Барышев Ярослав Павлович

Актер

Родился в селе Ставрово Владимирской области 15 января 1942 года. Окончил Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова) и с 1 августа 1963 года работает в Государственном академическом Малом театре.



В Малом театре, славном своими традициями, издавна существуют две линии — щепкинская (бытовая) и мочаловская (героико-романтическая). Первые же роли Ярослава Павловича — его дебютом стал Шекспир («Человек из Стратфорда» С.Алёшина), затем последовали шиллеровские Карл Моор («Разбойники») и чуть позже Джанеттино Дориа («Заговор Фиеско в Генуе»), — чётко обрисовали амплуа, в котором с Барышевым могут сравниться очень и очень немногие, — он прирождённый романтический герой. Ярослав Барышев и сейчас играет Шиллера — в осуществлённой Юрием Соломиным постановке «Коварства и любви» он воплотил образ старого скрипача Миллера, любящего отца несчастной Луизы. Затем Барышев с блеском ввёлся на центральную роль в этом спектакле — Президента фон Вальтера. Его Президент для многих стал откровением: слабый, сомневающийся, порою, кажется, даже стыдящийся своих неблаговидных поступков, фон Вальтер идёт на преступления не из холодного расчёта и жажды власти, а чтобы обеспечить будущность своего сына Фердинанда, которого он безумно любит.

За сорок с лишним лет служения искусству Малого театра Ярослав Павлович Барышев сыграл более семидесяти ролей современного и классического репертуара. Среди них герои отечественной классики (Чацкий в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Андрей Шуйский и Иван Петрович Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче» А.К.Толстого, Муратов в «Зыковых» М.Горького, Пётр из «Господ Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Стародум в «Недоросле» Д.И.Фонвизина, Ляпкин-Тяпкин из гоголевского «Ревизора», Вуланд из «Хищников» А.Ф.Писемского, Понтий Пилат в «Царе Иудейском» К.Р., Боев в «Дикарке» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва, Беркутов в «Волках и овцах» А.Н.Островского) и современного русского репертуара (Шекспир в «Человеке из Стратфорда» С.Алёшина, Семёнов из «Русских людей» К.М.Симонова, Галецкий в «Вечернем свете» А.Арбузова, Андрон Русу из «Птиц нашей молодости» И.Друцэ, Николай из «Бесед при ясной луне» по В.Шукшину, Грозной из «Любови Яровой» К.Тренёва, Рамзин из «Выбора» Ю.Бондарева, Ришелье в «Плаще кардинала» П.Гусева), персонажи зарубежной драматургии (Освальд в «Привидениях» Г.Ибсена, Карл Моор в «Разбойниках» Ф.Шиллера, Мишель из «Госпожи Бовари» по Г.Флоберу, Родон Кроули из «Ярмарки тщеславия» У.Теккерея, Иван Крижовец из «Агонии» М.Крлежи, Джанеттино Дориа из «Заговора Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера, Эрих Кламрот в «Перед заходом Солнца» Г.Гауптмана, Эдгар в «Короле Лире» У.Шекспира, Миллер и Президент в «Коварстве и любви» Ф.Шиллера, сэр Амиас Паулет из «Марии Стюарт» Ф.Шиллера). Ярослав Павлович Барышев наделён мощным, неистовым артистическим темпераментом, великолепной фактурой и колоссальным сценическим обаянием. Как истинный трагик, он наполняет каждый создаваемый им образ яркими, сочными красками. Не заметить его присутствия на сцене просто невозможно. Барышев способен проникнуть в глубочайшие пласты изображаемого характера, подчинить своей воле любую зрительскую аудиторию. Такие артисты в наше время являются «штучным товаром». И не случайно известный театральный критик Светлана Овчинникова в посвящённой Ярославу Павловичу книге называет его последним русским трагиком.

У Ярослава Барышева не было и нет проходных работ, но одним из главных событий в его актёрской биографии стало исполнение роли Ивана Грозного сразу в двух спектаклях Малого театра по А.К.Толстому — «Князе Серебряном» и «Царе Иоанне Грозном». Иван Васильевич в трактовке Барышева опровергает пушкинское утверждение, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Он, безусловно, воплощение зла, но это зло настолько обаятельно, что не оставляет добру почти никаких шансов. В этой роли трагическое дарование Ярослава Барышева достигает своей кульминации. Артисту удалось разрушить сложившиеся стереотипы в трактовке образа Грозного и показать его живым человеком, раздираемым внутренними противоречиями, жестоким, своенравным, властным, страдающим: Создаётся впечатление, что Барышева особенно подкупает искренность его героя: он искренне грешил и так же искренне каялся.

Ярослав Барышев снимался в кино. Среди фильмов с его участием — «Батальоны просят огня», «Если бы знать», «Вначале было Слово», «Охота». Артисту дважды довелось исполнить роль А.С.Пушкина — в радиоспектакле «Пушкин в лицее» и телефильме «Зелёная лампа».

26.12.1984 г. — лауреат Госпремии РСФСР имени К.С.Станиславского.

23.06.1992 г. — народный артист России.

Скончался 2 июня 2013 года.

Сезон 1963/64 гг.

Танцующий офицер, «Порт-Артур» И. Попова, А.Степанова

Бурлак, «Гроза» А. Островского

Лорд Пейзл, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Гильоме, «Горе от ума» А. Грибоедова

Парень, «Власть тьмы» Л. Толстого

Юноша, «Нас где-то ждут» А. Арбузова

Зритель в суде, «Живой труп» Л. Толстого

Юноша, «Госпожа Бовари» Флобера

Шапкин, «Гроза» А. Островского

Солдат, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

6-й гость, «Маскарад» М. Лермонтова

Шекспир, «Человек из Стратфорда»С. Алешина

Том Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека

Маляр, «Волки и овцы» А. Островского



Сезон 1964/65 гг.

2-й молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Руфорд, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда

Эпизоды, «Умные вещи» С. Маршака

Танцующий, «Госпожа Бовари» Флобера

Уилл Андерс, «Луна зашла» Дж. Стейнбека



Сезон 1966/67 гг.

Пуговицын, «Ревизор» Н. Гоголя

Алексей Платов, «Сын » А. Софронова

Матрос, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского

Освальд, «Привидения» Ибсена



Сезон 1967/68 гг.

Диего, «Джон Рид» Е. Симнова

Чацкий, «Горе от ума» А. Грибоедова

Дмитрий, «Мои друзья» А. Корнейчука

2-й купец, квартальный, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1968/69 гг.

3-й купец, «Ревизор» Н. Гоголя

Кукер, «Золотое руно» А. Гуляшки

Чекист, «Твой дядя Миша» Мдивани



Сезон 1969/70 гг.

Карл Моор, «Разбойники» Ф. Шиллера

Корреспондент, «Украли консула!» Мдивани

Даубе, «Признание» С. Дангулова

Витторио Элия, «Рождество в доме сеньора Купельо» Э. де Филиппо



Сезон 1970/71 гг.

Родон Кроули, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея



Сезон 1972/73 гг.

Начальник стражи, «Умные вещи» С. Маршака

Андрей Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Кукушкин, «Самый последний день» Б. Васильева



Сезон 1974/75 гг.

Семенов, «Русские люди» К. Симонова

Галецкий, «Вечерний свет» А. Арбузова



Сезон 1975/76 гг.

Петр, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина

Андрон Русу, «Птицы нашей молодости» И. Друце

Джанеттино Дориа, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера



Сезон 1976/77 гг.

Эрих Кламрот, «Перед заходом солнца» Гауптмана

Николай, «Беседы при ясной луне» В. Шукшина



Сезон 1977/78 гг.

Грозной, «Любовь Яровая» К. Тренева



Сезон 1978/79 гг.

Эдгар, «Король Лир» У. Шекспира



Сезон 1979/80 гг.

Бенедиктин, «Вызов» Маркова, Э.Шима



Сезон 1980/81 гг.

Тракторист, «Целина» Л. Брежнева

Иван Крижовец, «Агония » М. Крлежи



Сезон 1982/83 гг.

Ведущий, «Целина » Л. Брежнева

Рамзин, «Выбор» Ю. Бондарева



Сезон 1983/84 гг.

Линьер, «Сирано де Бержерак » Э. Ростана

Александров, «Живой труп» Л. Толстого



Сезон 1984/85 гг.

Иван Петрович Шуйский, «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

Муратов, «Зыковы» М. Горького



Сезон 1985/86 гг.

Стародум, «Недоросль» Д. Фонвизина, режиссёр В. Иванов



Сезон 1987/88 гг.

Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор» Н. Гоголя



Сезон 1988/89 гг.

Трубин, «Гости» Л. Зорина

Вуланд, «Хищники» А. Писемского



Сезон 1990/91 гг.

Иван Грозный, «Князь Серебряный» А. Толстого

Рейнграф фон Штейн, «Кетхен из Хайльбронна» Клейста



Сезон 1991/92 гг.

Понтий Пилат, «Царь Иудейский» К. Романова



Сезон 1992/93 гг.

Боев, «Дикарка» А. Островского и Н.Соловьева



Сезон 1993/94 гг.

Беркутов, «Волки и овцы» А.Н. Островского, режиссёр В.Н. Иванов



Сезон 1995/96 гг.

Царь Иоанн Грозный, «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого, режиссёр В. Драгунов



Сезон 1998/99 гг.

Рогожинский, «Воскресение» Л. Толстого

Миллер, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера



Сезон 2002/03 гг.

Кардинал Ришелье, «Плащ кардинала» П. Гусева



Сезон 2005/06 гг.

Президент, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

Амиас Паулет, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера



Сезон 2006/07 гг.

Дорн, «Чайка» А.П. Чехова



Сезон 2009/10 гг.

Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского



Сезон 2012/13 гг.

Кнуров, «Бесприданница» А.Н. Островского



ФИЛЬМОГРАФИЯ

1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (телеспектакль)

1981 «Царь Федор Иоаннович» (телеспектакль)

1982 «Красные колокола» (Италия, Мексика, СССР)

1985 «Батальоны просят огня»

1987 «Зыковы» (телеспектакль)

1992 «Вначале было слово» (Россия, Украина)

1993 «Если бы знать…»

1994 «Охота»