Васильева Екатерина Николаевна

Актриса
Васильева Екатерина Николаевна (Лаврова) (16.8.1829 - 27.4.1877). Родители - певец Н.В.Лавров и певица Д.М.Сабурова. Отец был против, чтобы его дети стали артистами, но трое его сыновей и дочь посвятили свою жизнь сцене. Десяти лет от роду Екатерина была помещена в модный московский пансион г-жи Дебеш, а вскоре, после смерти своего отца, была отправлена матерью в Петербург, в пансион г-жи Эттер. Возвратясь в Москву в 1843 г., она поступила в театральную школу и дебютировала 20 мая 1845 г., в комедии «Девица-отшельница», затем с успехом играла в драме «Эстелла» (Скриба), трагедии «Коварство и любовь» Шиллера и комедиях «Мачеха и падчерица» и «Урок богатым кокеткам». Прикомандированная к петербургскому театральному училищу, она с другими воспитанницами являлась исполнительницей в казенном цирке, стоявшем на месте нынешнего Мариинского театра. Осенью 1846 г. Лаврова дебютировала на сцене Александринского театра в комедии «Мирондолина, или Седина в бороду», в роли Мирондолины. В мае 1847 г. она снова была переведена в Москву, где сразу заняла видное место на сцене Малого театра; особенно удались молодой артистке роли Софьи Павловны («Горе от ума») и г-жи Леру в комедии Альфреда Мюссе «Женский ум лучше всяких дум». В 1850 г. Е. Н. Лаврова вышла замуж за известного актера-комика С. В. Васильева. Лаврова была одной из самых репертуарных актрис своего времени. У нее не было амплуа, что было редкостью на императорской сцене. Обладая выразительной сценической внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью, Васильева играла разнообразные роли. Особенным успехом пользовалась в ролях светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли пожилых женщин.

По словам Островского, это была «умная, образованная женщина, с большим разнообразным талантом», которая наряду с участием в русском репертуаре «была лучшей исполнительницей в комедиях Скриба и современных французских писателей» (А. Н. Островский. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 336—337). Васильева обладала богатыми природными данными, отличной школой, знала музыку, умела петь и танцевать. Часто выезжая за границу, она знакомилась с иностранными театрами, искусством зарубежных актеров. В творчестве Васильевой непосредственность чувства, блеск и веселость в комедии, сосредоточенная страстность сочетались с продуманностью роли, изучением ее, тщательной отделкой характера. «В драме у нее с годами являлась искусственность тона, — вспоминал П. Д. Боборыкин, — но в комедии она держалась вполне реального тона и в диалоге умела высказать большую тонкость интонации, привлекала умом и гибкостью дарования» (П. Д. Боборыкин. За полвека. М.—Л., 1929, стр. 198—199). Ясный замысел, прекрасная техника, выразительный грим, богатство оттенков в раскрытии характерных бытовых образов роднили Васильеву с творчеством Шумско-го. Наиболее блестящий период в ее деятельности — конец 60-х годов, когда она будет играть разнообразный западный и русский репертуар.

Среди её ранних ролей: Софья («Горе от ума»), Офелия («Гамлет» У. Шекспира) и др. Простота и естественность игры Васильевой особенно ярко проявились в пьесах А. Н. Островского: Мария Андреевна («Бедная невеста»), Вышневская («Доходное место»), Софья Ивановна («Не сошлись характерами!»), Анна Павловна («Шутники»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты») и др. Среди других ролей: баронесса Штраль («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Анна Андреевна («Ревизор»); Корделия и Регана («Король Лир»), Виола («Двенадцатая ночь»), Гертруда («Гамлет») - все Шекспира, Анна Тихоновна («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), графиня Альмавива («Новый Тартюф» Бомарше), Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н.Островского).

Принимала активное участие в организации и работе «Общества любителей драматического и музыкального искусства». Москва очень любила Е. Н. Лаврову; не менее ценили ее и в Петербурге, куда она приезжала гастролировать. В последний раз она играла в Петербурге в мае 1876 г. в бенефисе своей двоюродной сестры Е. А. Сабуровой. Зимою того же года она простудилась и у ней открылась скоротечная чахотка. В конце марта 1877 г. она выехала за границу, а 27 апреля скончалась в Берне. 10 мая тело Васильевой было погребено в Москве. — Старшая ее дочь, Надежда Сергеевна Васильева, перешла в 1870 г. на петербургскую императорскую сцену и занимает в ней одно из первых мест.

Лит.: Родиславский В. Биографический очерк артистки императорских театров Екатерины Николаевны Васильевой, урожд. Лавровой. М., 1878
Васильева Екатерина Николаевна (Лаврова) (16.8.1829 - 27.4.1877). Родители - певец Н.В.Лавров и певица Д.М.Сабурова. Отец был против, чтобы его дети стали артистами, но трое его сыновей и дочь посвятили свою жизнь сцене. Десяти лет от роду Екатерина была помещена в модный московский пансион г-жи Дебеш, а вскоре, после смерти своего отца, была отправлена матерью в Петербург, в пансион г-жи Эттер. Возвратясь в Москву в 1843 г., она поступила в театральную школу и дебютировала 20 мая 1845 г., в комедии «Девица-отшельница», затем с успехом играла в драме «Эстелла» (Скриба), трагедии «Коварство и любовь» Шиллера и комедиях «Мачеха и падчерица» и «Урок богатым кокеткам». Прикомандированная к петербургскому театральному училищу, она с другими воспитанницами являлась исполнительницей в казенном цирке, стоявшем на месте нынешнего Мариинского театра. Осенью 1846 г. Лаврова дебютировала на сцене Александринского театра в комедии «Мирондолина, или Седина в бороду», в роли Мирондолины. В мае 1847 г. она снова была переведена в Москву, где сразу заняла видное место на сцене Малого театра; особенно удались молодой артистке роли Софьи Павловны («Горе от ума») и г-жи Леру в комедии Альфреда Мюссе «Женский ум лучше всяких дум». В 1850 г. Е. Н. Лаврова вышла замуж за известного актера-комика С. В. Васильева. Лаврова была одной из самых репертуарных актрис своего времени. У нее не было амплуа, что было редкостью на императорской сцене. Обладая выразительной сценической внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью, Васильева играла разнообразные роли. Особенным успехом пользовалась в ролях светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли пожилых женщин.

По словам Островского, это была «умная, образованная женщина, с большим разнообразным талантом», которая наряду с участием в русском репертуаре «была лучшей исполнительницей в комедиях Скриба и современных французских писателей» (А. Н. Островский. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 336—337). Васильева обладала богатыми природными данными, отличной школой, знала музыку, умела петь и танцевать. Часто выезжая за границу, она знакомилась с иностранными театрами, искусством зарубежных актеров. В творчестве Васильевой непосредственность чувства, блеск и веселость в комедии, сосредоточенная страстность сочетались с продуманностью роли, изучением ее, тщательной отделкой характера. «В драме у нее с годами являлась искусственность тона, — вспоминал П. Д. Боборыкин, — но в комедии она держалась вполне реального тона и в диалоге умела высказать большую тонкость интонации, привлекала умом и гибкостью дарования» (П. Д. Боборыкин. За полвека. М.—Л., 1929, стр. 198—199). Ясный замысел, прекрасная техника, выразительный грим, богатство оттенков в раскрытии характерных бытовых образов роднили Васильеву с творчеством Шумско-го. Наиболее блестящий период в ее деятельности — конец 60-х годов, когда она будет играть разнообразный западный и русский репертуар.

Среди её ранних ролей: Софья («Горе от ума»), Офелия («Гамлет» У. Шекспира) и др. Простота и естественность игры Васильевой особенно ярко проявились в пьесах А. Н. Островского: Мария Андреевна («Бедная невеста»), Вышневская («Доходное место»), Софья Ивановна («Не сошлись характерами!»), Анна Павловна («Шутники»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты») и др. Среди других ролей: баронесса Штраль («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Анна Андреевна («Ревизор»); Корделия и Регана («Король Лир»), Виола («Двенадцатая ночь»), Гертруда («Гамлет») - все Шекспира, Анна Тихоновна («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), графиня Альмавива («Новый Тартюф» Бомарше), Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н.Островского).

Принимала активное участие в организации и работе «Общества любителей драматического и музыкального искусства». Москва очень любила Е. Н. Лаврову; не менее ценили ее и в Петербурге, куда она приезжала гастролировать. В последний раз она играла в Петербурге в мае 1876 г. в бенефисе своей двоюродной сестры Е. А. Сабуровой. Зимою того же года она простудилась и у ней открылась скоротечная чахотка. В конце марта 1877 г. она выехала за границу, а 27 апреля скончалась в Берне. 10 мая тело Васильевой было погребено в Москве. — Старшая ее дочь, Надежда Сергеевна Васильева, перешла в 1870 г. на петербургскую императорскую сцену и занимает в ней одно из первых мест.

Лит.: Родиславский В. Биографический очерк артистки императорских театров Екатерины Николаевны Васильевой, урожд. Лавровой. М., 1878
Публикации

ПАМЯТЬ

28 августа исполняется 185 лет со дня рождения актрисы Малого театра Екатерины Николаевны Васильевой (1829 – 1877).

Подробнее >
Отзывы