Бейлис Владимир Михайлович

Режиссер, Режиссёр-постановщик, заведующий труппой, Народный артист России

Владимир Михайлович Бейлис, народный артист России, лауреат премий Правительства России, родился 25 апреля 1937 г. В 1967 г. он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель). Талантливый режиссёр, с ярким и самобытным творческим почерком, Владимир Бейлис сразу же занял достойное место в труппе Государственного академического Малого театра, завоевав безусловное доверие коллег. Этому немало способствовал тот факт, что ещё будучи студентом, он осуществлял постановки в ряде театров страны, имевшие успех у зрителей и культурной общественности.

Великолепное чувство стиля и жанра, богатая фантазия и неуёмная творческая энергия, высочайший профессионализм и необычайная работоспособность молодого специалиста позволили Министерству культуры СССР командировать В.М.Бейлиса в 1971 г. в Улан-Батор (Монголия) в качестве главного режиссёра Театра им. Х.Нацак Доржа и руководителя театральной мастерской студентов-режиссёров и актёров Улан-Баторского педагогического института.

Деятельная натура и жажда творчества привели Владимира Михайловича на телевидение и радио, где им были поставлены спектакли «Матушка Кураж и её дети» Б.Брехта, «Мой друг» Н.Погодина, «Повесть о молодых супругах» Е.Шварца, «Умные вещи» С.Маршака и многие другие.

По возвращении из Монголии в 1975 г. Владимир Бейлис вновь приходит в Малый театр. Каждая из его режиссёрских работ, осуществлённых на сцене старейшего драматического театра России, стала заметным событием в культурной жизни. «Человек и глобус» В.Лаврентьева, «Инженер» Е.Каплинской, «Ураган» А.Софронова, «Головокружение» Г.Саркисяна, «Выбор» Ю.Бондарева, «Из воспоминаний идеалиста» по А.П.Чехову, «Доходное место» А.Н.Островского, «Хищники» А.Писемского, «Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна, «Царь Борис» А.К.Толстого, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского – все эти спектакли привлекли внимание критики и снискали зрительскую любовь, а Василий Бочкарёв, сыгравший заглавного героя в «Царе Борисе», удостоился Государственной премии России. В 2017 г. спектакль был возобновлён к 200-летнему юбилею А.К.Толстого – в 2020 г. режиссёр и новый исполнитель роли Бориса Валерий Афанасьев были награждены премией Правительства России.

Своеобразным сценическим феноменом стал спектакль Владимира Бейлиса «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве (постановка 1997 г.). Он пользуется колоссальным успехом как на родной сцене Малого театра, так и во время многочисленных гастрольных поездок, выдержав более 600 представлений с неизменными аншлагами. Зрительские симпатии вообще всегда сопутствуют режиссёрским работам Бейлиса, и другим впечатляющим примером служит его спектакль 2002 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, заслуживший триумфальный успех как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах нашей страны. В 2006 г. «Мудрец» был удостоен премии Правительства России в области культуры.

Хочется также отметить, что В.М.Бейлис тяготеет к творческому новаторству, осуществляя в Малом театре постановки по произведениям современных авторов. Так, он поставил в филиале историческую пьесу «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, а также остросюжетный и вместе с тем философский триллер С.Сондхайма и Д.Фурта «Как скрыть убийство».

В последнее время особое место в творчестве Владимира Михайловича занимает зарубежная драматургия. В 2008 г. он осуществил постановку сложной по замыслу, глубоко трагичной пьесы Л.Пиранделло «Генрих Четвёртый» (в Малом театре шла под названием «Безумный, безумный Генрих»). В 2011-м вышли «Наследники Рабурдена» – единственная комедия великого французского писателя-реалиста Э.Золя. В 2013 г. Владимир Бейлис выпустил спектакль «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра. «Восемь любящих женщин» Р.Тома увидели свет в 2015 г.

Заметным событием творческой жизни Москвы стала «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького с Людмилой Титовой в главной роли. «Перед нами – подлинный русский психологический театр, который кому-то кажется в наше время скучным, устаревшим, замшелым, но именно он одаривает зрителя тем, без чего театр становится ненужным: волнением, остро переживаемыми чувствами, не игрой в шарады, а жизнью души и мысли» (Н.Старосельская, «Страстной бульвар, 10»). В 2020-м Бейлис вновь обращается к творчеству М.Горького – он выпускает «Варваров». Посмотревший спектакль писатель Евгений Чебалин особо отметил «мощнейшую режиссёрскую расшифровку пьесы, блистательную актёрскую игру, масштабное художественное оформление…».

В 2018 г. режиссёр поставил спектакль «Смута 1609-1611 гг.» – настоящее эпическое полотно, масштабное и зрелищное. Постановка продолжает лучшие традиции исторических спектаклей Малого театра. По словам известного театрального критика Наталии Каминской, «после спектакля «Смута. 1609 – 1611 гг.» хочется, во-первых, более подробно изучить ту страшную и сложную эпоху, а, во-вторых, обязательно вернуться в Малый театр на другие постановки гениального Владимира Михайловича Бейлиса. Мастер творит чудо из любого материала, которого касается его рука» (Наталия Каминская специально для информационного портала Musecube.org).

В.М.Бейлис поставил также ряд спектаклей на сценах других московских театров: Центрального Детского, Ленинского комсомола, Драматического театра им. К.С.Станиславского и др. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество Владимира Михайловича со МХАТом им. М.Горького, где Бейлис выпустил спектакли «Западня для королевы» («Рюи Блаз») В.Гюго, «Школа злословия» Р.Б.Шеридана, «Отчаянные влюблённые» К.Гольдони, «Отелло уездного города» («Грех да беда на кого не живёт») А.Н.Островского, «Варвары» М.Горького. В числе других постановок В.М.Бейлиса – «Орлеанская дева» Ф.Шиллера (Самаркандский русский театр им. А.П.Чехова, Узбекистан), «Женитьба» Н.В.Гоголя (Казанский государственный театр юного зрителя), «Ещё раз про любовь» Э.С.Радзинского, «Убийцы и свидетели» Я.И.Волчека, «Где твой брат, Авель?» Ю.Ф.Эдлиса (все – Кировский драматический театр им. С.М.Кирова).

Много работает режиссёр и за рубежом: в США, Японии, Республике Кипр. Такие спектакли Владимира Бейлиса как «Вишнёвый сад» А.П.Чехова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Орлеанская дева» Ф.Шиллера, «Самоубийца» Н.Эрдмана и многие другие достойно представляют русское сценическое искусство в разных странах мира.

В 1985 г. началась преподавательская деятельность В.М.Бейлиса в ВТУ им. М.С.Щепкина; с 1998 по 2017 гг. он вместе с В.Н.Ивановым являлся художественным руководителем собственного курса, в 2017-м Владимир Михайлович впервые набрал курс самостоятельно. Бейлис поставил множество студенческих спектаклей. Немало его учеников трудятся в Малом и других театрах страны. С 1985 г. Владимир Михайлович регулярно проводит творческие семинары и мастер-классы за рубежом (США, Аргентина, Франция, Испания, Кипр, Япония).

В.М.Бейлис – автор (вместе с В.Н.Ивановым) книги «Диалоги и монологи. Профессия: режиссёр» (М. , 2009 г.).

Активное участие Владимир Бейлис принимает и в общественной деятельности. Более 20 лет он является председателем профкома Малого театра, который играет немаловажную роль в жизни этого огромного коллектива. Бейлис провёл десятки шефских концертов и встреч на заводах и фабриках, в сельских клубах и воинских частях, пропагандируя вечное искусство и мастерство Малого театра.

Учитывая заслуги Владимира Бейлиса и безусловное уважение, которым он пользуется в коллективе, руководство Малого театра доверило ему ответственнейший и почётный пост заведующего труппой.

Вся творческая судьба Владимира Михайловича Бейлиса неопровержимо свидетельствует о том огромном вкладе, который он внёс в дело развития лучших традиций русского театрального искусства, и о том, что его можно по праву именовать настоящим художником и профессионалом высочайшего уровня.

Постановки на сцене Малого театра

21.12.1969 «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева (совместно с В.Н. Ивановым)

05.12.1970 «Инженер» Е. С. Каплинской (совместно с В.Н. Ивановым) (филиал)

23.02.1976 «Мезозойская история» М.М. Ибрагимбекова. Режиссер-постановщик Б.И. Равенских

15.11.1976 «Ураган» А. В. Софронова (филиал)

23.03.1978 «Головокружение» Г. Саркисяна (филиал)

16.05.1979 «Потерянный рай» И.Шаркади. Режиссер-постановщик В.Я. Мотыль

08.05.1980 «Вызов» Г.М. Маркова и Э.Ю. Шима. Режиссер-постановщик В.А. Андреев.

23.03.1981 «Целина» Сценическая композиция по книге Л.И. Брежнева «Целина» (совместно с Б.А. Львовым-Анохиным)

26.05.1982 «Выбор» Ю.В. Бондарева (совместно с В.А. Андреевым)

01.03.1985 «Из воспоминаний идеалиста» Инсценировка С.С. Еремеева по произведениям А.П.Чехова (филиал)

15.05.1986 «Доходное место» А.Н. Островского (филиал)

24.03.1987 «Хищники» А. Писемского (филиал)

27.12.1992 «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна

25.12.1993 «Царь Борис» А.К. Толстого

20.10.1995 «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (филиал)

24.10.1997 «Тайны мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве (филиал)

24.12.1999 «Хроника дворцового переворота» Г.П. Турчиной (филиал)

28.02.2001 «Хэппи энд» С.Сондхайма и Д. Фурта (филиал)

14.06.2002 «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

05.12.2008 «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло (филиал)

07.10.2011 «Наследники Рабурдена» Э.Золя (филиал)

12.10.2013 «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков») Л.Вернея и Ж.Берра (филиал)

29.03.2015 «Восемь любящих женщин» Р.Тома (филиал)

19.04.2016 «Васса Железнова - первый вариант» М.Горького (филиал)

10.05.2018 «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского

03.03.2019 «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

22.02.2020 «Варвары» М.Горького

03.12.2022 «Горячее сердце» А.Н.Островского

Владимир Михайлович Бейлис, народный артист России, лауреат премий Правительства России, родился 25 апреля 1937 г. В 1967 г. он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель). Талантливый режиссёр, с ярким и самобытным творческим почерком, Владимир Бейлис сразу же занял достойное место в труппе Государственного академического Малого театра, завоевав безусловное доверие коллег. Этому немало способствовал тот факт, что ещё будучи студентом, он осуществлял постановки в ряде театров страны, имевшие успех у зрителей и культурной общественности.

Великолепное чувство стиля и жанра, богатая фантазия и неуёмная творческая энергия, высочайший профессионализм и необычайная работоспособность молодого специалиста позволили Министерству культуры СССР командировать В.М.Бейлиса в 1971 г. в Улан-Батор (Монголия) в качестве главного режиссёра Театра им. Х.Нацак Доржа и руководителя театральной мастерской студентов-режиссёров и актёров Улан-Баторского педагогического института.

Деятельная натура и жажда творчества привели Владимира Михайловича на телевидение и радио, где им были поставлены спектакли «Матушка Кураж и её дети» Б.Брехта, «Мой друг» Н.Погодина, «Повесть о молодых супругах» Е.Шварца, «Умные вещи» С.Маршака и многие другие.

По возвращении из Монголии в 1975 г. Владимир Бейлис вновь приходит в Малый театр. Каждая из его режиссёрских работ, осуществлённых на сцене старейшего драматического театра России, стала заметным событием в культурной жизни. «Человек и глобус» В.Лаврентьева, «Инженер» Е.Каплинской, «Ураган» А.Софронова, «Головокружение» Г.Саркисяна, «Выбор» Ю.Бондарева, «Из воспоминаний идеалиста» по А.П.Чехову, «Доходное место» А.Н.Островского, «Хищники» А.Писемского, «Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна, «Царь Борис» А.К.Толстого, «Таланты и поклонники» А.Н.Островского – все эти спектакли привлекли внимание критики и снискали зрительскую любовь, а Василий Бочкарёв, сыгравший заглавного героя в «Царе Борисе», удостоился Государственной премии России. В 2017 г. спектакль был возобновлён к 200-летнему юбилею А.К.Толстого – в 2020 г. режиссёр и новый исполнитель роли Бориса Валерий Афанасьев были награждены премией Правительства России.

Своеобразным сценическим феноменом стал спектакль Владимира Бейлиса «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве (постановка 1997 г.). Он пользуется колоссальным успехом как на родной сцене Малого театра, так и во время многочисленных гастрольных поездок, выдержав более 600 представлений с неизменными аншлагами. Зрительские симпатии вообще всегда сопутствуют режиссёрским работам Бейлиса, и другим впечатляющим примером служит его спектакль 2002 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, заслуживший триумфальный успех как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах нашей страны. В 2006 г. «Мудрец» был удостоен премии Правительства России в области культуры.

Хочется также отметить, что В.М.Бейлис тяготеет к творческому новаторству, осуществляя в Малом театре постановки по произведениям современных авторов. Так, он поставил в филиале историческую пьесу «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, а также остросюжетный и вместе с тем философский триллер С.Сондхайма и Д.Фурта «Как скрыть убийство».

В последнее время особое место в творчестве Владимира Михайловича занимает зарубежная драматургия. В 2008 г. он осуществил постановку сложной по замыслу, глубоко трагичной пьесы Л.Пиранделло «Генрих Четвёртый» (в Малом театре шла под названием «Безумный, безумный Генрих»). В 2011-м вышли «Наследники Рабурдена» – единственная комедия великого французского писателя-реалиста Э.Золя. В 2013 г. Владимир Бейлис выпустил спектакль «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра. «Восемь любящих женщин» Р.Тома увидели свет в 2015 г.

Заметным событием творческой жизни Москвы стала «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького с Людмилой Титовой в главной роли. «Перед нами – подлинный русский психологический театр, который кому-то кажется в наше время скучным, устаревшим, замшелым, но именно он одаривает зрителя тем, без чего театр становится ненужным: волнением, остро переживаемыми чувствами, не игрой в шарады, а жизнью души и мысли» (Н.Старосельская, «Страстной бульвар, 10»). В 2020-м Бейлис вновь обращается к творчеству М.Горького – он выпускает «Варваров». Посмотревший спектакль писатель Евгений Чебалин особо отметил «мощнейшую режиссёрскую расшифровку пьесы, блистательную актёрскую игру, масштабное художественное оформление…».

В 2018 г. режиссёр поставил спектакль «Смута 1609-1611 гг.» – настоящее эпическое полотно, масштабное и зрелищное. Постановка продолжает лучшие традиции исторических спектаклей Малого театра. По словам известного театрального критика Наталии Каминской, «после спектакля «Смута. 1609 – 1611 гг.» хочется, во-первых, более подробно изучить ту страшную и сложную эпоху, а, во-вторых, обязательно вернуться в Малый театр на другие постановки гениального Владимира Михайловича Бейлиса. Мастер творит чудо из любого материала, которого касается его рука» (Наталия Каминская специально для информационного портала Musecube.org).

В.М.Бейлис поставил также ряд спектаклей на сценах других московских театров: Центрального Детского, Ленинского комсомола, Драматического театра им. К.С.Станиславского и др. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество Владимира Михайловича со МХАТом им. М.Горького, где Бейлис выпустил спектакли «Западня для королевы» («Рюи Блаз») В.Гюго, «Школа злословия» Р.Б.Шеридана, «Отчаянные влюблённые» К.Гольдони, «Отелло уездного города» («Грех да беда на кого не живёт») А.Н.Островского, «Варвары» М.Горького. В числе других постановок В.М.Бейлиса – «Орлеанская дева» Ф.Шиллера (Самаркандский русский театр им. А.П.Чехова, Узбекистан), «Женитьба» Н.В.Гоголя (Казанский государственный театр юного зрителя), «Ещё раз про любовь» Э.С.Радзинского, «Убийцы и свидетели» Я.И.Волчека, «Где твой брат, Авель?» Ю.Ф.Эдлиса (все – Кировский драматический театр им. С.М.Кирова).

Много работает режиссёр и за рубежом: в США, Японии, Республике Кипр. Такие спектакли Владимира Бейлиса как «Вишнёвый сад» А.П.Чехова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Орлеанская дева» Ф.Шиллера, «Самоубийца» Н.Эрдмана и многие другие достойно представляют русское сценическое искусство в разных странах мира.

В 1985 г. началась преподавательская деятельность В.М.Бейлиса в ВТУ им. М.С.Щепкина; с 1998 по 2017 гг. он вместе с В.Н.Ивановым являлся художественным руководителем собственного курса, в 2017-м Владимир Михайлович впервые набрал курс самостоятельно. Бейлис поставил множество студенческих спектаклей. Немало его учеников трудятся в Малом и других театрах страны. С 1985 г. Владимир Михайлович регулярно проводит творческие семинары и мастер-классы за рубежом (США, Аргентина, Франция, Испания, Кипр, Япония).

В.М.Бейлис – автор (вместе с В.Н.Ивановым) книги «Диалоги и монологи. Профессия: режиссёр» (М. , 2009 г.).

Активное участие Владимир Бейлис принимает и в общественной деятельности. Более 20 лет он является председателем профкома Малого театра, который играет немаловажную роль в жизни этого огромного коллектива. Бейлис провёл десятки шефских концертов и встреч на заводах и фабриках, в сельских клубах и воинских частях, пропагандируя вечное искусство и мастерство Малого театра.

Учитывая заслуги Владимира Бейлиса и безусловное уважение, которым он пользуется в коллективе, руководство Малого театра доверило ему ответственнейший и почётный пост заведующего труппой.

Вся творческая судьба Владимира Михайловича Бейлиса неопровержимо свидетельствует о том огромном вкладе, который он внёс в дело развития лучших традиций русского театрального искусства, и о том, что его можно по праву именовать настоящим художником и профессионалом высочайшего уровня.

Постановки на сцене Малого театра

21.12.1969 «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева (совместно с В.Н. Ивановым)

05.12.1970 «Инженер» Е. С. Каплинской (совместно с В.Н. Ивановым) (филиал)

23.02.1976 «Мезозойская история» М.М. Ибрагимбекова. Режиссер-постановщик Б.И. Равенских

15.11.1976 «Ураган» А. В. Софронова (филиал)

23.03.1978 «Головокружение» Г. Саркисяна (филиал)

16.05.1979 «Потерянный рай» И.Шаркади. Режиссер-постановщик В.Я. Мотыль

08.05.1980 «Вызов» Г.М. Маркова и Э.Ю. Шима. Режиссер-постановщик В.А. Андреев.

23.03.1981 «Целина» Сценическая композиция по книге Л.И. Брежнева «Целина» (совместно с Б.А. Львовым-Анохиным)

26.05.1982 «Выбор» Ю.В. Бондарева (совместно с В.А. Андреевым)

01.03.1985 «Из воспоминаний идеалиста» Инсценировка С.С. Еремеева по произведениям А.П.Чехова (филиал)

15.05.1986 «Доходное место» А.Н. Островского (филиал)

24.03.1987 «Хищники» А. Писемского (филиал)

27.12.1992 «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна

25.12.1993 «Царь Борис» А.К. Толстого

20.10.1995 «Таланты и поклонники» А.Н. Островского (филиал)

24.10.1997 «Тайны мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве (филиал)

24.12.1999 «Хроника дворцового переворота» Г.П. Турчиной (филиал)

28.02.2001 «Хэппи энд» С.Сондхайма и Д. Фурта (филиал)

14.06.2002 «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

05.12.2008 «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло (филиал)

07.10.2011 «Наследники Рабурдена» Э.Золя (филиал)

12.10.2013 «Как обмануть государство» («Школа налогоплательщиков») Л.Вернея и Ж.Берра (филиал)

29.03.2015 «Восемь любящих женщин» Р.Тома (филиал)

19.04.2016 «Васса Железнова - первый вариант» М.Горького (филиал)

10.05.2018 «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского

03.03.2019 «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

22.02.2020 «Варвары» М.Горького

03.12.2022 «Горячее сердце» А.Н.Островского

Публикации

«ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ» С ВЛАДИМИРОМ БЕЙЛИСОМ

Владимир Михайлович Бейлис, народный артист России, режиссёр-постановщик и заведующий труппой Малого театра, стал новым гостем подкаста «Упражнения в прекрасном. После премьеры». Бейлис остаётся одним из режиссёров, хранящих верность традициям Малого театра, а потому его новый спектакль «Светит да не греет» может считаться идеалом классической постановки этой пьесы Островского. О традициях в целом и важности их сохранения в частности — в новом эпизоде подкаста "Театрального журнала".

Подробнее >

КТО УКРАЛ ДУШУ ОЛИ ВАСИЛЬКОВОЙ

в спектакле «Светит, да не греет» — премьера в Малом театре России Марина Эратова, zakulisy.wordpress.com

Подробнее >
Отзывы