Степанов Пётр Гаврилович

Актер

СТЕПАНОВ Пётр Гаврилович (1806-1869), актёр. С 1825, по окончании Московского театрального училища, до конца жизни в Малом театре. Вошёл в историю театра как исполнитель небольших комедийных и эпизодических ролей (часто без слов). Обладал природной наблюдательностью, большим мимическим дарованием, владел искусством имитации; тщательно отрабатывал мельчайшие детали образа. Роли: князь Тугоуховский («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Зефиров («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского), Ляпкин-Тяпкин, Яичница и Швохнев («Ревизор», «Женитьба» и «Игроки» Н. В. Гоголя), Маломальский и Ерём-ка («Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» А. Н. Островского), Никон («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и др.



«Никто лучше его не способен схватить известный тип, оригинальную или характеристическую личность и воспроизвести их с такой художественной верностью, что тайна драматической иллюзии приводит в изумление критика, готовящегося анализировать эту удивительную игру... По свойству своего талантаон не способен к глубокому психическому анализу, но от мельчайших душевных движений до мельчайших подробностей внешней характеристики по всей его роли проходит быстрый и верный резец истинного мастера» (А.Иванов (А.И.Урусов). Письма о московской драматургии. «Библиотека, для чтения», 1864, февраль). Такова была оценка артистического значения Степанова, данная критиком А. Урусовым. Степанов лепил свои образы, широко пользуясь жизненными наблюдениями. Изучая народные типы, он вслушивался в говор толпы, воспринимая интонации народной речи. Творческой индивидуальности Степанова были присущи способность имитации и копирования, богатая и разнообразная мимика. Он умел создать грим, дающий полное внешнее преображение. Его образы отличались яркой характерностью, отточенностью и выразительностью деталей, жанровыми красками. Наибольшими сценическими достижениями Степанова были эпизодические образы в пьесах Грибоедова, Гоголя, в комедиях Мольера, где он нашел применение своему мастерству внешнего перевоплощения. (Н.Г.Зограф , стр. 39).

СТЕПАНОВ Пётр Гаврилович (1806-1869), актёр. С 1825, по окончании Московского театрального училища, до конца жизни в Малом театре. Вошёл в историю театра как исполнитель небольших комедийных и эпизодических ролей (часто без слов). Обладал природной наблюдательностью, большим мимическим дарованием, владел искусством имитации; тщательно отрабатывал мельчайшие детали образа. Роли: князь Тугоуховский («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Зефиров («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского), Ляпкин-Тяпкин, Яичница и Швохнев («Ревизор», «Женитьба» и «Игроки» Н. В. Гоголя), Маломальский и Ерём-ка («Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» А. Н. Островского), Никон («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и др.



«Никто лучше его не способен схватить известный тип, оригинальную или характеристическую личность и воспроизвести их с такой художественной верностью, что тайна драматической иллюзии приводит в изумление критика, готовящегося анализировать эту удивительную игру... По свойству своего талантаон не способен к глубокому психическому анализу, но от мельчайших душевных движений до мельчайших подробностей внешней характеристики по всей его роли проходит быстрый и верный резец истинного мастера» (А.Иванов (А.И.Урусов). Письма о московской драматургии. «Библиотека, для чтения», 1864, февраль). Такова была оценка артистического значения Степанова, данная критиком А. Урусовым. Степанов лепил свои образы, широко пользуясь жизненными наблюдениями. Изучая народные типы, он вслушивался в говор толпы, воспринимая интонации народной речи. Творческой индивидуальности Степанова были присущи способность имитации и копирования, богатая и разнообразная мимика. Он умел создать грим, дающий полное внешнее преображение. Его образы отличались яркой характерностью, отточенностью и выразительностью деталей, жанровыми красками. Наибольшими сценическими достижениями Степанова были эпизодические образы в пьесах Грибоедова, Гоголя, в комедиях Мольера, где он нашел применение своему мастерству внешнего перевоплощения. (Н.Г.Зограф , стр. 39).

Публикации
Отзывы