Сашин-Никольский Александр Иванович

Актер
САШИН-НИКОЛЬСКИЙ Александр Иванович (31.VIII(12.IX).1894 – 27.IX.1967) — русский советский актер. Народный артист РСФСР (1949). С 1915 учился в Московском филармоническом училище (класс И.А. Рыжова, И. С. Платона), выступал в подмосковных дачных театрах. В 1919-55 — актер Малого театра. Сашин-Никольский проявил себя как мастер небольших характерных ролей: Ломов («Предложение» Чехова), Яша Гуслин («Бедность не порок»), Трактирный слуга («Ревизор»), Федосыч («Ледолом» по К. Я. Горбунову), Первый мастеровой («Растеряева улица» по Успенскому). К лучшим ролям Сашина-Никольского принадлежит роль Пикалова в спектакле «Любовь Яровая». Играя в пьесах Островского, актер раскрывал тему «маленького человека»: Елеся («Не было ни гроша да вдруг алтын»), Шмага; Бобыль («Снегурочка») и др. Мягкий, теплый юмор окрашивает большинство образов, созданных актером, — Перчихин («Мещане»), Тимохин («Отечественная война 1812» по «Войне и миру» Л. Н. Толстого), Митька Юлок («Жизнь» Панферова), Учитель («Люди доброй воли» Г.Мдивани). Актеру свойственны и сатирические оттенки: Хлопов («Ревизор»), Глеб Меркулыч («Правда — хорошо, а счастье лучше» Островского).

Лит.:
Березина А.И., А.И. Сашин-Никольский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-54, М., 1956;
Мастер маленькой роли, «Театр», 1955, № 2.

ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА САШИНА-НИКОЛЬСКОГО

Родился 12 сентября (30 августа с/с) 1894 г. в Москве. Отец Иван Васильевич Никольский — священник в церкви св. Георгия и преподаватель закона божия в училищах Большого и Малого театров. Мать Глафира Петровна Никольская (Ключарева) — домашняя хозяйка.

В 1913 г. заканчивает 11-ю московскую классическую гимназию и поступает в университет на юридический факультет.
В 1915 г. поступает в Музыкально-драматическое училище филармонического общества. В 1916 г. оставляет университет.
В 1915 г. начинает профессиональную деятельность драматического артиста и певца.
Играет и поет в сборных труппах в помещении летних театров Кускова, Сергиева-Посада (ныне г. Загорск), Останкина, Алексина, Кунцева и др. Исполняет роли:

Хлестаков — «Ревизор» Н. Гоголя;
Незнамов — «Без вины виноватые» А. Островского;
Алеша — «Дети Ванюшина» С. Найденова;
Петр и Счастливцев — «Лес» А. Островского;
Кудряш — «Гроза» А. Островского;
Алешка — «На дне» А. Горького;
Родриго — «Отелло» У. Шекспира;
Иванов Павел — комическая опера «Иванов Павел» С. Надеждина, В. Раппопорта.

В 1917 г. оканчивает филармонию.
В 1918 г. принят в Театр драмы и комедии (Москва, Тверская ул., 22; ныне ул. Горького).
В 1918 г. по конкурсу принят солистом в Государственный хор цыганской песни и романса под руководством Н. Кручинина (Хлебникова), параллельно работает в Театре драмы и комедии и «Веселые маски». Исполняет роли:

Флоридор — оперетта «Мадмуазель Нитуш» Э. Лабиша;
Лукашка — «Старые годы» И. Шпажинского;
Дорофей — водевиль «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского;
Пенкин — «Псиша» Ю. Беляева.

Играет в водевилях: «Слабая струна» Б. Баташева, «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, «Которая из двух» Н. Куликова и др.
В 1919 г. дебютирует в Малом театре в роли Ломова в «Предложении» А. Чехова.
В 1928 г. взял псевдоним Сашин из-за наличия в труппе однофамильца.

Роли, игранные в Малом театре:

Брендавуан — «Скупой» Ж.-Б. Мольера (1919);
Гриб-Солей — «Женитьба Фигаро» Бомарше (1920);
Трактирный слуга — «Ревизор» Н. Гоголя (1919);
Петр — «Лес» А. Островского (1921),
Г. Д. — «Горе от ума» А. Грибоедова (1921);
Сент-Эстеф — «Путь к славе» Э. Скриба (1922);
Брусило — «Снегурочка» А. Островского (1922);
Иль я— «Бесприданница» А. Островского (1923);
В народных сценах — «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1924);
Яша Гуслин — «Бедность не порок» А. Островского (1924):
Кристи — «Ученик дьявола» Б. Шоу (1924);
Пикалов — «Любовь Яровая» К. Тренева (1926);
Конико — «Лево руля» В. Билль-Белоцерковского (1926);
Музыкант — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. Смолина (192о);
Письмоводитель — «Завтрак у предводителя» И. Тургенева
Иван Малышев — «Аракчеевщина» И. Платона (1926);
Никифоров — «Брат наркома» Лернера (1926);
Щебнев — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина (1926);
Дирк — «Бархат и лохмотья» А. Луначарского (1927);
Патийон — «Пока они сражались» В. Сирилъ, Э. Берже (1927);
Гольцов — «Шутники» А. Островского (1928);
Аникеич — «Гусары и голуби» В. Волькенштейна (1928);
Никодим — «Сестры Кедровы» И. Григорьева-Истомина (1928);
Паламаренко — «Жена» К. Тренева (1928);
Стрижаков — «Огненный мост» Б. Ромашова (1928);
Первый мастеровой — «Растеряева улица». Инсценировка М. Нарокова по рассказам Г. Успенского (1929);
Загорецкий — «Горе от ума» А. Грибоедова (1930);
Мотыльков — «Смена героев» Б. Ромашова (1930);
Федосеич — «Ледолом» В. Чуркина (1930);
3-й мужик — «Плоды просвещения» Л. Толстого (1931);
Елеся — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1931);
Аникей — «Ясный лог» К. Тренева (1931);
Непутевый — «На бойком месте» А. Островского (1933);
Ларри — «Анна Кристи» Ю. О\'Нил (1934);
Переходов — «Последняя бабушка из Семигорья» И. Евдокимова (1934);
Син Бин-у — «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1936);
Пахомов — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (1936).

В 1937 г. присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Исполняет роли:

Митька Юлок — «Жизнь» Ф. Панферова (1939);
Шмага — «Без вины виноватые» А. Островского (1940);
Остап — «В степях Украины» А. Корнейчука (1940).

В июне 1941 г. вместе с Малым театром эвакуировался в г. Челябинск. Исполняет роли:
Глеб Меркулыч — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского (1941);
Капитан Тимохин — «1812 год». Инсценировка И. Судакова по роману Л. Толстого «Война и мир».

Принимает активное участие в концертах в воинских частях и в госпиталях.
В октябре 1942 г. вместе с Малым театром возвращается в Москву. Исполняет роли:
Перчихин — «Мещане» М. Горького (1946);
Слепец и певец — «Наш современник» К. Паустовского (1948);
Хлопов — «Ревизор» Н. Гоголя (1949).

В 1949 г. в связи с 125-летием Малого театра присвоено почетное звание народного артиста РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Исполняет роли:

Бобыль — «Снегурочка» А. Островского (1950);
Учитель — «Люди доброй воли» Г. Мдивани (1950);
Голутвин — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1951);
Тугоуховский — «Горе от ума» А. Грибоедова (1953).

10 апреля 1956 г. — последний спектакль (перед уходом на пенсию) на сцене Малого театра, играл князя Тугоуховского.

Роли, игранные в гастролях групп артистов Малого, Большого и других театров:
в 20-е гг. в гастролях А. А. Яблочкиной:
Старый боярин — в пьесе «Василиса Мелентьева» А. Островского;
в гастролях П. Н. Орленева:
Подмастерье — в пьесе Е. Чирикова «Евреи».

В 20—30-е гг. во время гастролей артистов Большого театра по Крыму и Кавказу читал в концертах рассказы А. П. Чехова: «Злоумышленник», «Дипломат», «Дочь Альбиона», «Невидимые миру слезы» и свои рассказы: «В автобусе», «На трамвайной остановке», «В зоологическом саду», «Холера», «Персидский шах», «Мал золотник, а не лезет», «Аннет, здрасте!», «У автомата» и др. Пел цыганские песни и романсы под собственный аккомпанемент на гитаре.

В 1926 г. во время гастрольной поездки по городам: Иркутск, Харбин, Владивосток, Благовещенск (художественный руководитель В. Н. Пашенная) — играет в пьесах А. Островского: Шмагу, Глеба Меркулыча, Непутевого, Счастливцева.

В 1929 г. во время гастрольной поездки по городам: Харьков, Ростов-на-Дону, Одесса (художественный руководитель В. Н. Пашенная) — играет роли:
Трактирный слуга и Коробкин — «Ревизор» Н. Гоголя;
Г. Д. — «Горе от ума» А. Грибоедова;
Голутвин — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского;
Купец Щебнев — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина;
Иван Паламаренко — «Жена» К. Тренева;
Стрижаков — «Огненный мост» Б. Ромашова;
Маркиз де Торси — «Стакан воды» Э. Скриба.

В 1936 г. во время гастрольной поездки в г. Саранск Мордовской АССР (художественный руководитель Н. Н. Рыбников) играет:
Шмага — «Без вины виноватые» А. Островского;
Елеся — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского;
Стрижаков — «Огненный мост» Б. Ромашова.

В 1939 г. во время военно-шефской поездки на Балтийский флот исполняет в концертах роли:
Бальзаминов — «Свидание». Инсценировка Н. Рыжова по пьесам А. Островского;
Денис Григорьев — «Злоумышленник» А. Чехова.

В 1940 г. во время гастрольной поездки в Грузинскую ССР (художественный руководитель В. Н. Пашенная) играет роли:
Шмага — «Без вины виноватые» А. Островского;
Непутевый — «На бойком месте» А. Островского;
Денис Григорьев — инсценированный рассказ «Злоумышленник» А. Чехова.

В 1948 г. во время гастрольной поездки в Западную Украину (художественный руководитель В. Н. Пашенная) играет Шмагу, Глеба Меркулыча, Непутевого.
После ухода на пенсию работает на радио:
Мастер-краснодеревщик — «Северная повесть» К. Паустовского, режиссер Е. Велихов (1954—1955);
Мавр — «Сокровища Альгамбры» В. Ирвинга, режиссер В. Турбин (1955);
Дядя девушки — «Девушка из Хиросимы» Киша, режиссер В. Турбин (1956-1957);
Рабочий Петр — «Дело Артамоновых» М. Горького, режиссер В. Турбин (1957);
Маркел — «Говорок» Д. Мамина-Сибиряка, режиссер В. Турбин (1957);
Князь — «Ходжа Насреддин». Инсценировка Богомазова, режиссер В. Турбин (1957);
Лука — «Следопыты» И. Стаднюка, инсценировка О. Новиковой, режиссер В. Турбин (1957);
Слепой Кларали — «Берег ветров» Хинт Ааду (1957);
Пьяница — в опере X. Глюка «Исправившийся пьяница», режиссер А. Липовецкий (1957);
Егор Иванович — «Яблонька» И. Ольшанского (1958);
Лукьяныч — «Водоросли растут в глубине» К. Кудиевского, режиссер В. Турбин (1958);
Кузьмин — «Аэлита» Ал. Толстого, режиссер Д. Вурос (1958);
Проводник — «Едем мы, друзья», режиссеры В. Драгунский и А. Липовецкий (1958);
Продавец красок — «Рембрандт» Д. Кедрина, режиссер А. Платонов (1958);
Кузовкин — «Нахлебник» И. Тургенева, режиссер М. Баташов (1959);
Куликов — рассказ В. Короленко «Ат-Даван», режиссер А. Липовецкий (1959);
Дед Хариус — «Порожний рейс» С. Антонова, режиссер В. Турбин (1960);
Отец Горио — «Отец Горио» Бальзака, режиссер А. Шипов (1960);
Крестьянин — «История одной поездки», режиссер А. Липовецкий (1960);
Отец Само — «Косари» Д. Елина-Пелина, инсценировка В. Ильина, режиссер А. Шипов (1961).


Роли в кинофильмах:
Крестьянин Петров — «Композитор Глинка», режиссер Г. Александров (1950);
Петр Леонтьевич, учитель чистописания — «Анна на шее» по рассказу А. Чехова, режиссер И. Анненский (1953);
Почтальон — «Чук и Гек», режиссер И. Лукинский (1953);
Суфлер — «На подмостках сцены», режиссер К. Юдин (1956);
Хирург Евгений Самойлович — «Екатерина Воронина», режиссер И. Анненский (1957);
Коридорный Семен — «Сапоги» по рассказу А. Чехова, режиссер В. Немоляев (1957);
Врач — «Добровольцы», режиссер Ю. Егоров (1958);
Хирин — «Беззащитное существо» по рассказу А. Чехова, режиссер М. Володарский (1962).

Роли в фильмах-спектаклях:
Глеб Меркулыч — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского (1951);
Первый мастеровой — «Растеряева улица» Г. Успенского (1959).


Роли в озвученных иностранных кинофильмах:
Доктор Древс — «Я ищу тебя» по пьесе Кронина «Юпитер смеется», ФРГ (1959);
Томчек Гофман (дядюшка) — «Американский дядюшка», Венгрия (1956);
Пиквик — «Записки Пиквикского клуба», Англия (1954);.
Дядюшка героя — «Фанфан-Тюльпан», Франция (1954);
Отец героя — «Дороги жизни», Польша (1954);
Гавелъка — «По следам врага», Чехословакия (1954);
Дядюшка — «Я и мой дядюшка», Венгрия (1954);
Старик Брша — «За 14 дней», Венгрия (1955);
Амон, скрипач — «Вена танцует», Австрия (1956);
Учитель музыки — «Уличная серенада», ФРГ (1956);
Кучер — «Большой вальс», США (1960).

В репертуаре Сашина-Никольского — певца было около двухсот романсов, песен, оперных арий.

12 сентября 1964 г. в связи с 70-летием Александра Ивановича состоялась посвященная ему радиопередача с вступительным словом Михаила Ивановича Царева. В «Советской культуре» опубликована статья М. И. Царева «Талант самобытный, русский».

В декабре 1964 г. был показан творческий портрет Александра Ивановича Сашина-Никольского по телевидению (сценарий В. Темкиной).

27 сентября 1967 г. скончался от кровоизлияния в мозг.

30 сентября 1967 г. гражданская панихида и захоронение праха на Введенском кладбище.

Составила В.В. ТЕМКИНА


ЗАПИСИ НА РАДИО:
1. «Аэлита» (1958, Кузьмин)
2. «Дело Артамоновых» (1957, Серафим)
3. «По ревизии» (1954, свидетель Герасим)
4. «Следопыты» (1957, Лука Сильвестрович)
5. «Снегурочка» (1949, Бобыль)
6. «Чарома» (1947, Алеша)