Юон Константин Федорович

Художник
Юон Константин Федорович (12(24).10.1875, Москва, — 11.4.1958, там же), советский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член КПСС с 1951. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании училища работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898—1900). Член объединения «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (1925). Ю. обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи (сложившейся под влиянием импрессионизма), в разнообразно скомпонованном архитектурном пейзаже («К Троице. Март», 1903). В советское время Ю. выступал как хранитель реалистической традиции русского искусства («Купола и ласточки», 1921), воплощал сюжеты революционной истории («Штурм Кремля в 1917 году» 1947), запечатлел события и образы людей советской эпохи («Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949; «Утро индустриальной Москвы», 1949; все упомянутые работы в Третьяковской галерее). Оформлял также театральные спектакли (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912—13, Театр Елисейских полей, Париж: пьесы «Егор Булычев и другие» М. Горького, 1934, МХАТ; опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва), работал в области графики. С 25 марта 1943 г. по 17 января 1948 г. – главный художник Малого театра (Москва). Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным; 1900—17), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (профессор 1952—55) и других учебных заведениях. Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (1948—1950). 1-й секретарь правления Союза художников СССР (с 1957). Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Спектакли, оформленные К.Ф.Юоном в Малом театре:
1919 – «Старик» М.Горького
1919 – «Собака садовника» Лопе де Вега
1923 – «Сердце не камень» А.Н.Островского
1924 – «Сто лет Малого театра» И.С.Платона
1924 – «Матрос» Т.Соважа и Э.Делюрье
1925 – «Аракчеевщина» И.С.Платона
1933 – «Бешеные деньги» А.Н.Островского
1938 – «Ревизор» Н.В.Гоголя
1940 – «Без вины виноватые» А.Н.Островского
1944 – «Волки и овцы» А.Н.Островского
1951 – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского


Соч.: Об искусстве, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Апушкин Я. В., К. Ф. Юон, М., 1936;
Третьяков Н., К. Ф. Юон, М., 1957;
К. Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. (Каталог-сборник), М., 1968;
(Ромашкова Л.) К. Юон. (Альбом), М., 1973;
К. Ф. Юон, Столетие со дня рождения, 1875—1975, М., 1976.
Юон Константин Федорович (12(24).10.1875, Москва, — 11.4.1958, там же), советский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член КПСС с 1951. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании училища работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898—1900). Член объединения «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников, член АХРР (1925). Ю. обращался к мотивам русской провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и пейзажа в сочной яркой манере живописи (сложившейся под влиянием импрессионизма), в разнообразно скомпонованном архитектурном пейзаже («К Троице. Март», 1903). В советское время Ю. выступал как хранитель реалистической традиции русского искусства («Купола и ласточки», 1921), воплощал сюжеты революционной истории («Штурм Кремля в 1917 году» 1947), запечатлел события и образы людей советской эпохи («Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949; «Утро индустриальной Москвы», 1949; все упомянутые работы в Третьяковской галерее). Оформлял также театральные спектакли (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912—13, Театр Елисейских полей, Париж: пьесы «Егор Булычев и другие» М. Горького, 1934, МХАТ; опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва), работал в области графики. С 25 марта 1943 г. по 17 января 1948 г. – главный художник Малого театра (Москва). Преподавал в собственной студии в Москве (совместно с И. О. Дудиным; 1900—17), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (профессор 1952—55) и других учебных заведениях. Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (1948—1950). 1-й секретарь правления Союза художников СССР (с 1957). Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Спектакли, оформленные К.Ф.Юоном в Малом театре:
1919 – «Старик» М.Горького
1919 – «Собака садовника» Лопе де Вега
1923 – «Сердце не камень» А.Н.Островского
1924 – «Сто лет Малого театра» И.С.Платона
1924 – «Матрос» Т.Соважа и Э.Делюрье
1925 – «Аракчеевщина» И.С.Платона
1933 – «Бешеные деньги» А.Н.Островского
1938 – «Ревизор» Н.В.Гоголя
1940 – «Без вины виноватые» А.Н.Островского
1944 – «Волки и овцы» А.Н.Островского
1951 – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского


Соч.: Об искусстве, т. 1—2, М., 1959.
Лит.: Апушкин Я. В., К. Ф. Юон, М., 1936;
Третьяков Н., К. Ф. Юон, М., 1957;
К. Ф. Юон. Человек, художник, общественный деятель. Педагог. (Каталог-сборник), М., 1968;
(Ромашкова Л.) К. Юон. (Альбом), М., 1973;
К. Ф. Юон, Столетие со дня рождения, 1875—1975, М., 1976.
Публикации
Отзывы