Каюров Юрий Иванович

Народный артист России, Лауреат Государственных премий СССР и России

Юрий Иванович Каюров, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России, родился 30 сентября 1927 года в Череповце. Каюров окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н.Островского и в том же 1952 году дебютировал в Саратовском драматическом театре им. К.Маркса. За 15 лет работы в Саратове он сыграл множество ролей, среди которых особо выделяются Незнамов и Карандышев в пьесах А.Н.Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», а также Ведерников и Марат («Годы странствий», «Марат» А.Н.Арбузова), Алексей в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского, Михаил Зыков в «Зыковых» М.Горького – через много лет, уже будучи актёром Малого театра, Юрий Иванович вновь вернётся к этой пьесе и сыграет Антипу, отца Михаила, в постановке Леонида Хейфеца.
В 1961 году Юрий Каюров впервые сыграл ставшую знаковой в его творческой биографии роль Владимира Ильича Ленина (в фильме режиссёра Анатолия Рыбакова «В начале века»). Впоследствии Каюров ещё не раз будет и в театре, и в кино обращаться к этому образу. В общей сложности он сыграл вождя мирового пролетариата 18 раз – в 16 фильмах и 2 спектаклях. В 2010 году состоялось своеобразное возвращение Юрия Ивановича к прославившему его образу – в трагикомедии Александра Галина «Сон героини» Каюров воплотил старого актёра Шубина, официального исполнителя роли Ильича, которому на сей раз предложили сыграть… его памятник.
Именно Ленин «приведёт» в 1967 году Юрия Ивановича Каюрова в Малый театр, куда его пригласили на роль вождя в спектакль «Джон Рид», поставленный к 50-летию Октябрьской революции.
За полвека работы на старейшей драматической сцене Юрий Каюров исполнил 25 ролей. Артисту довелось работать с лучшими режиссёрами отечественного театра, в числе которых Борис Бабочкин, Леонид Варпаховский, Борис Ровенских, Борис Львов-Анохин, Леонид Хейфец, Борис Морозов.
В знаменитом спектакле Леонида Варпаховского «Бешеные деньги» Каюров сыграл главного героя, Савву Василькова. Простоватый провинциал, объект насмешек собственной невесты и её окружения, неожиданно для своих недругов он показывал и сильный характер, и деловую хватку. Васильков Юрия Каюрова по праву считается эталонным воплощением этой роли.
Среди других работ актёра в спектаклях по произведениям А.Н.Островского – Кулигин («Гроза»), Лупачёв («Красавец мужчина») и Карп («Лес»). Персонажи второго плана, они придают действию дополнительный объём, играя важную роль в жизни главных героев.
За год до Карпа Каюров сыграет его полную противоположность – Фирса («Вишнёвый сад» А.П.Чехова). Лакей Гурмыжской, не смотря ни на какие обстоятельства, остаётся свободным человеком; лакей Раневской – раб по своей природе.
А.Н.Островский, А.П.Чехов и М.Горький – вот три драматурга, сыгравших важную роль в актёрской биографии Юрия Каюрова.
Помимо Фирса, его творческий багаж богат такими ролями как вздорный профессор Серебряков (Каюров сыграл его дважды, в «Лешем» и «Дяде Ване») и приживал граф Шабельский («Иванов»). «Старый ребёнок», не умеющий и не желающий приспособиться к житейским реалиям, поначалу он воспринимается как сугубо комический персонаж. Тем пронзительнее звучащие в дальнейшем трагические ноты, окрашивающие образ графа. Работа Юрия Каюрова – одна из главных удач последнего спектакля режиссёра Виталия Соломина.
Список чеховских работ артиста был бы неполным без упоминания двух постановок Леонида Хейфеца – «Зыковых» и «Вишнёвого сада», где Юрий Иванович сыграл соответственно Антипу Зыкова и Лопахина.
Социальный герой по своей актёрской природе, Каюров одинаково успешен как в чеховских, так и в горьковских ролях, свидетельство чему его работы в спектаклях Бориса Бабочкина – Рябинин («Достигаев и другие») и Стогов («Фальшивая монета») – загадочный, непонятный, несущий скрытую угрозу обывательскому мирку часовых дел мастера Яковлева и его домочадцев. Ещё одной важной ролью горьковского репертуара стал Яков Маякин («Фома Гордеев», постановка Бориса Львова-Анохина). Сильный и властный хозяин, герой Каюрова переступает через собственного крестника Фому, потому как дело – важнее всего.
Среди других значимых работ актёра, сыгранных в разные годы на сцене Малого театра – Сафонов («Русские люди» К.Симонова), Андрон Русу («Птицы нашей молодости» И.Друце), Васильев («Выбор» Ю.В.Бондарева), доктор Боткин («И аз воздам» С.Кузнецова), Полоний («Убийство Гонзаго» Н.Йорданова), Нил Андреевич («Обрыв» И.А.Гончарова), Старик («Воскресение» по Л.Н.Толстому), Херман Израэль («Король Густав Васа»), Адик («Старый добрый ансамбль» И.Губача), Джордж Тальбот («Мария Стюарт» Ф.Шиллера).
Придя в Малый зрелым, состоявшимся актёром, профессионалом высочайшего уровня, Юрий Иванович Каюров на протяжении полувека входит в число ведущих мастеров нашего театра. За эти годы он сыграл множество властных, волевых, наделённых сильным характером героев. Тем не менее, Каюров, как настоящий лицедей, любит «озоровать» и «хулиганить». Так, князь Тугоуховский в его исполнении значительно отличается от общепринятой трактовки этого персонажа «Горя от ума». Изъясняющийся одними междометиями князь Пётр Ильич вовсе не глух; проблемы со слухом – исключительно удобная маска, освобождающая его от тяжкой повинности искать женихов для засидевшихся в девицах дочерей. Судьба великовозрастных отпрысков совершенно не волнует нерадивого старика-отца. Князь Тугоуховский – едва ли не единственный из гостей Фамусова, явившийся на бал только ради удовольствия. С таким же удовольствием играет и сам актёр, произнося на разные голоса «реплики» своего легкомысленного героя.

Начиная с 1961 года Юрий Каюров активно снимался в кино. На его счету участие в десятках картин, среди которых «Сквозь ледяную мглу», «Шестое июля», «Кремлёвские куранты», «Долгие проводы», «Инженер Прончатов», «Пламя», «Хождение по мукам», «Пропавшая экспедиция», «Вдовы», «Золотая речка», «Огненный мост», «И это всё о нём», «Маршал революции», «Моя Анфиса», «Белый снег России», «Главный конструктор», «Государственная граница», «Ночное происшествие», «Ленин в Париже», «Говорит Москва», «Дело Сухово-Кобылина», «Петербургские тайны», «Романовы. Венценосная семья» и многие другие.

Роли на сцене Малого театра

1967 — В.И.Ленин, «Джон Рид» Е. Симонова

1969 — Васильков, «Бешеные деньги» А.Н. Островского

1970 — В.И.Ленин, «Признание» С. Дангулова

1971 — Рябинин, «Достигаев и другие» М. Горького

1972 — Стогов, «Фальшивая монета» М. Горького

1975 — Сафонов, «Русские люди» К. Симонова

1972 — Андрон, «Птицы нашей молодости» И. Друце

1974 — Кулигин, «Гроза» А.Н. Островского

1979 — Лупачев («Красавец-мужчина» А.Н.Островского

1981 — Маякин, «Фома Гордеев» М. Горького

1982 — Васильев «Выбор» Ю.В.Бондарева

1985 — Антипа Зыков, «Зыковы» М. Горького

1990 — Боткин, «И аз воздам» С. Кузнецова

1988 — Серебряков, «Леший» А.П. Чехова

1991 — Полоний, «Убийство Гонзаго» Н. Йорданова

1992 — Нил Андреевич, «Обрыв» И.А. Гончарова

1996 — Серебряков, «Дядя Ваня» А.П. Чехова

1998 — Фирс, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова

1998 — Старик-духобор, «Воскресение» А.К. Толстого

1999 — Херман Израэль, «Король Густав Васа» А. Стриндберга

1999 — Карп, «Лес» А.Н. Островского

2000 — Князь Тугоуховский, «Горе от ума» А.С. Грибоедова

2001 — Шабельский, «Иванов» А.П. Чехова

2003 — Адик, «Старый, добрый ансамбль» И.Губача

2005 — Джордж Тальбот, «Мария Стюарт» Ф. Шиллер, режиссёр В. Иванов

2010 — Шубин, «Сон героини», А.Галина, режиссер А.Галин