские проказницы» — Д-р Каюс, «Зимняя сказка» — Автолик;
Шиллер— «Орлеанская дева» — Жених Иоанны, Раймонд;
Мольер — «Хоть тресни да женись» — Марфуриус, «Лекарь поневоле» — Сганарель, «Проделки Скапена» — Скапен; в последней роли М.П. с 1891 г. сменил С.В.Шумского.

Реже всего выступал он в переводных пьесах новейших западных драматургов.