Штраух Максим Максимович

Актер
Штраух Максим Максимович (1900–1974), русский актер. Народный артист СССР (1965). Лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий СССР (1949, 1951 – дважды). Родился в Москве 11 (23) февраля 1900 в семье врача. В детстве увлекался Художественным театром, вместе с С.М.Эйзенштейном в девятилетнем возрасте разыгрывал сцены из «Синей птицы» М.Метерлинка. После октябрьской революции три года служил в войсках связи Красной Армии.
В 1921 пришел в 1-й Рабочий театр Пролеткульта, где молодежь с юношеским азартом искала новые формы для нового искусства. Штраух принял активное участие в экспериментальных постановках В.С.Смышляева и Эйзенштейна, в ролях Филиппа Ривера («Мексиканец» по Дж. Лондону, 1921), Мамаева, он же Мамилюков-Проливной, он же Белый Клоун («Мудрец», 1923, по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в переработке С.М.Третьякова), Директора завода («Слышишь», «Москва?!», 1923, и «Противогазы», 1924, Третьякова) проявил себя актером острой сценической выразительности. Впервые снялся в короткометражном фильме-аттракционе «Дневник Глумова», входившем в спектакль «Мудрец». Как ассистент участвовал в создании знаменитых фильмов Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929). В Театре им. Мейерхольда сыграл резко обличительную, сатирическую роль Присыпкина («Клоп», 1929), гиперболического бюрократа Победоносикова («Баня», 1930). Именно в этих отрицательных ролях актер сделал первые попытки освободиться от формалистических влияний и перейти к реалистическому искусству.
В 1932–1950 в Театре Революции (в 1938–1942 Штраух был художественным руководителем театра) наступил этапный период в творчестве артиста, когда созданные им образы приобретают психологическую глубину. Первый успех Штрауха в этом направлении – роль рабочего Рубинчика в спектакле «Улица радости» А.Г.Зархи (1931). Герои Штрауха – люди новой современности: Руководящее лицо («Мой друг» Н.Ф.Погодина, 1932), Иван Горлов («Фронт» А.Е.Корнечука, 1942), Свеколкин («Обыкновенный человек» Л.М.Леонова, 1945).
В 1950–1957 – актер Малого театра. Среди ролей: Габу («Люди доброй воли» Г.Мдивани), инженер Груббе («Иначе жить нельзя» А.Софронова), Ленин («Незабываемый 1919-й» Вс.Вишневского, Гос. пр. СССР, 1951), Репетилов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Чарльз Армстронг («Шакалы» С.Якобсона), Маринелли («Эмилия Галотти» Лессинга), мистер Пикок («Проданная колыбельная» Х.Лакснесса) и др.
В 1959 артист вернулся в театр им. Маяковского (бывший Театр Революции). Третий период творческой биографии Штрауха отличался стремлением предельно лаконично и полно раскрыть характер людей, мужественно и стойко защищающих подлинные идеалы. Артист писал в заметках: «Надо знать, за что борешься и против чего борешься». Такими героями были Начальник («Аристократы» Н.Ф.Погодина, 1959), адмирал Миничев («Океан» А.Штейна, 1961) и др.
Особое место в актерской судьбе Штрауха занимал образ Ленина. Штраух был одним из первых исполнителей роли Ленина на сцене («Правда» А.Корнейчука в Театре Революции, 1937). Затем Штраух работал над образом пролетарского вождя в спектаклях «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского (Малый театр, 1950), «Между ливнями» А.Штейна (Театр им. Маяковского, 1964). Сыграл Ленина в кино: «Человек с ружьем» (1936), «Яков Свердлов» (1940), «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1965) режиссера С.Юткевича (1966) и «Выборгская сторона» (1938, реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг). Играл также в фильмах «Привидение, которое не возвращается» (1929, озвучен 1933, реж. А.Ромм), «Падение Берлина» (1949, реж. М.Чиаурели), «Заговор обреченных» (1950, реж. М.Калатозов), «Убийство на улице Данте» (1956, реж. М.И.Роом) и др. Как режиссер поставил спектакли «Лестница славы» О.Э.Скриба (1936), «Последние» М.Горького(1937). Наибольший успех и известность заслужила его постановка «Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехта (1960).
Умер Штраух в Москве 3 января 1974.

Энциклопедия .
Штраух Максим Максимович (1900–1974), русский актер. Народный артист СССР (1965). Лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий СССР (1949, 1951 – дважды). Родился в Москве 11 (23) февраля 1900 в семье врача. В детстве увлекался Художественным театром, вместе с С.М.Эйзенштейном в девятилетнем возрасте разыгрывал сцены из «Синей птицы» М.Метерлинка. После октябрьской революции три года служил в войсках связи Красной Армии.
В 1921 пришел в 1-й Рабочий театр Пролеткульта, где молодежь с юношеским азартом искала новые формы для нового искусства. Штраух принял активное участие в экспериментальных постановках В.С.Смышляева и Эйзенштейна, в ролях Филиппа Ривера («Мексиканец» по Дж. Лондону, 1921), Мамаева, он же Мамилюков-Проливной, он же Белый Клоун («Мудрец», 1923, по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в переработке С.М.Третьякова), Директора завода («Слышишь», «Москва?!», 1923, и «Противогазы», 1924, Третьякова) проявил себя актером острой сценической выразительности. Впервые снялся в короткометражном фильме-аттракционе «Дневник Глумова», входившем в спектакль «Мудрец». Как ассистент участвовал в создании знаменитых фильмов Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929). В Театре им. Мейерхольда сыграл резко обличительную, сатирическую роль Присыпкина («Клоп», 1929), гиперболического бюрократа Победоносикова («Баня», 1930). Именно в этих отрицательных ролях актер сделал первые попытки освободиться от формалистических влияний и перейти к реалистическому искусству.
В 1932–1950 в Театре Революции (в 1938–1942 Штраух был художественным руководителем театра) наступил этапный период в творчестве артиста, когда созданные им образы приобретают психологическую глубину. Первый успех Штрауха в этом направлении – роль рабочего Рубинчика в спектакле «Улица радости» А.Г.Зархи (1931). Герои Штрауха – люди новой современности: Руководящее лицо («Мой друг» Н.Ф.Погодина, 1932), Иван Горлов («Фронт» А.Е.Корнечука, 1942), Свеколкин («Обыкновенный человек» Л.М.Леонова, 1945).
В 1950–1957 – актер Малого театра. Среди ролей: Габу («Люди доброй воли» Г.Мдивани), инженер Груббе («Иначе жить нельзя» А.Софронова), Ленин («Незабываемый 1919-й» Вс.Вишневского, Гос. пр. СССР, 1951), Репетилов («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Чарльз Армстронг («Шакалы» С.Якобсона), Маринелли («Эмилия Галотти» Лессинга), мистер Пикок («Проданная колыбельная» Х.Лакснесса) и др.
В 1959 артист вернулся в театр им. Маяковского (бывший Театр Революции). Третий период творческой биографии Штрауха отличался стремлением предельно лаконично и полно раскрыть характер людей, мужественно и стойко защищающих подлинные идеалы. Артист писал в заметках: «Надо знать, за что борешься и против чего борешься». Такими героями были Начальник («Аристократы» Н.Ф.Погодина, 1959), адмирал Миничев («Океан» А.Штейна, 1961) и др.
Особое место в актерской судьбе Штрауха занимал образ Ленина. Штраух был одним из первых исполнителей роли Ленина на сцене («Правда» А.Корнейчука в Театре Революции, 1937). Затем Штраух работал над образом пролетарского вождя в спектаклях «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского (Малый театр, 1950), «Между ливнями» А.Штейна (Театр им. Маяковского, 1964). Сыграл Ленина в кино: «Человек с ружьем» (1936), «Яков Свердлов» (1940), «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1965) режиссера С.Юткевича (1966) и «Выборгская сторона» (1938, реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг). Играл также в фильмах «Привидение, которое не возвращается» (1929, озвучен 1933, реж. А.Ромм), «Падение Берлина» (1949, реж. М.Чиаурели), «Заговор обреченных» (1950, реж. М.Калатозов), «Убийство на улице Данте» (1956, реж. М.И.Роом) и др. Как режиссер поставил спектакли «Лестница славы» О.Э.Скриба (1936), «Последние» М.Горького(1937). Наибольший успех и известность заслужила его постановка «Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехта (1960).
Умер Штраух в Москве 3 января 1974.

Энциклопедия .
Публикации

«Звуковой архив Малого театра» «ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ» Г.-Э.ЛЕССИНГА

«Звуковой архив Малого театра»

«ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ» Г.-Э.ЛЕССИНГА

Запись спектакля, поставленного в 1953 году – к столетию со дня рождения Марии Николаевны Ермоловой. В заглавной роли – Екатерина Еланская…

Подробнее >
Отзывы