Леонова Ирина Юрьевна

Артистка, лауреат Государственной премии России

Ирина Юрьевна Леонова, артистка драмы, родилась 22 августа 1978 г. в Таллинне. В 2000 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была зачислена в труппу Малого театра.

Дебют Леоновой состоялся ещё в студенческие годы, когда она получила роль Софьи в знаковом для Малого спектакле «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Юная актриса сразу же обратила на себя внимание зрителей и театральной общественности. Утончённая, поистине аристократическая красота счастливо сочетается у Ирины Леоновой с незаурядным талантом, сценическим обаянием, богатой органикой и тем, что принято называть породой. Неудивительно, что одной из первых героинь, сыгранных актрисой, стала особа королевских кровей – Французская принцесса в «Усилиях любви» У.Шекспира. Постановка, рассчитанная на молодёжь Малого театра, позволила Ирине продемонстрировать выдающиеся вокальные данные и безупречную пластику.

Своеобразной перекличкой с героиней «Горе от ума» стала сыгранная Леоновой роль Поликсены в «Правде хорошо, а счастье лучше». Как известно, в своей комедии А.Н.Островский вывел в пародийном ключе Софью и Чацкого, поместив персонажей из светского салона в реалии купеческого Замоскворечья. Поликсена в исполнении Ирины – гордая и независимая девушка, наперекор домочадцам отстаивающая право выйти замуж по любви, хотя единственное «богатство» её избранника – неуёмная жажда справедливости. Эта работа, удостоившаяся многочисленных хвалебных отзывов, принесла актрисе Государственную премию России.

Репертуар Малого театра немыслим без А.Н.Островского – неудивительно, что Ирине Леоновой довелось ещё дважды сыграть в пьесах великого драматурга. Исполненные ею роли разительно отличаются друга от друга, позволяя актрисе демонстрировать все грани своего таланта.

Наташа Сизакова («Трудовой хлеб») принадлежит к числу самых трогательных образов, созданных Островским. Чистая, любящая, доверчивая – едва ли не идеальная героиня. Тем выше заслуга Ирины Леоновой, сумевшей сделать свою Наташу живой и достоверной.

Лидия Чебоксарова умна, обаятельна, цинична и расчётлива. Из всей вереницы бедных невест, кочующих по произведениям драматурга, героиня «Бешеных денег» вызывает, пожалуй, наименьшие симпатии: Лидию интересует только собственный комфорт. Такая героиня не будет страдать, если её назовут вещью, главное – продать себя подороже.

В 2017 г. в репертуаре актрисы вновь появился Шекспир – Леонова исполнила роль Реганы, средней дочери короля Лира. В этой работе особенно бросается в глаза контраст между прекрасным обликом и звериной сущностью персонажа. Особое внимание в трактовке роли уделено взаимоотношениям Реганы и её мужа, герцога Корнуолла (Василий Зотов), что помогает лучше понять героиню, нисколько, впрочем, её не оправдывая. «Обычно на смерти Корнуолла не делается сильного акцента, – говорит актриса. – Регана перешагивает через труп мужа и идёт дальше к своей цели, её интересует власть. А мне было интересно сломать эту прямую линию, увидеть избалованную, испорченную, уверенную в своей вседозволенности королевскую дочку уязвимой, растерянной, беспомощной, чувствующей боль и одиночество...» Великолепно исполненная роль Реганы – свидетельство несомненной зрелости таланта Леоновой.

В «Тартюфе» Ж.Б.Мольера актрисе досталась роль жены хозяина дома, которой не даёт прохода заглавный герой, ханжа и лицемер. «Справиться с лжецом своими методами предлагает Эльмира. Ирина Леонова хотя и играет соблазнительницу поневоле, провоцируя Тартюфа на откровенные признания, делает это деликатно, в традициях Малого театра» (Зоя Игумнова, «Известия»).

После Эльмиры актриса одну за другой сыграла трёх героинь, представляющих разные драматургические жанры, но наделённых схожими чертами – все они сильные личности, женщины самостоятельные и волевые. Инкен Петерс противостоит оголтелой толпе родственников Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана). Модистка Ирен Моллой, добившаяся успеха упорным трудом, наконец позволяет себе стать счастливой («Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера). Особняком стоит доктор Матильда фон Цанд, сыгранная Леоновой в «Физиках» Ф.Дюрренматта. Обаятельная интеллигентная женщина без возраста кажется слишком хрупкой для такой непосильной ноши – Матильда возглавляет частный санаторий, проще говоря, сумасшедший дом, под чеховским названием «Вишнёвый сад». Однако неожиданный сюжетный твист полностью меняет представление об этой героине. Актриса и режиссёр спектакля Алексей Дубровский предлагают острогротесковый рисунок роли, лишая Ирину присущей ей женственности – в финале внешнее уродство Матильды фон Цанд «совпадёт» с её страшной сущностью.

В кино Ирина Леонова дебютировала в 1999 г., сыграв в драме Василия Панина «Опять надо жить». Далее последовали роли в телесериале Всеволода Шиловского «Люди и тени», трагикомедии Карена Шахназарова «Яды, или всемирная история отравлений». Среди других проектов с участием актрисы – «Новогодние приключения», «Трое против всех», «Дама в очках, с ружьём, в автомобиле», «Лучший город Земли», «Звездочёт», «Куприн». Но, безусловно, наибольшую популярность принесла Ирине роль Лены в популярном сериале «Дети Арбата».

С 2017 г. Ирина Леонова преподаёт художественное слово в ВТУ им. Щепкина (курс Ю.М.Соломина), готовя студентов к международным конкурсам чтецов и сольным выступлениям.

Сама актриса активно участвует в культурной жизни Москвы. В 2016-18 гг. Леонова выступала в пяти песенных концертах, которые проходили в Зале им. П.И.Чайковского Московской филармонии и были посвящены памяти композитора А.Я.Эшпая. В 2017 г. она участвовала в церемонии открытия выставки «Пушкин. XXI век» в Государственном музее А.С.Пушкина.

Леонова ещё дважды сотрудничала с музеем на Пречистенке. В рамках совместного проекта «Российской газеты» и Государственного музея Пушкина «Читаем Онегина» (2017 г.) состоялись видеозапись и живые выступления в Манеже на Московском культурном форуме и на Московском фестивале «Интермузей». В 2018 г. возник новый проект, «Читаем Тургенева», посвящённый 200-летию со дня рождения классика – Ирина участвовала в создании видеокниги «Ася».

Особое место в творчестве Ирины Леоновой занимает женская поэзия. В 2017 г. она принимала участие в чтецких вечерах в Третьяковской галерее на Крымском Валу, которые устраивал Поэтический театр Алисы Гребенщиковой. В рамках цикла «Амазонки поэзии» Ирина читала «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц. Также Леонова участвовала в программах «Умейте домолчаться до стихов…», исполнив произведения Марии Петровых и Инны Лиснянской, и «Женщины в любви и на войне», где читала Юлию Друнину и Веронику Тушнову.

Конечно же, Леонова не забывает и родной Малый театр. В 2017-18 гг. она участвовала в 10 песенных концертах с оркестром Малого. В 2017 г. в доме-музее М.Н.Ермоловой состоялся вечер «История одной дружбы…» из цикла «Ермоловские чтения»: Ирина Леонова и Василий Бочкарёв читали письма театральной эпохи начала ХХ века. А зимой 2018 г. в мемориальной квартире А.И.Сумбатова-Южина Ирина вместе с Константином Юдаевым устроила для маленьких зрителей чтецкий спектакль «Приключения новогодних игрушек» по сказке Е.Ракитиной – с 2020 г. постановка включена в репертуар Малого театра.

Роли в Малом театре:

2000 г. Софья Павловна, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, режиссёр С. Женовач

2001 г. Лидия Юрьевна, "Бешеные деньги" А.Н. Островского, режиссёр В.Н. Иванов

2002 г. Наташа Сизакова, "Трудовой хлеб" А.Н. Островского, режиссёр А.В. Коршунов

2002 г. Французская принцесса, "Усилия любви..." У. Шекспира, режиссёр В.Н. Иванов

2002 г. Поликсена, "Правда - хорошо, а счастье лучше" А.Н. Островского, режиссёр С. Женовач

2017 г. Регана, "Король Лир" У.Шекспира, режиссер А.Яковлев

2018 г. Эльмира, "Тартюф" Ж.-Б.Мольера, режиссер В.Н.Драгунов

2019 г. Инкен Петерс, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, режиссер В.М.Бейлис

2020 г. Доктор Матильда фон Цанд, "Физики" Ф.Дюрренматта, режиссер А.В.Дубровский

2020 г. миссис Ирэн Моллой, "Всегда зовите Долли!" Т.Уайлдера, режиссер В.В.Иванов

2020 г. Чтец, "Приключения новогодних игрушек" Е.Ракитиной



Актерские работы в кино

2000 г. «Рыцарский роман»

2001 г. «Дама в очках, с ружьем, в автомобиле»

2001 г. «Опять надо жить»

2001 г. «Новогодние приключения»

2001 г. «Яды или Всемирная история отравлений»

2001 г. «Люди и тени»

2002 г. «Трое против всех» (сериал)

2003 г. «Лучший город Земли» (сериал)

2003 г. «Здравствуй, столица!»

2004 г. «Звездочет» (сериал)

2004 г. «Дети Арбата» (сериал)

2005 г. «Мечтать не вредно»

Ирина Юрьевна Леонова, артистка драмы, родилась 22 августа 1978 г. в Таллинне. В 2000 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс В.И.Коршунова) и была зачислена в труппу Малого театра.

Дебют Леоновой состоялся ещё в студенческие годы, когда она получила роль Софьи в знаковом для Малого спектакле «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Юная актриса сразу же обратила на себя внимание зрителей и театральной общественности. Утончённая, поистине аристократическая красота счастливо сочетается у Ирины Леоновой с незаурядным талантом, сценическим обаянием, богатой органикой и тем, что принято называть породой. Неудивительно, что одной из первых героинь, сыгранных актрисой, стала особа королевских кровей – Французская принцесса в «Усилиях любви» У.Шекспира. Постановка, рассчитанная на молодёжь Малого театра, позволила Ирине продемонстрировать выдающиеся вокальные данные и безупречную пластику.

Своеобразной перекличкой с героиней «Горе от ума» стала сыгранная Леоновой роль Поликсены в «Правде хорошо, а счастье лучше». Как известно, в своей комедии А.Н.Островский вывел в пародийном ключе Софью и Чацкого, поместив персонажей из светского салона в реалии купеческого Замоскворечья. Поликсена в исполнении Ирины – гордая и независимая девушка, наперекор домочадцам отстаивающая право выйти замуж по любви, хотя единственное «богатство» её избранника – неуёмная жажда справедливости. Эта работа, удостоившаяся многочисленных хвалебных отзывов, принесла актрисе Государственную премию России.

Репертуар Малого театра немыслим без А.Н.Островского – неудивительно, что Ирине Леоновой довелось ещё дважды сыграть в пьесах великого драматурга. Исполненные ею роли разительно отличаются друга от друга, позволяя актрисе демонстрировать все грани своего таланта.

Наташа Сизакова («Трудовой хлеб») принадлежит к числу самых трогательных образов, созданных Островским. Чистая, любящая, доверчивая – едва ли не идеальная героиня. Тем выше заслуга Ирины Леоновой, сумевшей сделать свою Наташу живой и достоверной.

Лидия Чебоксарова умна, обаятельна, цинична и расчётлива. Из всей вереницы бедных невест, кочующих по произведениям драматурга, героиня «Бешеных денег» вызывает, пожалуй, наименьшие симпатии: Лидию интересует только собственный комфорт. Такая героиня не будет страдать, если её назовут вещью, главное – продать себя подороже.

В 2017 г. в репертуаре актрисы вновь появился Шекспир – Леонова исполнила роль Реганы, средней дочери короля Лира. В этой работе особенно бросается в глаза контраст между прекрасным обликом и звериной сущностью персонажа. Особое внимание в трактовке роли уделено взаимоотношениям Реганы и её мужа, герцога Корнуолла (Василий Зотов), что помогает лучше понять героиню, нисколько, впрочем, её не оправдывая. «Обычно на смерти Корнуолла не делается сильного акцента, – говорит актриса. – Регана перешагивает через труп мужа и идёт дальше к своей цели, её интересует власть. А мне было интересно сломать эту прямую линию, увидеть избалованную, испорченную, уверенную в своей вседозволенности королевскую дочку уязвимой, растерянной, беспомощной, чувствующей боль и одиночество...» Великолепно исполненная роль Реганы – свидетельство несомненной зрелости таланта Леоновой.

В «Тартюфе» Ж.Б.Мольера актрисе досталась роль жены хозяина дома, которой не даёт прохода заглавный герой, ханжа и лицемер. «Справиться с лжецом своими методами предлагает Эльмира. Ирина Леонова хотя и играет соблазнительницу поневоле, провоцируя Тартюфа на откровенные признания, делает это деликатно, в традициях Малого театра» (Зоя Игумнова, «Известия»).

После Эльмиры актриса одну за другой сыграла трёх героинь, представляющих разные драматургические жанры, но наделённых схожими чертами – все они сильные личности, женщины самостоятельные и волевые. Инкен Петерс противостоит оголтелой толпе родственников Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана). Модистка Ирен Моллой, добившаяся успеха упорным трудом, наконец позволяет себе стать счастливой («Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера). Особняком стоит доктор Матильда фон Цанд, сыгранная Леоновой в «Физиках» Ф.Дюрренматта. Обаятельная интеллигентная женщина без возраста кажется слишком хрупкой для такой непосильной ноши – Матильда возглавляет частный санаторий, проще говоря, сумасшедший дом, под чеховским названием «Вишнёвый сад». Однако неожиданный сюжетный твист полностью меняет представление об этой героине. Актриса и режиссёр спектакля Алексей Дубровский предлагают острогротесковый рисунок роли, лишая Ирину присущей ей женственности – в финале внешнее уродство Матильды фон Цанд «совпадёт» с её страшной сущностью.

В кино Ирина Леонова дебютировала в 1999 г., сыграв в драме Василия Панина «Опять надо жить». Далее последовали роли в телесериале Всеволода Шиловского «Люди и тени», трагикомедии Карена Шахназарова «Яды, или всемирная история отравлений». Среди других проектов с участием актрисы – «Новогодние приключения», «Трое против всех», «Дама в очках, с ружьём, в автомобиле», «Лучший город Земли», «Звездочёт», «Куприн». Но, безусловно, наибольшую популярность принесла Ирине роль Лены в популярном сериале «Дети Арбата».

С 2017 г. Ирина Леонова преподаёт художественное слово в ВТУ им. Щепкина (курс Ю.М.Соломина), готовя студентов к международным конкурсам чтецов и сольным выступлениям.

Сама актриса активно участвует в культурной жизни Москвы. В 2016-18 гг. Леонова выступала в пяти песенных концертах, которые проходили в Зале им. П.И.Чайковского Московской филармонии и были посвящены памяти композитора А.Я.Эшпая. В 2017 г. она участвовала в церемонии открытия выставки «Пушкин. XXI век» в Государственном музее А.С.Пушкина.

Леонова ещё дважды сотрудничала с музеем на Пречистенке. В рамках совместного проекта «Российской газеты» и Государственного музея Пушкина «Читаем Онегина» (2017 г.) состоялись видеозапись и живые выступления в Манеже на Московском культурном форуме и на Московском фестивале «Интермузей». В 2018 г. возник новый проект, «Читаем Тургенева», посвящённый 200-летию со дня рождения классика – Ирина участвовала в создании видеокниги «Ася».

Особое место в творчестве Ирины Леоновой занимает женская поэзия. В 2017 г. она принимала участие в чтецких вечерах в Третьяковской галерее на Крымском Валу, которые устраивал Поэтический театр Алисы Гребенщиковой. В рамках цикла «Амазонки поэзии» Ирина читала «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц. Также Леонова участвовала в программах «Умейте домолчаться до стихов…», исполнив произведения Марии Петровых и Инны Лиснянской, и «Женщины в любви и на войне», где читала Юлию Друнину и Веронику Тушнову.

Конечно же, Леонова не забывает и родной Малый театр. В 2017-18 гг. она участвовала в 10 песенных концертах с оркестром Малого. В 2017 г. в доме-музее М.Н.Ермоловой состоялся вечер «История одной дружбы…» из цикла «Ермоловские чтения»: Ирина Леонова и Василий Бочкарёв читали письма театральной эпохи начала ХХ века. А зимой 2018 г. в мемориальной квартире А.И.Сумбатова-Южина Ирина вместе с Константином Юдаевым устроила для маленьких зрителей чтецкий спектакль «Приключения новогодних игрушек» по сказке Е.Ракитиной – с 2020 г. постановка включена в репертуар Малого театра.

Роли в Малом театре:

2000 г. Софья Павловна, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, режиссёр С. Женовач

2001 г. Лидия Юрьевна, "Бешеные деньги" А.Н. Островского, режиссёр В.Н. Иванов

2002 г. Наташа Сизакова, "Трудовой хлеб" А.Н. Островского, режиссёр А.В. Коршунов

2002 г. Французская принцесса, "Усилия любви..." У. Шекспира, режиссёр В.Н. Иванов

2002 г. Поликсена, "Правда - хорошо, а счастье лучше" А.Н. Островского, режиссёр С. Женовач

2017 г. Регана, "Король Лир" У.Шекспира, режиссер А.Яковлев

2018 г. Эльмира, "Тартюф" Ж.-Б.Мольера, режиссер В.Н.Драгунов

2019 г. Инкен Петерс, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, режиссер В.М.Бейлис

2020 г. Доктор Матильда фон Цанд, "Физики" Ф.Дюрренматта, режиссер А.В.Дубровский

2020 г. миссис Ирэн Моллой, "Всегда зовите Долли!" Т.Уайлдера, режиссер В.В.Иванов

2020 г. Чтец, "Приключения новогодних игрушек" Е.Ракитиной



Актерские работы в кино

2000 г. «Рыцарский роман»

2001 г. «Дама в очках, с ружьем, в автомобиле»

2001 г. «Опять надо жить»

2001 г. «Новогодние приключения»

2001 г. «Яды или Всемирная история отравлений»

2001 г. «Люди и тени»

2002 г. «Трое против всех» (сериал)

2003 г. «Лучший город Земли» (сериал)

2003 г. «Здравствуй, столица!»

2004 г. «Звездочет» (сериал)

2004 г. «Дети Арбата» (сериал)

2005 г. «Мечтать не вредно»

Публикации

ВИРТУОЗНЫЙ «ТАРТЮФ»

«Тартюф» Мольера в Малом театре не появлялся аж с 1884 года. Вообще, спектакли по пьесам французского автора в этой труппе достаточно редки — в советское время, например, они практически тут не ставились. Лишь в XXI веке Мольер был возвращен сцене дома Островского. Сейчас в репертуаре театра 3 постановки по пьесам драматурга. И первая из них, на которой побывал Филипп Геллер — «Тартюф» в режиссуре Владимира Драгунова (2018). "БезФальши", 22.02.2024

Подробнее >

ТРУБАЧ НЕ ИГРАЕТ - РАССКАЗЫВАЕТ

В Малом театре представили премьеру – спектакль «1900-й. Легенда о пианисте» по книге итальянского драматурга Алессандро Барикко в постановке Ирины Леоновой Марина Абрамова, "Музыкальные сезоны", 28 июня 2021 года

Подробнее >
Отзывы