Чуваева Ольга Александровна

заслуженная артистка России

Ольга Александровна Чуваева, заслуженная артистка России, родилась 7 апреля 1930 г. В 1956 г. она окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс М.О.Кнебель) и была приглашена в труппу Государственного академического Малого театра.
В первый же год служения актриса сыграла одну из своих лучших ролей – Анисью во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого. Её героиня, мятущаяся и пожираемая страстями, поначалу вызывает сочувствие. Однако это сочувствие вскоре перерастает в ужас, поскольку для достижения своих целей Анисья готова на самые страшные злодеяния.
За 60 с лишним лет работы в Малом театре Ольга Александровна Чуваева исполнила более 60 ролей русского, советского и зарубежного классического репертуара, в их числе такие как Лиза («Васса Железнова» М.Горького), Наталья Дмитриевна («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Любовь Яровая в одноимённой пьесе К.Тренёва, фру Вильтон («Господин Боркман» Г.Ибсена), Софья Марковна («Старик» М.Горького), Глафира («Достигаев и другие» М.Горького), Волохова («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя), госпожа Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера) и др.
Среди сыгранных Ольгой Чуваевой ролей важное место занимают героини А.Н.Островского – Круглова («Не всё коту масленица»), Сосипатра Семёновна («Красавец-мужчина»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Кукушкина («Доходное место»), Анна Степановна Ашметьева («Дикарка»), Домна Евстигнеевна Епишкина («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Анна Устиновна («Пучина»). Пьесы великого драматурга представлены и в текущем репертуаре актрисы – это «Последняя жертва», где она играет преданную ключницу Михевну, и «На всякого мудреца довольно простоты» (героиня Чуваевой – жуликоватая ворожея Манефа). Кроме этих работ, Ольгу Александровну можно увидеть в спектаклях «Снежная королева» Е.Шварца (добросердечная мудрая Бабушка), «Царь Борис» А.К.Толстого (благочестивая и строгая царица Ирина, постригшаяся в монахини), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (пытающаяся выдать замуж шестерых дочек княгиня Тугоуховская).
Ольга Александровна Чуваева обладает широчайшим творческим диапазоном, и в то же время она ярче всего проявила себя и своё богатое дарование в характерных ролях русского классического репертуара. Здесь полностью раскрылись такие качества артистки, как замечательное чувство комического, тонкое чувство стиля и жанра каждой исполняемой вещи, яркий темперамент и безупречный вкус.
О том, насколько разнообразно дарование Чуваевой, можно судить по галерее сыгранных ею матерей. Анна Андреевна («Ревизор»), тщеславная «женщина в соку», рассматривает дочь как соперницу; грубоватая Епишкина («Не было ни гроша, да вдруг алтын») откровенно величает свою Ларису полудурьем; Анна Устиновна («Пучина») и Анна Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана) готовы пожертвовать всем ради счастья своих детей, а вздорная Генеральша («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому) держит великовозрастного сына в ежовых рукавицах, изводя своими капризами. Эти и другие работы, различные по масштабу и жанрам, снискали замечательной актрисе любовь публики и признание профессионального сообщества.
«В репертуаре Ольги Александровны много ролей, именуемых ролями «второго плана», – пишет известный театровед Нина Шалимова. – Однако её нельзя причислить к тем, кого на театре зовут «мастером эпизода». Эффектно выйти на сцену, блеснуть отточенным мастерством и удалиться под аплодисменты – не её участь. В ней нет склонности к солированию на сцене. Но есть замечательная способность: на периферии основного сценического сюжета существовать объёмно и полно».
Артистка много снималась в кино и на телевидении. Среди фильмов с её участием – «Братья Карамазовы», «Нейтральные воды», телефильм «Павлик Морозов», а также легендарный советский сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» (Дело № 14. «Подпасок с огурцом»).

Уникальная творческая индивидуальность, интеллигентность, высочайший профессионализм, огромное трудолюбие и ответственное отношение к работе – все эти замечательные качества присущи Ольге Александровне Чуваевой в полной мере. Они позволяют назвать артистку подлинным мастером своего дела.

Роли в Малом театре:

1956 г. Девушка, «Воспитанница» А.Н. Островского

1956 г. Зрительница в суде, «Живой труп» Л.Н. Толстого

1956 г. Жена, «Пигмалион» Б. Шоу

1956 г. Придворная дама, «Стакан воды» Э. Скриба

1956 г. Анисья, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

1957 г. Крепостная, «Село Степанчиково» по Ф.М. Достоевскому

1957 г. Анна-Лиза, «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки

1957 г. Крестьянка, «Вечный источник» Д. Зорина

1958 г. Лиза, «Васса Железнова» М. Горького

1958 г. Катерина, «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука

1959 г. Гостья-дама, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

1960 г. Вера, «Неравный бой» В.С. Розова

1960 г. Наталья, «Осенние зори» В. Блинова

1961 г. Дама, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея

1961 г. Анфиса, «Честность» А.В. Софронова

1961 г. Катерина Ремез, «Крылья» А. Корнейчука

1961 г. Яровая, «Любовь Яровая» К.А. Тренева

1962 г. 5-я дама, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова

1962 г. Зина, «Палата» С.И. Алешина

1964 г. Ксения Ивановна, «Палата» С.И. Алешина

1964 г. Мартынова, «Главная роль» С.И. Алешина

1966 г. Старщая скотница, «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки

1966 г. Ольга Платова, «Сын» А.В. Софронова

1967 г. Наталья Дмитриевна, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

1967 г. Нина, «Твой дядя Миша» Г. Мдивани

1968 г. Госпожа Драга, «Доктор философии» Б. Нушича

1968 г. Анна Николаевна, «Мои друзья» А. Корнейчука

1969 г. Фру Вильтон, «Господин Боркман» Г. Ибсена

1969 г. Софья Марковна, «Старик» М. Горького

1969 г. Бармина, «Человек и глобус» В. Лаврентьева

1972 г. Вера, «Самый последний день» Б. Васильева

1973 г. Круглова, «Не все коту масленица» А.Н. Островского

1973 г. Глафира, «Достигаев и другие» М. Горькогоо

1975 г. Варвара, «Летние прогулки» А. Салынского

1976 г. Катерина, «Беседы при ясной луне» В.М. Шукшина

1977 г. Невена, «Маленькая эта земля» Г. Джагарова

1979 г. Сосипатра Семеновна, «Красавец-мужчина» А.Н. Островского

1981 г. Рагудова, «Целина» Л.И. Брежнева

1982 г. Жена Хлопова, «Ревизор» Н.В. Гоголя

1983 г. Волохова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого

1984 г. Турусина, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

1984 г. Мальва Николаевна, «Мой любимый клоун» В. Ливанова

1985 г. Мать Мария, «Мой любимый клоун» В. Ливанова

1985 г. Мамаша, Сваха, «Из воспоминаний идеалиста» А.П. Чехова

1986 г. Кукушкина, «Доходное место» А.Н. Островского

1988 г. Анна Андреевна, «Ревизор» Н.В. Гоголя

1988 г. Марья, «Иван» А. Кудрявцева

1990 г. Госпожа Журден, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера

1993 г. Царица Ирина, «Царь Борис» А.К. Толстого

1994 г. Ашметьева, «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева

1996 г. Бабушка, «Снежная королева» Е. Шварца

1997 г. Епишкина, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского

1999 г. Кристина, «Король Густав Васа» А. Стриндберга

2000 г. Марина, «Дядя Ваня» А.П. Чехова

2001 г. Анна Устиновна, «Пучина» А.Н. Островского

2004 г. Михевна, «Последняя жертва» А.Н. Островского

2007 г. Манефа, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

2011 г. княгиня Тугоуховская «Горе от ума» А.С.Грибоедова

2013 г. Генеральша, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского

2019 г. Анна Петерс, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана