Анна
24 ноября 2025 г.
"Без вины виноватые" (21 ноября 2025 г.)
"что касается славы как твёрдой валюты,
то про курс лучше узнавать
у пары моих приятелей, —
порасспросите их, сколько она им стоила
и как мало от них оставила... " (В. Полозкова)
Отдельного внимания заслуживают раскрываемые в спектакле темы славы и денег.
Слава - предел мечтаний Коринкиной и путь к безбедному существованию.
"Я стала довольно богата и совершенно независима, но от тоски не знала, куда деться. Подумала, подумала и пошла в актрисы."- Сцена стала убежищем от жизненных невзгод для Отрадиной - Кручининой, слава - достойным признанием таланта, а деньги - лишь спутником успеха.
Поскольку деньги - не самоцель, да и мало значили на всем жизненном пути Любы - Елены Ивановны, мыслившей иными категориями, Кручинина готова поделиться своими средствами со встречаемыми страждущими и убогими (Шмага, Арина Галчиха).
Казалось бы, ей ненавидеть Галчиху в пору, но в том, как Кручинина протягивает той вещи, деньги, скорее, не попытка "купить информацию", а обогреть, облегчить страдание этой женщины, сыгравшей немалую роль в её молодости.
Галчиха в полной мере вкусила цену "лёгких" денег, поэтому теперь отринывает от них как от раскаленной печи, даже влача весьма убогое существование, находя в нем заслуженную кару за прошлые поступки.
Для Шмаги успех на сцене далеко не путь к славе, а, скорее, к крошечным средствам для того, чтобы весело просуществовать день текущий. А если вдруг за ведутся излишки, то их нужно непременно пропить. Бог послал ещё день жизнь, и Шмага этому безумно рад.
Для мецената Дудукина деньги - способ разнообразить своё существование, например, посыпать крупки "птицам небесным" - артистам, по его убеждению, по природе своей - необеспеченным, а, заодно, и примерить роль кукловода, так, забавы ради.
Муров сценической славы не ищет. Однако, деньги стали для него эфемерным символом власти, положения в обществе. Пребывая в юности под влиянием маменьки, затем - богатой жены, а теперь - оставшись без видимого давления, ищет в деньгах - источник собственной власти, способ доказать, что "тоже право имеет".
Однако, финальные сцены банкета, где его красноречивый, хвалебный тост в адрес Елены Ивановны, был легко и резко прерван Нил Стратонычем, вышедшим на арену, в центр внимания, показали, что в глобальном смысле, несмотря на обретенное богатство и старательно создаваемый имидж "городского воротилы", положение Мурова не изменилось. " Из повиновения" он так и не вышел, но упустил столь многое... Деньги не помогли.
Финал пьесы открытый.
А.Н. Островский этому отрицательному персонажу не послал иных наказаний, кроме горького одиночества, не лишил здоровья физического или умственно-душевного, как Галчиху, возможно, таким образом оставляя тень надежды, не до конца захлопнутую дверь...