Сумбатов-Южин Александр Иванович

Актер

ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия — Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., — 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) — русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 — управляющий труппой, с 1918 — председатель Совета, с 1919 — председатель дирекции, с 1923 — директор, с 1926 — почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство — вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях — «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева — Федотова, Ольга Николаевна — Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа — «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера — Ермолова, Олтин — К. Рыбаков, Борис — Правдин, Дарья Кировна — Садовская, Корпев — М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии — «Измена» (1903, там же; Зейнаб — Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь — все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

В 2007 году в Малом театре состоялась научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.И. Сумбатова-Южина. В ней приняли участие известные театральные критики и историки театра, артисты Малого театра. К юбилейной дате и на основе докладов выступающих театром были выпущены два сборника, посвященных А.И.Сумбатову-Южину: «Князь Александр Иванович Сумбатов-Южин. Воспоминания. Статьи. Исследования» и «Жизнь по закону развивающей красоты».







Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;

Пьесы, М., 1961;

Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.



Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;

А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;

Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;

Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;

Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;

его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;

Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.

Музалевский М. «Заслуженные артисты императорских театров». М., 2008.

Южин сыграл в Малом театре (с 1882—1883 по 1926 г.) 255 ролей.

В русском классическом репертуаре (включая «юбилейные» и «торже¬ственные» спектакли) он выступил в 36 ролях девяти драматургов.


1) В пьесах Островского Южиным сыграны:

В 1882-1883 г. Пьер — «Красавец мужчина»; Баклушин — «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; Бакин — «Таланты и поклонники».

В 1883-1884 г. Муров — «Без вины виноватые».

В 1885-1886 г. Городулин — «На всякого мудреца довольно простоты»; Агишин — «Женитьба Белугина»; С. Бастрюков — «Воевода»; Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» (на гастрольных спектаклях Малого театра в Варшаве).

В 1892-1893 г. Самозванец — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй¬ский»; Беркутов—«Волки и овцы».

В 1893-1894 г. Телятев — Бешеные деньги».

В 1894-1895 г. Мулин - «Невольницы»; Дульчин — «Последняя жертва».

В 1896-1897 г. Николай — «Поздняя любовь».

В 1899-1900 г Кочуев - «Не от мира сего».

В 1901-1902 г. Бодаев -«Лес» (играл он его и в 1914-1915 г.)

В 1911-1912 г. Паратов — «Бесприданница».

В 1913-1914 г. Иван Грозный — «Василиса Мелентьева».

В 1917-1918 г. Телятев — «Бешеные деньги».

В 1922-1923 г. Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты.

В 1925-1926 г. Семен Бастрюков — «Воевода».

Кроме того, им сыграны на клубных сценах Петербурга в 1878-1879 г.: Краснов — «Грех да беда на кого не живет» и Добротворский — «Бедная невеста».

2) В пьесах Гоголя:

В 1901-1902 г. Растаковский и жандарм - «Ревизор»; Барсуков — «Утро делового человека». Эти же роли он играл и в юбилейном спек¬такле 1909 г.

В 1909 г., кроме того, он играл Comme il faut — «Театральный разъезд».


3) В «Горе от ума» Грибоедова:

30 августа ст. ст. 1882 г. Чацкий (дебют Южина в Малом театре). Эту роль, начиная с возобновления комедии в 1887- 1888 г., Южин, че¬редуясь с Ф. П. Горевым, играет тринадцать лет подряд.

В 1910-1911 г. Репетилов.

17 марта 1917 г. «Гость у Фамусова» (на торжественном спектакле, посвященном «Освобожденной России»).

В 1917- 1918 г. Фамусов; в этой роли Южин выступил и в последний раз в своей жизни — 7 декабря 1926 г.


4) В репертуаре Пушкина:

В 1889-1890 г. Григорий Отрепьев -— «Борис Годунов». В 1890-1891 г. Дон-Жуан — «Каменный гость». В 1912-1913 г. Пимен—«Борис Годунов».


5) В репертуаре Тургенева:

В 1895-1896 г. Лаврецкий — «Дворянское гнездо» (инсценировка Вейнберга).

В 1899-1900 г. Ракитин — «Месяц в деревне».


6) В репертуаре Ал. Толстого:

В 1898-1899 г. Борис Годунов — «Царь Борис».

В 1918-1919 г. Глеб Миронович — «Посадник».


Кроме того, в свой первый сезон в Малом театре:

7) В 1882-1883 г. Южин три раза сыграл Милона в «Недоросле» Фонвизина и затем играл:

8) В 1894-1895 г. Шпрингеля - «Горькая судьбина» Писемского.

9) В 1899-1900 г. Кречииского — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.


Западноевропейской классике принадлежат 33 роли в пьесах девяти драматургов. Среди них:

1) Шекспир:

В 1883-1884 г. Лаэрт — «Гамлет»; Клавдио— «Много шуму из ничего».

В 1885-1886 г Герцог Кларенс— «Король Ричард III»; Яго — «Отелло».

В 1886-1887 г. Октавий Цезарь «Антоний и Клеопатра».

В 1889-1890 г. Макбет (его он играл и при возобновлении трагедия в сезон 1913-1914 г.).

В 1890-1891 г. Фентон — «Виндзорские проказницы».

В 1891-1892 г. Гамлет; Постум — «Имогена».

В 1895-1896 г. Эдмунд — «Король Лир»; Ричард III.

В 1898-1899 г. Петруччно — «Укрощение строптивой».

В 1901-1902 г. Кориолан.

В 1907-1908 г. Отелло (двадцатипятилетний юбилей Южина).

В 1916-1917 г. Шейлок.

В 1922-1923 г. Отелло (сорокалетний юбилей Южина). Кроме того, в Пушкинском театре Бренко в 1881-1882 г. Южин итрал Клавдия в «Гамлете».


2) Ш и л л е р:

В 1883.1884 г. Дюнуа— «Орлеанская дева».

В 1885-1886 г. Мортимер — «Мария Стюарт».

В 1887-1889 г. Лейстер — «Мария Стюарт».

В 1893-1894 г. Маркиз Поза — «Дон-Карлос».

В 1887-1889 г. Лейстер — «Мария Стюарт».

Кроме того, на гастролях играл Франца Моора — «Разбойники»


3) Г ю г о:

В 1889-1890 г. Дон-Карлос (Карл V) — «Эрнани».

В 1891-1892 г. Рюи-Блаз (пьеса была поставлена Южиным в свой бенефис).

В 1897-1898 г. Жан Вальжан - «Отверженные (по Гюго).


4) И б с е н:

В 1891-1892 г. Сигурд — «Северные богатыри».

В 1904-1905 г. Боркман— «Джон Габриэль Боркман».

В 1905-1906 г. Ярл Скуле - «Борьба за престол».


5) Бьернстерне-Бьернсон:

В 1892-1893 г. Ботвель— «Мария Шотландская».

В 1910-1911 г. Арвик — «Когда цветет молодое вино».


6) Бомарше:

В 1883-1884 г. граф Альмавива — «Севильский цирюльник».

В 1909-1910 г. Фигаро — «Женитьба Фигаро».


7)Лопе де Вега:

В 1886-1887 г. Дон Санчо Ортис — «Звезда Севильи».


8) Гете:

В 1887-1888 г. Эгмонт.


9) Расин:

В 1889-1890 г. Ипполит — «Федра».


Сверх того Южин выступал в 43 пьесах 30 иностранных драматургов. Среди них должны быть упомянуты (кроме пьес Томайо и Бауса, Кано и Мазаса, Берга, Легуве, Эчегерайа, Роветта, Нордау, Бутти, Бейерлейна. Бернштейна, Кистмекера, Брамсона и Соммерсета, не оставивших сколько-нибудь значительного следа в его творчестве) пьесы следующих драматургов:

Французских:

Пароди — «Побежденный Рим» (Фабий — 1885-1886 г. и 1912-1913 г.)

Франсуа Коппе — «Якобиты» (Фингал — 1892-1893 г.).

Сарду — «Граф де Ризоор» (Карлоо ван-дер Ноот в 1892-1893 г. и Ризоор в 1914-1915 г.).

Ожье — «Сиятельный зять» (Прелль — 1894-1895 г.), «Сын Жибуайе» (1903-1904 г.).

Дюма — «Кин» (1899-1900 г.).

Брие — «Заместительницы» (Ришон — 1901-1902 г.), «Красная ман¬тия» (Музон — 1904-1905 г.).

Мирбо — «Очаг» (Бирон—1909-1910 г.).

Скриб — «Стакан воды» (Болингброк — 1915-1916 г.), «Дамская война» (Монришар — 1923-1924 г.).


Немецких:

Гуцков — «Уриэль Акоста» (1883-1884 г.) Гальм — «Равеннский боец» (Тумелик— 1893-1894 г.).

Зудерман — «Честь» (Роберт— 1895-1896 г.), «Счастье в уголке» (фон Рекниц— 1898-1899 г.), «Да здравствует жизнь» (Фолькерлинг— 1902-1903 г.).

Шницлер — «Одинокой тропой» (Юлиан Фехтнер— 1904.1905 г.). «Обширная страна» (Гофреттер — 1912-1913 г.). Бар — «Звезда» (Pop — 1906-1907 г.). Гойер — «Дебют Венеры» (Стефан—1912-1913 г.).

Английских:

Джером К. Джером — «Мисс Гоббс» (Кингстер старший—1902-1903 г.). Пинеро — «Хозяйка в доме» (Джессо— 1907-1908 г.), «На полпути» (Блондель — 1911-1912 г.).

Оскар Уайльд — «Идеальный муж» (лорд Кавершам—1909-1910 г.).


Датских:

Седерберг — «Любовь — все» (Аидман— 1910-1911 г.).

ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия — Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., — 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) — русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 — управляющий труппой, с 1918 — председатель Совета, с 1919 — председатель дирекции, с 1923 — директор, с 1926 — почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство — вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях — «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева — Федотова, Ольга Николаевна — Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа — «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера — Ермолова, Олтин — К. Рыбаков, Борис — Правдин, Дарья Кировна — Садовская, Корпев — М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии — «Измена» (1903, там же; Зейнаб — Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь — все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

В 2007 году в Малом театре состоялась научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.И. Сумбатова-Южина. В ней приняли участие известные театральные критики и историки театра, артисты Малого театра. К юбилейной дате и на основе докладов выступающих театром были выпущены два сборника, посвященных А.И.Сумбатову-Южину: «Князь Александр Иванович Сумбатов-Южин. Воспоминания. Статьи. Исследования» и «Жизнь по закону развивающей красоты».







Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;

Пьесы, М., 1961;

Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.



Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;

А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;

Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;

Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;

Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;

его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;

Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.

Музалевский М. «Заслуженные артисты императорских театров». М., 2008.

Южин сыграл в Малом театре (с 1882—1883 по 1926 г.) 255 ролей.

В русском классическом репертуаре (включая «юбилейные» и «торже¬ственные» спектакли) он выступил в 36 ролях девяти драматургов.


1) В пьесах Островского Южиным сыграны:

В 1882-1883 г. Пьер — «Красавец мужчина»; Баклушин — «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; Бакин — «Таланты и поклонники».

В 1883-1884 г. Муров — «Без вины виноватые».

В 1885-1886 г. Городулин — «На всякого мудреца довольно простоты»; Агишин — «Женитьба Белугина»; С. Бастрюков — «Воевода»; Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» (на гастрольных спектаклях Малого театра в Варшаве).

В 1892-1893 г. Самозванец — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй¬ский»; Беркутов—«Волки и овцы».

В 1893-1894 г. Телятев — Бешеные деньги».

В 1894-1895 г. Мулин - «Невольницы»; Дульчин — «Последняя жертва».

В 1896-1897 г. Николай — «Поздняя любовь».

В 1899-1900 г Кочуев - «Не от мира сего».

В 1901-1902 г. Бодаев -«Лес» (играл он его и в 1914-1915 г.)

В 1911-1912 г. Паратов — «Бесприданница».

В 1913-1914 г. Иван Грозный — «Василиса Мелентьева».

В 1917-1918 г. Телятев — «Бешеные деньги».

В 1922-1923 г. Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты.

В 1925-1926 г. Семен Бастрюков — «Воевода».

Кроме того, им сыграны на клубных сценах Петербурга в 1878-1879 г.: Краснов — «Грех да беда на кого не живет» и Добротворский — «Бедная невеста».

2) В пьесах Гоголя:

В 1901-1902 г. Растаковский и жандарм - «Ревизор»; Барсуков — «Утро делового человека». Эти же роли он играл и в юбилейном спек¬такле 1909 г.

В 1909 г., кроме того, он играл Comme il faut — «Театральный разъезд».


3) В «Горе от ума» Грибоедова:

30 августа ст. ст. 1882 г. Чацкий (дебют Южина в Малом театре). Эту роль, начиная с возобновления комедии в 1887- 1888 г., Южин, че¬редуясь с Ф. П. Горевым, играет тринадцать лет подряд.

В 1910-1911 г. Репетилов.

17 марта 1917 г. «Гость у Фамусова» (на торжественном спектакле, посвященном «Освобожденной России»).

В 1917- 1918 г. Фамусов; в этой роли Южин выступил и в последний раз в своей жизни — 7 декабря 1926 г.


4) В репертуаре Пушкина:

В 1889-1890 г. Григорий Отрепьев -— «Борис Годунов». В 1890-1891 г. Дон-Жуан — «Каменный гость». В 1912-1913 г. Пимен—«Борис Годунов».


5) В репертуаре Тургенева:

В 1895-1896 г. Лаврецкий — «Дворянское гнездо» (инсценировка Вейнберга).

В 1899-1900 г. Ракитин — «Месяц в деревне».


6) В репертуаре Ал. Толстого:

В 1898-1899 г. Борис Годунов — «Царь Борис».

В 1918-1919 г. Глеб Миронович — «Посадник».


Кроме того, в свой первый сезон в Малом театре:

7) В 1882-1883 г. Южин три раза сыграл Милона в «Недоросле» Фонвизина и затем играл:

8) В 1894-1895 г. Шпрингеля - «Горькая судьбина» Писемского.

9) В 1899-1900 г. Кречииского — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.


Западноевропейской классике принадлежат 33 роли в пьесах девяти драматургов. Среди них:

1) Шекспир:

В 1883-1884 г. Лаэрт — «Гамлет»; Клавдио— «Много шуму из ничего».

В 1885-1886 г Герцог Кларенс— «Король Ричард III»; Яго — «Отелло».

В 1886-1887 г. Октавий Цезарь «Антоний и Клеопатра».

В 1889-1890 г. Макбет (его он играл и при возобновлении трагедия в сезон 1913-1914 г.).

В 1890-1891 г. Фентон — «Виндзорские проказницы».

В 1891-1892 г. Гамлет; Постум — «Имогена».

В 1895-1896 г. Эдмунд — «Король Лир»; Ричард III.

В 1898-1899 г. Петруччно — «Укрощение строптивой».

В 1901-1902 г. Кориолан.

В 1907-1908 г. Отелло (двадцатипятилетний юбилей Южина).

В 1916-1917 г. Шейлок.

В 1922-1923 г. Отелло (сорокалетний юбилей Южина). Кроме того, в Пушкинском театре Бренко в 1881-1882 г. Южин итрал Клавдия в «Гамлете».


2) Ш и л л е р:

В 1883.1884 г. Дюнуа— «Орлеанская дева».

В 1885-1886 г. Мортимер — «Мария Стюарт».

В 1887-1889 г. Лейстер — «Мария Стюарт».

В 1893-1894 г. Маркиз Поза — «Дон-Карлос».

В 1887-1889 г. Лейстер — «Мария Стюарт».

Кроме того, на гастролях играл Франца Моора — «Разбойники»


3) Г ю г о:

В 1889-1890 г. Дон-Карлос (Карл V) — «Эрнани».

В 1891-1892 г. Рюи-Блаз (пьеса была поставлена Южиным в свой бенефис).

В 1897-1898 г. Жан Вальжан - «Отверженные (по Гюго).


4) И б с е н:

В 1891-1892 г. Сигурд — «Северные богатыри».

В 1904-1905 г. Боркман— «Джон Габриэль Боркман».

В 1905-1906 г. Ярл Скуле - «Борьба за престол».


5) Бьернстерне-Бьернсон:

В 1892-1893 г. Ботвель— «Мария Шотландская».

В 1910-1911 г. Арвик — «Когда цветет молодое вино».


6) Бомарше:

В 1883-1884 г. граф Альмавива — «Севильский цирюльник».

В 1909-1910 г. Фигаро — «Женитьба Фигаро».


7)Лопе де Вега:

В 1886-1887 г. Дон Санчо Ортис — «Звезда Севильи».


8) Гете:

В 1887-1888 г. Эгмонт.


9) Расин:

В 1889-1890 г. Ипполит — «Федра».


Сверх того Южин выступал в 43 пьесах 30 иностранных драматургов. Среди них должны быть упомянуты (кроме пьес Томайо и Бауса, Кано и Мазаса, Берга, Легуве, Эчегерайа, Роветта, Нордау, Бутти, Бейерлейна. Бернштейна, Кистмекера, Брамсона и Соммерсета, не оставивших сколько-нибудь значительного следа в его творчестве) пьесы следующих драматургов:

Французских:

Пароди — «Побежденный Рим» (Фабий — 1885-1886 г. и 1912-1913 г.)

Франсуа Коппе — «Якобиты» (Фингал — 1892-1893 г.).

Сарду — «Граф де Ризоор» (Карлоо ван-дер Ноот в 1892-1893 г. и Ризоор в 1914-1915 г.).

Ожье — «Сиятельный зять» (Прелль — 1894-1895 г.), «Сын Жибуайе» (1903-1904 г.).

Дюма — «Кин» (1899-1900 г.).

Брие — «Заместительницы» (Ришон — 1901-1902 г.), «Красная ман¬тия» (Музон — 1904-1905 г.).

Мирбо — «Очаг» (Бирон—1909-1910 г.).

Скриб — «Стакан воды» (Болингброк — 1915-1916 г.), «Дамская война» (Монришар — 1923-1924 г.).


Немецких:

Гуцков — «Уриэль Акоста» (1883-1884 г.) Гальм — «Равеннский боец» (Тумелик— 1893-1894 г.).

Зудерман — «Честь» (Роберт— 1895-1896 г.), «Счастье в уголке» (фон Рекниц— 1898-1899 г.), «Да здравствует жизнь» (Фолькерлинг— 1902-1903 г.).

Шницлер — «Одинокой тропой» (Юлиан Фехтнер— 1904.1905 г.). «Обширная страна» (Гофреттер — 1912-1913 г.). Бар — «Звезда» (Pop — 1906-1907 г.). Гойер — «Дебют Венеры» (Стефан—1912-1913 г.).

Английских:

Джером К. Джером — «Мисс Гоббс» (Кингстер старший—1902-1903 г.). Пинеро — «Хозяйка в доме» (Джессо— 1907-1908 г.), «На полпути» (Блондель — 1911-1912 г.).

Оскар Уайльд — «Идеальный муж» (лорд Кавершам—1909-1910 г.).


Датских:

Седерберг — «Любовь — все» (Аидман— 1910-1911 г.).

Публикации

СУМБАТОВ-ЮЖИН: КНЯЗЬ ТЕАТРА

16 сентября исполняется 165 лет со дня рождения Александра Ивановича Сумбатова-Южина (1857 – 1927) – великого человека из прошлого Малого театра, чье имя мы помним и чтим. Сегодня мы хотим поделиться с вами очерком театрального критика Александра Рафаиловича Кугеля из книги «Театральные портреты». Это блестящий текст, который превосходно дает понять, в чем была магия его личности Сумбатова-Южина. Кроме того, благодаря звукозаписи у нас есть уникальная возможность услышать голос самого Южина и послушать в его исполнении два классических монолога: Отелло и Чацкого.

Подробнее >

ПЕШКОМ... ДОМ С ВИДОМ НА СЦЕНУ

Сегодня мы вспоминаем две великие эпохи, двух творцов, живших друг с другом по соседству, их наследие, их дома. Дома, конечно, разные, как и их хозяева, но оба дома с видом на сцену. На сцену, без которой наши герои просто не могли жить. Из окон квартир наших героев открывался прекрасный вид на тихий и уютный московский центр. Но и Александр Сумбатов-Южин, и Людмила Гурченко были настоящими Артистами, для которых существовала только сцена, затмив собой понятие "дом". Смотрите запись передачи на телеканале "Культура".

Подробнее >
Отзывы