Массалитинова Варвара Осиповна

Актриса
МАССАЛИТИНОВА Варвара Осиповна (17(29).7.1878, Елец, — 20.10.1945, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка РСФСР (1933). Творческая деятельность начала в любительском кружке в Томске, где определилась ее склонность к исполнению характерных ролей пожилых женщин. В 1901 Массалитинова окончила драматические курсы при Московском театральном училище (педагог А. П. Ленский) и была принята в Малый театр. Основу ее репертуара составила русская классика, в ней наиболее полно раскрылось дарование актрисы. Первые роли сыграла на сцене Нового театра (организованного Ленским как филиал Малого театра). Роль Коробочки («Мертвые души» по Гоголю, 1902) принесла актрисе большой успех. На основной сцене Малого театра Варвара Осиповна сыграла унтер-офицерскую вдову («Ревизор», 1903), Мерчуткину («Юбилей» Чехова, 1904). Играла во многих пьесах Островского, шедших в Малом театре: Ульяна, Жмигулина, Сумасшедшая барыня, Фелицата («Воевода», 1904, «Грех да беда на кого не живет», 1910, «Гроза», 1911, «Правда хорошо, а счастье лучше», 1913). К своим лучшим ролям Манефы («На всякого мудреца довольно простоты», 1905.) и Кукушкиной («Доходное место», 1911) возвращалась в течение всей творческой жизни. Талант Массалитиновой особенно раскрылся в советское время. В 1919-21 Массалитинова работала в Государственном показательном театре, где сыграла Марту («Разбитый кувшин» Клейста) и др. В 1922 Варвара Осиповна вернулась в Малый театр, где работала до 1945. Характерная актриса, Массалитинова выделялась яркостью индивидуальности, бурным темпераментом, сочностью и колоритностью красок, остротой сатиры, искусством типизации. Массалитинова умела социально четко истолковать образ, сделать его крупным, значительным. Актриса прежде всего искала психологическую основу роли – пластический рисунок рождался у нее чаще всего непроизвольно. В ролях Простаковой («Недоросль», 1923), Кукушкиной (1926), Манефы (1935), Звездинцевой («Плоды просвещения», 1932), Ненилы Сидоровны («В чужом пиру похмелье» по Островскому, 1934), Брандахлыстовой («Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, 1936), Хлестовой («Горе от ума», 1938) Массалитинова поражала силой сатирического дарования, глубиной социального раскрытия образов, их масштабностью. Так, первоначально играя Кукушкину, Массалитинова подчеркивала ее ловкость и пронырливость, впоследствии этот образ вырос в олицетворение мрачной силы мещанства, в образе Манефы главным стало зловещее мракобесие. В ролях Гурмыжской (1922), Звездинцевой и Хлестовой Массалитинова выражала сущность помещиц-крепостниц. При всей остроте рисунка игра актрисы, основанная на жизненных наблюдениях, оставалась всегда реалистической, мощное дарование Массалитиновой было глубоко народным. Она тонко чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, Массалитинова искала (по ее выражению) для каждого образа «иную музыкальную речевую структуру». Актриса владела безукоризненно русской речью и знанием быта. Положительные образы Масалитиновой насыщены жизнеутверждающей силой, радостным восприятием жизни проникнут был образ Остаевой («Волк» Леонова, 1939). Последняя работа актрисы — вдохновенный образ русской патриотки Демидьевны («Нашествие», 1943). Mассалитинова снималась в кино — Кабаниха («Гроза»), мать Василия Буслая («Александр Невский»), бабушка Акулина Ивановна («Детство Горького», «В людях»; Гос. пр. СССР, 1941) и др.

Другие роли: Шумилова («Просители» Салтыкова-Щедрина, 1908), графиня Хрюмина («Горе от ума», 1911), кухарка («Плоды просвещения», 1918), Бобылиха («Снегурочка», 1922), Балканиха («Растеряева улица» Нарокова по Гл. Успенскому, 1929), Мурзавецкая («Волки и овцы», 1941) и др.

Лит.: Актеры и режиссеры. «Театральная Россия», М., 1928 (автобиография);
Афанасьев В., В.О. Массалитинова, М., 1951;
Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947;
Нароков М. С., Биография моего поколения, М., 1956;
Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, М., 1962.