Васильев Николай Иосифович

Актер
Васильев Николай Иосифович (28 ноября 1864 года, подмосковное село Ростокино – 1914, Москва) – русский актер. Родился в семье фельдшера. Несомненные способности к рисованию позволили Васильеву в 1880 г. поступить в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве. Однако побывав на спектакле Малого театра, понял, что его призвание – сцена. В 1884 году закончил драматическое отделение Филармонического отделения (по классу М.П.Садовского), 22 марта 1884 года в экзаменационном спектакле в пьесе Хмельницкого «Воздушные замки» играл на сцене Малого театра роль слуги Виктора, а 22 января 1885 года, то есть через год, благодаря покровительству М. П. Садовского, оценившего его блестящие способности, он был уже принят в труппу Малого театра как актер. Благодаря заботе А.П.Ленского на утренних спектаклях Малого театра Васильеву удалось сыграть Тесова («На пороге к делу»), Кисельникова («Пучина»), Тихона («Гроза») и др. 1 сентября 1898 года в Новом театре, организованном А.П.Ленским, Васильев играет Хлестакова в «Ревизоре» и в этой роли обнаруживает, по словам Е.Д.Турчаниновой, многообещающую силу, незаурядность и блеск своего дарования, дарования искреннего, глубокого, правдивого, многогранного и необыкновенно обаятельного. Эта роль принесла ему признание, в ней он выступал в театрах Варшавы, Пензы, Одессы, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Уфы, Казани и других городов.

«Васильев, - пишет его партнерша по спектаклю Е.Д.Турчанинова, - умел сочными красками создавать рисунок образа, делать его объемным и живым. Вот почему его Хлестаков был Хлестаковым Гоголя. Лучшего Хлестакова, чем Васильев, я не видела на русской сцене. Хлестаков Васильева был необыкновенно «легок» и оправдывал слова Гоголя: «Легкость в мыслях необыкновенная». Васильевский Хлестаков лгал — фантазировал вдохновенно, веря в то, что ему представлялось в ту минуту, Фантазируя, он «не видел» окружающих, вот почему полет его фантазии еще больше подчеркивал ужас, трясину жизни провинциальных чиновников, от страха перед ревизором потерявших представление о реальности. Хлестаков Васильева был настолько убедителен в своем ничтожестве, что «помрачение умов» городничего и окружающих вызывало в зрителе то возмущение, тот «смех сквозь слезы», которым сильна и вечна сатирическая комедия Гоголя. Причем Васильев в этой роли и внешне изящен, обаятелен — он был дворянским недорослем, уже вкусившим соблазны столичной жизни. Все в Хлестакове Васильева было Молодо, искренне: и его отчаяние, когда он без копейки денег застрял в чужом городе,— так хочется есть, а обеды не отпускаются без денег; и его радость при виде обеда, когда он его добился; и его страх перед городничим; и легкость перехода от отчаяния к радости, когда выход найден и все вновь становится легким и приятным».

Другие роли: Слендер в «Виндзорских проказницах» Шекспира, Андрей Белугин — в «Женитьбе Белугина» Островского, князь Мышкин в «Идиоте» по Достоевскому. Из-за болезни вынужден был оставить сцену в начале 1900-х гг. После поправки не смог вернуться на сцену и стал преподавателем Филармонического училища.

Лит.: Сб. «Евдокия Дмитриевна Турчанинова», М., «Искусство», 1959.
Васильев Николай Иосифович (28 ноября 1864 года, подмосковное село Ростокино – 1914, Москва) – русский актер. Родился в семье фельдшера. Несомненные способности к рисованию позволили Васильеву в 1880 г. поступить в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве. Однако побывав на спектакле Малого театра, понял, что его призвание – сцена. В 1884 году закончил драматическое отделение Филармонического отделения (по классу М.П.Садовского), 22 марта 1884 года в экзаменационном спектакле в пьесе Хмельницкого «Воздушные замки» играл на сцене Малого театра роль слуги Виктора, а 22 января 1885 года, то есть через год, благодаря покровительству М. П. Садовского, оценившего его блестящие способности, он был уже принят в труппу Малого театра как актер. Благодаря заботе А.П.Ленского на утренних спектаклях Малого театра Васильеву удалось сыграть Тесова («На пороге к делу»), Кисельникова («Пучина»), Тихона («Гроза») и др. 1 сентября 1898 года в Новом театре, организованном А.П.Ленским, Васильев играет Хлестакова в «Ревизоре» и в этой роли обнаруживает, по словам Е.Д.Турчаниновой, многообещающую силу, незаурядность и блеск своего дарования, дарования искреннего, глубокого, правдивого, многогранного и необыкновенно обаятельного. Эта роль принесла ему признание, в ней он выступал в театрах Варшавы, Пензы, Одессы, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Уфы, Казани и других городов.

«Васильев, - пишет его партнерша по спектаклю Е.Д.Турчанинова, - умел сочными красками создавать рисунок образа, делать его объемным и живым. Вот почему его Хлестаков был Хлестаковым Гоголя. Лучшего Хлестакова, чем Васильев, я не видела на русской сцене. Хлестаков Васильева был необыкновенно «легок» и оправдывал слова Гоголя: «Легкость в мыслях необыкновенная». Васильевский Хлестаков лгал — фантазировал вдохновенно, веря в то, что ему представлялось в ту минуту, Фантазируя, он «не видел» окружающих, вот почему полет его фантазии еще больше подчеркивал ужас, трясину жизни провинциальных чиновников, от страха перед ревизором потерявших представление о реальности. Хлестаков Васильева был настолько убедителен в своем ничтожестве, что «помрачение умов» городничего и окружающих вызывало в зрителе то возмущение, тот «смех сквозь слезы», которым сильна и вечна сатирическая комедия Гоголя. Причем Васильев в этой роли и внешне изящен, обаятелен — он был дворянским недорослем, уже вкусившим соблазны столичной жизни. Все в Хлестакове Васильева было Молодо, искренне: и его отчаяние, когда он без копейки денег застрял в чужом городе,— так хочется есть, а обеды не отпускаются без денег; и его радость при виде обеда, когда он его добился; и его страх перед городничим; и легкость перехода от отчаяния к радости, когда выход найден и все вновь становится легким и приятным».

Другие роли: Слендер в «Виндзорских проказницах» Шекспира, Андрей Белугин — в «Женитьбе Белугина» Островского, князь Мышкин в «Идиоте» по Достоевскому. Из-за болезни вынужден был оставить сцену в начале 1900-х гг. После поправки не смог вернуться на сцену и стал преподавателем Филармонического училища.

Лит.: Сб. «Евдокия Дмитриевна Турчанинова», М., «Искусство», 1959.
Публикации
Отзывы