Быстрицкая Элина Авраамовна

Народная артистка СССР, Лауреат Премии Правительства России

Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец — Быстрицкий Авраам Петрович (1901г.рожд.), Заслуженный врач, в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать — Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра — Быстрицкая Софья Авраамовна.

Детство и юность провела на Украине. Элина, (одно из двух «л» потеряла паспортистка), означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.

Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений — все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта,, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работали ее родители. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы — все это составляло ее быт в те годы. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может — это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: как военный, он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия — преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.

Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание «Сын полка», которым она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. «Случайный вальс» — так назывался спектакль по книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо», поставленный в театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.

Осенью 1944 года она возвращается в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступает в медицинский техникум. В 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успеху зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Проснувшийся в ней ген театра не дает покоя. Понимая, что актерская профессия требует серьезной подготовки, она поступает в балетный класс музыкальной школы. В 19 лет быть балериной уже поздно. Но Элина уверена в том, что необходимо приобрести пластическую свободу, чтобы легче ощущать себя на сцене. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против ее поступления в театральный. Военный человек, отец привык и действовать по-военному. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, он обратился с единственной просьбой — объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Элина принимает компромиссное решение и поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.

Потом был Киевский театральный институт им.И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного его окончания в 1953 году — три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга («Годы странствий») А. Арбузова, Варя Белая («Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова), Клавдия («Повесть о настоящем человеке» по Б.Полевому) и другие.

Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности формы — эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане» и в «Годах странствий» она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю. Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как: Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое профессия. Фильм «Неоконченная повесть» (1955г.) вышел на экраны вскоре после войны. Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали... Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты «Советская культура» Элина Быстрицкая признана была лучшей актрисой года.

Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма в Париж. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана: Ивом Монта- ном и Симоной Синьоре, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже. Эта поездка стала плодом для многих размышлений. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти, чтобы завоевать титул «звезды».

В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г.Раневской. Для спектакля «Белый лотос», где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино — и Раневская предлагает дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в театре им.А.С.Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съемки «Тихого Дона» и после их окончания, числясь в театре полгода, Быстрицкая туда не вернулась.

О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского «Тихого Дона», Быстрицкая узнает в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и наивно, дерзко и бесстрашно сказала: «Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть». Пробы шли полгода. Наконец сам Шолохов признал Аксинью Быстрицкой. После утверждения на роль Аксиньи началась, по словам Элины Авраамовны, самая главная ее дорога в искусстве.

На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С. А Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье-Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.

Роль в «Тихом Доне» (1957-1958гг.) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?

В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала «Америка». Но Быстрицкая была «бдительна» и как истинно советская отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня.

Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.

Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта — она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда, 1959г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра АА.Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять — уже на новом этапе — держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как: Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами: Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.

Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром — даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини — яркие, незаурядные личности. Среди них: Лидия («Бешеные деньги») и Глафира («Волки и овцы») А.Н.Островского, горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), баронесса Штраль («Маскарад» М.ЮЛермонтова), Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Э.Скриба), Паула Клотильда Клаузен («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Ксения Ивановна («Палата») и Мартынова («Главная роль») в пьесах С.Алешина, Панова («Любовь Яровая» К.Тренева), Мария («Выбор» Ю.Бондарева), Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю.О´Нила), Отрадина и Кручинина («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Москалева («Дядюшкин сон» Ф. М Достоевского) и другие.

Многие создания Быстрицкой получили общественной признание. Но особенно дорог актрисе отзыв о ее работе в спектакле «Маскарад» (постановщик Л. В. Варпа- ховский) композитора Игоря Стравинского, приезжавшего в 1962 году в Москву и оценившего ее баронессу Штраль, как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтов актрисы.

В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Э.А. Быстрицкая сумела не только сохранить их, но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах «Волки и овцы» и «Бешеные деньги». «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие, — писал известный критик Б.В.Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».

Неожиданно прозвучала у актрисы роль Юлии Филипповны в «Дачниках», созданная в соавторстве с замечательным актером и режиссером Борисом Бабочкиным. Эта роль стала одной из вершин творчества актрисы.

Имя Быстрицкой стало легендой. Она покорила наших соотечественников в 50-х годах, покоряет, восхищает и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. И вот вновь встреча зрителей с любимой актрисой. В честь 850-летия Москвы в Коломенском в представлении «Галантный век» Быстрицкая ярко, с присущим ей блеском и мастерством, тонкой, а порой острой характерностью предстала перед публикой в облике Екатерины Великой, показав свою героиню в разных ипостасях ее жизни: то в роли умной и прозорливой правительницы, то в роли матушки-царицы, веселящейся и танцующей на свадьбе у своих подданных, то в образе женщины, которой ничто человеческое не чуждо.

Мир театра знает понятие «большие актрисы», Быстрицкая в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы. Быстрицкой всегда необходим режиссер не только понимающий и ценящий силу ее таланта, но и готовый пойти ей навстречу. Эта встреча с режиссером и партнером Владимиром Андреевым состоялась на спектакле, с символическим для Элины Быстрицкой названием «Перекресток» Л.Зорина на сцене театра им.М.Н.Ермоловой. Когда на сцене Быстрицкая, зрительный зал ощущает особое дыхание... Время не властно над ней. Она по-прежнему красива, особой — царственной красотой. Э.Быстрицкая настраивает весь спектакль по своему камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения, доказав еще раз сколько новых возможностей таит в себе талант.

Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она — профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе им.А.В. Луначарского, в Театральном училище им. М.С.Щепкина.

За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и другие. Кроме «Неоконченной повести» (1955 г.) и «Тихого Дона» (1957-1958 гг.) наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни» (ЛенаАлексеенко, 1950 г.), «Богатырь» идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954 г.), «Добровольцы» (Лёля, 1958 г.), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960г.), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963 г.), «Негасимое пламя» (1964 г.), «Николай Бауман» (М.Ф.Андреева, 1968 г.) и т.д.

Э.А. Быстрицкая, человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знает, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывает душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н.Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей). В период 1975-1992гг. она — президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом — это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на олимпийский помост была выполнена.

И в общественной жизни Э.А.Быстрицкая остается творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: Член Комиссии по культуре при Президенте РФ, член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, член Президиума Академии российского искусства, академик Российской Академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии «Элита мира». Недавно она создала «Центр духовного и физического совершенствования женщины», избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.

В июне 1994г. Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995г. в числе лидеров общественно-политического Движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Э.А. Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она — Народная артистка СССР, Народная артистка Грузии, Народная артистка Азербайджана, Народная артистка Казахстана, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета». Имеет Благодарность Президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также Благодарность Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 г., Э.А. Быстрицкая была удостоена Диплома «Приз Веры Холодной — семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная».

Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом «Отечественной войны» II степени, медалью «За победу над Германией», многими юбилейными медалями.

Постоянный труд — вот ее кредо. Для актера, считает Элина Авраамовна, нет отдыха, он заряжен особой энергией и эту энергию необходимо отдавать. А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в шахматы, бильярд, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире.

18.02.59.(П). Леди Уиндермиер. «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда.

27.03.60.(В). Наталья. «Осенние зори» В.Блинова.

26.05.60.(В) Нина. «Карточный домик» О.Стукалова.

04.06.61.(В). Клеопатра Гавриловна. «Почему улыбались звезды» А.Корнейчука.

09.09.61.(В). Катерина Ремез. «Крылья» А.Корнейчука.

26.10.61.(П). Паранька. «Весенний гром» Дм.Зорина.

06.05.62.(П). Баронесса Штраль. «Маскарад» М. Ю.Лермонтова.

22.04.63.(В). Ксения Ивановна. «Палата» С.Алешина.

25.03.64.(П). Юлия Филипповна. «Дачники» М.Горького.

14.05.64.(П). Мария Ивановна. «Главная роль» С.Алешина.

26.01.65.(В). Миссис Эрлин. «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда.

14.05.65.(П). Эльза «Герой Фатерланда» Л.Кручковского.

12.02.66.(В). Глафира. «Волки и овцы» А.Н.Островского.

26.11.66.(П). Герцогиня Мальборо. «Стакан воды» Э.Скриба.

17.03.67.(В). Анна Петровна. «Иванов» А.Чехова.

25.04.68.(П). Софья Марковна. «Старик» М.Горького.

22.04.70.(П). Анастасия. «Признание» С.Дангулова.

25.05.71.(П). Донна Анна. «Каменный хозяин» Л.Украинки.

30.06.72.(П). Паула Клотильда. «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана.

12.10.73.(П). Маша. «Касатка» А.Н.Толстого.

06.11.77.(П). Панова. «Любовь Яровая» К.Тренева.

28.05.81.(П). Пелагея. «Фома Гордеев» М.Горького.

31.05.81.(П). Кручинина (Отрадина) «Без вины виноватые» А.Н.Островского.

26.05.82.(П). Мария. «Выбор» Ю.Бондарева.

08.06.89.(В). Мэри. «Долгий день уходит в ночь» Ю.О´Нила.

25.04.92.(В). Москалева. «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому.

01.11.2000.(П ). Хлестова. «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

05.10.2002. (П). Турусина. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского.

15.11.2007. (П). Леди Китти Чемпион-Ченей. «Любовный круг» С.Моэма



ФИЛЬМОГРАФИЯ

1950 «В мирные дни»

1954 «Богатырь идет в Марто»

1955 «Неоконченная повесть»

1958 «Добровольцы»

1958 «Тихий дон»

1960 «Русский сувенир»

1963 «Все остается людям»

1964 «Негасимое пламя»

1966 «Дачники»

1967 «Николай Бауман»

1973 «Волки и овцы» (телеспектакль)

1974 «Дом Островского (телеспектакль)

1976 «Признание» (телеспектакль)

1978 «Бешеные деньги» (телеспектакль)

1983 «Фома Гордеев» (телеспектакль)

1985 «Без вины виноватые» (телеспектакль)

1991 «Семь дней после убийства»

1992 «Прощальные гастроли» (Россия, Беларусь)

1993 «Бравые парни» (Украина)

2002 «Бабий яр» (Украина)

2002 «Горе от ума» (телеспектакль)

2005 «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»

2005 «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»

2006 «Рукопашная»

2006 «Простота хуже воровства»

2006 «Возвращение Мухтара-3»

2008 «Любовный круг» (фильм-спектакль)

2008 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль)