Афанасьев Валерий Алексеевич

народный артист России, лауреат премии Правительства России

Валерий Алексеевич Афанасьев, народный артист России, родился 20 августа 1949 г. в Москве. В 1970 г. он окончил ВТУ им. Б.Щукина (курс М.Р.Тер-Захаровой) и сразу был приглашён в Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя на главную роль – журналиста Егора Королёва в пьесе Л.Жуховицкого «Верхом на дельфине». За первым успехом последовали многочисленные, не менее интересные работы, определившие становление Афанасьева как актёра – Аристофан в одноимённой пьесе М.Рощина, Григорий Распутин («Заговор императрицы» А.Н.Толстого), Плетнёв («Солдатская вдова» Н.Анкилова), Стив («Рок-н-ролл на рассвете» Т.Колесниченко и В.Некрасова), Эссекс («При жизни Шекспира» А.Ремеза), Меженин («Берег» Ю.Бондарева), Белогубов («Доходное место» А.Н.Островского), Ермаков («Предел усталости» Ю.Киселёва), Михаил Пряслин («Дом» Ф.Абрамова), Пётр Барбарисов («Уважаемый товарищ» М.Зощенко), Макмёрфи («А этот выпал из гнезда» Д.Вассермана по роману К.Кизи).

Валерий Афанасьев служил в Театре им. Гоголя ровно 20 лет. Именно в то время состоялась судьбоносная для него встреча с выдающимся режиссёром Валерием Беляковичем, вслед за которым в 1990 г. актёр перешёл в Театр на Юго-Западе. «Белякович – это глыба, Мастер! – говорит Валерий Алексеевич. – Мощная энергия, образное решение материала, бешеный иногда темпоритм, скульптурно- вылепленное слово, любимый ученик Бориса Равенских – как интересно всё складывается: думаю, Романыч был бы рад, что я сейчас в Малом!»

В творческом союзе с прославленным режиссёром Афанасьев создал множество запоминающихся образов, свидетельствующих о широте и разноплановости его дарования. Среди ролей, сыгранных Валерием Алексеевичем – маркиз д’Орсиньи («Мольер» М.А.Булгакова), Макбет в одноимённой трагедии У.Шекспира, Понтий Пилат и Семплеяров («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), Брат Лоренцо («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Сатин («На дне» М.Горького), Вершинин («Три сестры» А.П.Чехова), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н.Р.Эрдмана), Полоний («Гамлет» У.Шекспира), Герцог Альдукар («Куклы» по мотивам пьесы Х.Грау), Петруччо («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Шамраев («Чайка» А.П.Чехова), Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Пётр («Ужин с бабуином» М.Кантора) и многие другие.

Прослужив на Юго-Западе более 20 лет, в 2011 г. Афанасьев переходит в Театр им. К.С.Станиславского. Там он вновь играет Макбета, на этот раз в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, а также Пилата и Семплеярова («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Творческой удачей артиста становится двойная роль – управдом Бунша и царь Иван Грозный в «Иване Васильевиче» М.А.Булгакова.

С 2017 г. Валерий Алексеевич Афанасьев служит в Малом. Он пришёл в наш коллектив известным, сложившимся мастером, «актёром античного размаха», как называл его Валерий Белякович. Практически сразу Афанасьев стал одним из ведущих артистов труппы. Органичность, высокий профессионализм, природный вкус и чувство меры, свойственные Валерию Алексеевичу, позволяют назвать его эталонным исполнителем своих ролей.

Первой работой актёра в Малом театре стал царь Борис в одноимённой драме А.К.Толстого, венчающей знаменитую трилогию, посвящённую долгой борьбе за власть и краткосрочному правлению Бориса Годунова. Честолюбие героя в трактовке Афанасьева отступает на второй план; побудительный момент для его Бориса – осознание своей миссии объединителя государства. Не меч, но мир хочет принести подданным этот царь. Отсюда его ощущение собственной правоты и уверенность – до поры до времени – в том, что цель оправдывает средства – ведь цель-то у Бориса благая! Однако осознание совершённого греха постепенно разъедает его душу, перечёркивая все достижения и благие помыслы. Афанасьев создаёт живой, страстный и противоречивый образ, вызывающий искреннее зрительское сочувствие.

Путь от русского царя к премьер-министру Великобритании занял у артиста три года – в 2020-м Валерий Алексеевич сыграл Уинстона Черчилля в спектакле «Большая тройка (Ялта-45)». До окончания войны остаётся ещё три месяца, хотя исход её предрешён. Черчилль философствует, курит сигары и пьёт коньяк, уклоняется от разговоров с Де Голлем, – но за всей его бравадой проступает усталость, и физическая, и моральная, от непомерной ответственности, лежащей на плечах премьера последние пять лет.

Валерия Афанасьева отличает величавая фактура, звучный голос, большое сценическое обаяние. Весь облик этого харизматичного актёра свидетельствует о силе духа, надёжности, верности идеалам – качествах, которые сделали его идеальным исполнителем роли воеводы Шеина, главного героя спектакля «Смута. 1609-1611 гг.» В.Мединского. Несмотря на то, что образ архетипичен – это классический воин, «слуга царю, отец солдатам», – артисту удалось сыграть Шеина осязаемым и достоверным, полным жизни человеком.

Противоположностью прямодушному Шеину стал начальник Тайной канцелярии Пётр Толстой («Пётр I» Д.С.Мережковского). Задача, стоящая перед ним, предельно ясна – любой ценой вернуть в Россию мятежного царевича Алексея. «Хамелеон на государевой службе», Толстой моментально меняет тактику в зависимости от обстоятельств: он улещивает, упрашивает, не гнушается подкупом, угрожает, проявляет равнодушие и обещает милость. Характерно первое появление Толстого-Афанасьева: войдя к царевичу, он небрежно скидывает роскошный парик, словно бы отказываясь от «наносного», западного – т.е. всего, что чуждо Алексею. Может сложиться впечатление, что служит Пётр Андреевич не за страх, а за совесть; тем ценнее «проговорочки», тут и там разбросанные артистом. Валерий Афанасьев демонстрирует удивительную внутреннюю свободу, «купаясь» в своей роли. Только что он чувствовал себя победителем, как вдруг царь напоминает, что Толстой сам долгие годы был в опале и положение его может измениться в любой момент. Переход от торжества к ужасу и последующему облегчению совершается невероятно быстро, нивелируя в итоге образ благородного мужа: едва уверившись, что буря миновала, Пётр Андреевич тонко намекает царю, какие вотчины приговорённых он хотел бы получить в благодарность за службу.

Ещё одной ролью-хамелеоном стал Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова). «Он абсолютно убеждён, – пишет критик Н.Д.Старосельская, – что обязан посещать и крестины, и погребения – и не просто присутствовать, а быть замеченным, особым. С каждым, кто появляется в его доме, Фамусов уверенно ведёт свою роль, незаметно и умело подстраиваясь к настроениям окружающих, какими бы разными они ни были. Он может позволить себе в пределах собственного «царства» абсолютно всё: кому-то наспех поклониться, кому-то поцеловать ручку, кого-то просто не заметить, или вообще бросить гостей и уйти со Скалозубом в кабинет».

Творческий диапазон Афанасьева необычайно широк, ему подвластны все жанры, от драмы до бытовой комедии. Работая в Малом театре, актёр не мог не соприкоснуться с драматургией А.Н.Островского – в 2017 г. Валерий Алексеевич сыграл Крутицкого в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Работа Афанасьева продолжает традиции, заложенные популярным спектаклем В.М.Бейлиса: к генералу менее всего подходит определение «маститый старец» из глумовского дневника. Бодрый молодцеватый вояка не только с удовольствием вспоминает грешки 40-летней давности, но активно предаётся новым. Да и глупцом его точно не назовёшь: многие из наших сограждан, переживших «лихие девяностые», наверняка разделят мнение героя о реформах. Крутицкий позволяет Афанасьеву демонстрировать блестящий комедийный талант: «Честно скажу, купаюсь в этой роли! – говорит артист. – Очень люблю Островского, его язык, юмор».

Ещё один комедийный персонаж достался Валерию Афанасьеву в гоголевской «Женитьбе», где он сыграл экзекутора Яичницу – прямую противоположность жизнелюбивого Крутицкого. При выборе невесты женские прелести интересуют Ивана Павловича меньше всего, куда важнее число серебряных ложек, перин и лисьих шуб, которые он получит в качестве приданого. Удачно подобранный грим дополняет ощущение от персонажа как человека властного, грубого и дремучего – и одновременно с этим очень смешного.

Герой Валерия Афанасьева в спектакле «Всегда зовите Долли!» по Т.Уайлдеру тоже надумал жениться. Гораса Вандергельдера не назовёшь приятным человеком: он резок, нетерпим и относится к грядущему бракосочетанию как к очередной сделке – лавочник из Йонкерса явно состоит в литературном родстве с экзекутором Яичницей. Однако отрицательные качества Вандергельдера, внушающие страх всему его окружению, кроме ушлой свахи Долли, – только лишь маска, призванная скрыть тонкую и ранимую душу героя.

В числе героев актёра – два гоголевских помещика. Собакевич («Мёртвые души») неотёсан и хамоват, но по-своему порядочен. С виду почтенный Глов («Игроки») наоборот оказывается прожжённым аферистом. Вот как рассказывает об этом персонаже сам Валерий Афанасьев: «Его игра не карточная. Это игра умами, душами, судьбами, и может быть, даже игра на политическом поле. Прямое благо, которое он вкусил, и к чему призывает других игроков – высшая материя существования. Глов видит себя председателем всей этой компании, и затеянная игра – только начало».

Инженер Цыганов в исполнении артиста – одно из главных украшений спектакля «Варвары» М.Горького. Афанасьев играет хорошо пожившего циника, приехавшего в провинциальный городишко не только ради работы, но и с целью поразвлечься, «немножко развратить» местных «поросят». Пресытившийся барин совсем не ожидает, что отношения, завязавшиеся как лёгкий флирт, перерастут – с его стороны – в настоящую любовь. Которая, при всём своём трагизме, станет для Цыганова благом, подарив способность сострадать.

В 2021 г. Валерий Афанасьев сыграл Маттиаса Клаузена – интеллектуала, бросившего вызов среде, не знающей любви, лишённой духовных ценностей: «В финале мой герой говорит: «Мы будем ждать захода солнца» – я бы добавил: чтобы увидеть восход солнечного мира, разума, покаяния и примирения».

Помимо работы в театре, артист занимается педагогической деятельностью – в 2015 г. он набрал собственный курс в МИТИ.

Валерий Афанасьев снимается в кино с 1971 г. – на сегодняшний день в его фильмографии около 200 названий. Назовём самые известные из проектов с участием актёра: это многосерийные художественные фильмы «Совесть», «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперёд!»; фильмы «Кольцо из Амстердама», «В городе Сочи тёмные ночи», «Сыщик петербургской полиции», «Чёрный квадрат», «Зеркальные войны», «Главный», «День полнолуния», «Гагарин. Первый в космосе»; сериалы «Простые истины», «Семейные тайны», «Гражданин начальник», «Искатели», «Смерть шпионам!», «На пути к сердцу», «Черкизона», «Диверсант 2: Конец войны», «Галина», «Застывшие депеши», «Если бы да кабы», «Дело гастронома №1», «Мамочки», «Жизнь, которой не было», «Искушение», «Папаши», «Трюкач», «Восьмидесятые», «Уходящая натура», «Нити судьбы», «Благие намерения», «Между нами, девочками», «Уличное правосудие» и многие другие.

В сериалах «Московская сага», «Дети Арбата» и «Десантный Батя», а также кинофильме «С неба и в бой» актёр сыграл полководца Георгия Жукова.

Валерий Афанасьев – автор книги «Иди за прошлым», куда вошли повесть, стихи и рассказы. Кроме того, артист пишет музыку – песни в его исполнении можно услышать в спектакле Малого театра «Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше, где Валерий Алексеевич играет скупого и мнительного Бартоло.

Роли на сцене Малого театра:

10.10.2017 - Борис Годунов, «Царь Борис» А.К.Толстого

26.11.2017 - Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского

24.12.2017 - Яичница, «Женитьба» Н.В.Гоголя

10.05.2018 - Шеин, воевода Смоленска, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского

30.04.2019 - Горас Вандергельдер, «Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера

22.09.2019 - Михаил Александрович Глов, «Игроки» Н.В.Гоголя

22.02.2020 - Цыганов, «Варвары» М.Горького

03.09.2020 - Премьер-министр Великобритании, «Большая тройка (Ялта-45)» Л.Свенссона

17.12.2020 - Фамусов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова

18.09.2021 - Петр Андреевич Толстой, «Пётр I» Д.С.Мережковского

07.11.2021 - Маттиас Клаузен, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

19.12.2021 - Тоцкий, «Идиот» Ф.М.Достоевского

18.03.2022 - Собакевич, «Мертвые души» Н.В.Гоголя

21.10.2022 - Бартоло, "Женитьба Фигаро" П.Бомарше

03.12.2022 - Силан, "Горячее сердце" А.Н.Островского

10.02.2024 - Редактор, "Мой нежный зверь" А.П.Чехова

Валерий Алексеевич Афанасьев, народный артист России, родился 20 августа 1949 г. в Москве. В 1970 г. он окончил ВТУ им. Б.Щукина (курс М.Р.Тер-Захаровой) и сразу был приглашён в Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя на главную роль – журналиста Егора Королёва в пьесе Л.Жуховицкого «Верхом на дельфине». За первым успехом последовали многочисленные, не менее интересные работы, определившие становление Афанасьева как актёра – Аристофан в одноимённой пьесе М.Рощина, Григорий Распутин («Заговор императрицы» А.Н.Толстого), Плетнёв («Солдатская вдова» Н.Анкилова), Стив («Рок-н-ролл на рассвете» Т.Колесниченко и В.Некрасова), Эссекс («При жизни Шекспира» А.Ремеза), Меженин («Берег» Ю.Бондарева), Белогубов («Доходное место» А.Н.Островского), Ермаков («Предел усталости» Ю.Киселёва), Михаил Пряслин («Дом» Ф.Абрамова), Пётр Барбарисов («Уважаемый товарищ» М.Зощенко), Макмёрфи («А этот выпал из гнезда» Д.Вассермана по роману К.Кизи).

Валерий Афанасьев служил в Театре им. Гоголя ровно 20 лет. Именно в то время состоялась судьбоносная для него встреча с выдающимся режиссёром Валерием Беляковичем, вслед за которым в 1990 г. актёр перешёл в Театр на Юго-Западе. «Белякович – это глыба, Мастер! – говорит Валерий Алексеевич. – Мощная энергия, образное решение материала, бешеный иногда темпоритм, скульптурно- вылепленное слово, любимый ученик Бориса Равенских – как интересно всё складывается: думаю, Романыч был бы рад, что я сейчас в Малом!»

В творческом союзе с прославленным режиссёром Афанасьев создал множество запоминающихся образов, свидетельствующих о широте и разноплановости его дарования. Среди ролей, сыгранных Валерием Алексеевичем – маркиз д’Орсиньи («Мольер» М.А.Булгакова), Макбет в одноимённой трагедии У.Шекспира, Понтий Пилат и Семплеяров («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова), Брат Лоренцо («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Сатин («На дне» М.Горького), Вершинин («Три сестры» А.П.Чехова), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н.Р.Эрдмана), Полоний («Гамлет» У.Шекспира), Герцог Альдукар («Куклы» по мотивам пьесы Х.Грау), Петруччо («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Шамраев («Чайка» А.П.Чехова), Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Пётр («Ужин с бабуином» М.Кантора) и многие другие.

Прослужив на Юго-Западе более 20 лет, в 2011 г. Афанасьев переходит в Театр им. К.С.Станиславского. Там он вновь играет Макбета, на этот раз в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, а также Пилата и Семплеярова («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Творческой удачей артиста становится двойная роль – управдом Бунша и царь Иван Грозный в «Иване Васильевиче» М.А.Булгакова.

С 2017 г. Валерий Алексеевич Афанасьев служит в Малом. Он пришёл в наш коллектив известным, сложившимся мастером, «актёром античного размаха», как называл его Валерий Белякович. Практически сразу Афанасьев стал одним из ведущих артистов труппы. Органичность, высокий профессионализм, природный вкус и чувство меры, свойственные Валерию Алексеевичу, позволяют назвать его эталонным исполнителем своих ролей.

Первой работой актёра в Малом театре стал царь Борис в одноимённой драме А.К.Толстого, венчающей знаменитую трилогию, посвящённую долгой борьбе за власть и краткосрочному правлению Бориса Годунова. Честолюбие героя в трактовке Афанасьева отступает на второй план; побудительный момент для его Бориса – осознание своей миссии объединителя государства. Не меч, но мир хочет принести подданным этот царь. Отсюда его ощущение собственной правоты и уверенность – до поры до времени – в том, что цель оправдывает средства – ведь цель-то у Бориса благая! Однако осознание совершённого греха постепенно разъедает его душу, перечёркивая все достижения и благие помыслы. Афанасьев создаёт живой, страстный и противоречивый образ, вызывающий искреннее зрительское сочувствие.

Путь от русского царя к премьер-министру Великобритании занял у артиста три года – в 2020-м Валерий Алексеевич сыграл Уинстона Черчилля в спектакле «Большая тройка (Ялта-45)». До окончания войны остаётся ещё три месяца, хотя исход её предрешён. Черчилль философствует, курит сигары и пьёт коньяк, уклоняется от разговоров с Де Голлем, – но за всей его бравадой проступает усталость, и физическая, и моральная, от непомерной ответственности, лежащей на плечах премьера последние пять лет.

Валерия Афанасьева отличает величавая фактура, звучный голос, большое сценическое обаяние. Весь облик этого харизматичного актёра свидетельствует о силе духа, надёжности, верности идеалам – качествах, которые сделали его идеальным исполнителем роли воеводы Шеина, главного героя спектакля «Смута. 1609-1611 гг.» В.Мединского. Несмотря на то, что образ архетипичен – это классический воин, «слуга царю, отец солдатам», – артисту удалось сыграть Шеина осязаемым и достоверным, полным жизни человеком.

Противоположностью прямодушному Шеину стал начальник Тайной канцелярии Пётр Толстой («Пётр I» Д.С.Мережковского). Задача, стоящая перед ним, предельно ясна – любой ценой вернуть в Россию мятежного царевича Алексея. «Хамелеон на государевой службе», Толстой моментально меняет тактику в зависимости от обстоятельств: он улещивает, упрашивает, не гнушается подкупом, угрожает, проявляет равнодушие и обещает милость. Характерно первое появление Толстого-Афанасьева: войдя к царевичу, он небрежно скидывает роскошный парик, словно бы отказываясь от «наносного», западного – т.е. всего, что чуждо Алексею. Может сложиться впечатление, что служит Пётр Андреевич не за страх, а за совесть; тем ценнее «проговорочки», тут и там разбросанные артистом. Валерий Афанасьев демонстрирует удивительную внутреннюю свободу, «купаясь» в своей роли. Только что он чувствовал себя победителем, как вдруг царь напоминает, что Толстой сам долгие годы был в опале и положение его может измениться в любой момент. Переход от торжества к ужасу и последующему облегчению совершается невероятно быстро, нивелируя в итоге образ благородного мужа: едва уверившись, что буря миновала, Пётр Андреевич тонко намекает царю, какие вотчины приговорённых он хотел бы получить в благодарность за службу.

Ещё одной ролью-хамелеоном стал Фамусов («Горе от ума» А.С.Грибоедова). «Он абсолютно убеждён, – пишет критик Н.Д.Старосельская, – что обязан посещать и крестины, и погребения – и не просто присутствовать, а быть замеченным, особым. С каждым, кто появляется в его доме, Фамусов уверенно ведёт свою роль, незаметно и умело подстраиваясь к настроениям окружающих, какими бы разными они ни были. Он может позволить себе в пределах собственного «царства» абсолютно всё: кому-то наспех поклониться, кому-то поцеловать ручку, кого-то просто не заметить, или вообще бросить гостей и уйти со Скалозубом в кабинет».

Творческий диапазон Афанасьева необычайно широк, ему подвластны все жанры, от драмы до бытовой комедии. Работая в Малом театре, актёр не мог не соприкоснуться с драматургией А.Н.Островского – в 2017 г. Валерий Алексеевич сыграл Крутицкого в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Работа Афанасьева продолжает традиции, заложенные популярным спектаклем В.М.Бейлиса: к генералу менее всего подходит определение «маститый старец» из глумовского дневника. Бодрый молодцеватый вояка не только с удовольствием вспоминает грешки 40-летней давности, но активно предаётся новым. Да и глупцом его точно не назовёшь: многие из наших сограждан, переживших «лихие девяностые», наверняка разделят мнение героя о реформах. Крутицкий позволяет Афанасьеву демонстрировать блестящий комедийный талант: «Честно скажу, купаюсь в этой роли! – говорит артист. – Очень люблю Островского, его язык, юмор».

Ещё один комедийный персонаж достался Валерию Афанасьеву в гоголевской «Женитьбе», где он сыграл экзекутора Яичницу – прямую противоположность жизнелюбивого Крутицкого. При выборе невесты женские прелести интересуют Ивана Павловича меньше всего, куда важнее число серебряных ложек, перин и лисьих шуб, которые он получит в качестве приданого. Удачно подобранный грим дополняет ощущение от персонажа как человека властного, грубого и дремучего – и одновременно с этим очень смешного.

Герой Валерия Афанасьева в спектакле «Всегда зовите Долли!» по Т.Уайлдеру тоже надумал жениться. Гораса Вандергельдера не назовёшь приятным человеком: он резок, нетерпим и относится к грядущему бракосочетанию как к очередной сделке – лавочник из Йонкерса явно состоит в литературном родстве с экзекутором Яичницей. Однако отрицательные качества Вандергельдера, внушающие страх всему его окружению, кроме ушлой свахи Долли, – только лишь маска, призванная скрыть тонкую и ранимую душу героя.

В числе героев актёра – два гоголевских помещика. Собакевич («Мёртвые души») неотёсан и хамоват, но по-своему порядочен. С виду почтенный Глов («Игроки») наоборот оказывается прожжённым аферистом. Вот как рассказывает об этом персонаже сам Валерий Афанасьев: «Его игра не карточная. Это игра умами, душами, судьбами, и может быть, даже игра на политическом поле. Прямое благо, которое он вкусил, и к чему призывает других игроков – высшая материя существования. Глов видит себя председателем всей этой компании, и затеянная игра – только начало».

Инженер Цыганов в исполнении артиста – одно из главных украшений спектакля «Варвары» М.Горького. Афанасьев играет хорошо пожившего циника, приехавшего в провинциальный городишко не только ради работы, но и с целью поразвлечься, «немножко развратить» местных «поросят». Пресытившийся барин совсем не ожидает, что отношения, завязавшиеся как лёгкий флирт, перерастут – с его стороны – в настоящую любовь. Которая, при всём своём трагизме, станет для Цыганова благом, подарив способность сострадать.

В 2021 г. Валерий Афанасьев сыграл Маттиаса Клаузена – интеллектуала, бросившего вызов среде, не знающей любви, лишённой духовных ценностей: «В финале мой герой говорит: «Мы будем ждать захода солнца» – я бы добавил: чтобы увидеть восход солнечного мира, разума, покаяния и примирения».

Помимо работы в театре, артист занимается педагогической деятельностью – в 2015 г. он набрал собственный курс в МИТИ.

Валерий Афанасьев снимается в кино с 1971 г. – на сегодняшний день в его фильмографии около 200 названий. Назовём самые известные из проектов с участием актёра: это многосерийные художественные фильмы «Совесть», «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперёд!»; фильмы «Кольцо из Амстердама», «В городе Сочи тёмные ночи», «Сыщик петербургской полиции», «Чёрный квадрат», «Зеркальные войны», «Главный», «День полнолуния», «Гагарин. Первый в космосе»; сериалы «Простые истины», «Семейные тайны», «Гражданин начальник», «Искатели», «Смерть шпионам!», «На пути к сердцу», «Черкизона», «Диверсант 2: Конец войны», «Галина», «Застывшие депеши», «Если бы да кабы», «Дело гастронома №1», «Мамочки», «Жизнь, которой не было», «Искушение», «Папаши», «Трюкач», «Восьмидесятые», «Уходящая натура», «Нити судьбы», «Благие намерения», «Между нами, девочками», «Уличное правосудие» и многие другие.

В сериалах «Московская сага», «Дети Арбата» и «Десантный Батя», а также кинофильме «С неба и в бой» актёр сыграл полководца Георгия Жукова.

Валерий Афанасьев – автор книги «Иди за прошлым», куда вошли повесть, стихи и рассказы. Кроме того, артист пишет музыку – песни в его исполнении можно услышать в спектакле Малого театра «Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше, где Валерий Алексеевич играет скупого и мнительного Бартоло.

Роли на сцене Малого театра:

10.10.2017 - Борис Годунов, «Царь Борис» А.К.Толстого

26.11.2017 - Крутицкий, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского

24.12.2017 - Яичница, «Женитьба» Н.В.Гоголя

10.05.2018 - Шеин, воевода Смоленска, «Смута. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского

30.04.2019 - Горас Вандергельдер, «Всегда зовите Долли!» Т.Уайлдера

22.09.2019 - Михаил Александрович Глов, «Игроки» Н.В.Гоголя

22.02.2020 - Цыганов, «Варвары» М.Горького

03.09.2020 - Премьер-министр Великобритании, «Большая тройка (Ялта-45)» Л.Свенссона

17.12.2020 - Фамусов, «Горе от ума» А.С.Грибоедова

18.09.2021 - Петр Андреевич Толстой, «Пётр I» Д.С.Мережковского

07.11.2021 - Маттиас Клаузен, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

19.12.2021 - Тоцкий, «Идиот» Ф.М.Достоевского

18.03.2022 - Собакевич, «Мертвые души» Н.В.Гоголя

21.10.2022 - Бартоло, "Женитьба Фигаро" П.Бомарше

03.12.2022 - Силан, "Горячее сердце" А.Н.Островского

10.02.2024 - Редактор, "Мой нежный зверь" А.П.Чехова

Публикации

ВАЛЕРИЙ АФАНАСЬЕВ ПООБЩАЛСЯ С КОГАЛЫМЧАНАМИ

24 декабря на сцене филиала Малого театра в Когалыме прошел творческий вечер народного артиста России Валерия Афанасьева. За два с половиной часа, которые прошли в очень теплой обстановке, Валерий Алексеевич не только ответил на вопросы своих поклонников, но и исполнил несколько песен под собственный аккомпанемент на гитаре. Фоторепортаж Айдара Ахметова.

Подробнее >

В КОГАЛЫМЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА КО ДНЮ ПОБЕДЫ

6 мая в Музейно-выставочном центре города Когалыма открылась выставка "Малый театр - фронту", посвященная деятельности нашего театра в годы Великой Отечественной войны. На открытии выступили народный артист России Валерий Афанасьев, артисты Игорь Петренко и Наталья Калинина, которые зачитали письма участников фронтовых бригад и фронтового филиала. Об экспозиции, включающей фотографии, рукописные документы и костюмы, собравшимся рассказала начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова.

Подробнее >
Отзывы