Ольга Вихирева
26 февраля 2007 г.
Эта пьеса Островского, которой больше ста лет и в которой идет речь о событиях четырехсотлетней давности – замечательное пособие по политтехнологиям, причем пугающе актуальное. Но даже такой актуальный «учебник власти», даже написанный гением-Островским, ставить на сцене - даже с большими сокращениями - задача не из легких. Получилось ли? По прогону сложно судить окончательно, но, кажется, получилось…
Пьеса сохранила свою политэнциклопедичность – тут и тактика объяснения любого факта в зависимости от складывающихся обстоятельств, и мотивационные алгоритмы, и стратегия игры на отсроченный результат, а заодно и раскрытие подлинного отношения власть предержащих к народу, к правде, справедливости, к Богу, наконец.
При этом одинаково сильных противников (а они, на самом деле, одинаково сильны – разве что Шуйский видит на пол-хода вперед, но ведь и побеждает ненамного и ненадолго) играют одинаково сильные артисты. И в результате сошедшие со страниц учебника схемы и диаграммы (не отсюда ли декорации-чертежи?) расцветают яркими красками и сплетаются в крепко сшитую ткань спектакля.
Выдернуть из этого узора только одну нить, выделить одну роль сейчас невозможно. Да и похожи все герои – они так стремятся к власти, что теряют одну мелочь – способность любить. Даже Самозванец, казалось бы, ради любви к гордой польской пани севший на чужой престол – на самом деле, всего лишь пытается успокоить собственную гордость, покупая за корону ту, которая презирала Дмитрия-конюха и презирает Дмитрия-царя. И поневоле возникает вопрос – что появляется вначале, стремление к власти, выжигающее сердце и душу, или пустота в душе, которую пытаются заполнить титулами, коронами и тронами?
Но на фоне этой пустоты, в краю каких-то вселенских сквозняков, особняком стоит роль Марфы, в удивительном исполнении Татьяны Лебедевой. За несколько минут показать такой характер – не боявшийся самого Грозного, не простивший убийц сына, но и не покупающийся на возможность отыграться за все горькие годы изгнания...
И вот эта стальная женщина совершает абсолютно нелогичный поступок – она жалеет Самозванца, жалеет таким, какой он есть, и из сострадания соглашается признать его сыном. Было ли так на самом деле? Наверное, нет... Но – спасибо автору и поклон актрисе – в холодном мире политтехнологий нашлось место для надежды на чудо – чудо сочувствия, соучастия и того таинственного фактора, который нет-нет, да и разрушит все выстроенные «по учебнику» схемы и формулы.
А что важнее для Вашего сердца - власть или этот таинственный фактор, движущий солнце и светила - решать только Вам.