Недавняя премьера Малого театра, спектакль «Светит, да не греет» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, это отличный пример того, как нужно в наши дни ставить классику, желая всецело сохранить атмосферу и дух того времени, о котором писали авторы, и при этом создать стопроцентно современную (в первую очередь — внутренне, психологически) постановку. Режиссёр Владимир Бейлис — признанный мастер своего дела...
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
Недавняя премьера Малого театра, спектакль «Светит, да не греет» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, это отличный пример того, как нужно в наши дни ставить классику, желая всецело сохранить атмосферу и дух того времени, о котором писали авторы, и при этом создать стопроцентно современную (в первую очередь — внутренне, психологически) постановку. Режиссёр Владимир Бейлис — признанный мастер своего дела, и его стараниями история о любви и нелюбви, всепрощении и непонимании, душевной теплоте и сердечной пустоте ожила, задышала полной грудью, заискрилась — с тем, чтобы не оставить никого из зрителей равнодушным.
Пьеса «Светит, да не греет» была написана тандемом драматургов в 1880 году. Нужно сказать, что Александр Николаевич Островский нередко оказывал помощь молодым литераторам. И она заключалась не только в рецензиях на произведения и неких советах по их улучшению: Островский сам брался за перо и видоизменял материал так, как ему виделось наиболее выгодным (несомненно, не по своей личной воле, а по обоюдной договорённости).
И здесь всё началось с пьесы Николая Яковлевича Соловьёва «Разбитое счастье», которую он продемонстрировал именитому коллеге. Островский задумку оценил и начал работу по трансформации текста: дал новое название, во многом переписал диалоги, обострил характеры персонажей… Соловьёв относился к подобной «редактуре» достаточно болезненно, ибо кому приятно, что твоё детище постепенно превращается в нечто совершенно иное? Тем не менее, в ноябре 1880 года на суд почтеннейшей публики была представлена первая постановка пьесы — в Малом театре (на этих подмостках «Светит, да не греет» появлялась ещё дважды — в 1901 и 1964 годах).
И вот всё тот же Малый театр, опять ноябрь — только 143 годами спустя, — и новая, абсолютно блестящая версия спектакля.
Сюжет таков: молодая барышня Анна Владимировна Ренёва возвращается из Парижа в своё имение — где-то в глубинке России. Дело в том, что крёстная Ренёвой, которая и вывезла Анну Владимировну заграницу, привив вкус к красивой и весёлой жизни, внезапно умерла, не оставив завещания. Все немалые деньги усопшей забрал себе её сын, и наша героиня осталась без копейки. Выход один: продать имение.
Только вот в глуши Ренёвой бесконечно скучно. Дабы развлечься, она решает обзавестись кавалером (в смысле, спутником, который сопровождал бы нашу красотку во время прогулок и всячески скрашивал ей серый деревенский быт; никакие интрижки, вроде бы, пока не подразумеваются). Бывший ухажёр, Семён Семёныч Залешин, на эту роль не подходит — уж больно изменила его жизнь, да и семьёй он обзавестись успел. Потому пусть страдает поодаль. Но появляется иная кандидатура: видный собой Борис Борисыч Рабачёв.
К тому же, интересная игра наклёвывается: Ренёва стала случайной свидетельницей свидания Рабачёва с юной Олей Васильковой, и теперь, частично — из зависти (она же — одинока), частично — из спортивного интереса Анна Владимировна решает разбить чужое счастье…
И в течение двух актов и трёх часов мы наблюдаем за манипуляциями Ренёвой, её попытками продать имение нелепому и трогательному старику Худобаеву, искренним, нежным чувством, пылающим между Рабачёвым и Олей, — и жестокими забавами Анны Владимировны, жаждущей стереть эту любовь в порошок… Финал — болезненный, пронзительный, мощный — бьёт в самое сердце. А вывод прост: как говорится, «нельзя обижать тех, кто тебя любит»…
По мнению Владимира Михайловича Бейлиса в произошедшей трагедии виновата лишь одна персона: собственно, Анна Владимировна Ренёва. Рабачёв судит себя сам, но в свежей постановке Малого театра он — всего лишь одна из жертв роковой заморской гостьи. Но ведь действительно: противостоять её чарам не смогла бы и статуя командора, и можно сколько угодно укорять Бориса Борисовича в том, что он пал под натиском хищной красотки, только деться ему было некуда: Ренёва умеючи управляла им, как марионеткой.
В спектакле Бейлиса очень много телесности: жарких поцелуев, горячих объятий… И вот что поразительно: впервые в жизни я смотрела на подобное проявление чувств, разгорающееся на сцене, без какого-либо смущения и ощущения себя подсматривающей в замочную скважину. Никогда прежде я не видела столь органично простроенной и прожитой артистами страсти, здесь, в этой постановке, совершенно необходимой.
В целом же режиссёр стремится к единственной цели: сделать всё происходящее максимально настоящим, живым, эмоционально выверенным. Проблема в том, что пьеса базируется не столько на событиях, сколько на диалогах героев (а уж драматурги проявили свой талант по полной: «Светит, да не греет» написана ярким, цветастым языком). И от того, узнаёт ли публика хоть в ком-то из персонажей себя, принимает ли действо всецело, зависит успех спектакля. Иначе весь зал будет тоскливо скучать, пережидая бесконечную говорильню.
У Бейлиса же складывается невероятный психологический триллер: мы, так или иначе, осознаём, что нас ожидает трагедия (а «Светит, да не греет», будем честны, не самый известный материал, потому, наверняка, большая часть публики заранее не знает сюжета), предчувствуем её, видим её предзнаменования в той или иной детали, реплике, даже жесте… Но, двигаясь к неизбежному финалу, получаем огромнейшее удовольствие от режиссёрского подхода и прочтения пьесы, актёрских работ и, конечно же, сценографии постановки.
Художник Мария Утробина поместила действие в некое пространство, обрамлённое стволами деревьев — это и усадебный сад Ренёвой, и местный лес, одновременно и воспевающий красоту природы, и символизирующий гибель души Анны Владимировны — ведь на исполинских стволах нет ни одного самого завалящего листочка… Все остальные декорации — это впечатляющая гигантская лестница (которой достались роли разнообразных особенностей рельефа и второго этажа усадьбы), дверь в дом Ренёвой и некоторые элементы мебели, а также резные наличники дома Рабачёва. Невероятно красиво и атмосферно!
Отдельных аплодисментов заслуживают костюмы той же Марии Утробиной — скажем, Ренёва могла бы устроить настоящее дефиле, столько у неё платьев и такие они шикарные.
Но главное удовольствие зрителя — это, конечно же, артисты Малого театра. Ролей в спектакле всего 10, и хоть мы, несомненно, можем проранжировать действующих лиц по значимости, пьеса интересна тем, что в ней нет проходных, вспомогательных персонажей. Даже дворовые люди Ренёвой, старик Ильич и его жена Степанида (заслуженные артисты России Пётр Складчиков и Ольга Чуваева), одарены отдельной сценой, немаловажной для сюжета в целом и большего раскрытия характера Ренёвой в частности. Шикарная пара, одно из украшений постановки. (В другом составе на этих ролях Александр Никифоров и Галина Микшун.) Хороша и Даша (Аксиния Пустыльникова), горничная Анны Владимировны, пожалуй, единственный человек, к которому Ренёва искренне привязана — думается, потому, что она воплощает воследний осколок той, вожделенной, богатой жизни.
Истинный праздник для глаз и души — чиновник Худобаев в исполнении народного артиста России Владимира Дубровского. Стопроцентно комический персонаж, отрицательный по сути, но вызывающий невероятную симпатию в спектакле Малого театра. Основателен, открыт, добр, пусть и несколько хитроват Денис Иваныч Дерюгин (народный артист России Виктор Низовой). Эдакое воплощение народа на сцене. (В другом составе — заслуженный артист России Сергей Вещев.)
Живой трагизм как он есть — Семён Семёныч Залешин, сосед и экс-любовь Ренёвой (Александр Волков). Первоклассная и пронзительная актёрская работа с шикарной трансформацией в финале — той, когда Залешин осознаёт, что же на самом деле важно и ценно для него. (В другом составе — народный артист России Александр Вершинин.) И как чудесна Авдотья Васильевна, жена Семёна Семёныча (Анастасия Дубровская)! Пусть такие женщины и кажутся серыми, приземлёнными, обычными — но ведь на них всё и держится. (В другом составе — Екатерина Порубель.)
И вот она — главная троица действующих лиц. Оля Василькова (Анна Шишкина) — чистая душа и воплощённая любовь. Героиня могла бы показаться скучноватой (ну, это же стандартный положительный персонаж — без ярких черт и «шероховатостей»), но актриса настолько искренна в каждой мелочи, что будто бы светится изнутри — и с ней хочется ассоциировать себя. Для меня именно Оля стала центром повествования, его сутью. (В другом составе на данной роли — Варвара Шаталова.)
Борис Борисыч Рабачёв (Дмитрий Кривошеев), молодой помещик, сосед Ренёвой, впечатляет статью и удивительным тембром голоса. Вполне понятно, почему искушённая Анна Владимировна положила на него глаз. В спектакле Бейлиса Рабачёв — эдакий «барин из народа», истинный русский мужик (пусть и благородного происхождения). И счастье для него — это:
Маленький домик, русская печка,
Пол деревянный, лавка и свечка…
Идеальная была бы семья Бориса Борисыча и Оли: оба красивые, сильные, работящие, честные, ценящие семью… И Рабачёв до последнего сопротивляется Ренёвой, не видя смысла ни в пустых прогулках при луне, ни в общении с Ренёвой в принципе. Но приезжая соблазнительница безжалостна — и Борис терпит поражение… Невероятно захватывающе наблюдать за атаками Анны Владимировны на неприступную до поры крепость Рабачёва — и бесконечно больно, когда несчастный проигрывает бой, наивно полагая себя победителем… Ещё одна мощная актёрская работа, заслуживающая громких аплодисментов. (В другом составе — Владимир Алексеев.)
Ну, и, конечно, она: Анна Владимировна Ренёва. Героиня Полины Лоран блистает, сокрушает, пленяет, совращает (и морально, и физически), бесконечно играет (о, Ренёва — прирождённая актриса!), действительно освещая обыденные деревенские будни, но будучи не в силах — не умея — никого согреть… и то ли искренне полагая, что не приносит никому вреда, и жизнь в этом тихом уголке после её отъезда будет течь так же, как и прежде, то ли пытаясь убедить в этом саму себя. Нравственная испорченность Анны Владимировны (она сама полагает, что это — свобода и уникальность, отличающие её от местных женщин) не позволяет героине осознать разрушительную силу собственных действий.
И ведь где-то глубоко в душе Ренёва всё ещё остаётся той доброй и светлой девушкой, которая когда-то уехала в далёкий Париж. Она обещает Ильичу и Степаниде устроить их жизнь после продажи имения (хотя лично я подозреваю, что Анна Владимировна с лёгкостью могла и позабыть о столь важном для стариков разговоре), щедро раздаривает подарки, старается быть приветливой хозяйкой… Но жажда забавляться с людскими судьбами перевешивает, и происходит катастрофа… Идеальный выбор артистки на данную роль, чистый восторг! (В другом составе — Мари Марк.)
«Светит, да не греет» — это невероятная красота «картинки», доля хорошего комизма (там, где он на самом деле уместен) и абсолютно зубодробительная, правдивая трагедия, оставляющая после себя при этом мягкое тепло в душе (да-да, эта премьера не только светит, но и греет — и как она это делает!..). Такую классику необходимо смотреть всем — и школьникам, и их родителям, и завзятым театралам, и тем, кто ходит на спектакли не чаще раза в год, и поклонникам Малого театра, и тем, кто обожает совсем иную стилистику… Насытьте душу сильными чувствами — приезжайте на Большую Ордынку!
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/svetit-...