Мочалов Павел Степанович

Актер
МОЧАЛОВ Павел Степанович (3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же), русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 г. на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, Мочалов придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), Мочалов не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для Мочалова переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, Мочалов захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей Мочалова в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, Мочалов нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у Мочалова в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве Мочалова занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для Мочалова драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление Мочалова стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Актер проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, Мочалов исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей Мочалова — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества Мочалова велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. Актер способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства Мочалова был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268-69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.

Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937;
Белинский В. Г., О драме и театре, М. — Л., 1948;
Павел Степанович Мочалов. (Сборник), М., 1953;
Дмитриев Ю., Мочалов — актёр-романтик, М., 1961.
М. Н. Ласкина «Мочалов: Летопись жизни и творчества». М., 2000.

СПИСОК РОЛЕЙ

Список ролей составлен по книге Ю.А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).

1817 Полиник «Эдип в Афинах» В. А. Озеров
1818 Кассио «Отелло» B. Шекспир, пер. П. А. Вельяминов
1818 Ксури «Попугай» A. Коцебу
1818 Сеид «Фанатизм, или Пророк Магомет» Вольтер
1818 Танкред «Танкред» Вольтер
1819 Альнаскаров «Воздушные замки» Н. И. Хмельницкий
1819 Арзас «Семирамида» Вольтер
1819 Генрих «Молодость Генриха IV» А. Дюваль
1819 Димитрий «Димитрий Донской» B. А. Озеров
1819 Эраст «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В. М. Федоров
1820 Адольф «Адольф и Клара» Марсолье
1820 Князь Радугин «Пустодомы» А. А. Шаховской
1820 Рославлев «Добрый малый» М. Н. Загоскин
1821 Ломоносов «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» А. А. Шаховской
1821 Орест «Электра и Орест» A. Грузинцев
1821 Оросман «Заира» Вольтер
1821 Ролла «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы» A. Коцебу
1821 Флорестан «Элеонора, или Севильская темница»
1821 Фриц «Сын любви» A. Коцебу
1822 Бела IV «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV» А. И. Шеллер
1822 Фердинанд «Коварство и любовь» Ф. Шиллер
1822 Фердинанд «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского
1822 Фингал «Фингал» B. А. Озеров
1822 Эдуард «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника» A. Коцебу
1822 Юлий «Железная маска» Перевод-переделка Н. Краснопольского
1823 Князь «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина
1823 Лидин «Поездка в Кронштадт» A. И. Писарев
1823 Лукавин «Лукавин» А. И. Писарев
1823 Отелло «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева
1823 Отелло «Отелло» Шекспир, пер. П. А. Вельяминова
1823 Прямиков «Ябеда» В. В. Капнист
1823 Ренальд «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» А. А. Шаховской
1823 Роберт «Разбойники, или Роберт — атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов, по трагедии Шиллера «Разбойники»
1823 Шекспир «Влюбленный Шекспир» А. Дюваль
1823 Эдгард «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича
1824 Зарницкий(Мезецкий) «Не любо, не слушай, а лгать не мешай» А. А. Шаховской
1824 Славин «Воспитание, или Вот приданое» Ф. Ф. Кокошкин
1824 Стрельский-старший «Два брата» [Пер. Д. Н. Баркова
1824 Щлейнсгейм (Эрлау) «Генерал Шлейнсгейм» Г. Шпис
1825 Людовик «Серебряная свадьба» А. Коцебу
1825 Чтец (Гений России) «Торжество муз» М. А. Дмитриев
1826 Аристофан «Аристофан, или Первое представление комедии «Всадники»« А. А. Шаховской
1826 Пламенов «Писатели между собой» B. И. Головин
1827 Гамлет «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова
1827 Керим-Гирей «Керим-Гирей, крымский хан» А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
1827 Князь «Урок женатым» A. А. Шаховской
1827 Неджиль «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного» А. А. Шаховской
1827 Неизвестный»Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» А. А. Шаховской
1827, 1841 Ромео «Ромео и Юлия» М. Н. Катков по B. Шекспиру
1828 Волков «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской
1828 Фингал «Фингал и Роксана» А. А. Шаховской
1829 Альмавива «Севильский цирюльник» Бомарше
1829 Жермани «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж
1829 Капсали «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина
1829 Карл Моор «Разбойники» Ф. Шиллер
1829 Польдер «Польдер—амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж
1830 Граф де Фаель «Габриэль де Виржини» Де Белуа
1830 Дон Карлос «Дон Карлос» Ф. Шиллер
1830 Клеант «Скупой» Мольер, пер. С. Т. Аксакова
1830 Рудольф «Невеста разбойника» Кернер
1831 Пабло «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен
1831 Чацкий «Горе от ума» А. С. Грибоедов
1831 Эрик XIV «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн
1831 Юрий Милославский «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина
1831 Яромир «Прародительница» Ф. Грильпарцер
1832 Алеко «Цыганы» A. С. Пушкин
1832 Вадим «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C. П. Шевырев, по B. А.Жуковскому
1832 Иоанн Фауст «Иоанн Фауст, или Чернокнижник» Клингельман
1832 Мейнау «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу
1832, 1844 Нейвиль (так же играл роль Рене) «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело
1833 Генрих IV «Одно утро из жизни Генриха IV» А. Пикар
1833 Роман Бобер «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» А. А. Шаховской
1833 Тассо «Торквато Тассо» Н. В. Кукольник
1834 Горчаков «Смольяне» А. А. Шаховской
1834 Пожарский «Рука всевышнего отечество спасла» Н. В. Кукольник
1835 Ляпунов «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» Н. В. Кукольник
1835 Мортимер «Мария Стюарт» Шиллер
1835 Роберт Дудлей, граф Лейчестерский «Мария Стюарт» Ф. Шиллер
1836 Эдип «Эдип в Афинах» В. А. Озеров
1837 Арвед Дюбрель «Мальвина, или Урок богатым невестам» Д. Т. Ленский
1837 Гамлет «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого
1837 Ильменев «Кузьма Рощин, рязанский разбойник» К. А. Бахтурин
1837 Кин «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма (отец)
1838 Нино «Уголино» Н. А.Полевой
1838 Ролла «Ролла во Флоренции» К. Лафон
1839 Бидерман «Смерть или честь» Н. А. Полевой
1839 Иван Рябов «Иван Рябов, рыбак архангелогородский» Н. В. Кукольник
1839 Иголкин «Иголкин, купец новгородский» Н. А. Полевой
1839 Клермон-Артур»Жена артиста» Э. Скриб
1839 Кремнев «Кремнев — русский солдат» Н. И. Скобелев
1839 Лейфорт «Дедушка русского флота» Н. А. Полевой
1839 Лир «Король Лир» В. Шекспир, пер. Я. Г. Брянского
1839 Пылаев «Сцены в Москве в 1812 году» Н. И. Скобелев
1839 Ричард III «Ричард III» B. Шекспир
1840 Генрих де Миньероль «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве
1840 Неизвестный «Параша-сибирячка» Н. А. Полевой
1841 Вахтанг «Майко» Н. В. Беклемишев
1841 Мочалов «Мочалов в провинции» Д. Т. Ленский
1841 Пронский «Боярское слово, или Ярославская кружевница» П. Г. Ободовский
1841 Ромео «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова
1842 Доверстон «Отец и дочь» пер. П. Г. Ободовского
1842 Миллер «Коварство и любовь» Ф. Шиллер
1842 Сордель «Жизнь за жизнь» Н. В. Беклемишев
1843 Вас. Ив. Шуйский «Василий Иванович Шуйский» П. Г. Ободовский
1843 Кратин «Наука и женщина» В. Р. Зотов
1843 Оболенский «Елена Глинская» Н. А. Полевой
1843 Стефан Фостер»Братья-купцы» П. Г. Ободовский
1843 Эверт-Горн «Русская боярыня XVII столетия» П. Г. Ободовский
1844 Балтазар «Мономан, или Помешанный» Пер. с франц. В. А. Каратыгина
1844 Басенок «Боярин Федор Басенок» Н. В. Кукольник
1844 Франц Моор «Разбойники» Шиллер
1846 Джембулат «Черкешенка» П. С. Мочалов
1846 Жорж Мориц «Графиня Клара д\'Обервиль» Анисе-Буржуа и д\'Эннери
МОЧАЛОВ Павел Степанович (3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же), русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 г. на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, Мочалов придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), Мочалов не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для Мочалова переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, Мочалов захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей Мочалова в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, Мочалов нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у Мочалова в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве Мочалова занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для Мочалова драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление Мочалова стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Актер проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, Мочалов исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей Мочалова — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества Мочалова велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. Актер способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства Мочалова был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268-69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.

Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937;
Белинский В. Г., О драме и театре, М. — Л., 1948;
Павел Степанович Мочалов. (Сборник), М., 1953;
Дмитриев Ю., Мочалов — актёр-романтик, М., 1961.
М. Н. Ласкина «Мочалов: Летопись жизни и творчества». М., 2000.

СПИСОК РОЛЕЙ

Список ролей составлен по книге Ю.А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. (по данным М. Н. Ласкиной актер сыграл в более чем 250 ролях).

1817 Полиник «Эдип в Афинах» В. А. Озеров
1818 Кассио «Отелло» B. Шекспир, пер. П. А. Вельяминов
1818 Ксури «Попугай» A. Коцебу
1818 Сеид «Фанатизм, или Пророк Магомет» Вольтер
1818 Танкред «Танкред» Вольтер
1819 Альнаскаров «Воздушные замки» Н. И. Хмельницкий
1819 Арзас «Семирамида» Вольтер
1819 Генрих «Молодость Генриха IV» А. Дюваль
1819 Димитрий «Димитрий Донской» B. А. Озеров
1819 Эраст «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» В. М. Федоров
1820 Адольф «Адольф и Клара» Марсолье
1820 Князь Радугин «Пустодомы» А. А. Шаховской
1820 Рославлев «Добрый малый» М. Н. Загоскин
1821 Ломоносов «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» А. А. Шаховской
1821 Орест «Электра и Орест» A. Грузинцев
1821 Оросман «Заира» Вольтер
1821 Ролла «Испанцы в Перу, или Смерть Роллы» A. Коцебу
1821 Флорестан «Элеонора, или Севильская темница»
1821 Фриц «Сын любви» A. Коцебу
1822 Бела IV «Нашествие Батыя на Венгрию, или Король Бела IV» А. И. Шеллер
1822 Фердинанд «Коварство и любовь» Ф. Шиллер
1822 Фердинанд «Король и пастух» Пер. А. А. Шаховского
1822 Фингал «Фингал» B. А. Озеров
1822 Эдуард «Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника» A. Коцебу
1822 Юлий «Железная маска» Перевод-переделка Н. Краснопольского
1823 Князь «Роман на один час, или Чудный заклад» Пер. с франц. Ф. Ф. Кокошкина
1823 Лидин «Поездка в Кронштадт» A. И. Писарев
1823 Лукавин «Лукавин» А. И. Писарев
1823 Отелло «Отелло» В.Шекспир, пер. И. И. Панаева
1823 Отелло «Отелло» Шекспир, пер. П. А. Вельяминова
1823 Прямиков «Ябеда» В. В. Капнист
1823 Ренальд «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» А. А. Шаховской
1823 Роберт «Разбойники, или Роберт — атаман разбойников» Ф. Ф. Иванов, по трагедии Шиллера «Разбойники»
1823 Шекспир «Влюбленный Шекспир» А. Дюваль
1823 Эдгард «Леар» В. Шекспир, пер. Н. И. Гнедича
1824 Зарницкий(Мезецкий) «Не любо, не слушай, а лгать не мешай» А. А. Шаховской
1824 Славин «Воспитание, или Вот приданое» Ф. Ф. Кокошкин
1824 Стрельский-старший «Два брата» [Пер. Д. Н. Баркова
1824 Щлейнсгейм (Эрлау) «Генерал Шлейнсгейм» Г. Шпис
1825 Людовик «Серебряная свадьба» А. Коцебу
1825 Чтец (Гений России) «Торжество муз» М. А. Дмитриев
1826 Аристофан «Аристофан, или Первое представление комедии «Всадники»« А. А. Шаховской
1826 Пламенов «Писатели между собой» B. И. Головин
1827 Гамлет «Гамлет» Шекспир, пер. C. И. Висковатова
1827 Керим-Гирей «Керим-Гирей, крымский хан» А. А. Шаховской, по поэме A. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
1827 Князь «Урок женатым» A. А. Шаховской
1827 Неджиль «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного» А. А. Шаховской
1827 Неизвестный»Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» А. А. Шаховской
1827, 1841 Ромео «Ромео и Юлия» М. Н. Катков по B. Шекспиру
1828 Волков «Федор Волков, или День рождения русского театра» А. А. Шаховской
1828 Фингал «Фингал и Роксана» А. А. Шаховской
1829 Альмавива «Севильский цирюльник» Бомарше
1829 Жермани «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканж
1829 Капсали «День паденья Миссалонги» Пер. Ф. Кокошкина
1829 Карл Моор «Разбойники» Ф. Шиллер
1829 Польдер «Польдер—амстердамский палач» Пиксерекур и В. Дюканж
1830 Граф де Фаель «Габриэль де Виржини» Де Белуа
1830 Дон Карлос «Дон Карлос» Ф. Шиллер
1830 Клеант «Скупой» Мольер, пер. С. Т. Аксакова
1830 Рудольф «Невеста разбойника» Кернер
1831 Пабло «Пабло, или Садовник из Венеции» Дюминг и Сент-Аллен
1831 Чацкий «Горе от ума» А. С. Грибоедов
1831 Эрик XIV «Иоанн, герцог Финляндский» Вейсентурн
1831 Юрий Милославский «Юрий Милославский» А. А. Шаховской, по одноименному роману М. Н Загоскина
1831 Яромир «Прародительница» Ф. Грильпарцер
1832 Алеко «Цыганы» A. С. Пушкин
1832 Вадим «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» C. П. Шевырев, по B. А.Жуковскому
1832 Иоанн Фауст «Иоанн Фауст, или Чернокнижник» Клингельман
1832 Мейнау «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу
1832, 1844 Нейвиль (так же играл роль Рене) «Екатерина Медицис в Сен-Брисском замке в 1756 году» Ансело
1833 Генрих IV «Одно утро из жизни Генриха IV» А. Пикар
1833 Роман Бобер «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» А. А. Шаховской
1833 Тассо «Торквато Тассо» Н. В. Кукольник
1834 Горчаков «Смольяне» А. А. Шаховской
1834 Пожарский «Рука всевышнего отечество спасла» Н. В. Кукольник
1835 Ляпунов «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» Н. В. Кукольник
1835 Мортимер «Мария Стюарт» Шиллер
1835 Роберт Дудлей, граф Лейчестерский «Мария Стюарт» Ф. Шиллер
1836 Эдип «Эдип в Афинах» В. А. Озеров
1837 Арвед Дюбрель «Мальвина, или Урок богатым невестам» Д. Т. Ленский
1837 Гамлет «Гамлет» В. Шекспир, пер. Н. А. Полевого
1837 Ильменев «Кузьма Рощин, рязанский разбойник» К. А. Бахтурин
1837 Кин «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма (отец)
1838 Нино «Уголино» Н. А.Полевой
1838 Ролла «Ролла во Флоренции» К. Лафон
1839 Бидерман «Смерть или честь» Н. А. Полевой
1839 Иван Рябов «Иван Рябов, рыбак архангелогородский» Н. В. Кукольник
1839 Иголкин «Иголкин, купец новгородский» Н. А. Полевой
1839 Клермон-Артур»Жена артиста» Э. Скриб
1839 Кремнев «Кремнев — русский солдат» Н. И. Скобелев
1839 Лейфорт «Дедушка русского флота» Н. А. Полевой
1839 Лир «Король Лир» В. Шекспир, пер. Я. Г. Брянского
1839 Пылаев «Сцены в Москве в 1812 году» Н. И. Скобелев
1839 Ричард III «Ричард III» B. Шекспир
1840 Генрих де Миньероль «Луиза де Миньероль» Дино и Легуве
1840 Неизвестный «Параша-сибирячка» Н. А. Полевой
1841 Вахтанг «Майко» Н. В. Беклемишев
1841 Мочалов «Мочалов в провинции» Д. Т. Ленский
1841 Пронский «Боярское слово, или Ярославская кружевница» П. Г. Ободовский
1841 Ромео «Ромео и Джульетта» Шекспир, пер. М. Н. Каткова
1842 Доверстон «Отец и дочь» пер. П. Г. Ободовского
1842 Миллер «Коварство и любовь» Ф. Шиллер
1842 Сордель «Жизнь за жизнь» Н. В. Беклемишев
1843 Вас. Ив. Шуйский «Василий Иванович Шуйский» П. Г. Ободовский
1843 Кратин «Наука и женщина» В. Р. Зотов
1843 Оболенский «Елена Глинская» Н. А. Полевой
1843 Стефан Фостер»Братья-купцы» П. Г. Ободовский
1843 Эверт-Горн «Русская боярыня XVII столетия» П. Г. Ободовский
1844 Балтазар «Мономан, или Помешанный» Пер. с франц. В. А. Каратыгина
1844 Басенок «Боярин Федор Басенок» Н. В. Кукольник
1844 Франц Моор «Разбойники» Шиллер
1846 Джембулат «Черкешенка» П. С. Мочалов
1846 Жорж Мориц «Графиня Клара д\'Обервиль» Анисе-Буржуа и д\'Эннери
Публикации

НЕИСТОВЫЙ РОМАНТИК

15 ноября исполняется 220 лет со дня рождения Павла Степановича Мочалова (1800 - 1848) - артиста, который стоял у истоков возвышенной романтической традиции в исполнительском искусстве Малого театра.

Подробнее >

«Листая старые подшивки» ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, ИЛИ ЖИЗНЬ АКТЕРА

«Листая старые подшивки»

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, ИЛИ ЖИЗНЬ АКТЕРА

КОГДА МЫ думаем о великом актере русского театра Павле Степановиче Мочалове, важно осознать, что Мочалов — коренной москвич. Если взглянуть на летопись его жизни и творчества

Подробнее >
Отзывы