Барышев Ярослав Павлович

Актер

Родился в селе Ставрово Владимирской области 15 января 1942 года. Окончил Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова) и с 1 августа 1963 года работает в Государственном академическом Малом театре.

В Малом театре, славном своими традициями, издавна существуют две линии — щепкинская (бытовая) и мочаловская (героико-романтическая). Первые же роли Ярослава Павловича — его дебютом стал Шекспир («Человек из Стратфорда» С.Алёшина), затем последовали шиллеровские Карл Моор («Разбойники») и чуть позже Джанеттино Дориа («Заговор Фиеско в Генуе»), — чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могут сравниться очень и очень немногие, — он прирождённый романтический герой. Ярослав Барышев и сейчас играет Шиллера — в осуществлённой Юрием Соломиным постановке «Коварства и любви» он воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. Затем Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле — Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер идёт на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любит.

За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А.К.Толстого, Муратов в «Зыковых» М.Горького, Пётр из «Господ Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Стародум в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского «Ревизора», Вуланд из «Хищников» А.Ф.Писемского, Понтий Пилат в «Царе Иудейском» К.Р., Боев в «Дикарке» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н.Островского) и современного русского репертуара (Шекспир в «Человеке из Стратфорда» С.Алёшина, Семёнов из «Русских людей» К.М.Симонова, Галецкий в «Вечернем свете» А.Арбузова, Андрон Русу из «Птиц нашей молодости» И.Друцэ, Николай из «Бесед при ясной луне» по В.Шукшину, Грозной из «Любови Яровой» К.Тренёва, Рамзин из «Выбора» Ю.Бондарева, Ришелье в «Плаще кардинала» П.Гусева), персонажи зарубежной драматургии (Освальд в «Привидениях» Г.Ибсена, Карл Моор в «Разбойниках» Ф.Шиллера, Мишель из «Госпожи Бовари» по Г.Флоберу, Родон Кроули из «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея, Иван Крижовец из «Агонии» М.Крлежи, Джанеттино Дориа из «Заговора Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера, Эрих Кламрот в «Перед заходом Солнца» Г.Гауптмана, Эдгар в «Короле Лире» У.Шекспира, Миллер и Президент в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, сэр Амиас Паулет из «Марии Стюарт» Ф.Шиллера). Ярослав Павлович Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене просто невозможно. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.

У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому — «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном». Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим: Создаётся впечатление, что Барышева особенно подкупает искренность его героя: он искренне грешил и так же искренне каялся.

Ярослав Барышев снимался в кино. Среди фильмов с его участием — «Батальоны просят огня», «Если бы знать», «Вначале было Слово», «Охота». Артисту дважды довелось исполнить роль А.С.Пушкина — в радиоспектакле «Пушкин в лицее» и телефильме «Зелёная лампа».

26.12.1984 г. — лауреат Госпремии РСФСР имени К.С.Станиславского.

23.06.1992 г. — народный артист России.

Скончался 2 июня 2013 года.

Сезон 1963/64 гг.

Танцующий офицер, «Порт-Артур» И. Попова, А.Степанова

Бурлак, «Гроза» А. Островского

Лорд Пейзл, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Гильоме, «Горе от ума» А. Грибоедова

Парень, «Власть тьмы» Л. Толстого

Юноша, «Нас где-то ждут» А. Арбузова

Зритель в суде, «Живой труп» Л. Толстого

Юноша, «Госпожа Бовари» Флобера

Шапкин, «Гроза» А. Островского

Солдат, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

6-й гость, «Маскарад» М. Лермонтова

Шекспир, «Человек из Стратфорда»С. Алешина

Том Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

Маляр, «Волки и овцы» А. Островского



Сезон 1964/65 гг.

2-й молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Руфорд, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Эпизоды, «Умные вещи» С. Маршака

Танцующий, «Госпожа Бовари» Флобера

Уилл Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека



Сезон 1966/67 гг.

Пуговицын, «Ревизор» Н. Гоголя

Алексей Платов, «Сын » А. Софронова

Матрос, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского

Освальд, «Привидения» Ибсена



Сезон 1967/68 гг.

Диего, «Джон Рид» Е. Симнова

Чацкий, «Горе от ума» А. Грибоедова

Дмитрий, «Мои друзья» А. Корнейчука

2-й купец, квартальный, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1968/69 гг.

3-й купец, «Ревизор» Н. Гоголя

Кукер, «Золотое руно» А. Гуляшки

Чекист, «Твой дядя Миша» Мдивани



Сезон 1969/70 гг.

Карл Моор, «Разбойники» Ф. Шиллера

Корреспондент, «Украли консула!» Мдивани

Даубе, «Признание» С. Дангулова

Витторио Элия, «Рождество в доме сеньора Купельо» Э. де Филиппо



Сезон 1970/71 гг.

Родон Кроули, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея



Сезон 1972/73 гг.

Начальник стражи, «Умные вещи» С. Маршака

Андрей Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Кукушкин, «Самый последний день» Б. Васильева



Сезон 1974/75 гг.

Семенов, «Русские люди» К. Симонова

Галецкий, «Вечерний свет» А. Арбузова



Сезон 1975/76 гг.

Петр, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина

Андрон Русу, «Птицы нашей молодости» И. Друце

Джанеттино Дориа, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера



Сезон 1976/77 гг.

Эрих Кламрот, «Перед заходом солнца» Гауптмана

Николай, «Беседы при ясной луне» В. Шукшина



Сезон 1977/78 гг.

Грозной, «Любовь Яровая» К. Тренева



Сезон 1978/79 гг.

Эдгар, «Король Лир» У. Шекспира



Сезон 1979/80 гг.

Бенедиктин, «Вызов» Маркова, Э.Шима



Сезон 1980/81 гг.

Тракторист, «Целина» Л. Брежнева

Иван Крижовец, «Агония » М. Крлежи



Сезон 1982/83 гг.

Ведущий, «Целина » Л. Брежнева

Рамзин, «Выбор» Ю. Бондарева



Сезон 1983/84 гг.

Линьер, «Сирано де Бержерак » Э. Ростана

Александров, «Живой труп» Л. Толстого



Сезон 1984/85 гг.

Иван Петрович Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Муратов, «Зыковы» М. Горького



Сезон 1985/86 гг.

Стародум, «Недоросль» Д. Фонвизина, режиссёр В. Иванов



Сезон 1987/88 гг.

Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1988/89 гг.

Трубин, «Гости» Л. Зорина

Вуланд, «Хищники» А. Писемского



Сезон 1990/91 гг.

Иван Грозный, «Князь Серебряный» А. Толстого

Рейнграф фон Штейн, «Кетхен из Хайльбронна» Клейста



Сезон 1991/92 гг.

Понтий Пилат, «Царь Иудейский» К. Романова



Сезон 1992/93 гг.

Боев, «Дикарка» А. Островского и Н.Соловьева



Сезон 1993/94 гг.

Беркутов, «Волки и овцы» А.Н. Островского, режиссёр В.Н. Иванов



Сезон 1995/96 гг.

Царь Иоанн Грозный, «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого, режиссёр В. Драгунов



Сезон 1998/99 гг.

Рогожинский, «Воскресение» Л. Толстого

Миллер, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера



Сезон 2002/03 гг.

Кардинал Ришелье, «Плащ кардинала» П. Гусева



Сезон 2005/06 гг.

Президент, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Амиас Паулет, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера



Сезон 2006/07 гг.

Дорн, «Чайка» А.П. Чехова



Сезон 2009/10 гг.

Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского



Сезон 2012/13 гг.

Кнуров, «Бесприданница» А.Н. Островского



ФИЛЬМОГРАФИЯ

1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (телеспектакль)

1981 «Царь Федор Иоаннович» (телеспектакль)

1982 «Красные колокола» (Италия, Мексика, СССР)

1985 «Батальоны просят огня»

1987 «Зыковы» (телеспектакль)

1992 «Вначале было слово» (Россия, Украина)

1993 «Если бы знать…»

1994 «Охота»

Родился в селе Ставрово Владимирской области 15 января 1942 года. Окончил Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова) и с 1 августа 1963 года работает в Государственном академическом Малом театре.

В Малом театре, славном своими традициями, издавна существуют две линии — щепкинская (бытовая) и мочаловская (героико-романтическая). Первые же роли Ярослава Павловича — его дебютом стал Шекспир («Человек из Стратфорда» С.Алёшина), затем последовали шиллеровские Карл Моор («Разбойники») и чуть позже Джанеттино Дориа («Заговор Фиеско в Генуе»), — чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могут сравниться очень и очень немногие, — он прирождённый романтический герой. Ярослав Барышев и сейчас играет Шиллера — в осуществлённой Юрием Соломиным постановке «Коварства и любви» он воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. Затем Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле — Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер идёт на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любит.

За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А.К.Толстого, Муратов в «Зыковых» М.Горького, Пётр из «Господ Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Стародум в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского «Ревизора», Вуланд из «Хищников» А.Ф.Писемского, Понтий Пилат в «Царе Иудейском» К.Р., Боев в «Дикарке» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н.Островского) и современного русского репертуара (Шекспир в «Человеке из Стратфорда» С.Алёшина, Семёнов из «Русских людей» К.М.Симонова, Галецкий в «Вечернем свете» А.Арбузова, Андрон Русу из «Птиц нашей молодости» И.Друцэ, Николай из «Бесед при ясной луне» по В.Шукшину, Грозной из «Любови Яровой» К.Тренёва, Рамзин из «Выбора» Ю.Бондарева, Ришелье в «Плаще кардинала» П.Гусева), персонажи зарубежной драматургии (Освальд в «Привидениях» Г.Ибсена, Карл Моор в «Разбойниках» Ф.Шиллера, Мишель из «Госпожи Бовари» по Г.Флоберу, Родон Кроули из «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея, Иван Крижовец из «Агонии» М.Крлежи, Джанеттино Дориа из «Заговора Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера, Эрих Кламрот в «Перед заходом Солнца» Г.Гауптмана, Эдгар в «Короле Лире» У.Шекспира, Миллер и Президент в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, сэр Амиас Паулет из «Марии Стюарт» Ф.Шиллера). Ярослав Павлович Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене просто невозможно. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.

У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому — «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном». Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим: Создаётся впечатление, что Барышева особенно подкупает искренность его героя: он искренне грешил и так же искренне каялся.

Ярослав Барышев снимался в кино. Среди фильмов с его участием — «Батальоны просят огня», «Если бы знать», «Вначале было Слово», «Охота». Артисту дважды довелось исполнить роль А.С.Пушкина — в радиоспектакле «Пушкин в лицее» и телефильме «Зелёная лампа».

26.12.1984 г. — лауреат Госпремии РСФСР имени К.С.Станиславского.

23.06.1992 г. — народный артист России.

Скончался 2 июня 2013 года.

Сезон 1963/64 гг.

Танцующий офицер, «Порт-Артур» И. Попова, А.Степанова

Бурлак, «Гроза» А. Островского

Лорд Пейзл, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Гильоме, «Горе от ума» А. Грибоедова

Парень, «Власть тьмы» Л. Толстого

Юноша, «Нас где-то ждут» А. Арбузова

Зритель в суде, «Живой труп» Л. Толстого

Юноша, «Госпожа Бовари» Флобера

Шапкин, «Гроза» А. Островского

Солдат, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

6-й гость, «Маскарад» М. Лермонтова

Шекспир, «Человек из Стратфорда»С. Алешина

Том Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

Маляр, «Волки и овцы» А. Островского



Сезон 1964/65 гг.

2-й молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Руфорд, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Эпизоды, «Умные вещи» С. Маршака

Танцующий, «Госпожа Бовари» Флобера

Уилл Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека



Сезон 1966/67 гг.

Пуговицын, «Ревизор» Н. Гоголя

Алексей Платов, «Сын » А. Софронова

Матрос, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского

Освальд, «Привидения» Ибсена



Сезон 1967/68 гг.

Диего, «Джон Рид» Е. Симнова

Чацкий, «Горе от ума» А. Грибоедова

Дмитрий, «Мои друзья» А. Корнейчука

2-й купец, квартальный, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1968/69 гг.

3-й купец, «Ревизор» Н. Гоголя

Кукер, «Золотое руно» А. Гуляшки

Чекист, «Твой дядя Миша» Мдивани



Сезон 1969/70 гг.

Карл Моор, «Разбойники» Ф. Шиллера

Корреспондент, «Украли консула!» Мдивани

Даубе, «Признание» С. Дангулова

Витторио Элия, «Рождество в доме сеньора Купельо» Э. де Филиппо



Сезон 1970/71 гг.

Родон Кроули, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея



Сезон 1972/73 гг.

Начальник стражи, «Умные вещи» С. Маршака

Андрей Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Кукушкин, «Самый последний день» Б. Васильева



Сезон 1974/75 гг.

Семенов, «Русские люди» К. Симонова

Галецкий, «Вечерний свет» А. Арбузова



Сезон 1975/76 гг.

Петр, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина

Андрон Русу, «Птицы нашей молодости» И. Друце

Джанеттино Дориа, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера



Сезон 1976/77 гг.

Эрих Кламрот, «Перед заходом солнца» Гауптмана

Николай, «Беседы при ясной луне» В. Шукшина



Сезон 1977/78 гг.

Грозной, «Любовь Яровая» К. Тренева



Сезон 1978/79 гг.

Эдгар, «Король Лир» У. Шекспира



Сезон 1979/80 гг.

Бенедиктин, «Вызов» Маркова, Э.Шима



Сезон 1980/81 гг.

Тракторист, «Целина» Л. Брежнева

Иван Крижовец, «Агония » М. Крлежи



Сезон 1982/83 гг.

Ведущий, «Целина » Л. Брежнева

Рамзин, «Выбор» Ю. Бондарева



Сезон 1983/84 гг.

Линьер, «Сирано де Бержерак » Э. Ростана

Александров, «Живой труп» Л. Толстого



Сезон 1984/85 гг.

Иван Петрович Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Муратов, «Зыковы» М. Горького



Сезон 1985/86 гг.

Стародум, «Недоросль» Д. Фонвизина, режиссёр В. Иванов



Сезон 1987/88 гг.

Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1988/89 гг.

Трубин, «Гости» Л. Зорина

Вуланд, «Хищники» А. Писемского



Сезон 1990/91 гг.

Иван Грозный, «Князь Серебряный» А. Толстого

Рейнграф фон Штейн, «Кетхен из Хайльбронна» Клейста



Сезон 1991/92 гг.

Понтий Пилат, «Царь Иудейский» К. Романова



Сезон 1992/93 гг.

Боев, «Дикарка» А. Островского и Н.Соловьева



Сезон 1993/94 гг.

Беркутов, «Волки и овцы» А.Н. Островского, режиссёр В.Н. Иванов



Сезон 1995/96 гг.

Царь Иоанн Грозный, «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого, режиссёр В. Драгунов



Сезон 1998/99 гг.

Рогожинский, «Воскресение» Л. Толстого

Миллер, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера



Сезон 2002/03 гг.

Кардинал Ришелье, «Плащ кардинала» П. Гусева



Сезон 2005/06 гг.

Президент, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Амиас Паулет, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера



Сезон 2006/07 гг.

Дорн, «Чайка» А.П. Чехова



Сезон 2009/10 гг.

Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского



Сезон 2012/13 гг.

Кнуров, «Бесприданница» А.Н. Островского



ФИЛЬМОГРАФИЯ

1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (телеспектакль)

1981 «Царь Федор Иоаннович» (телеспектакль)

1982 «Красные колокола» (Италия, Мексика, СССР)

1985 «Батальоны просят огня»

1987 «Зыковы» (телеспектакль)

1992 «Вначале было слово» (Россия, Украина)

1993 «Если бы знать…»

1994 «Охота»

Публикации

ВСПОМИНАЯ ЯРОСЛАВА БАРЫШЕВА

2 июня исполняется 10 лет со дня смерти народного артиста России Ярослава Павловича Барышева (1942 - 2013). Ярослав Павлович относился к блестящему созвездию артистов, которые озаряли своим талантом подмостки Малого театра и составили его славу во второй половине XX века. Сегодня, вспоминая Ярослава Павловича, мы предлагаем нашим зрителям посмотреть запись вечера памяти, который прошел в Малом театре в 2015 году.

Подробнее >

"ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ТРАГИК"

Вспоминая Ярослава Барышева Наталья Старосельская, "Страстной бульвар, 10", выпуск №5-245/2022

Подробнее >
Отзывы