Выставка «Юбилейная коллекция» покинула Новое Щепкинское фойе. Прогуливаясь по театру перед началом спектакля или в антракте, наши зрители могли увидеть деревянную ручку, вырезанную Александром Островским, бокал Михаила Щепкина, платье Натальи Розенель и множество других интереснейших экспонатов.
Настало время обновления экспозиции: фойе опустело, экспонаты бережно убрали, чтобы освободить пространство для новых.
27 апреля в Новом Щепкинском состоится торжественное открытие выставки «Малый театр – фронту». Новая экспозиция посвящена празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Центральным экспонатом выставки станут фрагменты самолета Як-9 – одного из 12 уникальных боевых самолетов, собранных в 1944 г. на деньги коллектива Малого театра. На борту каждого из них была нанесена надпись «Малый театр фронту».
Напоминаем, что в Малом театре продолжает действовать постоянная мультимедийная выставка «Пространство автора». Выставка рассказывает о главных драматургах в нашем театре: об Островском, Пушкине, Грибоедове, Шекспире, Шиллере... Музейное пространство соединило в себе историю и современные технологии. На выставке вы узнаете много интересного об истории постановок и об исполнителях главных ролей, увидите макеты декораций, изучите рукописи. На выставке не будет скучно даже нашим самым юным зрителям: на экране они смогут создать свой спектакль, выбрав декорации и нарядив артистов, а покрутив ручку макета сцены они наглядно увидят работу механики сцены.
Будем ждать вас в музейных пространствах Малого театра перед началом спектакля и в антракте!
В 2024 году в Малом театре проводился конкурс драматургов «Пьесы для Малого театра» по теме «Мировая – Мировая (1914-1945 гг.)», приуроченный к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. К участию в конкурсе допускались заявки с синопсисами пьес, посвященных событиям, связанным с Первой и Второй мировыми войнами.
В ноябре мы огласили имена победителей. Это Григорий Быстрицкий – автор пьесы «Бесячий остров», Анна Гейжан – автор пьесы «Почтальон из Николаевки», Павел Рыжков – автор пьесы «Зона огня».
Затем режиссерами Малого театра были выбраны фрагменты каждой из пьес для работы над ними вместе с артистами. 12 и 19 апреля уже состоялись читки пьес «Бесячий остров» и «Почтальон из Николаевки». Мы приглашаем вас на заключительную читку, проходящую в рамках данного конкурса.
26 апреля состоится читка фрагмента пьесы Павла Рыжкова «Зона огня». В мероприятии примут участие: заслуженный артист России Василий Дахненко, артисты Александр Никифоров, Алина Колесникова, Владимир Алексеев, Наталья Вершинина, Максим Путинцев, Иван Трушин. Режиссёр – Сергей Потапов.
Читка пьесы пройдёт в Историческом здании Малого театра (Театральный проезд, 1). Начало мероприятия - 14:00.
Для посещения мероприятия необходима предварительная регистрация. Регистрация бесплатна. Количество мест ограничено, поэтому просим вас в случае изменения планов отменить регистрацию, чтобы другие зрители смогли посетить читку.
Малый – старейший театр с интереснейшей историей: пролетают года, столетия, а на нашей сцене ведущие артисты поколения продолжают блистать в лучших классических и современных пьесы. Наши великие артисты всегда с нами – Михаил Щепкин, Мария Ермолова, Михаил Царёв, Виталий Соломин, Юрий Соломин... Мы всегда помним о них и отмечаем важные памятные даты.
Скоро подойдёт к концу 269-й сезон, в этом году мы отметили 200 лет Историческому зданию. В современной труппе много выдающихся артистов, любимых зрителями. И каждый год труппа пополняется молодыми талантливыми артистами, которые продолжают здесь учиться, развивать твой талант и выходят на одну сцену с выдающимися артистами. Но не только они учатся у театра мастерству, молодое поколение дарит театру новую энергию, нестандартный взгляд на привычные вещи. В театре работает много яркой молодёжи. Молодые люди приходят в Малый театр и бесповоротно влюбляются в него. Теперь это их дом, они остаются здесь надолго и пишут новую страницу истории театра вместе с нами.
Киностудия Малого театра подготовила серию специальных роликов, в которой мы познакомим вас, дорогие зрители, с нашими молодыми талантами. Героиня первого выпуска — актриса Елизавета Долбникова. Елизавета вступила в труппу театра в 2024 году. Вы могли видеть её в спектаклях «Кроткая», «Свадьба Кречинского», «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» и «Недоросль».
22 апреля на Сцене на Ордынке в спектакле «Всегда зовите Долли!» Т. Уайлдера роль Полицейского впервые сыграет Алексей Мишин.
Желаем успеха!
Вчера в Новом Щепкинском фойе состоялась читка пьесы «Почтальон из Николаевки» Анны Гейжан, продолжая серию читок пьес-победителей конкурса «Пьесы для Малого театра» с заданной темой «Мировая-Мировая (1914–1945 гг.)». Подобный опыт уникален для Малого театра: мы проводим конкурс для драматургов впервые. Тем более ценно, что конкурс посвящается прекрасному празднику – 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пьесу представил звёздный состав: народные артисты России Людмила Титова, Светлана Аманова, Владимир Носик, заслуженная артистка России Зинаида Андреева, артисты Александр Волков и Никита Шайдаров. Режиссёр – главный режиссёр Малого театра заслуженный артист России Алексей Дубровский.
К сожалению, автор не смогла присутствовать и услышать живой отклик аудитории на свой текст: прочитанный фрагмент пьесы вызвал сильные искренние эмоции и заставил задуматься о многом.
Алексей Дубровский отметил, что есть масса тем, которые надо поднять современным авторам, но самое главное - не потерять там человека. Драматург Елена Исаева поблагодарила актёров: «Мне несколько раз хотелось плакать».
Спасибо всем, кто был с нами в этот день! Следующая читка пройдет 26 апреля - «Зона огня» Павла Рыжкова. Мы обязательно объявим об открытии регистрации на мероприятия, следите за нашими новостями на официальном сайте и в социальных сетях.
[GALLERY:899]
20 апреля исполняется 50 лет со дня рождения актёра Малого театра Олега Добрована.
Олег Доброван служит в Малом театре больше 25 лет. За эти годы он исполнил 39 ролей, различных по масштабу и жанрам. Среди работ Добрована – честный и смелый Милон («Недоросль» Д.И.Фонвизина), благородный Франциск I и честолюбец Гватинара («Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве), горячий нетерпеливый Фульдженцио («Влюблённые» («Innamorati») К.Гольдони), немецкий наёмник Фриц Мейер, выбравший «правильную сторону истории» («Смута. 1609-1611 гг.» В.Мединского), добрый, любящий, глубоко несчастный Кулыгин («Три сестры» А.П.Чехова), умный, но лишённый моральных ориентиров Константин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова) и ряд других. Из последних блестящих работ – Пугачёв в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Яркий темпераментный актёр создает глубоких, многогранных персонажей, за развитием которых зритель с интересом наблюдает в течение всего спектакля.
Поздравляем Олега Владиславовича с юбилеем, желаем ему счастья, крепкого здоровья, благополучия и новых интересных ролей!
С юбилеем Олега Добрована от лица Центрального Дома актёра поздравил Игорь Яковлевич Золотовицкий:
«Дорогой Олег Владиславович!
Коллектив Дома актёра сердечно поздравляет Вас с юбилеем!
Талантливый, востребованный в профессии актёр, обладающий богатым творческим потенциалом, сценическим обаянием и неиссякаемой энергией, за годы творческой карьеры Вы создали десятки ярких запоминающихся образов, воплощённых в театре, кино и на телевидении, в каждый из которых вложил частицу своей души.
Желаем Вам здоровья, радости творчества, хорошего настроения и удачи во всех Ваших начинаниях!
Счастья и благополучия Вам и Вашим близким!
Двери нашего Дома всегда открыты для Вас!»
27 апреля Олег Доброван выйдет на Сцену на Ордынке в спектакле «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба, Е.Легуве!
[GALLERY:898]
Десять лет назад, 17 апреля 2015 года, не стало народного артиста СССР Виктора Ивановича Коршунова
Актёр, режиссёр, педагог, многолетний генеральный директор театра - сложно переоценить его вклад не только в историю Малого театра, но и в отечественную культуру в целом. И сегодня многие ученики Виктора Ивановича продолжают играть в театре.
Сегодня мы предлагаем вам перечитать очерк Светланы Овчинниковой из книги «Звезды Малого театра» (М., 2002).
Василий Александрович Орлов, замечательный мхатовский артист и педагог, рассказывал, как пришел к нему домой очень молодой человек, в майке и шароварах, и попросил его послушать. Добрейший Орлов не отказал и уселся в кресло, прихватив на руки крохотную собачонку. Молодой человек спросил: «Своим голосом читать или не своим?» Изумленный Орлов ответил: «Не своим? Давайте...» На первых же словах перепуганная собачонка с пронзительным визгом рванула прочь. Орлов усидел. Но, как рассказывал, смеясь, с трудом...
Тем молодым человеком был Виктор Коршунов. Ныне — народный артист СССР, профессор, генеральный директор Малого театра... И пожалуй, самый репертуарный его актер.
С той встречи с Орловым прошло 55 лет. И все эти годы артист Коршунов говорит «своим» голосом, и голос этот не спутаешь ни с чьим иным.
Он учился в Школе-студии МХАТа. И постоянно слышал от педагогов: «Это Малый театр!» То, что в институте было упреком, — стало судьбой. Коршунов в Малом уже полвека. Считай — целую жизнь. И то, что делает он на сцене, — это Малый театр. А точнее: МХАТ, умноженный на Малый: артист соединил в своем творчестве реалистическую школу Художественного театра с романтическими традициями театра Малого. Смесь получилась прелюбопытная, если учесть еще и амплуа этого артиста.
Коршунов — социальный герой.
Амплуа это требует абсолютной личной убедительности. Партитура роли здесь пишется равно драматургом и исполнителем. Актер здесь и не дирижер, и не интерпретатор — он каждый инструмент оркестра. И если в нем нет, скажем, «меди», — то она и не будет звучать, пусть исполняется даже военный марш...
Короче говоря, актер здесь в большей степени играет себя, нежели в иных амплуа. Он — как художник, постоянно пишущий автопортреты.
Имена артистов этого амплуа известны всем: Ульянов, Лавров, Степанков, Коршунов...
Когда они на сцене — прежде всего зал «берет» личность актера и лишь потом — личность персонажа. Это очень трудно. Это «есть так есть, а нет так нет...». Время и драматургия времени разрушали прежде всего это амплуа. Востребованное в 50-х, 60-х, 70-х — оно в 80-х стало трансформироваться, исчезая в своем чистом виде. Социальными героями — то есть «общественными героями, общественным типом времени» становились сначала герои лирические, потом — неврастеники... Сегодня — время многогеройства или, что одно и то же, — отсутствия социального героя вообще. Смутные времена дегероизируют.
А потребность в этих конкретных артистах по-прежнему велика: в Ульянове, Лаврове, Степанкове, Коршунове... Почему?
Велика ностальгия по застойному, но устойчивому прошлому? Это — частность. Время опять требует героя?
Ну нет. Театральное время жаждет мелодрам и комедий. Социальное надоело, привлекает личное. Любовь к раритетам?
В театральном искусстве их не существует: оно живет здесь и сейчас. А потом уходит в легенду. Не останавливаясь на станции «раритет». Так почему?
Высказываю сугубо личную версию. Основанную, однако, на многолетних наблюдениях за актерами этого амплуа.
Все они смолоду пытались вырваться за его рамки. Эти отчаянные попытки порой вели к болезненным неудачам. Но — повторялись вновь и вновь. Полистайте историю театра: Чацкие с годами играли Фамусовых, Власы — Сусловых...
Победительное обаяние молодости, пленявшее зал, с годами уходит... Ролей «благородных отцов» не стало или почти не стало. Резонеров — тоже. Да и скучно их играть...
Настоящие добротные социальные герои мигрировали в герои трагические, в роли характерные — удивляя адской, взрывной, очень индивидуальной и чертовски манкой смесью врожденного с благоприобретенным.
На судьбе Виктора Коршунова можно отчетливо увидеть, как это случается.
Априори замечу: для такого мощного рывка за пределы амплуа нужна отвага: актерская и, непременно, — режиссерская.
Что объединяет все «амплуа», в которых выступает сегодня Виктор Коршунов?
То, что в любой своей роли он играет прежде всего и более всего— сильную личность. Гены этого — в человеческой личности актера. Он «взрывоопасен». И потому, например, выступления свои по различным поводам перемежает множеством междометий. Они служат амортизаторами. В образах Молчалина, Годунова, Петра I или Базарова — он находит и делает точкой опоры персонажа личностную силу.
И еще — играет азарт. Потому как сам человек азартный: азарт присутствует в каждом из многочисленных дел, которыми занимается Коршунов. Например, в том, как он ведет занятия со своими студентами, удобность или просто возможность выполнения каждой мизансцены проверяя на себе. Проигрывая все и за всех. Придумывая и выкладываясь, как будто именно здесь, сейчас ему дано совершить главный акт творчества.
Обаяние и азарт сотворили на сцене, а потом и на экране Ваню Рыбакова — первого заметного и замеченного коршуновского героя в Малом театре. И уже тогда проявилось то, что объединит всех последующих его персонажей: актер не играл «слабаков». Запутавшийся и страдающий Рыбаков- младший был силен. Своим умом. И даже самой своей бесшабашностью. Именно внутренняя сила позволила ему переломить себя.
Он был очень привлекателен и мил залу, этот Ваня Рыбаков — герой слабой пьесы В. Гусева, написанной к тому же еще стихами, которые и стихами-то не назовешь...
...Детство реет!
Скрипит давно знакомая дверь,
Все будет по-прежнему, и в то же время
Все по-новому будет теперь.
Как сыграть эту выспренность?
Но спектакль ставил Борис Равенских. Режиссер, который умел сотворять поэзию даже из прозы. И здесь искусными мизансценами закамуфлировал драматургическую немощь. И помог артисту взять верный тон. И — победить.
Сила личности актера. Позже, когда на театре положительные герои станут бороться не с муляжами, а с равными себе по силе героями отрицательными, это актерское качество станет нарасхват для исполнения таких ролей.
И почти одновременно — с разницей в два месяца — в Большом драматическом в Ленинграде и в Малом в Москве Кирилл Лавров и Виктор Коршунов сыграют Молчалина.
В их исполнении проходимые в восьмых классах «типичные представители» станут нетипичны.
Молчалин — одна из наиболее значительных работ для всей театральной судьбы Виктора Коршунова.
Если принято было для исполнения этой роли брать ключом слова про «умеренность и аккуратность», то Коршунов понял и подал своего Алексея Степаныча так, как написано Грибоедовым в его, молчалинской, биографии, а она впрямую указывает на личность сильную, незаурядную: «безродный» живет в знатном семействе, переведен для этого из Твери в Москву, за три года службы получил три награждения. Фамусов определяет его «деловым». Но главное — Чацкий чувствует: «Бог знает, в нем какая тайна скрыта...»
Коршунов сделал тайное явным: в его тихих, внятных, неторопливых репликах было столько иронии, знаний и понимания «механики» фамусовской Москвы, столько ловкого и мощного ума, что не оставалось сомнения: этот Молчалин не просто «дойдет до степеней известных», но и уже стал значительной фигурой.
Вот что написал Б. Алперс: «Особенно здесь (в спектакле «Горе от ума». — С.О.) хорош Молчалин — В. Коршунов. В его образе начинают проступать зловещие черты будущего Варравина, этого страшного борова из сухово-кобылинского «Дела»...» Сказано уже про первую «дуэль» Молчали- на с Чацким — Н. Подгорным.
А далее критик пишет, что Молчал и н «...оказывается самой весомой фигурой в фамусовском особняке. В нем чувствуется мрачная, тяжелая сила. Во всем его облике — в манере держаться и молчать, присматриваясь к окружающим, есть что-то от тайного агента Охранного отделения, но агента крупного, имеющего какую-то специальную миссию в фамусовском доме, может быть связанную с Чацким...».
Похожую трактовку дал своему Молчалину и Кирилл Лавров.
Стало быть, время востребовало такую фигуру, о ней настала пора говорить. И сказать дано было «социальным героям» — тем, кому доверял зал.
В этой роли еще не было характерности, но уже был характер, нетипичный для амплуа.
А характерность Коршунов впервые продемонстрировал — и лихо! — в роли Суслова из горьковских «Дачников».
До того он играл в знаменитом спектакле Бориса Бабочкина Власа. Влас — социальный герой: типичный, нормальный, ожидаемый. Но сам Борис Андреевич прошел путь от Власа к Суслову. И не побоялся провести тем же путем Виктора Коршунова. Видимо, точно почувствовав его актерскую природу, а не потому, что Суслов из тех, кто был «в двадцать лет — революционер, в сорок — либерал, в шестьдесят — консерватор». Суслову у Горького всего-то сорок два года. Просто обе эти роли — и Власа и Суслова — требовали от актера высшей степени убедительности и яростного темперамента.
Суслов Бабочкина приходил на сцену опустошенным. Он уже сжег свое сердце и горько и сладострастно принимался за сердца окружающих... Он выкрикивал скрипучим, над-треснутым голосом: «Я обыватель — и больше ничего-с!» И, ерничая, поворачивался к публике задом в клоунско-срамном жесте... А на сердце оставалась горечь и сострадание к его герою. Впрочем, густо замешенное на презрении... И неуместной, конечно, жалости...
Суслов Коршунова тоже не разучился страдать. Он добился сытой жизни, о которой с таким вымученным азартом будет кричать в финале, но она не принесла ему душевного комфорта. Но герой Коршунова, в отличие от героя Бабочкина, — не апологет «дачников», а чужеродное тело...
Сочетание фактуры и амплуа актера — и играемой им роли — провоцировало ощущение бессилия человека, которому некуда девать недюжинные свои силу и ум. Все нескладно в его существовании. Но нескладность эту видит лишь он сам. И зритель, которому не смешно, а скорее страшно было глядеть на героя.
A propos. Мне очень жаль, что спектакля этого нет сегодня в репертуаре Малого. А ведь в труппе выросли замечательные исполнители для горьковской пьесы. И есть те, кто мог бы восстановить «Дачников», в том числе — и сам Виктор Иванович Коршунов. Пьеса — ошеломляюще современна. И замечательно хороша...
Появление следом за характерностью — трагичного темперамента в индивидуальности Виктора Коршунова заметила Н. Велехова: «На редкость органично вошел в роль Никиты В. Коршунов («Власть тьмы». — С.О.), дав новую жизнь образу и открыв в самом себе неявленные возможности актера русской трагедийной школы».
В том спектакле Борис Равенских дал Никите две музыкальные темы: лирическую песню о поле и разухабистую, шальную «Эх, пить будем и гулять будем!». Они звучали в оркестре и — в душе Никиты, судорожно, яростно, бесстыдно выбирающего путь в жизни... Сначала это выбор между любовью Марины и богатством, когда он на мгновение вдруг прижал к себе женщину, а потом — отшвырнул вместе со светлым своим прошлым, с совестью, с порядочностью: «Эх, пить будем и гулять будем!» Потом — разговор с Акимом, и первая ложь, осененная «крестным знамением»: «Эх, пить будем...» Потом прощание с умирающим Петром, которого чуть было не пожалел, едва-едва не покаялся, но: «Эх...» Злобную куражливость артист играл мощно и больно. И эта боль привела в финале к покаянию. Где трагедия шла крещендо.
Трагически сыграть трагическую роль Коршунову довелось и удалось впервые во «Власти тьмы».
Позже ему удастся сыграть трагически роль, никогда прежде так не прочитываемую. Роль, которой режиссер Петр Наумович Фоменко открыл в актере чувствительность, нежность... Роль Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева. Что никак не подходило амплуа социального героя, как и не соответствовало каноническому образу.
Б. Ростоцкий написал: «Новы и неожиданны его внешний облик и вся манера поведения, несколько напоминающие русского интеллигента дореволюционной формации, скорее учителя, чем рабочего».
Да, Кошкин — Коршунов ходил с портфелем, а не с наганом. Но главное: он не «несколько напоминал», а именно сыграл интеллигента. Из низов, полуграмотного, но ведь «интеллигент — это не происхождение и не положение, это стремление». Кажется, слова Даниила Гранина сказаны именно о Кошкине-Коршунове. С какой болью говорил он профессору: «Вы знаете, что такое ученье — свет, но не знаете, что такое неученье — тьма». С болью, а не с пафосом, как принято было в пьесе.
Этот Кошкин собственной кожей чувствовал чужую боль. Что тоже признак интеллигентности. Он мог расстрелять, если этого требовала Революция, в которую он верил. Но не мог оскорбить.
В сцене, когда Кошкин узнавал, что его друг Грозной — мародер, и приговаривал его к расстрелу, — были потрясающие мгновения. Когда Коршунов сидел, ссутулившись, и пытался, и не мог побороть слез.
Нет, актер не изменил себе. Он по-прежнему играл силу. I Но еще — и ту цену, которой эта сила дается... Коршунов,
пожалуй, впервые так настежь распахнул сердце в роли. 1 И простите за каламбур — но за таким Кошкиным мог вполне последовать Мышкин...
А характерность, открытую актером для себя и зрителя в Молчалине, он развил ролью Глумова в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Сам факт, что «молодого человека» Егора Дмитрича Глумова играл пятидесятилетний актер, — насторожил. Можно было бы и пораньше... Но Коршунов и не собирался молодиться. Он демонстрировал Глумова во всем его великолепии, словно показывая своим студентам, как надо эту роль играть. И будто сговариваясь с публикой: «Я не «буду» Глумовым, я сыграю его». И играл, лицедействовал. Изрядно озорничая. Про Глумова, например, Манефа нагадывала: «Кому бедокур, а кому белокур». Что-то станет делать брюнет Коршунов? А он, как и положено Глумову, подговорит, подкупит Манефу, и та скажет: «Кому семь бед, а кому брюнет...»
Игорь Владимирович Ильинский поставил «Вишневый сад». Участие Еремеевой, Анненкова, самого Ильинского придало сценическому произведению благородство истинного антиквариата, который не подделаешь. Оно и было — об антикварных душах, не только Раневской, Гаева, Фирса, но и Лопахина, каким сыграл его Коршунов. Роль, казалось, абсолютно подходит социальному герою. Но артист опять бежал амплуа.
У его Лопахина чуть безупречнее костюм, что выдавало в нем провинциала и простолюдина, стремящегося в иной «круг» — Раневской, Гаева... Но аристократизм, как английский газон, «надо поливать и подстригать три столетия». Можно, и очень лихо, сыграть в сегодняшнем Лопахине нувориша, «скоробогача в ермолке», скупающего все... Кроме породы. Она или есть, или ее нет. Коршунов сыграл боль того, что ее нет. Сыграл любовь к Раневской, сострадание и пусть неуклюжее, но такое трогательное и отчаянное стремление ей «соответствовать»... У его персонажа были, как писал Чехов, «...тонкие нежные пальцы, как у артиста... тонкая, нежная душа...».
Подлинный трагизм, мощная социальность и властное мужское начало позволили Виктору Коршунову достойно сыграть царя Бориса Годунова и императора Петра I.
Бориса он начал играть без малого тридцать лет назад в великом спектакле Равенских «Царь Федор Иоаннович», и поныне идущем на сцене Малого и каждый год открывающем новые театральные сезоны.
Коршунов не пропустил ни одного представления «Царя Федора»...
Борис — личность в пьесе не менее значительная, чем Федор, а уж в истории государства Российского и подавно.
Писали, что «Годунов в этом спектакле «условно-декоративный», что у него «одна зловещая интонация на весь спектакль».
А я помню, как еще на репетиции, в словах: «Скажи ей, чтоб она царевича блюла!» — вдруг прорвался мощный аккорд Бориса, у которого семь лет спустя разорвется сердце от сознания собственной вины... И как в сцене с Ириной Годунов заставлял прислушиваться к себе, и оценивать — и оценить — его государственный ум...
«То, что Годунова, без намека на его интриганство, играет В. Коршунов, наводит на мысль: таким мог бы стать царь Борис, не исказись его душа драмой появления Лжедимитрия». Л. Аннинский разобрал «царские» спектакли Малого театра с точки зрения историка, а не театроведа И для него исполнение Коршуновым роли Бориса — оптимально. «Сначала вопрос стоял так: каков Борис? Теперь вопрос переворачивается: убил ли Борис? Каков бы ни был — он убийца!
Допустим, убийца. Почему-то именно к Годунову с таким вопросом подступают как с единственно важным. Иоанн сына угробил, и Петр сына угробил, Екатерина мужа угробила, Александр — отца, все им сошло: они и Грозные, и Великие, и Благословенные. Годунов же — убийца, и ничего больше. Как с Карамзина легло в эту колею царствие, так через Пушкина, через Толстого и к нам приходит...»
Нет смысла говорить о том, как играет Коршунов Бориса в «Царе Федоре Иоанновиче» сегодня: давно пора омолодить состав спектакля.
Существеннее, как играет он Бориса в «Царе Борисе» в очередь с уникально одаренным Василием Бочкаревым.
Коршунов играет не покаяние человека, допустившего преступление, но терзание государя, который пытается предотвратить крушение Державы.
Играет в Борисе прежде всего царя. Причем царя великого. Он мучается оттого, что преступление, им совершенное (а театр идет за пьесами А. К. Толстого, где Борис объявлен виновником гибели Димитрия), не спасло Державы.
«Коршунов играет мощнее Бочкарева, тут больше величия, но больше и котурнов. И весь спектакль как бы поднимается за ним на котурны...» — Л. Аннинский.
Бориса играет социальный герой — Виктор Коршунов. И — в определенной мере — Виктор Коршунов-трагик.
Петра же Первого в спектакле «Царь Петр и Алексей» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна играет «чистый» трагик. Важно, что вначале спектакль назывался как пьеса.
Поставленные одновременно в Вахтанговском и Малом спектакли отчаянно, агрессивно сшиблись концепциями. И главные противоречия, прямо-таки антагонистические, — возникли как раз в отношении театров к Петру. Умному садисту в исполнении Максима Суханова — в Вахтанговском. И страдающему доброжелателю в исполнении Виктора Коршунова — в Малом.
Режиссер Петр Фоменко приговаривает Петра: виновен! Режиссер Владимир Бейлис его оправдывает: не виновен! И лепят в Малом памятник Петру с Фальконе. А в Вахтанговском — с Шемякина.
Петру — Виктору Коршунову дано более присутствовать на сцене, чем действовать и говорить. И снова нужно отметить, что этот артист слезы не имитирует, они у него подлинные. И они — из этой трактовки Петра. Как и его напевная речь — от монументальности образа. Или — к монументальности его.
Театр создает парадный исторический портрет, и история здесь знакомая, проходимая когда-то, желаемая... Действительная ли? Не знаю.
Л. Аннинский: «...потрясающий нравственный катарсис осуществляется через фигуру Петра. Через игру Виктора Коршунова, соединяющего в своей муке все: ярость кнутобойцы и жалость сильного мужика к тем, кого он казнит, ужас отца, обрекающего на смерть сына, и отрешенность законника, приговорами останавливающего шаткость и измену... Этот страшный характер, вызывающий оторопь, ужас и восхищение, — великий успех актера. Перед нами история грандиозной натуры, прошедшей через роковые воплощения: от царя Бориса к императору Петру. Это — трагедия правоты, в искаженном мире реализующейся через вину, и только через вину. И это — стержень всего исторического цикла, показанного Малым театром».
Виктор Коршунов играет сегодня из пяти «царских» спектаклей Малого в трех. Здесь состоялись его самые значительные работы как социального героя.
Но самая знаменательная трагическая роль была сыграна артистом в спектакле «Рядовые» по пьесе А. Дударева.
Эпиграфом драматург взял строки из газеты: «Если каждого советского человека, погибшего в схватке с фашизмом, почтить минутой молчания, придется молчать тридцать восемь лет». В этих строчках — позиция драматурга, написавшего пьесу-реквием. И позиция целого поколения: людей, родившихся много после войны, но переживших ее генетической памятью. Переживших остро, горько, трагично.
Спектакль Малого был «Герникой» Пикассо в формах драматического искусства.
На сцене между тремя полуразрушенными стенами - вздыбленная, деформированная земля. В каждой мало- мальски безопасной щели притаились люди. Они прошли почти всю войну, до Победы оставалось совсем немного — они понимают это и... нет, не боятся, но тревожатся перед мирной жизнью. Потому что война как смерч: там, где прошла, не оставила ни одной живой или нераненой души.
Не только о том, как живется на войне, но и о том, как же выжить после нее, тревожится автор тревогой своих героев. И почти никого из них не оставляет в живых, не отпускает в мирную жизнь. Дервоеда, которого сыграл Коршунов, — отпускает... Дервоед — человек без возраста: может, сорок лет, может, тридцать. Автор подчеркивает в его внешности лишь измученные глаза. И начинается роль с того, что просит солдат прощения у сожженных на его глазах жены и сына за то, что остался жив...
Но, пронеся через войну страшную свою боль, Дервоед сохранил живую душу. А это самый высокий и трудный человеческий подвиг. Так считает А. Дударев. И В. Коршунов с ним согласен. Дервоед остается жить, остается нести свой тяжкий крест, и под победоносное «Ура!» появляется в финале, как и в начале спектакля, его жена Марья, его воспоминание, и снова просит у нее прощения солдат...
«Давно уже не было на нашей сцене такой масштабной и сложно-метафорической работы. Заметим, что талант В. Коршунова, обаятельно-молодой и дерзко-героический, все активнее влекся к плодотворной характерности, к внутренней самоуглубленности, к умению соединить представление и переживание, когда бурная духовная жизнь четко сдержана дисциплиной формы. И как же потрясает здесь внезапный порыв, молния чувств, слом рисунка, обжигающий взгляд, что мимо других людей и не в себя даже, а куда-то поверх всего — в лицо страшной судьбы, что ли, которая рядом с героем Коршунова имеет все права называться Судьбой» — И. Вишневская.
Какие же роли он играл. И продолжает играть.
Я помню, как в порыве счастья он буквально перепрыгивал через стол в «Дипломатах» С. Дангулова.
Как смешно, серьезно и отчаянно до боли играл Ивана в одноименном спектакле по пьесе А. Кудрявцева «Иван и мадонна». Человеколюбца. И плотника... Совпадение?
Как на генеральной репетиции чеховской «Чайки» не убедил своим Сориным, — в нем было столько сил и стати, что казалось, играть слабого, растетюшившего жизнь человека ему просто не дано: из-за «несоответствия внешних и внутренних данных». Посмотрела несколько спектаклей спустя. А может быть, это трактовка: в сильном мужском теле живет дряхлая и дряблая душа...
Коршунов играл и играет много. Сегодня, помимо названных Борисов и Петра, — короля в спектакле «Король Густав Васа», Чугунова в «Волках и овцах», Сорина... Собирается сыграть Мамаева...
Коршунов — патологический трудоголик.
Может быть, это одно из свойств его амплуа?
Режиссёр-постановщик всегда идеально знает свой спектакль: текст каждой роли, мизансцены, что думают и чувствуют персонажи, куда падает свет, в какой момент зазвучит музыка... А если режиссёр – прекрасный актёр, то в случае необходимости он может подменить исполнителя!
Так 16 апреля в спектакле «Собачье сердце» М.А. Булгакова роль Швондера впервые исполнил главный режиссёр Малого театра, заслуженный артист России Алексей Дубровский. Это стало приятным сюрпризом для зрителей.
Поздравляем Алексея Владимировича с новой ролью! И радуемся за зрителей, которые посетили спектакль 16 апреля.
[GALLERY:896]
269-й сезон в Малом театре изобилует яркими и интересными новыми постановками, совсем скоро пройдут премьеры спектаклей «Белая палатка» И.Ф. Стаднюка и «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена. Но мы смотрим в будущее и продолжаем готовиться к следующему театральному сезону.
15 апреля состоялась сдача макета спектакля «Весьма остроумная и превесёлая комедия о виндзорских жёнушках» У. Шекспира руководству театра. Новая постановка Александра Вельмакина обещает зрителю настоящую феерию.
Художник-постановщик Максим Обрезков возведёт на сцене Малого театра садовый лабиринт, которыми так славится Англия. Художник сравнил нашу жизнь со сложным лабиринтом, который надо пройти, не запутавшись. Но даже если свернуть на неверный путь, всегда можно найти неожиданный выход из положения. Загадочное пространство таит в себе множество сюрпризов, никогда не знаешь, что ждёт за углом.
Здесь нет места бытовому существованию: игра теней, особый свет, солнце и луна, сменяющие друг друга на небосводе, плоские деревья, стены лабиринта, способные заменить любую мебель, простые и эффектные трюки, яркие костюмы... Всё сценическое пространство говорит нам о театральности происходящего. Персонажи будут жить по законам кукольного театра, а сэр Джон Фальстаф даже выступит режиссёром настоящего кукольного представления.
Каждому герою комедии отведён свой цвет. Фальстафу была предложена фуксия – цвет, символизирующий энергичность и изобретательность. Какие цвета одежды будут у других персонажей? Мы обязательно сообщим вам позже.
Директор Тамара Михайлова и главный режиссёр Алексей Дубровский с интересом приняли оригинальное видение будущего спектакля и пожелали успеха в дальнейшей работе.
Следите за нашими новостями, мы обязательно будем продолжать освещать ход работы над спектаклем.
Фотограф - Евгений Люлюкин
[GALLERY:895]
Рецензия на спектакль Владимира Бейлиса «Без вины виноватые» в Малом театре.
Тут есть что вспомнить: последний раз Малый театр ставил «Без вины виноватых» в 1981 году в скромном тогда филиале на Ордынке для Элины Авраамовны Быстрицкой. Через два года спектакль торжественно отыграли на Основной сцене в честь 55-летия актрисы (официально – в честь 25-летия творческой деятельности). Поздравительную речь держала Елена Николаевна Гоголева, героиня предыдущей постановки пьесы 1951 года.
Творческая политика Малого театра выстроилась так, что сама тянет в наш день все эти нити из прошлого, провоцирует на воспоминания и сравнения. Хранится ли старая традиция, есть ли вообще что-нибудь в искусстве театра с длительным сроком хранения?..
И вот в новой постановке пьесы Островского, отвечая на этот вопрос, прошлое и будущее на наших глазах смешиваются на сцене в равных долях. Как известно, между прологом и основным действием пьесы проходит 17 лет. Если и Гоголева и Быстрицкая играли и Отрадину и Кручинину, обе ипостаси главной героини, то у режиссёра-постановщика нынешней версии Владимира Михайловича Бейлиса героиню двух периодов играют две разные актрисы. Они – лица разделённых годами миров юности и зрелости. Но если реальная юность смотрит в будущее, а зрелость опирается на прошлое, то здесь юность – прошлое, а зрелость – будущее.
В первой же сцене в полутьме мы видим Кручинину за столиком у зеркала. Она поднимается, смотрит в зал, на неё падает свет: на лице Лидии Вележевой застыло рыдание, в позе – скорбь. Сцена проворачивается, посреди ярко освещённой комнаты перед нами юная Отрадина: на лице Арины Осиповой пылает вера в будущее и светлая мечта. С подругой Шелавиной – Дарьей Новосельцевой – они резвятся и без конца заливисто хохочут… Буквально через минуту, увидев карточку Мурова в качестве жениха другой, Отрадина каменеет. Она смотрит в зал, её лицо – отпечаток боли. И в мысли зрителя сцена крутится обратно, к застывшему образу Кручининой, а прекрасная юная актриса в воображении уже и сама видится в этой роли. Имеется и внутренний сюжет: около тридцати лет назад Лидия Вележева сама играла Отрадину в знаменитом спектакле П.Н. Фоменко с Ю.К. Борисовой в Театре имени Вахтангова…
Для режиссёра спектакля течение времени – фактор предельно жестокий: оно безжалостно перепахивает человека и его меняет. Муров в прологе – Иван Трушин – тоже мальчишка, трусоватый и подловатый, но мило признающий в себе это. В спектакле герой вырастает в жестокого воротилу в исполнении Василия Зотова. Стыковка двух планов времени высекает такие искры, что по инерции хочется увидеть показанную власть времени над человеком в исполнении одного актёра. Так и кажется, что молодым, которые воплощают героев пьесы в прошлом, предписано сыграть будущие ипостаси своих героев в своём актёрском будущем.
Мы видим не отдельные актёрские работы, а крепко выстроенный ансамбль. Единые задачи равно успешно решают в нём и юные, и зрелые, исполнители и больших, и маленьких ролей. Это – несомненно высокое достижение режиссёра. В его спектакле артисты на сцене играют артистов в их закулисной жизни, в которой они всё те же артисты, исполняющие роли. Все смотрятся в зеркала: в небольшое на гримировальном столе, в большое, стоящее на полу, в расположенные на стене, но чаще всего они смотрятся в «зеркало сцены» – в зал. Только трещины по зеркалам, заполняющим боковые панели декорации, говорят, что у этих людей, кроме игры, есть своя жизнь, и у всех она изрядно побита.
«Жизнь – это театр», и наоборот… Хорошо знакомая гипотеза. Если её развивать, она способна и развлечь причудливым перетеканием одного в другое, и навести на серьёзные размышления. У Островского иначе: жестокая жизнь выталкивает на сцену, а сцена – в жестокую жизнь. Так и в спектакле: естественная для артиста попытка стереть границу между сценой и залом только чётче её прочерчивает. Поэтому мы сразу так удивлены, когда музыка начинает звучать, вводя в действие при полном освещении в зале. Ради той же театральной идеи напряжённого диалога между сценой и залом, а не ради уважаемой традиции и стоит перед актёрами задача работать на зал, убеждать зрителя. По спектаклю, смотреться в зал и в нём отражаться жизненно необходимо его героям. Ведь Островский не раз выводил артистов в своих пьесах, а в данном случае у него всё время обсуждается вопрос, что у них игра, а что правда, а главный герой вообще требует «подавать ему только чистую правду». Режиссёр вместе с актёрами, буквально копаясь в душах персонажей, вплотную занят вот этим отделением «зёрен» от «плевел» и настойчиво привлекает зал к соучастию.
По классическим кино-, теле- и радиопостановкам нам привычен ярко романтический Незнамов (Н.К. Симонов, В.В. Дружников, О.А. Стриженов) – побитый судьбой, клянущий её страдалец и громкий искатель душевной правды. Островский же характеризовал его как «трактирного героя», громкого спьяну, в ком «проглядывает румянец юности и конфуза». Максим Путинцев строит образ как раз на этой трудно уловимой двойственности. С помощью прежде всего выверенной широкой жестикуляции он передаёт и пафосность артиста, занятого, по всей видимости, в ролях трагического плана (в пьесе только вскользь упомянуто, что его талант заметен, а по амплуа он не резонёр и не комик), и угловатую застенчивость, присущую ему в пусть даже и хорошо «подогретом» закулисном поведении. На протяжении всего действия актёр тщательно растит в своём герое заложенный в нём цветок души, который готов вот-вот раскрыться. В результате удаётся вывести на первый план открытость и ранимость, а не истовую жалость к себе. Это – достижение в интерпретации хрестоматийного образа.
Полина Долинская играет Коринкину расчётливой красавицей, хозяйкой ситуаций, возникающих в театре, где она занимает первое положение. Такова она и по пьесе. Здесь, однако, она жёстче и сдержаннее, чем привычно видеть у исполнительниц этой роли, и с этим в образ привносится ещё одна краска – достоинство: она не злобна и не мелочна, её имидж примы скрывает неплохого человека. Именно поэтому стоит ей только обратить своё высокое внимание на чувствительного правдолюба Незнамова и сократить дистанцию, как она тут же начинает ему нравиться. Эта вспышка увлечения точно выхвачена режиссёром в их напряжённо-колких диалогах.
Петя Миловзоров, на сцене «первый любовник», – самый безликий персонаж пьесы, традиционно он «тюфяк». Заведомо примирительно обращаясь ко всем «мамочка», вне сцены он нарочно прячет все свои характерные черты, со всеми всегда согласен, так как осмотрительно держится за занятую в труппе позицию. Назначение на роль Александра Вершинина, героя (Молчалин, Глумов и многие другие), озадачило, пока сразу же не стало ясно, что и Петя предстанет у него героем. Из пьесы мы только вычитываем результат мимикрии под среду, понимая, что там, на сцене, он удал, а здесь вне сцены тих, но каждому по-своему умеет быть мил. А тут актёр явил нам всё, что сам герой в себе прячет, и словно удвоил свою роль: сыграл и самого человека, и того, кого он как артист играет по жизни. При этом никакого раздвоения личности не возникает: раз даже в жизни этот герой играет с колоссальным удовольствием, то и человек он явно широкой души. В жизни он, оказывается, и любовник, и комик, и добрый товарищ. Вершинин так интенсивно проживает каждую секунду существования в роли, так рельефно подаёт каждое мимическое движение или жест на большой зал без капли переигрывания, что даже повеяло духом давнего Малого театра.
Владимир Дубровский – артист острохарактерный. Поэтому, играя Шмагу, он может далеко уйти от комедийного – передать заложенный в него Островским размах личности русского комика, чья жизнь беспросветно трагична. Показывая, как Шмага по жизни только играет артиста-комика, соответствуя своему амплуа в околотеатральном обществе, Дубровский вносит в бесцеремонное поведение героя много ненаигранно суровой твёрдости. Он борец за уважение к артисту. На полном серьёзе требует, например, чтобы Кручинина заплатила за артистов в буфете, и та по праву рекомендует Незнамову с таким человеком не знаться. Но тут же и трогательные нотки искренней привязанности к Незнамову. Словами этот Шмага не разбрасывается. В ожидании подачи закусок на приёме он, ноя, предлагает Незнамову голодным волком завыть на луну – так в спектакле они все втроём, ещё и с Миловзоровым, и правда начинают вовсю выть! По давней традиции характеризовать комический персонаж песенкой или куплетами, артист чуть что затягивает припевку-тост: «Здравствуй, рюмочка Христова, ты откуда? – Из Ростова. – Деньги есть? – Нема. – Ну вот тебе тюрьма!»
Главная героиня спектакля Лидия Вележева передаёт все нюансы психологического письма Островского, показывая очень широкий диапазон эмоциональных состояний. Это закономерно, раз в согласии с общей концепцией она, как и другие, тоже живёт в удвоенной перспективе артистки на сцене и в жизни. Да, Кручинина, по собственному признанию, — мазохистка, нарочно и с удовольствием вызывающая в себе горестные воспоминания (тут же получает от Дудукина совет лечиться), но в качестве актрисы, чьё ремесло этого требует. Героиня Вележевой и вне сцены постоянно смотрится в зеркала и в зрительный зал. Она и горестно патетична, и одержимо истерична, и готова броситься в рыданья, одновременно и сильно страдая, и разыгрывая мелодраму. В другие моменты она сдержанно строга и проста, искренне открыта в своей теплоте, а между этими полюсами есть и улыбка сквозь слёзы. Контактное сближение с психологизмом Достоевского и ролью Настасьи Филипповны, сыгранной Вележевой в фильме Владимира Бортко «Идиот», – лишь часть палитры, задействованной актрисой в этой работе с Островским. Незнамов и вся пьеса в целом прямо ставят вопрос: является ли эта хорошая актриса такой же хорошей женщиной? По спектаклю, обе эти роли и качество их исполнения неразделимы. В спектакле Бейлиса все артисты – хорошие люди, а правда в искусстве тем самым равна правде в жизни.
Вот кто здесь насквозь декоративный, театральный персонаж – так это мещанка Галчиха в исполнении Юлии Зыковой. Она всю жизнь играла роль детолюбивой нянюшки, теперь же потеряла доверие людей в этом деле из-за своего корыстолюбия и поражает воображение сердобольных обывателей в роли кающейся юродивой, имея некоторый успех. Своим персонажем Зыкова вносит в концепцию спектакля новый ракурс: наглядной становится разница между лживой игрой «артистки» по жизни и повседневным существованием профессиональных актёров, чья игра, пусть даже и за кулисами театра, всё равно правдива.
Тот же самый ракурс – и в изображении примкнувшего к артистическому миру барина-мецената Дудукина. В иных постановках он бывал и человеком степенным, купеческой складки, и дворянином-бонвиваном. Андрей Чубченко определённо показывает его артистом, но другого плана – тонким политиком в закулисной жизни города. Чуть вертлявый любезник, сплетник, с напускным легкомыслием (в том, что он добр, его заслуги ведь нет – это от родителей), он угождает сразу всем. Заботиться о своём положении ему не требуется – важно держать в руках все нити околотеатральных событий. Любя театр, он отвечает за «смычку» городской элиты с элитой театральной в ситуации эпохи, когда эти два мира были разведены по краям социума и никак не могли пересечься. Ради этого ему и приходится играть в городе снисходительно-добродушного чудака.
И вновь очередные внутренние сюжеты. В «Без вины виноватых», поставленных и сыгранных Т.В. Дорониной во МХАТе имени Горького в 2000 году, Юлия Зыкова и Андрей Чубченко были Коринкиной и Незнамовым, то есть находились по пьесе внутри артистического мира. А в нынешней постановке оба выведены в «артисты по жизни». Анонсируя премьеру, режиссёр сказал, что и Вележеву пригласили из Театра имени Вахтангова ради того, чтобы буквально воспроизвести коллизию пьесы: гастролирующая артистка играет в спектакле труппы, для которой она чужая и даже конкурентка. Наблюдая ансамбль, воплощающий сложную, «стереоскопическую» концепцию изнанки артистического мира, можно лишь сказать, что все эти сюжеты ещё более обостряют впечатление от его слитности.
Из образов героев пьесы и антуража её действия на корню убран дух русской провинции, и, возможно, из-за этого теряется и вся глубинная характерность изображаемой жизни, которой пропитано всё у Островского. Постановщики вознамерились создать среду, покрытую столичным лоском. Возможно, их целью было сократить дистанцию между сценой и залом – залом Малого театра, столичным по статусу и дизайну, качеству публики. Сценография маститого мастера Виктора Герасименко — развёрнутые почти в плоскость три стены интерьера в стиле парадной эклектики рубежа XIX–XX веков. От картины к картине в комнатах, на стенах — нарядный штоф или театральные афиши, яркие пятна цветочных букетов, изящная мебель, граммофон и многое другое.
Возникло ощущение, что Островский сопротивляется такой нарочитой красивости. И вся пьеса, очевидно, сочтена режиссёром по современным меркам сказочной. Поэтому, выдержав эстетику реалистического театра вплоть до последней мелочи, он прибегает и к элементам символизма. Все они, кроме тщательно выстроенного символизма зеркал, оказываются прямолинейно плоскими и выбиваются из объёма смысла, который постановщику удалось воссоздать с актёрами.
Вращающаяся декорация, состоящая из четырёх секций, напоминает о вращении времени, разбрасывающем людей и вновь собирающем воедино. Помимо разных комнат она поворачивается к залу ещё и слегка аляповатым дверным порталом в ренессансном стиле, тёмно-синим с золотом и гобеленами по бокам. Он знаменует путь к славе и счастью. В начале Кручинина в тоске ступает в его двери (её ждут судьбоносные гастроли), под конец Незнамов тоскует у входа в него (накануне судьбоносного приёма у Дудукина).
К тому же из-за громоздкости цельной четырёхсторонней конструкции на сцене остаётся лишь довольно узкое пространство для действия, что заметно стесняет мизансцены. Когда же в финале зал дома Дудукина оказывается открыт в глубину, где мы видим ещё один, полностью зеркальный зал (финальный виток символизма зеркал), то и здесь действие всё равно смещено почти вплотную к авансцене.
Стилистически спокойная и мелодичная музыка Кузьмы Бодрова каждый раз начинает звучать, чтобы обозначить и поддержать особую эмоциональную приподнятость момента. Приём быстро приедается и начинает казаться навязчивым.
Все эти в общем-то мало влияющие на общее впечатление просчёты говорят о том, как трудно идти сегодня к театральной правде, если двигаться не назад в прошлое, а вперёд, прямо глядя в лицо сегодняшнему зрителю. Новый спектакль «Без вины виноватые» предлагает высококлассный актёрский театр с естественной театральной речью без подзвучки, идёт под аплодисменты после почти каждой сцены, на поклонах зал приветствует артистов стоя. И неразумно объяснять этот успех угодой вкусу особого, отставшего от «прогресса» слоя публики – здесь дают урок виртуозной работы с классическим драматическим текстом и его вечно современными смыслами.
Михаил Пащенко, «Театральный журнал», 27.03.2025
16 апреля на Сцене на Ордынке в спектакле «Горячее сердце» А.Н. Островского роль Аристарха впервые сыграет Пётр Жихарев.
Желаем успеха!
В Малом театре – премьера «Маленькой оперы», комедии-фарса, поставленной по книге известного писателя и блогера Славы Сэ (Вячеслав Солдатенко). Постановщик – заслуженный артист России Владимир Драгунов, который решил вынести на повестку дня проблему искусства в условиях тоталитарного государства.
Действие постановки разворачивается в голландском городке Дорхольме в период его немецкой оккупации в 1944 году. Дирижёру местной филармонии предъявлено требование (иначе и не сформулируешь задачу местного коменданта) за месяц поставить оперу Вагнера «Валькирия» к якобы грядущему приезду «отца народа» фюрера. Одновременно с требованием армейского начальства чудит и жена дирижера, оперная прима Паола (Полина Лоран), настаивая на постановке совсем другого произведения – «Кармен», которая должна украсить ее сценическое портфолио. На стороне Паолы выступает ее родной брат Джузеппе, глава местной итальянской мафии (Максим Хрусталёв). В здание филармонии тем временем попадает бомба, уничтожив практически всех артистов. И дирижер, чтоб не отправиться в места не столь отдаленные, вынужден искать вагнеровских валькирий… в местном борделе, дипломатично названном в постановке клубом «Устрицы Берты».
Абсурдность происходящего в Дорхольме зашкаливает. Диалоги (инсценировку к книге Славы Сэ написала драматург Елена Исаева), пропитаны юмором и даже сарказмом, выражающим внутреннюю сплоченную неприязнь всех персонажей к подавлению их свободы. Спектакль, при всей серьезности темы, изобилует веселыми сценами, зажигательными танцами, гротеском и эпатажем – создатели его явно и с удовольствием творчески хулиганят на допускающей это фарсовой территории.
Режиссёр Владимир Драгунов уверен, что подобная подача материала глубоко затрагивает тему сопротивления тоталитаризму, и утверждает, что лишь любовь может в данном случае стать мощным инструментом защиты от манипуляций власти. Невозможно с этим не согласиться, глядя на происходящее на сцене Малого театра.
– Это абсолютно брехтовское существование, это некоторое отстранение. Мы сегодня играем эту достаточно и смешную, и трагическую ситуацию с некоторым погружением в эпоху, время или персонажей, – прокомментировал происходящее на сцене режиссёр Владимир Драгунов.
Художник-постановщик – Мария Шуплецова, внесшая свою долю иронии в оформление сценического пространства борделя, где белоснежные стулья маячат у героев прямо над головами, будучи прибиты за ножки к потолку и стенам в хаотичном порядке.
Главное послание спектакля актуально на все времена: легко манипулировать лишь равнодушными людьми, и единственное, что может защитить человечество – настоящая любовь.
В спектакле заняты народный артист России Глеб Подгородинский (дирижер Бено), заслуженный артист России Василий Дахненко (Бирке), Александр Титоренко (Людендорф) и Сергей Кагаков (Комендант), артисты Полина Лоран (Паола), Максим Хрусталёв (Джузеппе), Наталия Афанасьева (Вера), Александра Иванова (Берта), Лидия Милюзина (Герда), Алина Колесникова (Матильда), Александр Наумов (Клаус), студенты ВТУ им. М. С. Щепкина Денис Казанин (Тони), Арина Осипова (Моника).
Майя Курбанова, «Мой дом Москва», 09.04.2025
https://moydom.moscow/2025/04/09/malenkaya-opera-n...
В 2024 году в Малом театре проводился конкурс драматургов «Пьесы для Малого театра» по теме «Мировая – Мировая (1914-1945 гг.)», приуроченный к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. К участию в конкурсе допускались заявки с синопсисами пьес, посвященных событиям, связанным с Первой и Второй мировыми войнами.
Затем режиссерами Малого театра были выбраны фрагменты каждой из пьес-победительниц для работы над ними вместе с артистами.
12 апреля состоялась читка пьесы Григория Быстрицкого «Бесячий остров»: зрителям выпала прекрасная возможность первыми услышать текст пьесы в исполнении любимых артистов, задать вопросы автору и актёрам.
19 апреля состоится читка пьесы Анны Гейжан «Почтальон из Николаевки», в которой примут участие народные артисты России Людмила Титова, Светлана Аманова, Владимир Носик, заслуженная артистка России Зинаида Андреева, артисты Александр Волков и Никита Шайдаров. Режиссёр – главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский.
Читка пьесы состоится в Историческом здании Малого театра (Театральный проезд, 1). Начало мероприятия - 14:00.
Количество мест ограничено. Для посещения мероприятия требуется регистрация.
Дорогие друзья!
В рамках празднования 80-летия Великой Победы Малый театр работает над документально-художественным фильмом «Услышат ли нас?», основанном на письмах артистов театра, участников фронтовых бригад и фронтового филиала, в годы войны.
Часть съёмок проходила в Музее Победы. Выражаем огромную благодарность нашим коллегам за помощь в их проведении. Сейчас съемочная команда продолжает работу над фильмом в стенах Малого театра.
Премьера фильма запланирована на 9 мая. А сегодня мы с радостью делимся с вами фотографиями со съёмок.
Фотограф – Евгений Люлюкин.
[GALLERY:892]
Малому театру вручили Памятную медаль и Почётную грамоту Президента РФ за вклад в подготовку и проведение «Всемирного фестиваля молодёжи 2024 года». Награду приняла заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Александра Соломина.
Стать частью столь масштабного события – большая честь! Всемирный фестиваль молодежи — это масштабное событие в сфере международного молодежного сотрудничества, которое проходит по указу Президента России и организовано Росмолодежью. В 2024 году ВФМ проходил с 1 по 7 марта 2024 года на федеральной территории «Сириус».
За неделю в рамках фестиваля состоялось более 800 мероприятий: встречи со звёздными спикерами, лекции и мастер-классы, брифинги, премьеры отечественных фильмов, торжественное открытие библиотеки, презентации проектов и многое другое.
Фестиваль собрал около 20 тысяч российских и иностранных молодых талантливых специалистов из разных сфер, а также подростков, представляющих детские организации и объединения.
[GALLERY:894]
Дорогие друзья! Вчера в Новом Щепкинском фойе состоялась читка пьесы «Бесячий остров» Григория Быстрицкого, открыв серию читок пьес-победителей драматургического конкурса «Пьесы для Малого театра» с заданной темой «Мировая-Мировая (1914–1945 гг.)».
Пьесу представил прекрасный актёрский состав: заслуженный артист России Василий Дахненко, Полина Лоран, Александр Наумов, Александр Никифоров и Александр Годованец, режиссёром выступил заслуженный артист России Владимир Драгунов.
После читки фрагмента пьесы состоялось обсуждение со зрителями, в котором приняли участие главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, драматург Елена Исаева и автор пьесы Григорий Быстрицкий.
Мы рады, что читка получила живой зрительский отклик и с радостью делимся с вами фотографиями с мероприятия.
Регистрация на следующую читку, которая состоится 19 апреля, откроется во вторник.
[GALLERY:893]
В Малом театре на Сцене на Большой Ордынке состоялась премьера спектакля «Маленькая опера» в постановке Владимира Драгунова. Инсценировку по мотивам прозы Славы Сэ написала Елена Исаева. В голландском городке, оккупированном фашистами, дирижёр Бенедикт Фарнезе готовит к выпуску оперу «Кармен». Однако премьере не суждено состояться. По указанию коменданта города к приезду «отца нации» в кратчайшие сроки нужно поставить оперу Вагнера. Здание филармонии уничтожено бомбежками, а музыканты погребены под руинами. Единственный вариант для осуществления постановки «Валькирии» — прибегнуть к помощи сотрудниц местного борделя… «В спектакле затрагивается очень серьезная тема тоталитарного режима, фашизма, непосредственно или через пропаганду, использующего художника в своих целях. Сопротивляться ему могут только неравнодушные люди», — режиссёр-постановщик Владимир Драгунов.
Во многом этот спектакль стал экспериментальным для Малого театра. Во-первых, современная проза Вячеслава Солдатенко (Слава Сэ), начинавшего писательский путь с блога в Живом Журнале. Во-вторых, это жанр новой постановки — комедия-фарс, через призму которой показаны трагические события. «Хотелось поговорить о важном не прямолинейно, а через юмор. Серьезные взаимоотношения возникают из фарсовой ситуации, перетекающей к финалу в драму с трагедийными нотками. Это жанровый эксперимент для Малого театра. Действительно, сложно иронично говорить о волнующих нас вещах, не очень на этом настаивая», — подчеркнул режиссер-постановщик Владимир Драгунов.
О чем же этот спектакль?
«Мы вообще говорим здесь больше о любви — к своей стране, к своему делу, к женщине. Любовь может защитить и стать стеной перед тоталитарным строем. Только это чувство способно противостоять манипуляциям над человеком», — режиссер-постановщик Владимир Драгунов.
Актриса Полина Лоран, отвечая на вопрос, чему зритель может научиться у героев спектакля, отметила: «Любить семью, любить брата, любить маму… и не бояться что-то решать…»
Марина Казакова, «Звёзды Мегаполиса», 25.03.2025
В Малом театре на сцене на Большой Ордынке состоялась премьера «Маленькой оперы».
По жанру новый спектакль – комедия-фарс. Инсценировку по мотивам прозы Славы Сэ написала драматург Елена Исаева, известная по спектаклю «Женщины Есенина» во МХАТе. Что же касается автора произведения Славы Сэ, то под этим псевдонимом скрывается Вячеслав Солдатенко, популярный русскоязычный латвийский писатель, ушедший из жизни в результате ковида.
Режиссер спектакля, заслуженный артист России Владимир Драгунов ощутил в материале пьесы «дух вольности, импровизации, экспромта» и поставил комедию-фарс, глубинно погружающую зрителя в темы тоталитаризма и власти, всегда использующей художника в своих интересах.
Действие спектакля разворачивается в 1944 году в двух точках земного шара параллельно: в борделе «Устрицы Берты» маленького оккупированного немцами голландского городка Дорхольма и в «столице огромной империи, где полно штабов любых размеров и уровней секретности, и в самом секретном есть потайная комната».
В этой самой потайной комнате усилиями молодого испуганного телеграфиста, смертельно боящегося своего вечно раздраженного начальника, была по недоразумению состряпана телеграмма о якобы грозящем приезде в голландский Дорхольм фюрера на оперу Вагнера в местную филармонию. Телеграмма улетела в комендатуру Дорхольма. Собственно, с этого нелепо-комичного события и запускается цепь событий, составляющих фарсовый сюжет «Маленькой оперы».
Чтобы избежать концлагеря и смерти, дирижер разбомбленной филармонии Бенедикт Фарнезе вынужден теперь ставить спектакль в борделе «Устрицы Берты», а актрисами нанять женщин легкого поведения. Других артистов в городе нет: те, кто не погиб при бомбежке филармонии, сидят по концлагерям. Репетиции в борделе проходят под звук английских бомбардировок, которым ежедневно подвергается Дорхольм.
Перед нами протекают страшные и комические будни дирижера, которому приходится отстаивать не только свою жизнь и честь, но и честь работниц борделя, которые взялись ему помогать в сложившихся курьезных обстоятельствах.
В спектакле «Маленькая опера» очень много иронии, скрытого и очевидного юмора. Артисты часто «хулиганят» на сцене, зримо получая удовольствие от игры в эту нелепую историю. В подобной подаче материала, с точки зрения режиссера, проявляется брехтовское начало. Но в спектакле о Второй мировой войне, разумеется, есть вкрапления, которые играются пронзительно серьезно. Центральный акцент постановки сделан на темах первостепенности любви мужчины к женщине, к своему делу и к своей стране.
– Только с равнодушным человеком можно делать все что угодно, – считает режиссер Владимир Драгунов. – наш спектакль, построенный на иронии, адресован не только тем, кто хочет посмеяться. Он вызовет интерес у размышляющего зрителя, задумывающегося над социальными вопросами и тем, что происходит вокруг».
В постановке принимает участие народный артист России, лауреат Государственной премии России Глеб Подгородинский, играющий дирижера Фарнезе.
Его капризную жену, оперную приму Паолу, обожающую распевать арии, стоя на подоконнике открытого окна, играет Полина Лоран. Роль ее старшего братца и по совместительству главы итальянской мафии Джузеппе исполняет Максим Хрусталёв.
В спектакле заняты три перспективных студента театрального института имени Щепкина – Д. Казанин, А. Осипова и А. Годованец.
Женские партии девушек из борделя для военных летчиков, который в Дорхольме дипломатично называют «клубом», великолепно отыгрывают артистки Александра Иванова (Берта, хозяйка), Наталия Афанасьева (Вера, кухарка с востока), Лидия Милюзина (бывшая учительница Герда), Алина Колесникова (красавица Матильда), Арина Осипова (Моника, бывшая балерина).
Образ двинутого на всю голову, деспотичного нового коменданта Дорхольма Бирке замечательно создает заслуженный артист России Василий Дахненко.
Роль Клауса, штабного офицера и адъютанта Бирке, готовящего заговор, исполняет Александр Наумов.
Старого комендант Дорхольма, застреленного одной из «устриц Берты» за навязчивую попытку установить с ней незапланированные «культурные» связи, играет заслуженный артист России Сергей Кагаков.
– Мы работали, – рассказывает режиссер Владимир Другунов, – с драматургическим текстом, который не сдерживал наше творчество никакими канонами и давал возможность сочинять в процессе репетиций».
В итоге в Малом театре появился яркий, смешной и одновременно глубокий спектакль, действие которого опирается на вечную борьбу четырех стихий: тотальной войны, продажных утех, высокого искусства и настоящей любви.
Елена Булова, «Московская правда», 09.04.2025
13 апреля на Сцене на Ордынке в спектакле «Всегда зовите Долли!» Т. Уайлдера роль Таксиста Джо впервые сыграет Алексей Мишин.
Желаем успеха!
12 апреля мы празднуем день рождения классика русской драматургии Александра Николаевича Островского (1823 - 1886 гг.).
Недаром Малый театр носит имя Дома Островского: с 1853 года, когда актриса Л.П. Никулина-Косицкая выбрала для бенефиса сочинение «Не в свои сани не садись», его пьесы не сходят с нашей сцены, многие ставились неоднократно. Через Островского «проходит» каждый артист Малого, для знакомства с его творчеством зрители часто выбирают нашу сцену – именно здесь можно услышать классическую речь, увидеть эталонное исполнение ролей и открыть для себя малоизвестные пьесы. В нашем репертуаре вы сможете найти спектакль на любой вкус: комедии, сцены из московской жизни, драмы и мелодрамы.
Сегодня у нас для вас прекрасная новость! Ко дню рождения любимого драматурга мы выпустили обновлённое издание «Путеводителя по Островскому». В нём каждая статья посвящена спектаклю текущего репертуара. Здесь вы найдёте краткую историю постановок, фотографии и эскизы, цитаты режиссёров, фрагменты рецензий. Особый интерес представляют рубрики «Загадки» и «Словарик», которые помогут вам погрузиться в контекст эпохи и узнать много интересных фактов.
Сюжеты Александра Островского и в XXI веке остаются по-прежнему актуальными. Надеемся, что Путеводитель поможет вам лучше понять творчество драматурга.
«Путеводитель по Островскому» с сегодняшнего дня вы можете приобрести в фойе театра, стоимость – 500 рублей
[GALLERY:891]